5 важных изменений в правилах ОСАГО с 1 октября 2022 года
В середине марта Минюст зарегистрировал указание Банка России об изменениях правил обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.
Документ вступил в силу 1 октября 2022 года — с этого момента у автовладельцев и потерпевших в ДТП изменились некоторые права и обязанности.
Расскажу, как будут работать новые правила.
ГДЕ СЛЕДИТЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации
Подписаться
Страховая сможет сама получать информацию о новом госномере автомобиля и о ДТП
Как было раньше: автовладельцы должны оформлять полис ОСАГО до того, как поставят автомобиль на учет в ГИБДД. Если после регистрации госномер меняется, владелец в течение 3 дней должен был сообщить его страховой — при личном визите, через приложение компании или по электронной почте.
Что изменилось: страховые теперь смогут без участия автовладельца узнавать об изменении номера из автоматизированной системы. Если страховая компания получит информацию о новом номере самостоятельно, она должна сообщить об этом автовладельцу — а тот уже может попросить внести изменения в полис ОСАГО. Также страховая сможет получать информацию о ДТП — при условии, что страхователь дал письменное согласие на получение данных в ГИБДД. В этом случае справка о ДТП не понадобится.
Теперь обязательно сообщать страховой, если у автомобиля сменится собственник
Как было раньше: если автомобиль продали, а полис ОСАГО еще действует, договор страхования при желании можно расторгнуть. В этом случае страховая вернет часть денег за оставшийся срок действия страховки. При этом можно было продать автомобиль и ничего не сообщать страховой: уведомлять страховщика о смене собственника было правом, а не обязанностью. Правда, вернуть часть денег за неиспользованный срок действия полиса в этом случае не получится.
Что изменилось: владелец полиса ОСАГО обязан письменно уведомить страховую компанию, если у авто сменится собственник.
Некоторые издания сообщали, что по новым правилам полис прошлого владельца будет действовать на уже проданный автомобиль, пока не истечет срок. В текущем указании ЦБ об этом ни слова. По закону в полисе нельзя изменить владельца авто, поэтому новый собственник в любом случае должен заключать свой договор обязательного страхования.
Участникам ДТП не придется записывать данные очевидцев
Как было раньше: водители — участники ДТП были обязаны записывать фамилии и адреса очевидцев, а также указывать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии.
Что изменилось: с 1 октября фиксировать данные очевидцев в извещении не нужно. Фактически новое правило закрепляет уже сложившуюся ситуацию: данные свидетелей почти никто не записывает, а те и вовсе не обязаны оставлять их участникам ДТП.
Досрочно расторгнуть договор ОСАГО при гибели автомобиля можно только после его утилизации
Как было раньше: для досрочного расторжения договора достаточно было заключения эксперта. В итоге владелец мог расторгнуть договор ОСАГО, вернуть остаток и после этого продать машину, А покупатель — починить ее и эксплуатировать дальше. Или снова продать.
Что изменилось: теперь расторгнуть договор ОСАГО при полной гибели автомобиля можно, только если владелец подтвердит, что автомобиль снят с государственного учета в связи с утилизацией. Для этого потребуется свидетельство или акт об утилизации — как подтверждение, что транспортное средство уничтожили. Получить такую справку можно в компании, которая занимается утилизацией автотранспорта.
Можно будет без заявления ознакомиться с результатами технической экспертизы
Как было раньше: потерпевший в ДТП имел право ознакомиться с результатами независимой технической экспертизы или оценки автомобиля — но для этого должен был подать письменное заявление в страховую компанию.
Что изменилось: потерпевшему не придется писать заявление. С 1 октября страховщик обязан ознакомить его с результатами экспертизы в любом случае. Страховая должна сделать это в течение 5 рабочих дней после того, как получит результаты экспертизы или проведет осмотр авто.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Обложка — vitec Shutterstock
Не указаны последствия, если не уведомил о новом собственнике.
Автор статьи
Sergey, нет никаких последствий — поэтому и не писали в статье.
Тут как со светоотражающим жилетом для водителя — обязанность возить его есть, а санкций за отсутствие — нет.
Дмитрий, а как же несоответствие регламенту безопасности колёсных тс бла бла бла? под него, при желании, отсутствие или присутствие всего в авто можно натянуть ? ))
Автор статьи
Igor, вы сам регламент посмотрите. Отсутствие или присутствие всего по нему натянуть не получится. Критерии там довольно четкие.
Дмитрий, вот именно что как толковать захочет конкретный блюститель закона —
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
это из ПДД нарушения запрещающие эксплуатацию тс.
Не регламент евразэс конкретно, но отсылки на другие акты в которых все пробелы ликвидированы )
Автор статьи
Igor, неработающие фары нельзя толковать как угодно. Они либо работают, либо нет.
ни как не могу вкупиться в эту схему развода — Страхуется ответственность гражданина, но страховка привязывается к автомобилю. и ни какие изменения и улучшения не способны решить эти противоречия. Давайте уже либо автомобиль страховать либо ответственность.
Иван, Автомобиль привязывается, чтобы застраховать ответственность водителя ТОЛЬКО при эксплуатации конкретного автомобиля, а не всех ТС подряд.
Аналогично страхуем ответственность квартиросъёмщика: ответственность жителей конкретной квартиры, а не всех квартир, где люди могут находиться.
До тех пор, пока за отсутствие ОСАГО или КАСКО не будет штраф 5000/лишение 4-6 месяцев, все эти изменения не имеют никакого смысла, потому что очень уж многие ездят без страховки
Pavel, пока не будет адекватных цен, так и будет
Pavel, до тех пор пока нам возили талон техосмотра домой, мед. справки на авто и оружие, пока можно будет купить полис липовый за пару тыр ну, вы поняли. или расстрелы за отсутствие)д
Зачем я должен буду письменно! уведомлять какую то страховую о том, что продал машину?
Я не очень понял — показания свидетелей вообще будут учитываться?
Когда мы получим право на независимую экспертизу своего имущества и самостоятельного выбора специалиста при оценке размера ущерба!
Автор статьи
Георгий, так есть такое право. И независимых экспертов много.
Дмитрий, Вы глубоко ошибаетесь! Право первой брачной ночи как раз за Страховыми компаниями, а НЕЗАВИСИМАЯ экспертиза, это расчет ущерба по рынку, а не по справочникам РСА. И все независимые эксперты которые не работают по договорам с СК сидят без работы, это примерно 90% При этом люди которые попали в ДТП недополучают от СК очень значительные суммы. Страховые компании просто перевели все свои издержки на виновника ДТП. Я думаю Вы это прекрасно знаете!
Автор статьи
Георгий, у меня перед глазами совершенно другая картина. Совсем недавно кстати разбирал интересный случай, в котором независимые эксперты оценили машину как раз по рынку
https://journal.tinkoff.ru/car-lawyers/
Дмитрий, по данной ссылке статья про юристов. А я Вам говорю, про экспертов которых на законных основаниях лишили работы, а ведь они потратили силы, здоровье, время и деньги чтобы прейти к этой специальности. Я обращаюсь в СК з заявлением о ДТП мне сразу делают свою экспертизу, где мое право выбора эксперта! Приносишь свою экспертизу её почему-то не принимают! ОСАГО превратили в фикцию.
Автор статьи
Георгий, по ссылке в статье как раз фигурирует независимая экспертиза, которую принял суд. Она кстати слегка помятый капот на автомобиле оценила в полмиллиона рублей — и страховая кампания их выплатила.
Так что независимые эксперты не зря тратили здоровье, время и деньги.
Дмитрий, практика в регионах разная, вовремя платите правильные суммы! Кстати Верховный Суд недавно дал пояснение, суть такая- непредоставление ТС в СК не является причиной для отказа в выплате страхового возмещения и еще разницы никакой нет, сделал ты независимую оценку до обращения в СК или после! Страховые компании нарушают все , что можно и получают в результате по решению суда выплаты с учетом штрафа и издержек.
Автор статьи
Георгий, ну вот видите, вы же сами подтверждаете, что слухи о смерти независимой экспертизы несколько преувеличены
Дмитрий, мы были буфером у Страховых компаний, с принятием Единой методике, страховые этот буфер разрушили и решили принять удар на себя, ФЛАГ ВАМ РЕБЯТА В РУКИ
Георгий, подскажите, что за пояснение, чтобы ознакомиться
Дмитрий, постоянно читаю ваши статьи и в целом они очень полезны-спасибо вам за это!
Но по вопросу независимой экспертизы вы абсолютно не правы! Я занимаюсь страховыми спорами с 2014 года и в настоящее время Закон ОСАГО деградировал нереально! Страховые защитили себя со всех сторон и идет надувательство пострадавших и виновников ДТП. А цены по Единой Методике в базе РСА-это вообще законное мошенничество. Посмотрите на досуге и убедитесь в этом.
Георгий совершенно прав в отсутствии права на независимую экспертизу. Любой эксперт ОБЯЗАН считать по ценам РСА, которые совсем не соответствуют действительности. Но даже при таких раскладах страховые платят меньше положенного.
Вы приводите ссылку на дело 2017 года, но отмечу, что тогда еще не было Единой Методики (как не было ответа на претензию в срок 30 дней, обязательного обращения к финансовому уполномоченному и много другого) и ваши выводы крайне ошибочны.
Александр, добрый день. Как раз таки Единая Методика применяется с 2014г и является обязательной к применению при определении суммы восстановительного ремонта в рамках ОСАГО в соответствие с федеральным законом. И поэтому если принести в страховую независимую экспертизу в которой взяты рыночный цены на запчасти и стоимость работ, то она не будет легитимной в рамках ОСАГО и действующего законодательства.
Автор статьи
Светлана, нет, не ВАЗ. Субару. В статье это указано — https://journal.tinkoff.ru/car-lawyers/.
Светлана, зачем вы хотите отделять и убирать с дорог т.с. неплатежеспособных автолюбителей? а вы уверены что сможете при таком подходе оплатить налог на дождь в будущем?
Igor, Почему же в будущем. Уже давным-давно существует налог за сток с крыш! Именно за дождь! Юр. лица имея в собственности помещения его и оплачивают, помимо всех остальных поборов. Так как с площади имеющейся крыши стекает определенный процент(объем или пофиг что) сточных вод от осадков. И при этом для отвода этой воды, используется ливневая канализация. Вот за «дождь» и платят. Так что совершенно правдоподобно, если это проецируют на авто)))) Крыша жи есть))))
Отредактировано
Igor, это конечно всё прекрасно. Но когда в вас въедет и размажет вашу машину какой нибудь иностранный гражданин без полиса осаго, и уедет в свой родной иностранный город, а вы за свой счет будете ремонтироваться. Вот тогда вы скажете по другому) что проще застраховаться и спокойно ездить, и чтоб камеры и инспектора ГИБДД отслеживали тех, кто катается без полиса!
Может ли страховая компания требовать доплаты за полис осаго, когда страхуемый сменил номерные знаки на ТС вследствие смены прописки и региона проживания? Простыми словами сменил регион проживания и прописку, переехал из Казани в Москву.
Автор статьи
Алексей, да, может. Смена прописки влияет на региональный коэффициент
Дмитрий, спасибо за ответ, но насколько это правомерно? Банк России рассылал письмо страховщикам с разъяснениями, где говорилось, что никаких дополнительных расходов страхуемый не должен нести при смене регистрационных данных или есть подводные камни?
Автор статьи
Алексей, региональный коэффициент — это не дополнительные расходы. Это одна из базовых составляющих. Кстати, в некоторых случаях он может и уменьшить цену полиса — если например сменить регистрацию на регион с более низким коэффициентом
Дмитрий, я бы еще ввела коэффициент для тех, кто страхует авто по региональному коэффициенту, а авто использует не у себя дома, а в Москве например.
Дмитрий, я просто восхищена вашим терпением)
КБМ водителя с украинскими правами как-то изменился?
https://journal.tinkoff.ru/news/osago-new-rules/