Штраф за тюнинг авто в 2023 году
Практически каждый владелец автомобиля со временем проводит какие-то доработки и усовершенствования своего «железного коня».
У кого-то изменения получаются весьма незначительными, например, замена колпачков ниппелей на цветные. Другие автолюбители подходят к усовершенствованиям более основательно и вносят изменения в двигатель, подвеску, кузов автомобиля. Все перечисленные изменения относятся к тюнингу (доводке) транспортного средства.
В этой статье речь пойдет о том, какие штрафы ждут владельца автомобиля за незаконный тюнинг.
- Разновидности тюнинга автомобиля.
- Штраф за тюнинг автомобиля.
- Что относится к изменениям конструкции транспортного средства?
- Как узаконить изменения в конструкцию транспортного средства?
Разновидности тюнинга автомобиля
В первую очередь выделим распространенные разновидности тюнинга, которые получили широкое распространение на территории России:
- Тонировка.
- Газобалонное оборудование.
- Ксеноновые или светодиодные лампочки в фары.
Все эти изменения носят массовый характер, поэтому каждое из них рассмотрено в отдельной статье. Сегодня мы не будем останавливаться на них подробно.
Что касается прочих разновидностей тюнинга, то их можно разделить на следующие группы:
- Улучшение внешнего вида автомобиля. К данной группе относится, например, установка нестандартных бамперов и спойлеров на автомобили.
- Улучшение технических характеристик машины. В данном случае речь идет о внесении изменений в двигатель автомобиля, его подвеску или другие элементы конструкции.
- Улучшение проходимости автомобиля. Подготовка машины к поездкам по бездорожью включает в себя установку дополнительного оборудования, например, лебедки или шноркеля, а также доработку конструкции самого автомобиля.
В общем, внесение изменений в конструкцию затрагивает довольно большую группу автовладельцев.
Штраф за тюнинг автомобиля в 2023 году
Штрафы за изменение конструкции транспортного средства предусмотрены статьей 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, водитель получит штраф в размере 500 рублей за большинство изменений, внесенных в конструкцию.
Есть несколько исключений, за которые предусмотрены более серьезные штрафы:
- Установка на передней части автомобиля фар с красными огнями — лишение прав от 4 до 6 месяцев (часть 3 статьи 12.5);
- Установка специальных световых (мигалок) или звуковых сигналов — лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 4 статьи 12.5);
- Установка знака «Инвалид» — штраф 5 000 рублей (часть 4 1 статьи 12.5);
- Установка цветографических схем оперативных служб — лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 6 статьи 12.5);
- Установка цветографической схемы легкового такси — штраф 5 000 рублей.
Все перечисленные выше изменения конструкции являются незаконными и это не вызывает вопросов у водителей. Нас же в рамках данной статьи интересуют те изменения, которые в указанный перечень не попадают. Требуется понять, в каком случае штраф в размере 500 рублей может быть наложен, а в каком — нет.
А для этого нужно разобраться с тем, какие виды тюнинга относятся к изменениям конструкции.
Примечание. В случае выявления изменения конструкции транспортного средства ГИБДД может аннулировать регистрацию автомобиля:
Что относится к изменениям конструкции транспортного средства?
В данном документе к тюнингу относится заключительный пункт 9.10:
9.10. В конструкцию колесного транспортного средства внесены изменения в нарушение требований, предусмотренных Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
После прочтения данного пункта возникает вопрос, что именно относится к изменениям конструкции транспортного средства, за которое можно получить штраф в размере 500 рублей.
Понятие «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» приведено в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:
внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
Данное определение не дает однозначного ответа на вопрос, что именно относится к составным частям и оборудованию, влияющим на безопасность:
«безопасность транспортного средства» — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
Однако в техническом регламенте есть Приложение №9, которое в том числе содержит перечень отдельных (не всех) изменений в конструкцию:
- Замена типа кузова грузового автомобиля.
- Установка дополнительных топливных баков.
- Установка подъемников и лебедок на грузовики.
- Установка специального оборудования.
- Установка и демонтаж ГБО.
- Замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп).
- Переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все перечисленные выше пункты гарантированно относятся к изменениям конструкции транспортного средства. Если выполнить их самовольно, то можно получить штраф в размере 500 рублей.
Что касается установки прочего оборудования, то остается непонятным, в каких случаях его нужно относить к изменениям конструкции транспортного средства.
Например, установка нестандартных бамперов, изготовленных из другого материала (металлических вместо пластиковых). Очевидно, что такой вариант тюнинга влияет на безопасность автомобиля в случае дорожно-транспортного происшествия.
Другой пример. Установка видеорегистратора на лобовое стекло автомобиля. С одной стороны, установка элементарна и не должна влиять на безопасность. С другой стороны, в случае срабатывания подушек безопасности они могут «дернуть» за провод питания регистратора, оторвать его от стекла и отправить «летать» по салону.
Еще один пример, установка заднего парктроника. Данное устройство снижает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия при движении задним ходом, а следовательно влияет на безопасность.
В общем, ответ на данный вопрос остается открытым. Как провести грань между изменениями, не требующими согласования в ГИБДД и изменениями, влекущими штраф?
Кстати, если Вам известны случаи, в которых ГИБДД требовало внесение изменений в конструкцию из-за установки оборудования, не перечисленного выше, то напишите об этом в комментариях к статье.
Как узаконить изменения в конструкцию транспортного средства?
Если автовладелец хочет узаконить изменения конструкции транспортного средства, то ему нужно выполнить следующие шаги:
1. Предварительная техническая экспертиза. Экспертизу нужно пройти до установки соответствующего оборудования. Если дополнительное оборудование уже установлено, то его придется предварительно снять. Иного порядка узаконить изменения конструкции в 2023 году нет.
2. Установка оборудования — внесение изменений в конструкцию. Установку следует провести в специализированной организации, которая выдаст Вам соответствующий комплект документов (копии сертификатов на установленное оборудование).
3. Проверка безопасности конструкции проводится в той же организации, где Вы проходили проверку по пункту 1. Однако на этот раз организация проверяет, что безопасность транспортного средства соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза.
В целом процедура не такая сложная, как это кажется на первый взгляд. Однако стоимость ее может быть довольно значительной. В разных регионах за проверки требуют от 5 000 до 20 000 рублей. Высокая стоимость узаконивания заставляет многих автовладельцев отказываться от подобного тюнинга.
Таким образом, в настоящее время нет четкой грани между изменениями, которые не требуют обязательной регистрации в ГИБДД и изменениями влекущими штраф в размере 500 рублей. Если по данному вопросу появится дополнительная информация, статья будет дополнена.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 18 октября 2023
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
https://pddmaster.ru/shtrafi/za-tuning.html