Как оформить временную регистрацию
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть там, где гражданин проживает временно.
Таким местом может быть дом, квартира или комната, гостиница, санаторий, больница, учреждение уголовно-исполнительной системы, где осужденные отбывают наказание.
Прописка или регистрация?
С юридической точки зрения нет термина «прописка» — только «регистрация». В обычной речи это синонимы, и в статье мы используем оба варианта. Если вы юрист и вас это сердит, просим вас не сердиться.
Кому и зачем нужна временная регистрация
Временная регистрация для граждан РФ нужна, если вы уезжаете из региона, в котором оформлена прописка, более чем на 90 дней.
Если вы зарегистрированы в одном субъекте РФ, а решили пожить в другом, нужно зарегистрироваться по месту пребывания в течение 90 дней с момента приезда, иначе можно получить штраф — от 2 до 5 тысяч в зависимости от региона.
Это правило можно обойти, если выезжать в другой регион или даже страну на несколько дней и сохранять билеты на поезд или самолет. Но без временной регистрации не обойтись, если нужно получить пособие, встать в очередь в детский сад, записать ребенка в школу.
Некоторые работодатели не берут на работу соискателей, у которых нет хотя бы временной регистрации. Не все донорские центры принимают доноров без регистрации по месту пребывания. В Москве временная регистрация нужна еще для того, чтобы пользоваться резидентным парковочным разрешением на платных городских парковках.
Если вы проживаете в том же регионе, где зарегистрированы по месту жительства, но в другой квартире, закон разрешает не делать временную регистрацию. Могут не оформлять временную прописку те, кто прописан в Московской области, а живут в Москве, и наоборот. Аналогичное правило действует для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Республики Крым.
Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где вы зарегистрированы постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдают свидетельство, которое нужно носить с собой.
Свидетельство о регистрации по месту пребывания
Сколько стоит регистрация в Москве
ОВМ при МВД регистрирует и снимает с учета граждан бесплатно. Наймодатели могут разрешить вам зарегистрироваться в своей недвижимости бесплатно или потребовать плату — законом это не регулируется.
В интернете много вариантов «покупки» временной регистрации — цены на три месяца начинаются от 500 ₽, на полгода — от 800 ₽. Но на практике за трехмесячную регистрацию могут взять 10 000 ₽ и обмануть. Проверить подлинность свидетельства о регистрации можно на сайте МВД России.
Проверить подлинность свидетельства о временной регистрации можно на сайте МВД, но почему-то сервис находит не все документы
Как делается временная регистрация по шагам
Сейчас граждан по месту жительства и по месту пребывания регистрируют территориальные подразделения ОВМ при МВД РФ — отделения по вопросам миграции. Адресовать заявление о временной регистрации нужно туда.
С заявлением о регистрации по месту пребывания могут обратиться:
- Граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста.
- Один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей ребенка в возрасте до 14 лет.
- Один из опекунов или попечителей гражданина, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Заявление на временную прописку нужно заполнить в одном экземпляре. Это можно сделать на компьютере или от руки печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Исправлять, зачеркивать и замазывать корректором нельзя.
Заявление подписывают заявитель и все собственники жилого помещения (если жилье по договору соцнайма — наниматель и все зарегистрированные совершеннолетние).
Процесс регистрации по месту пребывания выглядит так:
- Отделение по вопросам миграции принимает пакет документов для временной регистрации.
- Направляет межведомственный запрос, если заявитель не предоставил документы о праве собственности или договор социального найма.
- Принимает решение и оформляет документы.
- Выдает заявителю или законному представителю свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Документы для регистрации по месту пребывания в Москве
Пакет документов для временной регистрации в любом городе России стандартный:
- Документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина РФ, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении; для тех, кто постоянно живет за границей — загранпаспорт.
- Заявление о регистрации по месту пребывания № 1 или № 1ПР в зависимости от способа подачи — самостоятельно или через почтовое отделение.
- Документ-основание для временного проживания в жилом помещении: договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение — оригинал или нотариально заверенная копия — или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение, выписка из ЕГРН.
- Письменное согласие наймодателя, всех участников долевой собственности, а также всех зарегистрированных в жилом помещении совершеннолетних граждан — заверенное нотариусом или подписанное всеми этими лицами лично при подаче документов. Если вы регистрируетесь на собственной жилплощади, согласие других людей не требуется.
- Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, если были установлены опека или попечительство над гражданином, который регистрируется.
- Формы федерального статистического наблюдения, если вы регистрируетесь на 9 месяцев и больше и отправляете документы Почтой России.
Документы о праве собственности, договор социального найма и выписку из ЕГРН можно не предоставлять, но срок оформления регистрации может быть увеличен до шести рабочих дней
Форма № 2, адресный листок прибытия
Форма № 12, статистический листок прибытия
Как подать документы лично в ОВМ при МВД
Документы для временной регистрации в отделениях по вопросам миграции принимают только у тех, кто оформил электронную заявку через госуслуги. Если у вас нет аккаунта на госуслугах, вы можете подать документы на временную регистрацию через МФЦ, паспортиста УК или ТСЖ, если он есть в штате, или по почте.
Скачать бланк заявления на регистрацию
Как оформить временную регистрацию через госуслуги
С сентября 2021 года оформить временную регистрацию можно полностью дистанционно, без посещения МВД. Формально это стало возможно еще с 1 июля 2021 года, когда Правительство приняло соответствующие поправки, но сервис на сайте госуслуг заработал в сентябре.
Подать заявление о регистрации по месту пребывания через госуслуги можно было и раньше, но за свидетельством о временной регистрации все равно приходилось идти в МВД. Теперь при подаче заявления онлайн посещать территориальное подразделение МВД временному жильцу и собственнику необязательно.
Чтобы подать заявление, арендатору и собственникам жилого помещения достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Права собственника на жилье должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Если у вас нет аккаунта на госуслугах, нужно создать учетную запись, ввести в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты 16 банков-партнеров госуслуг могут подтвердить личность через интернет-банк. Это может занять от нескольких часов до нескольких дней.
Остальные могут заказать код подтверждения личности из профиля на госуслугах и дождаться письма Почтой России или сходить с документами в МФЦ.
Еще можно подтвердить личность усиленной квалифицированной электронной подписью — УКЭП, полученной в одном из удостоверяющих центров.
Заявление сформируется после того, как заявитель ответит на все вопросы в цифровом сервисе.
После подачи заявления временному жильцу и всем собственникам жилого помещения в личные кабинеты поступит запрос для подтверждения их согласия на временную регистрацию. Когда все дадут свое согласие, регистрацию оформят в течение шести рабочих дней. Регистрации несовершеннолетних по месту пребывания родителей производится независимо от согласия собственников жилья.
Свидетельство о регистрации по месту пребывания поступит арендатору в личный кабинет на госуслугах в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью. Такое свидетельство равнозначно бумажному. Человек может его распечатать и предъявлять при необходимости.
Собственнику жилого помещения в трехдневный срок отправят уведомление о регистрации этого гражданина.
Цифровой сервис доступен во всех субъектах РФ.
Можно, как и раньше, подать на госуслугах заявление на временную регистрацию онлайн, а свидетельство о временной регистрации получить в отделе ОВМ при МВД либо записаться на прием в ведомство и подать документы там. В первом случае нужно внести данные на портале, а потом с оригиналами документов прийти в подразделение ОВМ при МВД в порядке общей очереди. Во втором — нужно записаться на удобное время и прийти в выбранное подразделение с документами и заполненным заявлением в назначенное время.
Сейчас в Москве всего несколько отделений по вопросам миграции, которые назначают посетителям точное время приема. Если вам не повезло и ваш адрес не входит в территорию одного из таких отделений, придется стоять в общей очереди. Подать документы для временной прописки через другое территориальное отделение ОВМ при МВД нельзя.
Если вы выбрали электронную подачу документов, на госуслугах придет сообщение с информацией, когда можно приходить в подразделение ОВМ при МВД. После того как вы получите уведомление, у вас есть три дня, чтобы принести паспорт и оригиналы документов — или заявление на временную прописку придется подавать заново.
Если вы регистрируетесь не на своей жилплощади, с вами в ОВМ при МВД должен пойти наймодатель, чтобы подтвердить свое намерение зарегистрировать вас в своей квартире и подписать заявление и формы статистического учета, а также другие лица, чье согласие требуется. Если нет возможности собрать всех заинтересованных, нужно предоставить заверенное нотариусом согласие тех, кто не пойдет вместе с вами в отделение по вопросам миграции.
Самый быстрый способ зарегистрироваться по месту пребывания — записаться на личное посещение ведомства
В некоторых отделениях ОВМ при МВД можно записаться на конкретное время, в остальных придется стоять в живой очереди
Как подать документы по почте
Чтобы подать документы по почте, нужно прийти в почтовое отделение вместе с наймодателем и всеми лицами, согласие которых необходимо для регистрации. Если кто-то прийти не может, достаточно заверенного нотариусом согласия.
Бланк заявления о регистрации по месту пребывания формы № 1ПР можно получить в почтовом отделении. Если вы заполняете бланк дома, не подписывайте его: работник почты должен убедиться, что заявление подписано лично вами и наймодателем.
В заявлении нужно указать способ получения свидетельства о временной регистрации: по почте на адрес регистрации, по месту пребывания или лично в подразделении ОВМ при МВД.
К заявлению нужно приложить копии:
- Документа, удостоверяющего личность заявителя.
- Документа-основания для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариусом либо сотрудником почты.
- Согласия всех собственников или нанимателя, а также проживающих и зарегистрированных совершеннолетних пользователей — заверенную нотариусом или сотрудником почты; в последнем случае все эти люди должны прийти с паспортами в почтовое отделение вместе с вами.
Сотрудник почтового отделения проверяет паспорта, правильно ли заполнены документы, заполняет адресный листок прибытия и статистический листок прибытия, заверяет копии документов, если нужно.
Заявление на временную регистрацию с документами нужно отправить письмом с уведомлением о вручении. Получатель — подразделение ОВМ при МВД по месту нахождения жилого помещения, где вы собираетесь зарегистрироваться.
Несмотря на то, что возможность подать документы через Почту России предусмотрена законодательством, на практике в почтовых отделениях часто ничего об этом не знают и отправляют за временной пропиской в МФЦ.
Как подать документы через МФЦ
МФЦ, если обращаться по вопросам регистрации по месту пребывания, работает по территориальному признаку. Это значит, что нужно поехать именно в тот многофункциональный центр, который обслуживает район, где вы намерены зарегистрироваться.
Плюсы подачи документов через МФЦ: они работают ежедневно с 8 до 20 часов, не нужно записываться заранее. На месте вам выдадут талон электронной очереди — и в течение 15 минут вас пригласят к специалисту. Минус — срок оформления временной регистрации увеличивается.
https://journal.tinkoff.ru/temporary-registration/