Селектор передач: коробка автомат
Селектор автоматической коробки передач является не менее важным элементом, чем рычаг переключения передач на МКПП. Фактически, данное устройство позволяет водителю управлять коробкой, то есть включать основные и дополнительные режимы АКПП с учетом тех или иных условий.
Как правило, селектор АКПП выполнен в виде рычага, который может располагаться на центральном тоннеле или ближе к рулевой колонке. Параллельно встречаются и отдельные кнопки для дополнительных режимов работы автомата.
При этом также существуют модели авто, где привычный рычаг полностью отсутствует. Далее мы рассмотрим, какие бывают типы селекторов коробки автомат, а также какие неисправности, связанные с указанным элементом, могут возникать в процессе эксплуатации.
Разновидности селекторов автоматической коробки
Как уже было сказано выше, не всегда АКПП имеет привычный рычаг (селектор). С учетом того, что автоматическая трансмиссия появилась немногим позже, чем механика, данный агрегат постоянно эволюционировал, то есть имеет множество типов.
Что касается селектора АКПП, если говорить об управлении коробкой, сегодня можно выделить три основных вида селекторов:
- подрулевые;
- кнопочные;
- напольные;
Прежде всего, расположение данного элемент напрямую зависит от модели и типа ТС. Например, подрулевой селектор часто встречается на автомобилях в США, которые были выпущены в конце 80-х.
Такое расположение на рулевой колонке не только облегчало взаимодействие, но также давало возможность поставить спереди большое сплошное сиденье в виде дивана, на котором можно было разместить сразу двоих пассажиров рядом с водителем.
Установка селектора на панели приборов была распространена на американских авто и японских моделях, которые преимущественно выпускались для рынка США. Как правило, такой вариант с кнопочным селектором АКПП можно было встретить на внедорожниках, микроавтобусах и минивенах, то есть на авто с высокой посадкой.
Напольное расположение повсеместно встречается на разных моделях, которые производятся в Европе и Японии. Расположение селектора АКПП выполнено между водительским и пассажирским сиденьем. Также современные версии автоматов могут не иметь рычага, который физически перемещается по режимам. Вместо этого водитель легкими касаниями задействует тот или иной режим АКПП.
Еще добавим, что среди основных функций селектора следует выделить как возможность переключения различных режимов работы трансмиссии, так и защиту от случайных включений. На одних АКПП может присутствовать кнопка блокировки.
Также рычаг может перемещаться по строго определенному алгоритму, когда водителю сначала нужно смещать селектор на себя, после чего появляется возможность включить нужный режим. Иногда встречается решение, когда рычаг нужно сначала «продавить» вниз, после чего можно будет включить тот или иной режим работы трансмиссии.
Сегодня систему блокировки в подавляющем большинстве случаев стали «завязывать» на педаль тормоза. Также прямо на рычаге селектора обычно имеется отдельная кнопка, которая позволяет снимать блокировку для включения некоторых режимов.
Например, если не нажать на тормоз, на некоторых авто попросту не удается запустить двигатель, также не получится включить режим пониженных передач L2 и 1 без нажатия на специальную кнопку, расположенную на селекторе.
Неисправности селектора АКПП
Селектор АКПП (иногда называется кулиса АКПП) является достаточно надежным, однако данный элемент также может выйти из строя по тем или иным причинам.
Как правило, основными признаками неполадок является отсутствие включения фонарей заднего хода в режиме R, невозможность снять блокировку нажатием на педаль тормоза, затрудненный ход селектора. Также часто возникает ситуация, когда водитель переключает селектор, однако режимы не меняются.
- Причины неисправностей селектора коробки автомат могут быть разными, начиная с окисления или обрыва контактов, выхода из строя датчика положения селектора АКПП и заканчивая механическими поломками.
В любом случае, необходима диагностика. При этом с ремонтом не стоит затягивать, так как неисправный элемент в определенных ситуациях может стать причиной ДТП. Еще стоит отметить, что самостоятельно разбирать селектор АКПП настоятельно не рекомендуется без определенных навыков и опыта, так как достаточно высока вероятность повредить отдельные элементы при разборке или полностью вывести устройство из строя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется буксировка автомобиля с АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, что нужно учитывать при буксировке машины с автоматом, а также на что обратить внимание, если само авто с АКПП используется в качестве буксира.
- Также если при помощи диагностического оборудования удалось сбросить ошибки АКПП, это не значит, что проблема решена. Дело в том, что когда неисправность присутствует, ошибка появится снова через небольшой промежуток времени.
Как правило, после проведения диагностики АКПП селектор нужно разбирать, проводить его визуальный осмотр и дефектовку, проверять состояние контактов, датчиков и проводки, очищать контакты, смазывать отдельные элементы, менять изношенные детали и т.д.
Затем принимается решение об обратной сборке и установке или же сразу выполняется замена селектора АКПП на новый или б/у в рабочем состоянии. При этом важно понимать, что от качества сборки зависит дальнейшая корректная работа устройства.
Что в итоге
Как видно, селектор АКПП является важным элементом в устройстве автоматической коробки передач. При этом речь идет не только о гидромеханических автоматах, но и о вариаторах CVT, однодисковых роботах АМТ и преселективных роботизированных коробках c двумя сцеплениями типа DSG.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему АКПП не переключает передачи. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым коробка автомат может не переключать передачи, при перемещении селектора не меняются режимы работы автомата и т.п.
В любом случае, от корректной работы данного устройства зависит не только комфорт при эксплуатации автомобиля, но и общая безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
На практике встречались случаи, когда невозможность включить тот или иной режим АКПП по причине неполадок селектора становилась причиной серьезных повреждений самой автоматической трансмиссии или аварий по вине водителя неисправного ТС.
Напоследок отметим, чтобы восстановит работоспособность данного устройства, оптимально сразу обращаться в специализированные сервисы по ремонту АКПП, так как в этом случае обычно имеется не только необходимое диагностическое оборудование, но и необходимые запчасти.
В результате ремонт селектора АКПП может быть выполнен в самые короткие сроки, при этом владелец в рамках обслуживания также получает общее представление о состоянии коробки автомат после проведения углубленной профессиональной диагностики.
Читайте также
Пинается АКПП: причины толчков и рывков. Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
АКПП не переключает передачи: причины неисправности Автоматическая коробка не переключает скорости: автомобиль не движется вперед или назад, нет переключения АКПП на отдельные передачи, причины.
Аварийный режим АКПП: что нужно знать Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат «встает» в режим аварии, диагностика.
Как управлять машиной с автоматической коробкой. Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.
Буксировка автомобиля с АКПП: тонкости и нюансы Можно ли буксировать автомобиль с коробкой «автомат»: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.
Буксует АКПП: причины пробуксовок автоматической. Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
http://krutimotor.ru/selektor-akpp/