ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама
Грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 – один из наиболее распространенных у нас и в странах бывшего СНГ среднетоннажных (класс от 6 до 8 тонн) грузовиков. Начиная с 1987-го года Завод им. Лихачёва суммарно поставил 1,6 млн самосвалов, тентованных и бортовых грузовиков семейства ЗИЛ 4331. Подавляющая доля этих износостойких и выносливых грузовиков до сих пор остается на ходу вопреки серьезным нагрузкам и уже весьма солидному пробегу.
- История создания ЗИЛ-4331
- Где используется
- Достоинства и недостатки
- Модификации грузового ЗИЛ-4331
- Самая популярная модификация
- Технические характеристики ЗИЛ-4331
- Расход топлива
- Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508.10
- Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508300
- Технические характеристики двигателя ЗИЛ-645
- Коробка передач грузовика ЗИЛ-4331
- Схема переключения передач
- Ходовая часть и подвеска ЗИЛ 4331
- Тормозная система
- Замена тормозных колодок
- Кабина ЗИЛ-4331: характеристики и оборудование
История создания ЗИЛ-4331
Прототипом ЗИЛ-4331 был самый знаменитый грузовик автопредприятия– ЗИЛ-130. Его производство было настолько массовым, что за годы работы конвейера было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. К середине 70-х годов стало понятно, что 130-й, который был разработан в конце 50-х, устарел морально, в экономическом и техническом плане. В первую очередь, это касалось катастрофического расхода бензина, который на 100 км составлял свыше 30 л. При этом ЗИЛ 130 не отличался хорошей грузоподъемностью — она доходила всего до 6-ти тонн.
Грузовой ЗИЛ-4331 должен был перенять лучшие черты от ЗИЛ-130, но стать значительно более мощным и производительным, а также улучшить экономические показатели эксплуатации. Так как уже в 1970-х годах была очевидна несостоятельность бензиновых движков, установленных на средних и тяжёлых грузовых авто, ЗИЛ-4331 должен был получить абсолютно новые моторы — дизельные.
Разработка и запуск в серию грузового ЗИЛ 4331 заняли слишком много лет. Это связано с тем, что немало времени ушло у инженеров предприятия на создание принципиально новых дизельных грузовиков. Второй причиной промедления являлось то, что грузовик предполагалось оснащать разработанной с нуля дизельной силовой установкой, которая бы выпускалась на том же заводе.
Тестовые образцы грузовых ЗИЛ 4331 создавались, начиная с 1977 года на протяжении восьми лет. Еще два года ушло на то, чтобы запустить серийное производство новых грузовиков. Таким образом, первые грузовые автомобили ЗИЛ-4331 появились лишь в 1987м году.
Примечательно, что первые модели оснащались вовсе не дизельными движками — а бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позднее их заменили на ЗИЛ-508300). Через некоторое время все таки удалось наладить производство авто с собственными дизелями ЗИЛ 4331 645.
Выпуск грузового ЗИЛ-4331 закончился в начале 2000-х годов. Последний грузовик этой серии сошел с конвейера в 2003-м году.
Изначально, когда на предприятии еще не знали о планах Правительства Москвы закрыть завод и отдать территорию под застройку, инженеры разрабатывали новое авто – ЗИЛ-432940.
Где используется ЗИЛ-4331
Этот грузовой автомобиль разрабатывался в 70-х годах, поэтому получил соответствующую внешность. Кабина ЗИЛ-4331 существенно отличалась от той, которая была у ЗИЛ-130, и имела угловатые, заостренные очертания. Капот, декоративные накладки радиатора и крылья соединялись в цельный узел. Этот модуль откидывался вверх и вперед, если была необходимость добраться до мотора.
По задумке конструкторов, такая конструкция кабины ЗИЛ 4331 значительно бы упрощала любые работы по техобслуживанию и ремонту узлов движка. Головная оптика при этом была встроена в передний бампер.
На бумаге идея с доступом к мотору казалась новаторской и удобной, но в процессе эксплуатации оказалось, что при любом перекосе рамы закрыть крышку было невозможно. Не закрывалась она и при сильных морозах. Поэтому в 90-х годах на ЗИЛ-4331 начали монтировать стандартный капот с крышкой, открывающейся наверх.
Грузовой ЗИЛ-4331, как и его прототип ЗИЛ 130, был универсальным автомобилем. Главной сферой применения стали региональные перевозки и транспортировки на небольшие расстояния. Грузовик отличает надежность и простота конструкции, легкость технического обслуживания и ремонта. Эксплуатационные расходы на содержание весьма незначительные, что, безусловно, добавляет ему популярности. Грузовик можно не кривя душой назвать настоящей «рабочей лошадкой», которая прекрасно зарекомендовала себя в различных сферах промышленности, начиная от сельского хозяйства и лесозаготовки и заканчивая областью ЖКХ.
Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 уверенно маневрирует на вязких грунтах и уверенно держит скорость на крутых подъемах. Он отлично зарекомендовал себя при работе в самых разных климатических зонах РФ. Без проблем эксплуатируется грузовик и в условиях тропиков и субтропиков. ЗИЛ-4331 в равной степени надежен как на равнинных участках, так и в горных областях.
На шасси с короткой и длинной базой ЗИЛ 4331 изготавливали в следующих вариациях:
- бортовые и тентованные;
- самосвалы;
- разнообразные фургоны (обычные, изотермы, рефрижераторы);
- цистерны;
- пожарная спецтехника;
- седельные тягачи;
- погрузчики и КМУ;
- автомобили высокой проходимости.
Достоинства и недостатки
Главными преимуществами грузового автомобиля ЗИЛ-4331 считают его превосходную проходимость и достойную грузоподъемность. Среди прочих достоинств можно отметить следующие:
- Сокращенное число точек смазки шасси и автоматизированная регулировка тормозной системы сокращают сроки проведения сервисных работ и затраты на них.
- Несмотря на то, что многие запчасти уже не производятся, купить их можно без проблем и недорого.
- Кабина была достаточно герметичной.
- На всех сидениях были предустановленные ремни безопасности.
Несмотря на в целом хорошие отзывы и объективно большое количество положительных моментов, грузовой ЗИЛ 4331 не пользуется такой уж массовой популярностью в нашей стране, как, например, его предшественник ЗИЛ-130. Но простота ремонта и техобслуживания, а также стартовая низкая цена делают грузовик вполне конкрутентным. И в некоторых сферах промышленности он выигрывает у зарубежных аналогов.
Модификации грузового ЗИЛ-4331
Грузовик выпускался много лет и за это время получил множество модификаций, которые позволяли лучше приспособить его для выполнения конкретных задач.
- ЗИЛ-433100 и ЗИЛ-433102 – базовый автомобиль длиной 4,5 м, главным движком был дизельный мотор ЗИЛ-645;
- ЗИЛ-433104 – спецверсия с двойной кабиной, которая использовалась в качестве техники для тушения пожаров;
- ЗИЛ-433110 – бензиновая вариация грузового автомобиля, оснащается карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10;
- ЗИЛ-433116 – версия для экспорта является бензиновой комплектацией, она работает на движке ЗИЛ-509.10;
- ЗИЛ-43314Б – грузовой автомобиль с удлинённой базой в 6,1м, версия оснащалась увеличенной кабиной, оборудованной двумя спальными местами;
- ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433362 – модификации грузового автомобиля не получили широкого распространения, они имеют короткую базу 3,8 м и оснащались бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10;
- ЗИЛ-442100 – седельный тягач, который имеет колёсную базу 3,8 м, агрегатировался дизельным мотором ЗИЛ-645;
- ЗИЛ-442160 – относительно редко встречающийся седельный тягач на бензиновой тяге с базой 3,3 м;
- ЗИЛ-442300 – седельный тягач с колеей 4,5 м, грузовик оснащается удлиненной кабиной со спальным местом и движком ЗИЛ-645;
- ЗИЛ-432900 – грузовой автомобиль, относящийся к короткобазным, его «сердцем» является дизельный мотор Д–245.29 мощностью 150 л.с.;
- ЗИЛ-432930 – еще одно авто на короткой базе, на него монтировались работающие на дизеле двигатели ММЗ-245.9 (136 л.с.) и ММЗ-245.9 (130 л.с.) — Евро 2 и 3 соответственно;
- ЗИЛ-432920 – последний в этом списке короткобазный грузовик с колеей 3,8 м, который оборудовался мощным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЗИЛ-0550.
При выпуске всех комплектаций грузового автомобиля ЗИЛ-4331 использовалась одинаковая компоновка с установленным спереди двигателем, задним приводом и колесной формулой 4х2.
Самая популярная модификация
Речь про ЗИЛ-4333. Грузовик с короткой колесной базой комплектовался 3-мя силовыми установками:
- ЗИЛ-645;
- ЗИЛ-508.10;
- ЗИЛ-508.300.
Внешность и архитектура были идентичны с базовой версией, отличалась только длина: вместо 6370 мм — 3800 мм. «Обрезанные» модели стремительно обрели популярность именно за счет практичности. В черте города управлять ими намного удобнее, и получалось быстрее доставлять груз.
Технические характеристики ЗИЛ-4331
Несмотря на то, что первоначально ЗИЛ-4331 планировался именно как дизельный грузовик, в производство он пошел с тремя моторами, два из которых – бензиновые с карбюратором. Другие двигатели устанавливались на эти грузовые автомобили в единичных экземплярах, и вряд ли о них можно говорить как о серийном оснащении.
Известный факт: задуманные как дизельные грузовики, ЗИЛы 4331 поступили в производство с бензиновыми моторами. Дизельная установка оригинальной конструкции, которая «подоспела» позже, по отзывам имеющих опыт работы водителей оказалась неудачной.
Расход топлива ЗИЛ 4331
В ненагруженном состоянии средний расход топлива ЗИЛ 4331 с бензиновым двигателем составляет 18 л на 100 км. Грузовик с самосвальным кузовом расходует в комбинированном цикле на «сотню» 36 л А-76. 8,74-литровый дизельный мотор ЗИЛ-645 имеет средний расход топлива 30 л/100 км.
Доступ к мотору обеспечивается при помощи подъема всей конструкции вверх. Также на шарнирах, закрепленных за передним бампером, агрегат можно выдвинуть вперед. Благодаря этому технологическому решению ремонтировать движок стало более удобно, ведь доступ открывается к механизму со всех сторон. Несмотря на это, такой способ доступа к двигателю был упразднён через несколько лет. Это связано с появившимися неудобствами в эксплуатации.
Капот в более поздних версиях грузового ЗИЛ 4331 открывался традиционным способом. На передней части грузовика установлен обновленный бампер с интегрированными передними фарами и поворотными огнями. Инженеры продумали конструкцию таким образом, чтобы при ДТП фары практически не повреждались.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508.10
Это 16-тиклапанный карбюраторный бензиновый движок с восемью цилиндрами был разработан и собран на заводе им. Лихачёва. Его спецификации следующие:
- V-образная компоновка.
- Рабочий объем шесть литров.
- Радиус цилиндра 5 см.
- Ход поршня составляет 9,5 см.
- Производительность 150 л. с. (при 3 200 мин-1).
- Степень сжатия бензина: 7,1.
- Max. крутящий момент: 402 Нм (при 1 800—2 000 об/мин).
- Потребление в комбинированном цикле: 36 л на 100 км.
- Бензин А-76.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508300
- Восемь цилиндров, шестнадцать клапанов.
- Объем камеры равен 6-ти л.
- V-образно расположенные цилиндры.
- Отвечает экостандарту «Евро3».
- Пиковая производительность: 134 л.с.
- Max. крутящий момент: 377 Нм, при 2 000 мин-1.
- Расходует 30 л/100 км в смешанном цикле.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-645
- Движок восьмицилиндровый, с шестнадцатью клапанами.
- Рабочий объем 8,745 л.
- Пиковая мощность: 185 л.с. (2 800 об/мин).
- Радиус цилиндра: 5 см.
- Ход поршня — 11,5 см.
- Степень сжатия бензина: 18.5:1.
- Max. крутящий момент: 510 Нм, 1 400-1 600 мин-1.
Коробка передач грузовика ЗИЛ-4331
Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 относится к заднеприводным. На нем устанавливалось однодисковое сцепление с вынесенными по краям пружинами. Привод выключения сцепления ЗИЛ 4331 оборудован усилителем на пневмогидравлике.
Подавляющее большинство грузовых ЗИЛ-4331 оснащались механической КПП на 9 ступеней. Трансмиссия является синхронизированной (за исключением первой скорости и задней передачи) и оснащается планетарным демультипликатором. Существуют комплектации ЗИЛ 4331 с трансмиссией, имеющей 5 или 8 скоростей. Но все без исключения коробки — механические.
Схема переключения передач ЗИЛ-4331
Коробка передач ЗИЛ 4331 считается надежной и не имеет конструктивных дефектов. Главными причинами выхода из строя являются следующие:
- износ или поломка выжимного подшипника;
- снижение упругости демпферных пружин;
- износ фрикционных накладок муфты сцепления;
- нарушение геометрии нажимного диска.
Чтобы сохранить балансировку запчастей коробки передач ЗИЛ 4331 после ремонта, перед разборкой стоит нанести отметки на корпусе, дисках и других деталях. Если ведомый диск износился и его толщина меньше допустимой, необходимо установить новые фрикционные накладки или поменять диск сцепления в сборке.
Нажимной диск (корзину) коробки передач ЗИЛ-4331 меняют, если появились:
- задиры,
- трещины,
- глубокие порезы.
Незначительные, поверхностные дефекты корзины коробки ЗИЛ 4331 легко устранить шлифовкой.
Ходовая часть и подвеска ЗИЛ 4331
В передней части грузовика или самосвала ЗИЛ 4331 установлена пара рессор, которые имеют две амортизаторные пружины. Для задней оси инженеры предложили по две главных и доп. рессоры такой же конструкции.
Основные проблемы, возникающие с задним мостом ЗИЛ 4331, связаны с повреждением подшипников, уплотнительных колец и разрушением зубцов шестеренок. Большинство поломок заднего моста и редукторов можно устранить без демонтажа, непосредственно на машине. Достаточно лишь обеспечить доступ к дефектному узлу.
Передний мост грузовика рассчитан на нагрузку 4 тонны, а задний мост способен выдержать до 8 тонн. Это необходимо, чтобы выдержать увеличенное давление при разгрузке ЗИЛ 4331 с кузовом самосвал.
На грузовых автомобилях ЗИЛ-4331 монтировались колёса диаметром R20. В зависимости от модификации протектор мог быть с обычным или вездеходным рисунком. Давление в камерах составляет 6 кг/см2.
Колесная база имеет весьма скромные показатели для автомобиля такого класса:
- между передними колесами расстояние составляет 1930 мм;
- задние колеса отстоят друг от друга на 1850 мм.
Безусловное преимущество грузового ЗИЛ 4331 — высокий клиренс. Большой дорожный просвет позволяет без проблем совершать транспортировки даже по самым неблагоустроенным дорогам. Клиренс грузовика — 330 мм.
Тормозная система ЗИЛ 4331
Тормозная система сконструирована по двухконтурной схеме и оснащена пневматическим приводом. Сами тормоза барабанного типа:
- радиус 21 см,
- ширина передних накладок 10 см,
- ширина задних накладок 14 см.
Дополнительный контур тормозов совмещен с контуром ручника. Предусмотрен специальный предохранитель, предотвращающий блокировку при отрицательных температурах. Средний тормозной путь грузовика — 36 м.
Тормозная схема ЗИЛ 4331
- Компрессор.
- Стеклоомыватель.
- Пневмобаллоны.
- Задние тормозные камеры.
- Соединительная головка.
- Кран.
- Шланг.
- Тормозной кран.
- Передние тормозные камеры.
Замена тормозных колодок ЗИЛ 4331
Главным рабочим элементом барабанных тормозов являются тормозные колодки. Они принимают на себя огромные нагрузки и имеют трущиеся детали, поэтому периодически их нужно менять. Передние колодки устанавливаются на переднем мосту ЗИЛ 4331, а задние тормозные колодки — на заднем. Меняются колодки всегда в паре — слева и справа. Для ЗИЛ 4331 подходят тормозные колодки с ЗИЛ 130. Сами детали, чаще всего, идут в сборе с накладками. Ширина накладок на передних колодках ЗИЛ 4331 — 70 мм.
Кабина ЗИЛ-4331: характеристики и оборудование
Кабина грузового ЗИЛ 4331 стала значительно более вместительной. Перед существенно отличается от ЗИЛ 130, который имел скругленные формы. У ЗИЛ 4331 они, напротив, стали угловатые, с четко обозначенной геометрией.
Каркас кабины целиком выполнен из металла и для большей прочности и надежности имеет цельное днище. Также единым элементом выступают капот, крылья и радиаторная решетка, что является довольно необычным решением.
Несмотря на увеличенные размеры — и, как следствие, большую просторность, кабина ЗИЛ 4331 комфортом похвастать все таки не может. Производитель предложил три посадочных места: водительское и два пассажирских, которые выполнены в форме дивана. Кресло водителя можно регулировать в нескольких направлениях, что, безусловно, добавляет удобства. Среднее (пассажирское) сиденье поднимается — получается небольшой столик.
Кабина ЗИЛ 4331 может похвастаться прекрасной обзорностью за счет большой площади остекления. Из прочих достоинств — хорошие тепло- и звукоизоляция, а также мощная печка, которой хватает даже на сильные морозы. Одной из наиболее популярных комплектаций грузовика стала та, которая оборудована полноценным спальным местом.
https://pedcollkomi.ru/zil-4331-avtomobili-harakteristiki-dvigateli-kabina-kpp-sceplenie-rama/