Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)
Системы и детали
Автор Aлекс Корниенко На чтение 4 мин Обновлено 11.01.2022
Сегодня в автомобилях появляется все больше электроники, которая должна обезопасить всех участников дорожного движения. Поговорим о BAS — что это, и как оно действует.
Описание системы экстренного торможения
BAS (Break Assist System) — дополнительная система экстренного торможения, которая входит в комплектацию автомобилей с 2005 года. Согласно стандартам Европейского комитета по проведению независимых краш-тестов авто с оценкой активной безопасности и пассивной безопасности (EuroNCAP), автомобиль не может получить максимальный балл за краш-тест, если у него отсутствует BAS.
Вспомогательная тормозная система с помощью различных датчиков собирает данные о:
- скорости автомобиля (по частоте вращения колес);
- силе, с которой водитель давит на тормоз;
- состоянии концевого выключателя;
- движении на штоке ВУ.
Все сигналы передаются бортовому компьютеру. ЭБУ за доли секунды — быстрее реакции водителя — обрабатывает их и принимает решение об экстренном торможении. Скорость реакции системы и способ торможения зависят от типа BAS, но во всех случаях действия помощника направлены на то, чтобы снизить тормозной путь на пару десятков процентов.
Как Break Assist (BAS) работает
Как было сказано выше, BAS — обобщенное название целого ряда систем незапланированного торможения. Их можно разделить на два класса: реакционные (т.е. действующие, исходя из поведения водителя) и автоматические (принимающие решения самостоятельно).
Пневматическая система
Первый реакционный подкласс. На дороге случаются разные ситуации: отвлеклись вы, отвлекся другой водитель, и вот все резко ударили по тормозам. Когда система фиксирует неожиданный удар на педаль тормоза, который превышает определенное пороговое усилие, то принимает решение о подключении BAS.
Главный элемент пневматики — вакуумный усилитель. Так же в систему входят датчик, измеряющий скорость движения штока, его электромагнитный привод и бортовой компьютер.
Усиление, прикладываемое к главному тормозному цилиндру, определяется как разность давлений в камерах ВУ, которые разделены мембраной (в первой — разряжение, подаваемое впускным коллектором, во второй — контролируемая атмосфера). Если система фиксирует слишком быстрое движение штока, то она подает на мембрану полное давление атмосферы. Таким образом, педаль тормоза дожимается до максимума.
Каждая компания разрабатывает своего Break Assist. Принципы действия одинаковы, а названия могут отличаться:
- EBA у Шкоды, Вольво, Вольксвагена, Ауди, тойоты и Мерседеса;
- AFU у Рено, Пежо, Ситроен (преимущественно французские марки).
Гидравлическая система
Второй реакционный подкласс. На машинах с системой антиблокировки стоит гидроблок с клапанами и датчиками. Он контролирует поступления тормозной жидкости. К имеющимся контролерам добавляют датчик давления в тормозном цилиндре, датчик разряжения и реле стоп сигнала.
С помощью такой цепочки вспомогательная система торможения bas регулирует подачу тормозной жидкости к колодкам тормозов. Педаль дожимается за счет предельного давления рабочей жидкости.
- HBA и HBB у Ауди и Вольксвагена;
- SBC и BA Plus у Мерседеса;
- DBC у БМВ.
Электронная система
Электронная система — система автоматического торможения. Она интеллектуальнее предыдущих, так как оценивает обстановку не только внутри машины, но и снаружи. За счет внешних камер, радаров, сенсоров и прочих датчиков она может рассчитывает расстояние до препятствия, находящегося впереди, и начать тормозить, когда оно станет угрожающе маленьким. Эти системы, в отличие от механических, действуют на опережение.
Осуществляя экстренное торможение, они воздействуют на поршень, а не на педаль тормоза, на которую водитель может еще даже не нажать.
Механическая система
Предшественница электронной. Контролирует только скорость автомобиля и силу нажатия на педаль тормоза. Если значения выходят за пределы пороговых — активируется тормозной усилитель.
Отличие BAS от EBD, ABS, ESP
EBD — система электронного распределения тормозных усилий. Несмотря на то, что колеса стоят на одной машине, покрышки снашиваются по-разному. Из-за этого все колеса имеют разное сцепление с дорогой. Система анализирует давление на колесо во время торможения и корректирует тормозное усилие на него. Это уменьшает вероятность заносов и позволяет водителю сохранять контроль над автомобилем.
ABS — антиблокировочная система. Она действует так, чтобы во время маневров колеса не блокировались.
ESP — система динамической стабилизации. Самая интеллектуальная на сегодняшний день. Предотвращает заносы торможением одного или нескольких колес.
Главное отличие BAS от всех перечисленных систем в том, что действия Break Assist направлены именно на сокращение тормозного пути.
https://corollafan.ru/sistemy-i-detali/vse-o-sisteme-avarijnogo-tormozheniya-break-ass.html