Рулевая рейка: ремонт или замена на новую — что лучше, есть ли смысл в восстановлении
Поскольку рейка обеспечивает управление автомобилем, то от ее состояния зависит безопасность езды. Поэтому любое отклонение от нормального поведения рулевого управления должно стать поводом для ремонта или замены этого агрегата на новое устройство.
У любого автомобиля рулевой механизм со временем выходит из строя, после чего у его владельца возникает вопрос, что лучше, ремонт или замена рулевой рейки.
Что ломается чаще всего
Чтобы разобраться, что и почему ломается в рулевых рейках чаще всего, необходимо оценить условия эксплуатации автомобиля. Если машина ездит по городским дорогам, а ее владелец вовремя проводит ремонт, подвергая замене детали не по степени износа, а по времени пробега, то чаще всего причиной проблем становится износ зубчатого штока и ведущего вала. Его часто, хоть и неправильно, называют червяком. Но ремонт или замена этих компонентов, при хорошем уходе за машиной, требуется через 10–30 лет эксплуатации, в зависимости от того, насколько активно владелец пользуется машиной.
Если водитель ездит по хорошим дорогам, но во время обслуживания заменяет на новые лишь те комплектующие, которые полностью вышли из строя или капитально изношены, то частой проблемой становится стук, вызванный плохим состоянием опорной втулки. Еще одной причиной стука нередко становится неправильное подтягивание рулевого механизма или высыхание смазки в нем, что приводит к изменению формы зубчатого штока уже через 10–50 тысяч км.
Когда владелец авто пренебрегает обслуживанием своего «железного коня», то неисправность может появиться в любом месте. Причем сначала это может быть порванный пыльник, из-за которого грязь попадает внутрь рулевой рейки. Но в этом случае ремонт несложен, а замена на новую деталь требуется лишь пыльнику.
Так выглядит порванный пыльник
Если же дефектом пренебрегли, то уже вскоре смесь грязи и смазки превращается в абразивную пасту, сильно повреждает редуктор. После чего требуется уже капитальный ремонт и замена вала и штока на новые детали.
В рулевых рейках с гидроусилителем (ГУР) чаще всего изнашиваются уплотнители, после чего руль становится более тугим и агрегату требуется ремонт. В несильно запущенных случаях удается обойтись лишь установкой новых сальников или манжет. Но в тяжелых случаях одной замены недостаточно, приходится фрезеровать корпус распределителя и вставлять в него ремонтный стакан. В рулевых механизмах с электрическим усилителем (ЭУР) наиболее частой проблемой становятся плохие контакты.
Признаки неисправности рулевой рейки
Если рулевая рейка полностью исправна, то водитель управляет машиной с комфортом. Для поворота баранки приходится прикладывать небольшое усилие, но при этом человек за рулем четко ощущает дорогу и может вовремя среагировать на изменение ситуации. При этом под торпедой ничего не стучит, не скрипит и не издает других не предусмотренных конструкцией машины звуков, а автовладелец хотя бы раз в месяц заглядывает под капот и проверяет состояние всех элементов рулевого управления.
Не пренебрегайте хотя бы внешним осмотром рейки, когда проверяете масло в двигателе, или меняете фильтр, очищающий топливо (у многих машин он установлен под капотом). Это поможет вам своевременно обнаружить проблему и обойтись небольшим ремонтом.
Течь сальника приводит к потере АТФ
Нередко первым признаком неисправности является разорванный пыльник или течь масла. Если же упустить время, позволив небольшому дефекту перерасти в серьезную неисправность, то потребуется капиталка (капитальный ремонт) или замена рулевой рейки на новую.
Когда нужен ремонт рулевой рейки
Поскольку рейка обеспечивает управление автомобилем, то от ее состояния зависит безопасность езды. Поэтому любое отклонение от нормального поведения рулевого управления должно стать поводом для ремонта или замены этого агрегата на новое устройство.
Сразу же проводите диагностику и ремонт с заменой поврежденных элементов на новые, если:
- вы услышали стук под торпедой во время поворота или проезда неровностей;
- руль стал крутиться с иным усилием;
- у баранки появился люфт;
- машина стала рыскать или хуже держать дорогу.
Такой подход станет гарантией отсутствия случайных серьезных поломок этого оборудования.
Что входит в ремкомплект и какова его стоимость
Это один из двух моментов, от которых зависит ответ на вопрос что лучше, ремонт или замена рулевой рейки. Если повреждения незначительны, а машина относится к популярным, то комплект запчастей на нее, вне зависимости от типа поломки, обойдется относительно недорого.
При серьезных дефектах, особенно на редких машинах, для которых стоимость новой рулевой рейки составляет сотни тысяч рублей, да и ждать запчасть надо полгода, ремонтный комплект деталей хорошего качества обойдется столько же. Разница лишь в том, что его можно получить гораздо быстрей. Поэтому вы сможете поставить машину на ход уже через пару недель, а не сидеть без нее несколько месяцев.
Ремкомплект рулевой рейки
Состав ремкомплекта зависит от многих факторов, но в первую очередь, от его назначения. К примеру, комплект для ремонта ГУР включает в себя резиновые или тефлоновые уплотнители, а нередко и опорные втулки. Если же он предназначен для капитального ремонта, то в его состав входят новый редуктор (зубчатые шток и вал), а также все остальные детали, за исключением корпуса агрегата. Соответственно, от этого зависит его цена, ведь кучка резиновых колечек обойдется гораздо дешевле набора, в состав которого входит новый редуктор.
Выбираем правильного мастера
Несмотря на то, что для качественного ремонта рулевой рейки не требуется столь же высокая квалификация мастера, как для переборки двигателя или коробки передач, от того, насколько грамотно будет выполнена эта работа, зависит безопасность езды на автомобиле. Поэтому к выбору мастера подходите со всей серьезностью. Опросите всех своих знакомых, возможно, кто-то из них уже чинил подвеску или рулевое управление и качество ремонта его устроило. Если этот мастер выполнил такие работы правильно, то, скорее всего, он так же восстановит и ваш агрегат.
Затем посетите этого специалиста и спросите его, дает ли он гарантию на свою работу. Если дает, то доверьте ему не только ремонт, но и покупку запчастей, чтобы он полностью отвечал за результат.
В неправильном ремонте виноват горе мастер, но разбираться с последствиями предстоит хозяину машины
Помните: ремонт рулевой рейки, неважно, замена ли это пыльников или установка нового редуктора, является не тем мероприятием, на котором стоит экономить. Ведь на одной чаше весов стоят деньги, а на другом жизни тех, кто находится в автомобиле.
Выгоден ли ремонт
Чтобы ответить на этот вопрос, владельцу легковушки или иного авто придется сопоставить не только стоимость работ и запчастей, но и временной фактор. Ведь одно дело, если он ездит на «Ладе», «Фольксвагене» или другой, пользующейся высоким спросом в России марке, а также современной модели автомобиля, запчасти для которого производит множество разных заводов. И совсем другое дело, если его машина – редкий гость в РФ. К примеру, какая-нибудь индийская машина, причем не являющаяся лицензионной копией известной модели, а собственная разработка. Найти запчасти для ремонта такого транспортного средства непросто, а вот подобрать подходящий по размерам вариант рулевой рейки вполне возможно.
Кроме того, многое зависит от степени повреждения механизма. Поэтому в отношении популярных моделей и повреждений рулевой рейки, не требующих установки компонентов нового редуктора (штока и вала), ремонт будет более выгодным, чем установка нового устройства.
Если же речь идет о тяжелых повреждениях, затрагивающих даже корпус агрегата, а также непопулярных в России моделей авто, то замена на аналог рулевой рейки, пусть даже с подгонкой под новый механизм, обойдется дешевле, особенно, с учетом времени простоя машины.
Ремонт рулевой рейки своими руками
Теоретически восстановление рулевой рейки является одним из самых простых видов авторемонта, если есть доступ ко всем необходимым ремкомплектам и в наличии имеется необходимое оборудование (Какое оборудование потребуется для ремонта рулевых реек). Но на деле такой ремонт, а также замена рейки своими руками являются крайне опасным мероприятием, ведь часть работ придется выполнять под машиной, а правила безопасности не всегда соблюдают даже опытные автолюбители. В результате неловкого движения домкрат опрокидывается и машина падает на лежащего под ней человека. А учитывая вес транспортного средства, в лучшем случае (если сразу же подоспеет помощь), бедолага отделается сильными ушибами.
При ремонте рулевой рейки нельзя пренебрегать правилами техники безопасности
Если же вы твердо намерены самостоятельно провести ремонт или замену этого агрегата, то внимательно изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также посмотрите видеоролики, посвященные безопасности и порядку действий. Мелкий ремонт, например, замену опорной втулки, не требует каких-то глубоких познаний или серьезных навыков. Главное — иметь под рукой подходящий инструментарий и приобрести качественную запчасть. Затем, ориентируясь на мануал и видеоролики, извлечь старую деталь и установить новую. Более сложные мероприятия, например, замена уплотнительных колец или зубчатой пары, потребуют уже опыта. На одной инструкции по эксплуатации с такой работой сложно справиться.
Срок ремонта рулевой рейки
Для того чтобы снять рулевую рейку с автомобиля, а затем полностью разобрать ее и заменить дефектные элементы, потребуется несколько часов. Но в большинстве случаев ремонт занимает несколько дней. Ведь после того, как мастер разобрал механизм, он оценивает состояние каждой детали, то есть проводит дефектовку и составляет список необходимых запчастей. Если в автосервисе есть свой магазин и там все требуемые запчасти в наличии, то замена поврежденных компонентов на новые не займет много времени. Когда необходимых комплектующих нет, срок ремонта увеличивается. Ведь запчасти необходимо заказать, затем дождаться доставки и только после этого заканчивать ремонт.
Сколько ходит рулевая рейка после ремонта
Ответ на такой вопрос зависит от многих факторов. К примеру, автовладелец обратился на станцию технического обслуживания (СТО), услышав стук под торпедой и решив, что проблема в рейке. Мастер определил, что причиной стука является износ опорной втулки этого узла, поэтому предложил автовладельцу выбор – либо заменить только поврежденную деталь, причем прямо на машине, либо снять агрегат и сделать полную диагностику.
В первом случае повторно отремонтировать потребуется уже через 3–5 тысяч километров, ведь замена втулки на новую без снятия рулевой рейки приводит к попаданию грязи в редуктор и быстро убивает его. Но хозяин автомобиля не в курсе этих подробностей. А работник сервиса не информирует его, ведь такой способ ремонта гораздо проще, чем правильный, то есть с демонтажем и разборкой агрегата, а по стоимости работ лишь немногим меньше.
Проверка рейки с ГУР на стенде
Если же хозяин машины выбирает второй вариант, то мастер не только правильно выполняет замену втулки на новую деталь, но и проводит дефектовку остальных компонентов рулевой рейки, что особенно важно для устройств с гидроусилителем. Обнаружив износ других элементов, он предлагает либо заменить то, что совсем неработоспособно, оставив остальное как есть, либо провести максимально полный ремонт, поставив новые детали вместо частично изношенных.
После первого варианта рейка потребует нового ремонта уже через 5–10 тысяч км, после второго, с большой долей вероятности, она проработает 40–60 тысяч, после чего ее снова придется перебирать.
Что нужно делать после ремонта или замены рулевой рейки
Любое серьезное вмешательство в переднюю подвеску автомобиля нарушает угол схождения колес, поэтому после ремонта или замены рулевой рейки делайте следующее:
- попросите мастера, ремонтирующего вашу машину, не только восстановить рейку, но и провести полную диагностику передней подвески. Если там есть какие-то дефекты, то лучше сразу устранить их, чем затем повторно копаться в машине;
- подкачайте колеса до рекомендованного давления;
- отрегулируйте схождение колес на сервисе или самостоятельно.
Этот порядок действий применим к любому автомобилю, вне зависимости от его марки, модели или года выпуска.
Замена рулевой рейки
Замена этого механизма предусматривает частичную разборку передней подвески. Как минимум придется открутить гайку пальца рулевого наконечника и выпрессовать последний из поворотного кулака или рычага, а также открутить болты или гайки крепления рейки к кузову. Если машина оснащена гидроусилителем, то придется частично разобрать гидросистему, отсоединив от распределителя подающую и возвратную магистрали.
Замена рулевой рейки
Преимущество замены перед ремонтом узла в том, что вам не придется тратить время на ожидание запчастей. Достаточно лишь поставить на место новый механизм и подключить его к подвеске и рулевому валу.
Когда нужна замена рейки
Ответ на этот вопрос зависит от следующих факторов:
- стоимости восстановления агрегата до состояния нового;
- доступности запчастей и времени их ожидания;
- стоимости и доступности нового, бывшего в употреблении (б/у) или восстановленного механизма.
Если достать какую-то деталь сложно или приходится несколько месяцев ждать ее доставки, а на новый агрегат нет денег, то можно взять подержанную, но в хорошем состоянии, рейку с разборки. А поломанную отложить и потом починить, пусть будет на всякий случай.
Такой вариант позволит без спешки восстановить старую рулевую рейку до состояния новой, после чего либо оставить ее про запас, либо установить на автомобиль, а подержанную оставить на всякий случай или продать. Выбирая установку подержанного узла, не забудьте проверить его исправность. О том, как это сделать, читайте в статье «Как проверить рулевую рейку при покупке».
Новая рулевая рейка
Установка нового устройства избавляет вас от необходимости ремонтировать старый агрегат. Но его покупка обходится недешево, особенно если машина из престижных классов и малоизвестной в России марки. При этом важно правильно выбирать рейку, ведь одно дело поставить оригинальную модель устройства того же производителя, что используют на заводе и, совсем другое, установить аналог от неизвестно кого.
Новая рулевая рейка
Второй вариант будет стоить заметно меньше. Но сколько он прослужит, не знает никто. Возможно, пройдет до первого ремонта 50–100 тысяч км, а может потребовать замены какой-то детали уже через 5–15 тысяч км.
Б/У с разборки или с рук
Состояние Б/У агрегатов колеблется от почти нового до пригодного лишь к сдаче на металлолом, поэтому крайне важно перед покупкой проверять состояние рулевой рейки. Скорее всего, она будет требовать мелкого ремонта, как минимум, замены пыльников и опорной втулки, но, если позволяют финансы, лучше сразу же капитально отреставрировать ее. Это увеличит ваши затраты, зато вы получите устройство в состоянии нового, благодаря чему оно прослужит без серьезных поломок не один десяток тысяч километров.
Если же пренебречь заменой частично изношенных деталей, то новый ремонт потребуется через 5–10 тысяч км пробега, а в особо неудачных случаях, даже раньше. Крупные разборки перед выставлением узла в продажу, проводят его проверку. Благодаря чему покупатель сразу же может оценить состояние механизма и определить для себя, допустимо ли ему ставить такую рейку на машину или лучше ее сначала восстановить.
Если же механизм продает обычный автовладелец, то он вряд ли сможет объективно оценить ее состояние. Поэтому проверять агрегат вам придется самостоятельно, что открывает большие возможности для торга и снижения цены.
Восстановленная рейка
Нередко магазины предлагают покупателям восстановленные агрегаты, в том числе рулевые рейки. По своему техническому состоянию они почти не отличаются от оригинальных, поставленных напрямую с завода, но обходятся гораздо дешевле. Восстановленные устройства изготавливают из тех, в которых обнаружен заводской брак, или бывших в эксплуатации, устанавливая вместо дефектных деталей новые.
Тем не менее восстановленные устройства, особенно от малоизвестных производителей, уступают по надежности (ресурсу) новым рейкам под известными брендами, хотя являются полностью аналогичными по всем установочным параметрам. Процесс восстановления не отличается от обычного ремонта. В механизме поврежденные компоненты заменяют на новые, возвращая агрегат к исходному состоянию.
Отзывы автовладельцев о замене рулевой рейки
Если вы решили, что выгодней не отремонтировать, а заменить рейку, то обратите внимание на отзывы тех, кто уже сделал это в вашем городе или регионе. Если несколько человек положительно отзываются о каком-то сервисе, то свяжитесь с ними и уточните, так ли на самом деле все хорошо, как они описали в своем отзыве. Ведь сегодня написание отзывов за деньги является прибыльным бизнесом.
Убедившись, что отзывы реальны и владельцы автомобилей действительно довольны выполненной работой и качеством нового механизма, отправляйтесь в тот же сервис и заключайте с ним договор на выполнение этой работы. Обязательно настаивайте на том, чтобы сервис использовал детали из своего магазина, тогда он будет нести полную ответственность за результат.
Ремонт или замена рулевой рейки: что лучше
Выбор варианта действий после обнаружения неисправности рулевой рейки зависит от многих факторов, в том числе доступности деталей и стоимости восстановления основного механизма, то есть редуктора, состоящего из зубчатых вала и штока.
Читайте также: Как проверить рулевую рейку на стук и люфт самостоятельно, диагностика исправности
Ремонт предпочтительней, если повреждения не критичны, а детали, которые подлежат замене, доступны и недороги.
Замена же узла на новый предпочтительней, если ремонт сопряжен с трудностями, например, детали придется ждать полгода, а машина нужна уже сейчас. В этом случае выгодней поставить новый агрегат, а старый либо продать, либо постепенно доводить до ума, чтобы был в запасе.
Заключение
Ответ на вопрос, что лучше, ремонт или замена рулевой рейки, зависит от многих факторов. Теперь же вы знаете все преимущества и недостатки каждого варианта, а значит, в вашей ситуации сумеете сделать правильный выбор и не только избежите серьезных переплат, но и сохраните безопасность езды в автомобиле на высоком уровне.
https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/rulevaya-rejka-remont-ili-zamena/