Замена масла в двигателе грузового автомобиля
Выбрать правильное моторное масло для замены в двигателе грузового автомобиля непросто: кажется, что у каждого масла есть подробное описание в алфавитном порядке со спецификациями. Дальше начинаются различные маркетинговые ухищрения. Масло со сверхвысокими характеристиками лучше, чем масло со сверхвысокими характеристиками, или наоборот? Длинный слив лучше расширенного или наоборот? А главная проблема всегда состоит в том, чтобы сэкономить, ориентируясь на цену за литр.
К сожалению, такой подход вряд ли приведет к лучшему выбору. Необходимо учитывать и другие части уравнения затрат, такие как частота замены масла в двигателе, время простоя, объемы использование масла при эксплуатации грузовика, затраты на фильтрацию, вопросы эффективности использования топлива и затраты на утилизацию отработанного масла. Крупные транспортные компании с собственным подразделением технического обслуживания грузовых автомобилей имеют прекрасную возможность изучить все переменные этого уравнения, покупая масло для замены в двигателях оптом по лучшим ценам и оптимизируя другие факторы в своих интересах. Транспортные грузовые компании, заключившие контракты на ремонт и техническое обслуживание с дилерами или другими поставщиками услуг по техническому обслуживанию, имеют меньше возможностей для маневра. Достаточно сказать, что счета за обслуживание дилеров обычно включают наценку на масло, так что торговаться приходится жестко жёстко.
Но прежде чем рассматривать экономические аспекты замены масла в дизельном двигателе, стоит разобраться с техническими аспектами, начав с рассмотрения только тех масел, которые соответствуют спецификациям производителя транспортного средства. Любое другое действие может привести к техническим проблемам и даже к аннулированию гарантии на грузовик.
Европейские спецификации моторных масел основаны на ряде так называемых «последовательностей», составленных ACEA (ассоциацией производителей транспортных средств).
Последний набор, опубликованный в 2021 году, содержит четыре последовательности для дизельных двигателей большой мощности. В порядке возрастания производительности и стоимости это:
Е7
Эти масла подходят для замены во многих современных двигателях при условии, что в их выхлопе нет сажевого фильтра (DPF). Они неизменно изготавливаются на минеральной основе и являются самыми дешевыми. Это помогает объяснить, почему масла E7 являются самой популярной последовательностью ACEA на рынке тяжелых коммерческих автомобилей Европы.
Е9
Эти масла для замены в двигателях во многом аналогичны маслам E7, но с одним важным исключением: они имеют жесткие ограничения по сульфатной золе, фосфору и сере. Их называют маслами с низким содержанием SAPS, и они разработаны специально для грузовых автомобилей с сажевым фильтром: масла с низким содержанием SAPS производят меньше золы при сгорании, поэтому сажевый фильтр реже нуждается в очистке. Несмотря на то, что масла E9 по-прежнему изготовлены на минеральной основе, для них требуется базовое масло с низким содержанием серы (группа II), которое дороже, чем базовое масло группы I, используемое для масел E7, поэтому заплатить за него придется больше, чем за E7.
Е4
Ключевой характеристикой масел E4 является их направленность на высокий уровень моющих свойств, сводящий к минимуму накопление отложений продуктов сгорания на поршнях двигателя. Это не масла с низким содержанием сульфатной золы, поэтому они не рекомендуются для замены в автомобилях с сажевым фильтром. Обычно они содержат либо частично, либо полностью синтетическое масло, либо минеральное масло с самым высоким рейтингом (группа III) в качестве основы, и поэтому они более дороги, чем масла на минеральной основе. Для замены в двигателях платить за такое масло придется примерно на 35-40 процентов больше, чем за обычное минеральное масло E7.
Е6
Эти масла с самым высоким рейтингом по сути аналогичны E4, но с дополнительным преимуществом low-SAPS для автомобилей с DPF. Неудивительно, что замена масла E6 в двигателе обычно немного дороже, чем замена масла E4, и примерно на 50 процентов дороже, чем замена масла E7.
Как ни странно, у производителей грузовиков есть свои собственные спецификации для масел для двигателей, которые совпадают с общими последовательностями ACEA. Например, многие масла E7 также имеют аккредитацию Mercedes 228.3 и Volvo VDS-3. Точно так же масла E9 часто могут соответствовать спецификациям Volvo VDS-4 и Mercedes 228.31. В список аккредитаций масел Е4 часто входят MAN 3277 и Mercedes 328.5. Масла E6 обычно соответствуют спецификациям MAN 3477 и Mercedes 228.51.
Хотя отдельные последовательности ACEA и аккредитации производителей грузовиков могут иметь разные направления, первоклассные масла имеют более сложную формулу, чтобы войти в тот небольшой промежуток, где спецификации пересекаются. Многие масла E6 также соответствуют спецификациям E4 и E7 и имеют ряд аккредитаций производителей автомобилей. Это особенно полезно в смешанных автопарках, где существует опасность неправильной заливки неподходящего масла, но за это удобство приходится платить: использование дорогих масел E6 в старых двигателях, склонных к высокому расходу масла, может оказаться довольно дорогостоящим.
НИЗКИЙ SAPS
Если у вашего грузовика есть DPF в выхлопе, выбор моторного масла для замены в двигателе сужается до одного из двух вариантов с низким содержанием SAPS, E9 или E6. Одна из нефтяных компаний сообщила, что ее E9 производит примерно на 25% меньше золы, чем E7. Их масло E6 работает лучше, производя на 60 процентов меньше золы, чем E7, отчасти потому, что его базовые составляющие не такие летучие, как у E7, поэтому испаряется меньше масла. Это иллюстрирует тот факт, что не все масла с низким содержанием SAPS обладают одинаковыми преимуществами низкой зольности, а поскольку удаление золы DPF относительно дорогостоящая процедура, возможно, для замены в двигателе стоит заплатить больше за масло E6, а не покупать более дешевое масло E9.
ОБЪЕМ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ ГРУЗОВИКА
Неверно предполагать, что стоимость замены масла для грузовых автомобилей с одинаковым рабочим объемом двигателя будет, как правило, одинаковой. Например, 10,3-литровый двигатель Cursor в Iveco Stralis потребляет 25 литров, тогда как 10,5-литровый двигатель MAN D20 потребляет 42 литра. Мощный 15,6-литровый двигатель V8 Scania вмещает на удивление скромные 32 литра. Эти различия сильно влияют на стоимость замены масла в двигателе и не обязательно уравновешиваются различиями в интервалах замены. Как правило, 7,5-тонники имеют вместимость 10-15 литров; 18-тонники обычно потребляют 20-30 литров, а тягачи и многоколесные автомобили с жесткой рамой обычно требуют 35-40 литров.
ЧАСТОТА ЗАМЕНЫ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ
Оптимальная частота замены масла в двигателе — беспроигрышный вариант: в итоге вам понадобиться (как это ни странно звучит) меньше масла, будет меньше простоев грузовика и меньше трудозатрат. Но как далеко вы осмелитесь зайти и какие факторы определяют решение? Большинство производителей указывают максимальный пробег автомобили до очередной замены масла — около 60-70000 км для типичных условий эксплуатации грузовика. Сокращенный пробег — до 30-40000 км при тяжелых условиях, таких как короткие маршруты в городских условиях или строительные работы. Увеличенный пробег — до 80-100000 км при более легких условиях эксплуатации. Если вы затрудняетесь определить, какой из вышеперечисленных вариантов лучше всего соответствует пробегу автомобиля, тогда расход топлива может стать хорошим критерием: более высокий, чем средний, расход топлива указывает и на более высокий, чем средний, спрос на замену масла в двигателе.
Пробег, расход топлива вместе с другой информацией об эксплуатации двигателя ( температура, нагрузка, условия эксплуатации) лежит в основе гибкой системы замены масла в двигателе грузового автомобиля, основанных на правилах, используемых такими компаниями, как Mercedes-Benz и MAN. Применение технологий для оптимального выбора частоты замена масла в двигателе для конкретного грузовика, несомненно, разумно, но может оказаться довольно неудобным, если необходимость замены масла не совпадает с временем прохождения технического обслуживания.
Одним из основных факторов, сокращающих срок службы моторного масла, является окисление. Как только запасы щелочности масла сильно истощаются, снижается и его способность противостоять износу двигателя. Полу- и полностью синтетические базовые масла лучше противостоят окислению, чем минеральные базовые масла. Это объясняет, почему производители грузовых автомобилей рекомендуют синтетические масла E4 и E6, если транспортные компании хотят с целью экономии уменьшить частоту замены масла в двигателе, когда пробег не превышает 120 000 км при обычных (правильных) условиях эксплуатации грузовиков.
Как правило, синтетические базовые масла имеют более высокий индекс вязкости, чем минеральные масла. Это означает, что они более устойчивы к уменьшении вязкости при высоких температурах и к увеличению вязкости при низких температурах. Они способны сохранять эту характеристику дольше, чем минеральное масло с добавлением присадки для улучшения вязкости. Следовательно, они дольше остаются близкими к своей первоначальной вязкости, увеличивая срок их службы.
Транспортные компании должны рассчитывать, оправдывает ли более длительное по времени использование масла между его заменой увеличение расходов на приобретение масла E4 и E6, принимая во внимание также экономию на фильтрах.
ОТБОР ПРОБ МОТОРНОГО МАСЛА
При первом увеличении интервалов между заменой масла в двигателе рекомендуется использовать пробы масла, чтобы проверить, насколько безопасно это делать. При отборе проб выявляются несколько показателей срока службы масла, в том числе степень окисления, измеряемая TBN (общее щелочное число). Другие проверки срока службы масла включают измерение содержания сажи — сажа не только абразивна, но и загущает масло, препятствуя его течению, — и тест на разбавление топливом. Оба они будут увеличиваться по мере увеличения периода слива, и их необходимо поддерживать в допустимых пределах. Компания по отбору проб сообщит, когда срок службы масла подходит к концу. Один образец обычно стоит около 15 или 20 фунтов стерлингов. это реклама
РАСХОД МОТОРНОГО МАСЛА
Расход масла, составляющий около 0,075 % от расхода топлива, считается типичным для современного дизельного двигателя большой мощности.
Комплексный подход к контролю за расходом моторного масла включает учет ежедневного использования масла для доливки в двигатель, чтобы выявить неисправные двигатели и убедиться, что драгоценное масло не просачивается из-за утечек или кражи. Поэтому стоит знать, что представляет собой нормальное потребление. Двигатели стандарта Евро-1 регулярно потребляют от 0,1 до 0,15% моторного масла, находясь даже в наилучшем состоянии.
Но сгоревшее моторное масло является источником твердых частиц в выхлопных газах, поэтому производители автомобилей прикладывают немало усилий, чтобы ограничить потребление моторного масла, и тем самым соответствовать все более строгим ограничениям выбросов. Здоровые двигатели Евро-4 и -5 обычно должны потреблять масло не более 0,075% от их расхода топлива. Так, например, если автопарк потребляет 100 000 литров топлива каждый месяц, доливка масла, используемая за тот же период, не должна в среднем превышать 75 литров, если только автопарк транспортной компании не содержит необычно высокую долю старых грузовиков.
https://servisvolvo78.ru/blog/zamena-masla-v-dvigatele-gruzovogo-avtomobilya