Гарантия на автомобиль: что положено по закону
Есть мнение, что если заводской брак автомобиля не проявился в первый год эксплуатации, то после он уже не проявится.
На самом деле это не так. Например, у меня был Ниссан Жук, у которого вариатор сломался через три года и два месяца после покупки — на 36 тысячах километров пробега.
Инженер по гарантии при обращении к официальному дилеру ответил, что я бы мог рассчитывать на гарантийный ремонт, только если бы продлил гарантию. Но в моем случае она закончилась два месяца назад, так что ремонтировать автомобиль пришлось за свой счет. С тех пор я внимательнее отношусь к гарантии: изучаю условия, сроки и ограничения.
Автомобили с гарантийным сроком от пяти лет покупают охотнее: есть мнение, что они надежнее. А после окончания гарантии некоторые автовладельцы предпочитают менять автомобиль, чтобы не столкнуться с дорогим ремонтом.
Вот что вы узнаете:
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту
Хочу знать
Как действует гарантия
Гарантия на автомобиль — это обязательство завода-изготовителя отремонтировать его в течение определенного срока.
Обычно на новый автомобиль дают гарантию 3—7 лет или 100 000—200 000 км пробега — в зависимости от того, что наступит быстрее.
Гарантию дает не официальный дилер, а завод-изготовитель. Поэтому дилер не может официально снять автомобиль с гарантии. Он вправе лишь отказать в гарантийном ремонте в каком-то конкретном случае. Для этого дилер проводит проверку качества автомобиля. Это не экспертиза, но автосалон по ее результатам может не согласиться на гарантийный ремонт и обвинить в поломке собственника. В этом случае владельцу нужно настаивать на проведении независимой экспертизы.
Экспертизу проводит организация, которой платит дилер. Дилеру еще нужно доказать причинно-следственную связь между действиями владельца машины и поломкой. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с результатами оспорить ее заключение в судебном порядке.
Если эксперты решат, что в поломке виноват владелец, придется компенсировать дилеру расходы на процедуру или оспаривать ее в суде. Для этого нужно будет провести повторную экспертизу в другой организации — за свой счет. Если владелец выиграет суд, то все расходы ему компенсирует автосалон.
Экспертизу дилера нельзя назвать независимой, так что важно присутствовать на ней лично. Были случаи, когда недобросовестные работники умышленно оставляли на запчастях и комплектующих механические повреждения. После этого они обвиняли владельца в нарушении правил эксплуатации и отказывали в гарантийном ремонте.
Например, владелец ни разу не менял масло в двигателе, чиповал его для увеличения мощности, устанавливал несертифицированные запчасти. Если двигатель сломается, дилер при экспертизе докажет, что к поломке привели нарушения условий эксплуатации. Но если владелец того же авто обратится к дилеру с претензией к работе подвески — это не будет поводом для отказа. Дилер не сможет доказать, что к поломке привели именно эти нарушения.
Гарантию на автомобиль дает не только автопроизводитель, но и закон. Если гарантийные сроки не установлены, то покупатель вправе предъявить требования в течение двух лет с момента покупки.
Официальный сайт компании «Ниссан»: гарантия на автомобиль работает, если нарушена технология производства, использовались некачественные материалы или эксперты «Ниссана» признали неисправность гарантийной. Источник: nissan.ru
Как техническое обслуживание влияет на гарантию
Есть три подхода к техобслуживанию гарантийного автомобиля. Сторонники первого подхода обслуживают новую машину у официального дилера в лучшем случае в первый год после покупки. А дальше — самостоятельно или в других сервисах. Они покупают неоригинальные запасные части и не собирают документы о техобслуживании. Тем не менее на их автомобиль тоже распространяется гарантия. Но если совсем не проводить техобслуживание, это может привести к поломке по вине владельца.
Есть и те, кто думает иначе: весь гарантийный срок нужно обслуживаться у официального дилера, чтобы не ремонтировать автомобиль за свой счет в случае поломки из-за производственных дефектов. Такой подход продвигают автопроизводители и дилеры, которым это выгодно: дилер привязывает владельца к своему сервису и весь гарантийный срок зарабатывает на техобслуживании.
Рекомендованный автопроизводителем межсервисный интервал замены масла — например каждые 15 000 км — слишком большой, поэтому возникает третий, компромиссный вариант техобслуживания. Владелец проходит плановые ТО у дилера и дополнительно меняет масло каждые 7500 км. Межсервисное техобслуживание не обязательно делать у официального дилера. Масло можно поменять самостоятельно или в обычном автосервисе.
На расходных материалах можно сэкономить, если приехать к дилеру на техобслуживание со своими запчастями. Владелец при этом получает отметку в сервисной книжке. Но иногда дилер прописывает в документах, что клиент приехал на ТО со своими расходными материалами, или даже повышает цены на работы. Такие записи не влияют на гарантийное обслуживание автомобиля.
Если владелец обслуживает автомобиль не у официального дилера, желательно получать документы после каждого ТО. Например, заказ-наряды, чеки на запчасти и работы, акты выдачи автомобиля, сертификаты соответствия на расходные материалы. Если дилер откажется ремонтировать автомобиль по гарантии, эти документы пригодятся в суде.
Кроме того, советую покупать оригинальные запасные части и расходные материалы, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Приобретать все это лучше в проверенных магазинах или специализированных автосервисах, которые могут выдать чек и сертификат соответствия на товар.
Какие законы регулируют гарантию
Гарантию на автомобиль регулирует закон «О защите прав потребителей». С точки зрения закона автомобиль — такой же товар, как, например, стиральная машина. Поэтому правила торговли и права потребителя в этом случае те же.
Закон позволяет вернуть автомобиль и получить назад деньги в течение 14 дней после покупки, если за это время проявится заводской брак. Для более долгого срока эксплуатации действует гарантия автопроизводителя — по ней в машине можно что-то заменить или отремонтировать. Есть условия, при которых покупатель может расторгнуть договор купли-продажи, потребовать замены автомобиля или снизить его цену соразмерно ремонту. Вот когда это возможно:
- дилер превысил максимальный срок ремонта — 45 дней;
- автомобиль ремонтировали неоднократно в течение одного гарантийного года и машину из-за этого нельзя нельзя было использовать более 30 дней.
Доказать в суде, что эти сроки нарушены, и собрать заказ-наряды всех ремонтов может быть непросто. Недобросовестные дилеры умышленно занижают сроки ремонта в документах или не выдают их владельцу на руки. Еще они обещают, что вся информация о ремонте отразится в электронной сервисной книжке. Фактически сведения могут не внести сознательно.
Поэтому, когда вы забираете отремонтированную машину, важно получить от дилера акт выполненных работ и использованных материалов. Убедитесь, что в документе правильные даты. Первая — день, когда дилер принимает машину на ремонт по гарантии, вторая — когда вы получаете акт и забираете ее. Подробнее об этом акте мы напишем в отдельной главе.
Кроме закона о защите прав потребителей гарантию на авто регулирует специальное положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. Положение определяет права и обязанности производителей, официальных дилеров и владельцев автомобилей во время действия гарантии.
Важно понимать, что дилер защищает себя от дополнительных расходов на гарантийный ремонт. Когда машину чинят по гарантии, дилер фактически оказывает услуги и продает запчасти автопроизводителю — и почти ничего на этом не зарабатывает. Цены гораздо ниже, чем для заказчика с улицы. Часто ремонт по гарантии невыгоден и самому автопроизводителю, и тогда уже он может вынудить дилера действовать недобросовестно.
Дилер заставляет владельца подписывать различные внутренние документы, которые могут противоречить закону. А после этого ссылается на них — и в каком-то конкретном случае может попытаться отказать в гарантии. Но это не освобождает дилера от обязательств и ответственности по гарантийному ремонту. Федеральные законы по юридической силе выше документов автопроизводителя и дилера, поэтому суд может признать внутренние документы недействительными.
На что распространяется гарантия
Когда автопроизводитель дает пять или семь лет гарантии, не стоит думать, что это касается абсолютно всех частей автомобиля. Гарантию прописывают на узлы и агрегаты по отдельности. Эту информацию можно найти в сервисной книжке.
Дольше всего действует гарантия на лакокрасочное покрытие кузова, двигатель и коробку передач. Этот срок маркетологи иногда используют для рекламы, выдавая его за общую гарантию на автомобиль, хотя это не так. На некоторые детали гарантия сокращена по пробегу и времени. Например, заявлено, что гарантия на автомобиль Хендай Крета — пять лет или 150 000 км пробега. Но есть ряд комплектующих, для которых гарантия действует первый год или 20 000 км пробега:
- Тормозные диски и барабаны.
- Ксеноновые лампы.
- Аккумуляторная батарея.
- Заправка кондиционера хладагентом.
- Приводные ремни.
- Прокладки различных типов.
- Втулки стабилизаторов передней и задней подвески.
Гарантия вообще не распространяется на большинство расходных материалов. Поэтому дилер откажет в бесплатной замене всех фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, ламп накаливания, предохранителей, технических жидкостей, колесных дисков и шин.
Еще автопроизводитель может изменить условия гарантии на одну и ту же модель в зависимости от года выпуска. Например, компания «Хендай» с 2020 года больше не дает гарантию на каталитический нейтрализатор в пять лет или 150 000 км пробега. Для новых моделей ее сократили до 36 месяцев или 100 000 км пробега.
Для рестайлинговых моделей 2020 года автопроизводитель сократил гарантию на часть комплектующих. Например, появились пункты 1.2.3 и 1.2.4, а пункт 1.2.2 расширили: добавили в него каталитический нейтрализатор
Страница сервисной книжки Креты 2016 года. Гарантия распространялась на большее количество запасных частей и комплектующих
Как доставить автомобиль к месту ремонта в случае поломки
В договоре купли-продажи автомобиля указывают адреса официальных дилерских центров или сервисных центров, куда можно обратиться в случае поломки. Не обязательно ремонтировать машину именно в том дилерском центре, где ее обслуживают.
Иногда автомобиль не может добраться до места диагностики или ремонта своим ходом. В этом случае самое правильное решение — вызвать эвакуатор, так как буксировка автомобиля доступна не для всех водителей, моделей автомобилей и типов коробки передач. Но услуги эвакуатора стоят недешево — из-за этого возникает вопрос, кто должен их оплачивать. Закон обязывает продавца доставлять автомобиль для ремонта своими силами или возмещать покупателю расходы, связанные с доставкой.
Если дилер уклоняется от этого, сообщает, что дилерский эвакуатор занят, или предлагает записаться на определенное время для приемки автомобиля, то покупатель должен сообщить, что не согласен на эти условия и доставит автомобиль за свой счет, но предъявит расходы дилерскому центру. Важно сохранить квитанцию об оплате услуг эвакуатора, а при приемке автомобиля потребовать, чтобы дилер компенсировал расходы на доставку.
Дилер обязан сделать это в течение 10 дней или заплатить неустойку. Если дело дойдет до суда, в качестве доказательства подойдут телефонные переговоры с дилером. Лучше записать их или привлечь свидетеля.
Какие документы оформляют в случае гарантийного ремонта
Претензию о гарантийном ремонте пишет владелец машины. Ее составляют в свободной форме в двух экземплярах: один для дилерского центра, другой для владельца машины. Этот документ могут называть заявлением или требованием. Можно написать претензию дома или на стойке у дилера, а можно попросить сделать это юриста. Вот что должно быть в претензии:
- Название и юридический адрес дилера.
- Данные собственника и автомобиля.
- Подробное описание проблемы и требования собственника.
Обычно на гарантийный ремонт записывают по телефону. В назначенный день дилер обязан поставить отметку с датой принятия на экземпляре претензии, который остается у владельца машины. Вместе с претензией дилеру предъявляют техпаспорт автомобиля и сервисную книжку. Если по какой-то причине автосалон уклоняется от получения претензии, ее можно направить по почте.
Иногда одного описания неисправности в претензии бывает недостаточно. В вопросе диагностики и определения причины поломки не стоит полагаться только на дилера. Например, проблема может проявляться только на непрогретой машине или при езде по неровной дороге. Чтобы зафиксировать посторонние звуки и согласовать ремонт с автопроизводителем, может потребоваться видеосъемка процесса диагностики и работы неисправных узлов.
Дилерский центр при приеме автомобиля должен выписать заказ-наряд или аналогичный документ в двух экземплярах, один из которых остается у владельца автомобиля. На практике автовладельцу часто не отдают его экземпляр или оформляют документы с ошибками. Например, не ставят даты. Если дело дойдет до суда, такой документ не примут в качестве доказательства. В заказ-наряде должны быть указаны те же проблемы и недостатки автомобиля, что и в претензии о гарантийном ремонте.
Как только вы вручили претензию, подписали заказ-наряд и сдали автомобиль дилеру, начинается отсчет срока гарантийного ремонта. Дилер проводит проверку качества автомобиля. После диагностики инженер по гарантии звонит владельцу и сообщает о причинах поломки, возможности отремонтировать автомобиль по гарантии и сроках ремонта. Он может попросить забрать автомобиль, пока не придут запчасти. Если на рынке все стабильно и цены на автомобили не растут, лучше отказаться и оставить машину у дилера.
https://journal.tinkoff.ru/guide/garantia-avto/