Забор воды из водоема при помощи пожарного насоса пн 40 конспект
Сегодня невозможно представить тушение пожара без использования специальных устройств. Один из таких агрегатов — пожарный насос ПН 40.
Мы расскажем об устройстве насоса ПН 40, характеристиках, положительных и отрицательных сторонах. А также, рассмотрим принцип его работы, и какие могут возникнуть неисправности при эксплуатации.
Пожарный насос ПН — 40 — описание
Насосы ПН 40 — аппараты, подающие жидкость (в виде воды или пенного раствора) к очагу возгорания. Они устанавливаются в пожарной машине или катере, для этого там оборудован специальный закрытый отсек. Способны подавать воду из колодцев, водоёмов и водопроводов. Для работы с морской водой не предназначены.
Маркировка отражает устройство пожарного насоса ПН 40 и технические характеристики. Первые буквы — серия, цифры — норма воды в л/сек, которую подаёт агрегат, конечные буквы показывают специфику конструкции.
Насосы ПН 40 — устройство
Аппараты марки ПН 40 бывают комбинированными, с высоким или низким давлением. Они выпускаются следующих модификаций: ПН 40 УВ и ПН 40 УВ.01.
Описание устройства насоса ПН 40 УВ — алюминиевый корпус, рабочие колёса из стали, установленные на валу, и зафиксированные гайками вдоль оси. Стальной вал закреплён подшипниками, и вращается по часовые стрелке.
Рабочие колеса пн 40ув имеют диаметр 289 мм, они оснащены 7-ю лопатками и 7-ю препускными отверстиями. В пространстве между колёсами и корпусом, установлены чугунные серые уплотнительные кольца. Данные кольца предназначены для разделения частей: напорной и всасывающей. От величины зазора между колёсами и корпусом зависит эффективность работы агрегата. Чем он шире, тем больше воды движется внутри аппарата, что приводит к уменьшению подачи жидкости, и понижению КПД. Поэтому при сборке насоса ПН 40 устанавливают кольца имеющие малые зазоры.
Насос ПН 40 — ТТХ
Пожарный насос ПН 40 УВ имеет следующие характеристики:
- агрегат — центробежный одноступенчатый, консольный;
- рабочий напор — 40 литров в секунду;
- количество вращений вала в минуту — 2700 оборотов;
ПН 40 УВ.01 — модель усовершенствованная, производится с конца 90 годов. В отличие от модели ПН 40 УВ, она имеет вакуумную автономную систему забора воды — привод механический. По своим характеристикам агрегат схож с устройством ПН 60. Вес его — около 80 кг.
Важно отметить, какую мощность потребляет на номинальном режиме пожарный насос ПН 40 УВ — в среднем 62—75 кВт.
Положительные и отрицательные стороны
Основные положительные стороны модели ПН 40 ув:
- подаёт ровный, не пульсирующий напор воды;
- не нуждается в подключении дополнительного привода от постороннего движка;
- не выключается, если происходит залом рукава.
К недостаткам можно отнести то, что такие насосы не могут работать на открытом водоёме. Для этого требуется укомплектовать аппарат вакуумной системой. Усовершенствованный вид — пожарный насос ПН 40 УВ.01 имеет в комплекте такую систему.
Принцип работы и особенности проверки
Пожарные насосы ПН 40 У относятся к центробежным устройствам, они работают от вращения вала, что позволяет менять давление при неизменной скорости. Тем самым, создаваемый насосом ПН 40 максимальный номинальный напор получается равномерный, и достигает 115 метров.
Прежде чем запустить пожарный насос ПН 40у в эксплуатацию, необходимо провести его проверку. Для этого автомобиль размещают около водоисточника и под передние колёса устанавливают противооткатное приспособление.
В видео представлен пожарный насос ПН 40 — его устройство
В дальнейшем принцип действий следующий;
- включается коробка передач;
- проверяются вентиля и задвижки — они должны быть закрыты;
- открывается вакуумный кран и газоструйный аппарат;
- производится подача газа с помощью рычага управления, пока не пойдёт вода из вакуумного аппарата;
- включается насос и подаётся вода — напорные задвижки должны быть закрыты;
- определяется величина напора по манометру, при этом частота вращения вала должна быть номинальной.
Сверяются рабочие показатели со стандартными. Допустимо отклонение не более 15%.
Неисправности насоса ПН 40
В процессе эксплуатации такого устройства, как насос ПН 40у, могут возникнуть следующие неполадки:
- Не качает — это может произойти из-за наличия воздуха в устройстве. Потребуется произвести повторную накачку воды с использованием вакуумной системы.
- Уменьшается или прекращается подача воды. Причина — загрязнилась сетка на линии или маленькая глубина забора.
- При работе слышны громкие звуки, и осуществляется вибрация. Это бывает из-за плохой затяжки болтов, износился сборочный узел или сломались шейки вала. Требуется подтянуть болты, и заменить изношенные узлы.
- Не вращается вал. В летний период — из-за загрязнения его песком, зимой — колесо может примёрзнуть.
- Просачивается вода — износ манжет, их следует заменить.
Это основные причины, по которым может не работает насос.
Коротко о главном
Пожарные насосы ПН 40 У надёжны и имеют высокий уровень КПД. Способны производить быструю подачу воды к месту возгорания в нужном количестве.
Устройство пожарных насосов ПН 40 простое, поэтому они несложны в использовании, и работают без подключения к стороннему двигателю. В связи с этим такие агрегаты широко применяют при пожаротушении.
Подобрать насосное оборудование можно на нашем сайте
Как считаете — какой напор воды насоса ПН 40 УВ в номинальном режиме может обеспечить полную потребность в жидкости при пожаре?
- Схема пожарного насоса ПН-40;
- Подача воды насосом из цистерны;
- Забор воды из водоема при помощи газоструйного вакуум-аппарата и подача ее в линию;
- Забор воды из водоема без вакуум-аппарата (при его неисправности);
- Забор воды из водоема при прокладке всасывающей линии через препятствия;
- Забор насосом воды из пожарного гидранта;
- Проверка специальных агрегатов пожарных автомобилей;
- Подача воздушно-механической пены (ВМП).
- Противопожарное водоснабжение
- Назначение и устройство пожарного гидранта и колонки
- Проверка водоисточников
- Испытание на водоотдачу
- Установка ПА на водоисточник. Заправка ПА
- Сборка магистральных линий
Вакуумными насосами снабжены практически все пожарные автомобили. Установки служат для разных целей. Однако у каждой из них есть свои особенности: так, работа насоса при заборе воды из гидранта и из водоема в корне отличается.
Что такое вакуумная система пожаротушения
Это особый вид насоса, использующий вакуум для откачки воды. Действие установки заключается в вытеснении воздуха из насоса и заполнении его водой перед началом работы. Выделяют несколько типов устройств:
- Поршневой. Работает благодаря всасывающей тяге поршня. В поршневую полость ведут два трубопровода – один соединен с источником воды, другой выполняет функцию выходного отверстия. Во время движения поршня назад выходное отверстие закрывается, и вода по магистрали попадает в пространство насоса. Когда поршень двигается в обратном направлении, закрывается магистраль, соединенная с источником вещества, и жидкость выходит в пожарный рукав.
- Шиберный. Относится к пластинчатым гидромашинам. Принцип работы основан на вытеснении жидкости пластинами при движении ротора в пространстве установки. Ротор – это цилиндр из металла, в который вмонтированы пластины. В разрезе устройство выглядит как мельница с лопастями.
- Струйный. Работает на выхлопных газах автомобиля, используя принцип эжектора. Выхлопы поступают в струйный насос, создавая тягу и провоцируя всасывание воды.
- Водокольцевой. По своему принципу схож с шиберным насосом с одним только отличием – ротор с лопастями полностью погружается в рабочую жидкость. В процессе своего вращения жидкость прижимается к стенкам цилиндра.
- Диафрагменный. Работа устройства обеспечивается гибкой пластиной – диафрагмой, которая расположена над полостью насоса. С полостью соединены две магистрали – одна соединена с источником воды, другая – с пожарным рукавом. Когда диафрагма раздувается, выход полости перекрывается, камера (полость) наполняется жидкостью. После диафрагма сокращается обратно – в этот момент закрывается трубопровод, ведущий к источнику воды. Таким образом, жидкость поступает в рукав.
Назначение и основные узлы
Вакуумная система пожаротушения предназначена для:
- заправки автоцистерны (АЦ) путем закачки жидкости из источника (водоема или гидранта);
- усиления давления в магистралях для увеличения подачи воды;
- ликвидации возгорания путем перекачки воды из источника в пожарные рукава.
Основные элементы вакуумной установки:
- Узел управления насосом.
- Детектор заполнения. Когда насос наполняется водой, датчик отправляет сигнал на узел управления.
- Вакуумный затвор. Играет роль задвижки.
- Насос. Отвечает за отсасывание воздуха из полостей и линий перед началом работы.
- Клапан. Перекрывает нужные отверстия в процессе работы системы.
Устройство вакуум-насоса
Наиболее часто в пожарных машинах используют поршневые и диафрагменные устройства.
Поршневой насос состоит из следующих деталей:
- полость поршня;
- отверстия входа и выхода;
- поршень.
В обычном режиме поршень максимально приближен к отверстиям, воздуха в камере нет. В режиме работы отверстие входа соединяют с всасывающей линией, уходящей в источник огнегасящего вещества, а к отверстию выхода подключают пожарный рукав.
Цилиндр приводится в движение двигателем или пневматическим приводом. Когда поршень двигается назад, отверстие выхода закрывается, и под действием тяги полость заполняется водой. Затем поршень начинает движение в обратном направлении, перекрывая вход, и жидкость поступает в пожарные рукава.
В насосах возможна установка нескольких поршневых систем, соединенных с единым выходом (краном). При поочередной работе поршней вещество будет поступать в шланг постоянно.
На заметку. Главный недостаток поршневой установки в движении воды скачками.
Работа диафрагменного устройства выглядит несколько иначе. Насос состоит из следующих элементов:
- отверстие входа;
- полость насоса, оснащенная диафрагмой;
- отверстие выхода.
В режиме ожидания в полости есть воздух, оба отверстия открыты. Перед началом работы диафрагма сокращается, выпуская воздух из камеры. После этого выходное отверстие перекрывается, и диафрагма приводится в движение двигателем. Расправляясь, она создает тягу, необходимую для закачки вещества в камеру насоса.
После этого входное отверстие перекрывается, а выходное освобождается. Мембрана сжимается, выталкивая жидкость. Для бесперебойного функционирования внутри насоса устанавливается несколько диафрагменных установок.
Как подготовить пожарный автомобиль к работе
Пожарный автомобиль (ПА) содержат в боевой готовности, то есть:
- на борту укомплектовано пожарно-техническое вооружение;
- машина заправлена моторным маслом и бензином;
- цистерна наполнена водой, а пенобак – пенообразователем.
По приезде ПА на место пожара проводятся следующие действия по подготовке машины:
Испытание и проверка насоса
Перед началом работы проверяются некоторые параметры насоса:
Особенности работы с насосом без установки ПА на водоем
Вакуумный насос может использоваться как для закачки вещества из сторонних источников, так и для подачи состава из собственных ресурсов автомобиля. Процесс такой работы разбит на несколько этапов:
- Прокладка рукавных линий. Включает в себя как саму установку пожарных шлангов, так и проверку их крепления.
- Начало работы насоса. Осуществляется только после проверки закрытия всех кранов и вентилей системы. После этого из установки спускают воздух для образования устойчивого давления – обычно с помощью открытия вакуум-клапана.
- Активная фаза. На этом этапе открывают вентиль выходного отверстия и следят за смотровым глазком. Когда в нем виднеется вода, вакуум-клапан закрывают. Для поддержания напора в машине включают сцепление и увеличивают мощность двигателя. Таким образом спасатели добиваются показателей давления в 0,2–0,3 МПа.
- Непосредственная работа системы. Выходной запор отрывают, и вода поступает в шланг. Давление доводят до нужных показателей путем прибавления оборотов.
Правила
Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема отличаются. При закачке вещества из открытого источника нужна большая производительность насоса ввиду отсутствия встречного напора. Гидрант представляет собой водозабирающий кран, подсоединенный к магистрали – своего рода ответвление водопровода. Жидкость из него подается под напором, поэтому требуется меньшая тяга на забор вещества.
Подачи воды из цистерны
Порядок действий при использовании цистерны в качестве источника следующий:
- Убедиться в надежности крепления заглушки на всасывающем отверстии. При использовании собственных ресурсов автомобиля это ответвление насоса не используется.
- Выпустить воздух из насосной установки.
- Повернуть кран на магистрали цистерны. На этом этапе вода поступает в насос.
- Открыть выпускные задвижки насоса, пуская воду в рукава.
- Усилить работу двигателя для достижения необходимой производительности установки.
Забора воды из водоема
Во время закачки жидкости из местного водоема нужно соблюдать следующие правила:
- В этом процессе рекомендуется использовать всасывающую сетку. Приспособление надевается на конец всасывающей линии, опущенной в водоем, предотвращая забор крупных камней и песка, способных повредить насос. Рукав опускают под воду как минимум на 30 см. Недопустим спуск устройства на дно.
- Следует выключить привод аппарата и проверить, закрыты ли все краны системы. После этого включается вакуумная установка.
- Насос наполняется жидкостью за счет тяги, создаваемой вакуумом. После окончательного наполнения следует перекрыть доступ всасывающей линии.
- Наконец, нужно открыть выход насоса к рукавам.
Забора воды при неисправной вакуумной системе
Процесс закачки вещества при неисправностях системы напоминает работу с водоемом, но имеет особенности. Последовательность действий:
- Протянуть всасывающую линию, оборудованную сеткой, и поместить ее край под воду не менее, чем на 30 см.
- Убедиться, что все вентили системы закрыты.
- Начать отбор мощности и включить муфту сцепления установки.
- Освободить вакуум-клапан и выходной вентиль.
- Дождаться появления воды в глазке и окончания поступления воздуха.
- Закрыть вакуумный клапан.
- Включить сцепление и закрутить выходной вентиль.
- Показатель давления, устанавливаемый в системе – 1–1,5 МПа.
- Медленно освободить напорный вентиль.
Заполнения цистерны водой из пожарного гидранта
Откачка вещества из части водопровода представляет собой следующий алгоритм:
- Откинуть люк колодца гидранта и крышку самого устройства.
- Накрутить колонку на резьбу головки аппарата. В случае с надземным гидрантом делать этого не нужно – колонка перманентно установлена на устройство.
- К колонке подсоединить всасывающую линию.
- Выпустить воздух из установки.
- Открутить вентили водопровода и колонки.
- Понемногу открывая задвижки, поднять мощность работы двигателя.
Подачи воды пожарными АЦ с помощью гидроэлеватора
Гидроэлеватор пожарный. При использовании гидроэлеватора последовательность действий выглядит следующим образом:
- Подсоединить к насосной установке необходимые элементы (рукава, стволы и гидроэлеватор).
- Убедиться в герметичности креплений, а также закрытом положении задвижек.
- Открыть штуцер и вакуум-клапан.
- Начать работу установки на малых оборотах.
- Открыть вентиль отверстия, ведущего из цистерны.
- Увеличить количество оборотов до 2000–2500 в минуту. Давление в аппарате должно находиться на уровне 0,5–0,6 МПа.
- Закрыть вакуум-клапан и отверстие, ведущее из цистерны.
- Давление поднимается до 0,9–1 МПа.
- Далее открывается штуцер. При этом давление в обратной линии не должно упасть ниже 0,05 МПа.
- Давление насоса нужно вновь поднять до 0,8 МПа.
Особенности использования пожарных насосов зимой
При использовании насоса в условиях отрицательных температур нужно следовать рекомендациям:
- Продувать систему после окончания работы. Процедура обеспечивает отсутствие лишней влаги внутри установки.
- Использовать второй набор рукавов. Мокрые после работы шланги нужно высушить на станции перед следующим вызовом. На время сушки рукава заменяются вторым комплектом.
- Использовать зимние моторные масла для деталей насосной установки. Пониженная вязкость смазочного материала поможет аппарату лучше справляться с нагрузками.
- Проверять вакуумный клапан на предмет примерзания. Делать это нужно регулярно, иначе не будет возможности спустить воздух из системы.
- Утепление и подогрев системы. Насосный отсек утепляют, нередко проводя в эту часть автомобиля дизельный обогреватель.
Выводы
Вакуумный насос по праву считается универсальным устройством для пожаротушения. При соблюдении некоторых правил особой эксплуатации аппарат можно использовать и для закачки воды из сторонних источников, и для подачи вещества из АЦ в шланги.
В современных моделях ПА продумана также система теплоизоляции и обогрева насосной установки. А как можно предотвратить авиакатастрофу, пожар на борту?
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
2.При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть закрыт.
1. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· установить обороты двигателя, ориентируясь по показанию тахометра, в пределах 2000 — 2500 об/мин.;
· плавно открыть напорную задвижку и установить необходимый режим работы насоса;
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
2.При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть закрыт.
1. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· установить обороты двигателя, ориентируясь по показанию тахометра, в пределах 2000 — 2500 об/мин.;
· плавно открыть напорную задвижку и установить необходимый режим работы насоса;
Читайте также:
- Обеспечение национальной безопасности россии обж 11 класс конспект
- Соль эпиграмма сатира этот разговорный стих кажется никогда не умрет конспект
- Конспект занятия по лепке в средней группе на тему масленица
- План конспект лечебной гимнастики при бронхите
- Ночное недержание мочи энурез конспект
https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/zabor-vody-iz-vodoema-pri-pomoschi-pozharnogo-nasosa-pn-40-konspekt.html