Топ-10 признаков неисправности автомобильной коробки переключения передач
Какие сигналы посылает автомобиль, сообщая, что коробка переключения передач неисправна?
Механические неисправности в коробке передач появляются в сопровождении посторонних звуков, вибраций, толчков при переключении скоростей. Не заметить эти «сигналы» невозможно.
Если скорости переключаются с усилием или вообще не переключаются, из коробки доносится странный гул и жужжание, чувствуются толчки при переключении передач, срочно в автомастерскую на ремонт. Передвигаться на таком автомобиле, во-первых, опасно, а во-вторых, можно остаться на трассе с заклинившей трансмиссией. При серьезном ремонте коробку придется снимать и вскрывать, поэтому удовольствие дорогое.
Посовещавшись с 13 работниками станций технического обслуживания, Zap-online.ru узнали 10 распространенных признаков неисправности коробки передач, причины появления, составили инструкцию по ремонту.
10. РЫЧАГ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ
Подводка
С начала 90-х годов доля механических коробок передач (МКПП) сокращается.
В 2006 году, в США, при покупке новой машины, механику можно было заказать на 47% моделей. В 2011 году их было уже 37%, а по итогам первой половины 2016 года всего 27%.
В 1992 году машину на механике купили 25% покупателей, в 2012 – 7%, в 2018 – только 3%. В Японии из 20 покупателей 19 выбирают автомат, по оценкам экспертов эта доля будет только уменьшаться, даже в сегменте спортивных машин. Минусы механики в сравнении с «автоматом» Zap-Online.ru уже описывал.
Признак неисправности: рычаг переключения передач МКПП отказывается сдвинуться с места при нажатии на педаль сцепления. После остановки не включается ни первая, ни вторая, ни третья передача.
Причина и решения:
- низкий уровень трансмиссионной жидкости или неподходящая вязкость жидкости – долейте или поменяйте жидкость;
- отрегулируйте кабели переключения или соединения передач.
9. ЗАПАХ ГАРИ В АВТОМОБИЛЕ
Признак неисправности: Если чувствуется запах горелой трансмиссионной жидкости, значит коробка перегрета. Трансмиссионная жидкость смазывает движущихся части коробки переключения передач, охлаждаясь в маслоприемнике или теплообменнике. Если масло не охлаждать, оно начинает «гореть» (но не сгорать). Маслоприемник, устанавливают в поддоне автомобиля, теплообменник в районе радиатора.
Есть машины, где трансмиссия дополняется отдельным мини-радиатором (охладителем жидкости), который охлаждает и трансмиссионную жидкость и саму коробку переключения передач.
Причина перегрева в низком уровне трансмиссионной жидкости или в ее низком качестве, то есть либо жидкость утекает, либо стала грязной из-за плохой фильтрации. Жидкость подлежит замене. Меняя жидкость в коробке, надо знать какое количество заливать. Так как старая жидкость слита, коробка промыта и опустошена, она будет впитывать в себя залитую жидкость, и ее уровень будет понижаться до тех пор, пока коробка не пропитается. Доливка масла прекращается только тогда, когда уровень стабилизируется и установится на верхней отметке щупа.
8. ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В НЕЙТРАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Признак неисправности: автомобиль не двигается, коробка стоит на нейтралке, но из нее слышен непонятный шум и гул.
Решение: Долейте или замените трансмиссионную жидкость. Коробка передач – это сложный механизм, работающий в сочетании с жидкостями испытанными в работе с этой коробкой на заводе. Не используйте аналоги, лейте, что рекомендовал производитель.
Если шум коробки переключения передач, находящейся в нейтральном положении, не прекратился даже после замены жидкости, все указывает на механический износ деталей. Вероятно изношенна промежуточная шестерня заднего хода, что сопровождается изношенностью зубьев передач, или подшипники.
7. ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ
Признак неисправности: при движении, передача выскальзывает на нейтралку.
В лучшем случае это нервирует, в худшем при обгоне на узкой трассе, автомобиль в котором выскакивает передача в нейтральное положение, потеряет скорость и добавит седые волосы водителю в случае встречной опасности.
Причины и решение:
- поломался синхронизатор коробки переда – замена;
- выработка на муфте 1/2 передачи и на вилке – замена;
- если машина дорогая и передача вылетает на АКПП, то возможно сбой электроники – диагностика у автоэлектрика.
Если у Вас соскакивает скорость в коробке передач, поделитесь в комментариях проблемой и решением.
6. ВЯЛОЕ СЦЕПЛЕНИЕ
Признак неисправности: при попытке переключить скорость на механической коробке передач, водитель выжимает сцепление, но рычаг не попадает в корзину следующей передачи. При этом слышен неприятный скрежет.
Причина: Сцепление еще вращается вместе с двигателем, поэтому когда водитель выжимает педаль сцепления диск сцепления не взаимодействует с маховиком, так как вращаясь не может сцепиться с ним зубьями на ходу.
Решение: Чаще причина в ненатянутой педали сцепления. Соединительный кабель между педалью и диском сцепления немного провисает и может отсоединять диск сцепления от маховика. Подтяните педаль сцепления. Если проблема не ушла, купите либо само сцепление, либо ремонтный комплект и замените.
5. УТЕЧКА ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ
Трансмиссионная жидкость исправной автоматической коробки переключения передач имеет ярко-красный цвет и легкий душистый аромат. Жидкость смазывает механические части коробки, и предотвращает перегрев коробки от трения деталей. Если обнаружена утечка жидкости из коробки, либо жидкость имеет темный цвет и запах гари, обратитесь к механику за заменой.
В отличие от моторного масла, трансмиссионная жидкость не сгорает, поэтому если в автомобиле низкий уровень трансмиссионной жидкости, ищите утечку. Трансмиссионная жидкость в механической коробке проверяется непосредственно в картере трансмиссии. Если трансмиссионка утекает, обратитесь к механику, он определит место утечки и все исправит.
Ярко-красный цвет трансмиссионной жидкости
4. ГОРИТ ЛАМПОЧКА CHECK ENGINE (ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ)
Признак неисправности: загоревшаяся лампочка CHECK ENGINE сигнализирует как о поломке в двигателе, так и в коробке передач. Загораться эта лампочка может и по тысяче других причин, которые не связанны с трансмиссией, но проверьте вначале двигатель и коробку, потому что их ремонт самый дорогой.
Датчики отслеживающие нарушения в работе двигателя и коробки передач, сообщают о поломке на бортовой компьютер, а тот зажигает на панели CHECK ENGINE. Причина загорания датчика CHECK ENGINE проверяется автосканером, который подключается к автомобилю в отдельно отведенное гнездо. Диагностический прибор отобразит код, который укажет, в каком месте в автомобиле появилась поломка.
3. СКРЕЖЕТ ИЛИ ТОЛЧКИ В КОРОБКЕ
В автомате или механике признаки одной и той же неисправности коробки передач могут различаться. И наоборот, одни и те же признаки могут указывать на разные поломки.
Признак неисправности МКПП: У механической коробкой переключения передач, общий признак проблемы с трансмиссией – скрежет или ощущение скрежета при переключении передачи.
Причины и решение:
- если при полностью выжатом сцеплении вы переключили передачу и только затем услышали скрежет, скорее всего в автомобиле изношено сцепление, которое либо регулируется, либо меняется;
- один или несколько синхронизаторов передач изношены или повреждены, синхронизаторы придется поменять;
- если при переключении передач чувствуются толчки, вероятно слабо натянут трос «газа» – подтяните трос и плавность вернется.
Признаки неисправности в АКПП: резкие толчки и подергивания в автоматической коробке передач, отсутствует плавность переключения.
Причины: Не стоит паниковать. Современные АКПП адаптивны, то есть подстраиваются под манеру вождения каждого водителя. Если на машине ездил пенсионер, а потом дал покататься на машине сыну – гонщику пока отдыхали с супругой на морях, после возвращения вероятны толчки и подергивания, так как коробка привыкла к другому стилю вождения. Не переживайте, дайте машине месяц, она поймет, что за рулем любимый пенсионер и вернет привычные обороты двигателя под неспешную манеру передвижения.
Вследствие лихого вождения сына, с резкими стартами и ускорениями, увеличиваются зазоры в муфтах фрикционных дисков, планетарных шестернях и в самом дифференциале. Вначале удары и толчки при переключении мало ощутимы, но со временем становятся более чувствительны.
Совет: если машина на гарантии, не тяните с поездкой к официальному дилеру. Если коробка «встала» и машину привезли к официальному дилеру на эвакуаторе, ни в коем случае не говорите, что в машине ощущались толчки и подергивания при переключении скоростей. Снимут с гарантии за то, что при первых признаках неисправной работы коробки немедленно не явились в сервис для осмотра и обслуживания.
Решение
Начните с замены жидкости и фильтров, возможно жидкость настолько засорилась, что уже не смазывает детали коробки, а калечит.
Смените заправку и начните, наконец, лить 95-й бензин как рекомендует производитель. Бензин на работу автомата напрямую не влияет, но при переключении передач у двигателя меняются обороты, где и проявляется качество бензина. Если из-за преждевременной детонации обороты будут больше, чем рассчитал компьютер, то он ограничит подачу смеси, двигатель сбросит обороты, появятся толчки и подергивания.
Съездите к официальному дилеру. Можно попытаться отрегулировать коробку, поменяв передаточные числа.
Если замена жидкостей, смена бензина и настройка не помогла, восстановить плавное переключение можно, только отремонтировав коробку. На BMW 5 серии в кузове f10 ремонт стоит 95 тысяч ₽. На Nissan Qashqai 110 тысяч ₽.
2. ЗАВЫВАНИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ И ЖУЖЖАНИЕ В КОРОБКЕ
У каждой трансмиссии есть свои механические особенности, поэтому издаваемый посторонний звук при неисправной коробке будет, различается. Если в машине установлена автоматическая коробка переключения передач, высока вероятность, что странные глухие звуки будут похожи на жужжание и завывание.
С механической коробкой переключения передач звуки, характеризуются резким, механическим звучанием. Источником могут быть шарниры передачи постоянной частоты вращения или дифференциал. Глухой звук, доносящийся из-под автомобиля, не всегда означает проблемы с трансмиссией, и может указывать на проблемы с ходовой или износ кузова.
1. ОТСУТСТВИЕ РЕАКЦИИ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ
Признаки неисправности: передачи переключаются неуверенно или полностью отказываются это делать. У механической коробки после перемещения в необходимую передачу обороты двигателя увеличиваются, но скорость автомобиля не соответствует скорости двигателя.
Причина:
- изношенное сцепление;
- износ механизмов коробки передач.
Проблема отсутствия реакции одинаково актуальна и для автоматической коробки. Проявляется при смене режимов «PARK» и «DRIVE». В любой из этих режимов автомобиль должен переходить быстро, но если автомобиль делает паузу при переходе – это неисправность в коробке переключения передач.
Решение: только СТО.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ КОРОБКА НЕ ЛОМАЛАСЬ?
Не переставляйте коробку на нейтралку «N» на каждом светофоре, мотивируя это тем, что лень держать ногу на педали тормоза. Загубите коробку. На нейтралку имеет смысл переключаться, если «намертво» стоишь в пробке в жару, чтобы не перегреть коробку.
Не стартуйте на светофоре с пробуксовкой.
Вообще старайтесь не буксовать. Если застряли в песке – ищите эвакуатор или того, кто вытащит. Не пытайтесь прорыть колесами окоп, нежно, накатами, выгнав из машины пассажиров, пытайтесь выбраться из песка или грязи.
Не переключайте АКПП из положения D в положение R, пока машина полностью не остановилась.
Не вздумайте проверять «Что будет, если на скорости переключить АКПП в положение R (ракета).
На ходу можно переставлять рычаг АКПП только в положение «D» – «2» – «L» при торможении двигателем.
Машину на «автомате» буксировать можно на расстояние не более 50 км и только со скоростью не более 50 км/ч.
Прицеп на автомобиле с автоматической коробкой передач возить можно. А вот буксировать «автоматом» другую машину нельзя. Но если других вариантов нет, двигайтесь на жесткой сцепке, коробка в положении «2» или «L» (ни в коем случае не на «D», трансмиссия не должна переключаться на пониженные передачи, чтобы не было нагрузок перегревающих трансмиссионную жидкость).
https://zap-online.ru/info/avtonovosti/top-10-priznakov-neispravnosti-korobki-pereklyucheniya-peredach