Типы кузова легкового автомобиля
Кузов — если не главная, то как минимум самая заметная часть автомобиля.
Но у первых автомобилей его вовсе не было. Двигатель, трансмиссию и детали ходовой части крепили на плоском несущем каркасе, который сейчас называют рамой. Сверху ставили пару сидений, ящик для вещей — и всю эту конструкцию считали транспортным средством. Перевозить людей и грузы на открытых площадках и сиденьях было неудобно и некомфортно, поэтому в начале 20 века к раме стали крепить кузов.
У современных автомобилей чаще всего рамы вообще нет, а ее роль выполняет сам кузов — его называют несущим. Есть и исключения: у некоторых моделей машин, в основном внедорожников и пикапов, все еще можно встретить раму.
Что вы узнаете
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Несущий кузов и несущая рама: в чем разница
Абсолютное большинство современных автомобилей — с несущим кузовом. Это значит, что все элементы ходовой части, двигатели и коробки передач крепятся к кузову, который и несет всю нагрузку. У несущего кузова есть силовые элементы в передней и задней части — лонжероны. В ходовой части некоторых автомобилей может быть установлен передний и задний подрамник, но это не делает конструкцию рамной. Подрамники крепят к кузову, но эта часть конструкции не считается рамой.
Преимущества конструкции с несущим кузовом:
- Меньше масса.
- Автомобилем проще управлять.
- Автомобиль проще обслуживать и ремонтировать — не нужно отделять кузов от рамы.
Автомобиль рамной конструкции устроен иначе. Его главный несущий элемент — рама. Это сложная конструкция из швеллеров или труб, к которой крепится кузов. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть крепятся не к кузову, а к раме.
Преимущества рамной конструкции:
- Проще в производстве, можно устанавливать разные варианты кузова.
- Больше подходит для перевозки груза, выше грузоподъемность.
- Легче увеличить клиренс.
Балки прямоугольного сечения в передней части кузова — лонжероны. Они есть и в задней части, но менее заметны из-за пола багажника. Источник: carbodydesign.com
На верхней схеме — автомобиль с несущим кузовом и двумя подрамниками, передним и задним. На нижней — автомобиль рамной конструкции. Источник: VitaminCo / Shutterstock
Объемы в кузове легкового автомобиля
Любой легковой автомобиль можно охарактеризовать разделением на визуальные объемы:
- Однообъемный кузов. Двигатель, пассажиры и багаж — в одном визуальном пространстве. Обычно встречается у микрокаров, минивэнов и микроавтобусов.
- Двухобъемный кузов. Моторный отсек можно визуально отделить от конструкции. Между багажником и салоном — спинки задних сидений, а за ними — шторка или полка. Сиденья обязательно складываются, шторка или полка — снимается. Такой тип кузова у хэтчбэков, универсалов и лифтбэков.
- Трехобъемный кузов. Моторный отсек, пространство для пассажиров и пространство для багажа жестко разделены и находятся в трех разных частях конструкции. Так устроены кузова седанов и купе.
Закрытые кузова
Седан — трехобъемный кузов: моторный отсек и багажник отделены от салона перегородками. Обычно у седана два ряда сидений, четыре двери и большой багажник с крышкой без стекла. У некоторых седанов можно сложить задний ряд сидений — полностью или частично, но это не делает кузов двухобъемным. Полка под задним стеклом несъемная, она увеличивает жесткость кузова.
Главная особенность седана — в салоне достаточно места, чтобы комфортно разместить четырех взрослых. Исторически седанами называли и двухобъемные, и двухдверные кузова, но сейчас это не актуально. В редких случаях рядов сидений может быть три — например, как у ГАЗ-14 «Чайка».
Mercedes с индексом кузова W124 — классический пример седана. Задний диван у него был жестко закреплен и не складывался, но у многих современных седанов это возможно. Источник: Art Konovalov / Shutterstock
Универсал. Обычно это двухобъемный кузов с пятью дверьми на основе седана. Задняя дверь служит крышкой багажного отсека, который может быть отделен от пассажирского салона шторкой или другой легкой конструкцией.
Длина, колесная база и свес обычно как у седана, реже — чуть больше. Багажник всегда просторный, а его объем легко увеличить, если сложить задние сиденья: тогда в универсале можно без проблем возить крупную бытовую технику или мебель. Задняя дверь при этом в большинстве случаев будет закрываться.
Volkswagen Passat Variant в кузове B8. Источник: RoClickMag / Shutterstock
Хэтчбэк — двухобъемный кузов с тремя или пятью дверьми. Внешне может быть похож на универсал, но при этом значительно короче — у хэтчбэка почти нет заднего свеса. Хэтчбэк обычно короче не только универсала, но и седана аналогичной модели.
У хэтчбэков небольшой багажник, но парковаться на них легче. А еще из-за почти вертикальной задней двери у хэтчбэков и универсалов сильно забрызгивается грязью заднее стекло. Именно поэтому на них почти всегда установлен задний стеклоочиститель с омывателем.
Volkswagen Golf — наверное, самый известный хэтчбэк. Модель сменила восемь поколений. На фото — электрическая версия e-Golf. Источник: Best Auto Photo / Shutterstock
Купе — двухдверный трехобъемный кузов. В отличие от седана, купе может быть двух-, четырех- или даже пятиместным. А может иметь посадочную формулу 2 + 2. Это когда на заднем ряду сложно перевозить взрослых пассажиров, комфортно там будет только детям младшего школьного возраста.
Часто у купе более низкая линия крыши. Багажник классического купе — как у седана, с отдельной крышкой без стекла. А еще купе считают более спортивной версией автомобиля. Часто на такие варианты кузовов устанавливают более мощные моторы из линейки доступных для этой модели. Или хотя бы не ставят самые слабые.
Классический пример купе — Porsche 911. Несмотря на заднемоторную компоновку и багажник в передней части автомобиля, это двухдверный трехобъемный кузов. Источник: Andrew Zaikovskyi / Shutterstock
Минивэн — автомобиль с двухобъемным или однообъемным кузовом для максимально удобной перевозки пассажиров и багажа. При однообъемной компоновке у минивэна очень короткий капот, а моторный отсек занимает нижнюю переднюю часть салона автомобиля. Минивэн похож на микроавтобус, но меньше по размерам. У микроавтобуса более высокий кузов, в нем можно с комфортом перевозить девять пассажиров или даже больше, а в минивэне — не более восьми.
Внешне минивэн может быть похож на очень большой пятидверный хэтчбэк или универсал с очень высокой крышей. Но свободно ходить по салону минивэна вряд ли получится, этим он тоже отличается от микроавтобуса. Минивэн — машина для больших семей, его важная особенность — наличие 6—8 посадочных мест. Если автомобиль пятиместный во всех комплектациях, то его правильнее считать хэтчбэком или кроссовером.
В зависимости от комплектации минивэн Ford S-Max может быть пяти- или семиместным автомобилем. А еще у минивэнов много вариантов трансформации салона. Но вместить одновременно и семь человек, и много груза не получится. Источник: Yakub88 / Shutterstock
Лифтбэк — двухобъемный тип кузова — похож одновременно и на седан, и на хэтчбэк. Задняя дверь открывается вместе со стеклом, как у хэтчбэка. Но покатая форма кузова больше напоминает седан: задний свес у лифтбэка обычно больше, чем у хэтчбэка.
Багажником лифтбэка пользоваться так же удобно, как и багажником хэтчбэка, а его объем — как у седана или больше. Его можно увеличить, если сложить задние сиденья и снять полку под стеклом двери багажника. Производители редко используют название «лифтбэк» и придумывают более благозвучные: например, Sportback у Audi или GT у BMW.
Благодаря двум вариантам открывания багажника Skoda Superb это седан и лифтбэк одновременно. Но правильнее считать ее лифтбэком: кузов у этого автомобиля двухобъемный. Источник: motorgiga.com
Открытые кузова
Кабриолет — открытый кузов, чаще двухдверный, с мягкой или жесткой складной крышей. Иногда кабриолеты с жесткой крышей называют купе-кабриолетами. В салоне кабриолета обычно два ряда сидений и четыре места, но задний диван может быть предназначен только для перевозки детей.
В кабриолетах комфортно водителю и переднему пассажиру. Пассажиры заднего ряда чаще всего обделены и местом для ног, и климатическим комфортом. Механизм складывания крыши может быть с электроприводом или без него — тогда складывать и раскладывать крышу придется вручную.
Кабриолет BMW 4 построен на базе купе и имеет четыре полноценных посадочных места. Но так же комфортно, как в седане, в таком кабриолете не будет. Источник: Ian Reay / Shutterstock
Родстер — двухместная версия кабриолета. У него только два кресла и обязательно складная крыша. Кузов родстера трехобъемный, а общая длина относительно небольшая — обычно родстер меньше кабриолета того же класса.
Большинство родстеров — это отдельные модели машин. В очень редких случаях автопроизводители выпускают и седан, и хэтчбэк, и родстер одной модели. Крыша родстера может быть мягкой или жесткой, с электроприводом или ручным механизмом складывания.
Родстер MINI построен на базе трехдверного лифтбэка, а тот, в свою очередь, на базе хэтчбэка. У всех трех кузовов почти одинаковые размеры, но четырехместный — только хэтчбэк. Источник: luizsantanna / Shutterstock
Тарга — это родстеры с особой конструкцией крыши. У автомобилей с кузовом тарга передние и задние стекла жестко закреплены. Внешне тарга напоминает купе, главное отличие — в усиленной раме за сиденьями и съемной крыше.
Первым такой автомобиль выпустила компания Porsche, но модели с кузовом тарга есть и у других производителей. Сейчас такой кузов — большая редкость, но когда-то он был популярен. Например, такая версия была у Toyota MR2, Toyota Supra, Nissan 100NX и Chevrolet Camaro.
Кузов типа тарга — это не обязательно дорогие спорткары: на фото — Honda CR-X Del Sol, которая на момент выпуска была очень доступной моделью со скромным двигателем 1,6. Источник: luizsantanna / Shutterstock
Не кузова, а типы автомобилей
Эти автомобили нельзя классифицировать по типу кузова, но они не менее популярны.
Кроссовер — один из самых популярных классов автомобилей в России. Но у кузова нет никаких особенностей. Обычно это двухобъемный несущий кузов, по форме напоминающий большой хэтчбэк или универсал. Кроссовером его делает увеличенный дорожный просвет.
Mazda СХ-3 могла бы быть обычным пятидверным хэтчбэком, но благодаря накладкам из текстурного пластика и увеличенному клиренсу считается кроссовером. Источник: Grzegorz Czapski / Shutterstock
Внедорожник — еще один весьма популярный класс автомобилей, которые сложно отличить по формальным признакам от некоторых других, таких как кроссоверы. Раньше считалось, что у внедорожника должна быть рамная конструкция и зависимая подвеска с неразрезными мостами. Но отечественная Нива — точно внедорожник, хотя у нее нет рамы. Сложно записать в кроссоверы и Land Rover Discovery, хотя подвеска всех его колес независимая.
https://journal.tinkoff.ru/guide/car-body-types/