Схема переключения передач на КамАЗе: КПП с делителем, раздаточная коробка, порядок, ремонт,
Устройства
Опубликовано 15.02.2022
Устройство и принцип работы
Рассмотрим расположение и конструкцию коробок передач автомобилей КамАЗ. автомобили КамАЗ оснащены механическими коробками передач. Они доступны в 5 скоростях. Переключение передач осуществляется путем выжимания педали сцепления и перемещения рычага коробки передач в соответствующее положение. Из-за веса автомобиля для переключения с одной передачи на другую требуется несколько шагов.
Трансмиссия КАМАЗа работает следующим образом: с дизельным двигателем она работает в режиме повышенной передачи B или пониженной передачи H. Они предназначены для снижения нагрузки на двигатель тяжелого автомобиля при его полной загрузке, не заставляя его работать слишком интенсивно, когда он не загружен.
Схема делителя для коробок передач КамАЗа несложная, но отличается в зависимости от типа коробки. Рассмотрим схему коробки передач КамАЗа, которая устанавливается на дизельные грузовики. При движении по ровной дороге необходимо переключать передачи без использования сцепления. конструкцию разделительной коробки КАМАЗа можно представить следующей формулой. 1b — 2b — 3b — 4h — 4b — 5h — 5b.
Переключение передач осуществляется следующим образом.
- Сначала с помощью рычага управления переключите коробку передач с высокой передачи на низкую.
- Затем выжмите сцепление.
- Переведите рычаг на нужную передачу, не переключайтесь вверх или вниз, а включайте каждую передачу по очереди.
Коробка передач имеет функцию автоматического переключения передач.
Как работает делитель на КамАЗе
Разделитель или мультипликатор коробки передач — это дополнительная повышающая передача, устанавливаемая для преобразования 5-ступенчатой коробки передач в 10-ступенчатую.
Принцип работы заключается в следующем. Дублер сокращает расстояние между главными передачами, уплотняя диапазон передаточных чисел трансмиссии и расширяя его на 20-25%.
Такие модификации позволяют улучшить такие характеристики автомобиля, как
- Экономия топлива.
- Скорость ускорения.
- Тяга.
- Управляемость.
Механизм расположен перед коробкой передач или немного справа, так как основной двигатель не испытывает сильного давления и не требует конструктивных изменений. Это позволяет самостоятельно ремонтировать и настраивать разветвитель в случае неисправности.
Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе
Большинство автомобилей КАМАЗ оснащаются 5-ступенчатой механической коробкой передач (с разделителем или без него). Переключение передач происходит при нажатии на педаль сцепления для перемещения кулисы коробки передач. На грузовиках, однако, передачи включаются не напрямую, а ступенчато. Теоретически, это снижает нагрузку на двигатель при движении с полным грузом и экономит топливо, когда кузов пуст.
Обычный режим работы коробки передач КАМАЗа — повышенная передача «В», или пониженная передача «Н». В автомобилях с мультипликативной коробкой передач переход из режима «B» в режим «N» осуществляется путем опускания специального рычага с одним делителем.
При управлении полностью загруженным КАМАЗом важно знать, как переключать передачи: опытным водителям рекомендуется переключать передачи в тяжелом вторичном режиме «H» для первых 4 передач, затем переключиться в режим «B» для 4-й передачи, понизить передачу до 5-й и снова переключиться в «B». Последовательность переключения передач может отличаться в зависимости от конкретной модели коробки передач.
Технические характеристики
Коробка передач КАМАЗ с делителем состоит из следующих деталей.
- Картер, в котором собраны приводной, ведомый и промежуточный валы вместе с шестернями.
- Подшипники.
- Синхронизатор.
- Реверсивная передача в сборе.
- Верхняя крышка коробки передач.
- Механизм переключения передач.
Коробки передач на автомобилях КАМАЗ выпускаются в пяти- и десятиступенчатом исполнении. Разделитель коробки передач имеет высшую и низшую передачу и работает в сочетании с основной коробкой передач для достижения 10 передач вперед и 2 передач назад. Система сплиттеров улучшает тягу, облегчает управление и уменьшает необходимость переключения передач с помощью рычага переключения передач. Передаточные числа редукторов указаны в руководстве пользователя устройства.
На коробке передач КАМАЗа 141 установлен выключатель света заднего хода. Крышка оснащена шариковым фиксатором для предотвращения одновременного включения 2 передач и пальцевым пружинным предохранителем для предотвращения случайного включения заднего хода. Коробка передач с делителем весит 320 кг. На крышках валов установлены уплотнения. Они защищают коробку передач от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач может привести к ее повреждению. В коробке передач должно быть 9 литров масла при первой заправке и 8 литров при замене коробки передач.
Технические характеристики коробки передач КамАЗ-141.
- Диаметр отверстия под подшипник составляет 150 мм.
- Отверстие вала коробки передач имеет диаметр 32 мм.
- Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
- Штифты заднего подшипника имеют диаметр 59 мм.
Компоненты контрвала имеют следующие диаметры.
- Ступица звездочки четвертой передачи — 63 мм.
- Роликовый подшипник — 80 мм.
- Втулка цепи задней передачи — 70 мм.
- Наружный диаметр ступиц составляет 72 мм.
- Диаметр цапфы переднего подшипника составляет 65 мм, а заднего — 49 мм.
- Корпус заднего подшипника имеет диаметр 119 мм.
- Промежуточный вал имеет диаметр 65 мм.
- Внутренний диаметр зубчатого колеса составляет 65 мм.
Вес коробки передач с делителем составляет 320 кг.
Как переключать передачи на КамАЗе
Чтобы правильно переключать передачи, необходимо знать, как устроена коробка передач. Коробка передач сконструирована таким образом, что она часто работает на пониженной скорости, чтобы автомобиль мог перевозить тяжелые грузы. камаз имеет 5-ступенчатую коробку передач. Переключение передач осуществляется с помощью педали сцепления и рычага управления.
Начало движения
Перед началом движения необходимо включить пониженную передачу. Переключение передач возможно только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на поэтапном переключении передач. Для запуска грузовика необходимо провернуть коленчатый вал двигателя.
Вторая передача включается, когда игла на тахометре достигает отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой способ переключения передач позволит продлить срок службы коробки передач и снизить расход бензина.
Переключение скоростей
После того, как автомобиль начал движение, рассмотрите последовательность переключения передач. когда КАМАЗ разгоняется, последовательность переключения передач — 4H-4B-5H. для того, чтобы переключиться на 2-ю передачу, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала до 3000 об/мин, о чем свидетельствует тахометр. Коленчатый вал выполняет основную функцию.
Задний ход
Для движения задним ходом на грузовике переключатель должен быть установлен в нижнее левое положение. Запрещается включать заднюю передачу во время движения автомобиля. Чтобы выполнить движение задним ходом, машина должна полностью остановиться перед выполнением операции.
Правила переключения в разных условиях
Переключение передач определяется различными условиями, в которых эксплуатируется автомобиль. Вы должны соблюдать эти правила, чтобы редуктор не вышел из строя во время эксплуатации.
Подъем
При движении в гору коробка передач должна быть переведена в режим H, что позволит коробке передач работать на более высокой передаче.
Следует придерживаться следующих правил.
- При переключении с 1-й на 2-ю передачу при движении в гору педаль сцепления должна быть выжата дважды.
- Также необходимо регулярно нажимать педаль подачи топлива, которая необходима для правильной работы коленчатого вала при переключении передач. Любой крутой уклон можно преодолеть.
- При движении в гору обороты должны превышать 2000 об/мин. В противном случае двигатель может отключиться, что может привести к аварии на дороге.
- Переключение передач при подъеме на холм облегчает работу двигателя и всех его компонентов.
Спуск
Некоторые водители выключают двигатель при движении под уклон, чтобы сэкономить бензин. На КАМАЗе это недопустимо.
Если во время поездки двигатель будет выключен, система EPS не сработает, что приведет к блокировке рулевого колеса.
Торможение на КамАЗе осуществляется не только остановкой двигателя, но и включением вспомогательной тормозной системы. При движении по склону на тяжелом автомобиле водитель включает вспомогательный тормоз и не может выжать сцепление или переключиться с одной передачи на другую.
Обледенелые участки
Управляйте грузовиком на максимальной скорости и дальности на обледенелых дорогах. При торможении необходимо использовать систему помощи двигателю. Если требуется экстренное торможение, оператор должен остановить колеса прицепа. Несоблюдение этого правила может привести к заносу.
Торможение двигателем допускается только в исключительных случаях, так как это может привести к износу двигателя. Колеса не должны проскальзывать при торможении. Чтобы избежать этого, необходимо замедлить работу двигателя, чтобы уменьшить вращение коленчатого вала.
Занос
При выбеге сцепление не должно быть выключено. При заносе грузовика поверните рулевое колесо в сторону заноса. Если КАМАЗ пробуксовывает, необходимо убрать ногу с педали акселератора и нажать на дифференциал. Это следует сделать с помощью регулятора, который находится на панели. В результате на панели загорится индикатор. Стартуйте на второй передаче с высокой скоростью. После преодоления пробуксовки дифференциал следует разблокировать.
Особенности переключения в разных моделях
Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций (тягач 44108 или 5490; самосвал — 6520 или 55111; грузовик — 5320 или военная модель 5350; автопоезда — 5410, 65206) оснащаются следующими трансмиссиями
- 141, 142 и 144 — механические, 5-ступенчатые коробки передач (для легких грузовиков, по конструкции и принципу работы аналогичны коробкам передач легковых автомобилей).
- 152 и 154 — механические коробки передач с мультипликаторами, десять скоростей.
- Механические коробки передач ZF-6S1000 немецкого производства, шестиступенчатые, полностью синхронизированные.
- ZF-9S109 и ZF-9S1310 — механическая 9-ступенчатая коробка передач с декуплером.
Модели коробок передач для грузовых автомобилей различаются в зависимости от количества передач, сложности оборудования, конструкции кулисы и последовательности переключения передач. Для более подробного описания различных трансмиссий приведем несколько примеров моделей КАМАЗ.
Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем
КамАЗ-5320 оснащается двумя типами коробок передач — пятиступенчатой 142 или десятиступенчатой 152 с делителем. схема переключения передач КамАЗ-152 следующая.
- Количество передач — 10.
- Тип управления коробкой передач — механический.
- Тип управления разделителем — Пневмомеханический преселектор.
- Подшипники — роликовые подшипники с сепаратором и без (шестерни редукторов), шариковые и сферические роликовые подшипники (валы редукторов).
- Синхронизаторы — инерционные пальцы.
- Редукторы — первые две ступени.
КамАЗ-4310: схема переключения
Военный грузовик 4310 обладает большей проходимостью и оснащен пятиступенчатой трехступенчатой коробкой передач14 (она отличается от 141-й прямой пятой передачей, тогда как у 141-й прямой четвертой передачей и пятой передачей при разгоне). Механизм переключения передач аналогичен механизму переключения главной коробки передач КАМАЗ-5320 с делителем. Схема показана на рисунке.
КПП КамАЗ-43118
На КАМАЗ-43118 устанавливается коробка передач КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет такой же механизм переключения передач, как и 152.
Передаточное отношение коробки передач.
КПП КамАЗ-65115
В зависимости от модификации, самосвал типа 65115 оснащается усиленной коробкой передач с мультипликатором КАМАЗ-154 или девятиступенчатой коробкой передач немецкого производства — ZF9.
Механическая коробка передач имеет диапазон передаточных чисел 9,48-0,75; задняя передача — 8,97. Максимальный крутящий момент составляет 1 300 Нм. Схема переключения передач показана ниже.
Неисправности и ремонт
Ремонт коробки передач заключается в разборке механизма, диагностике, ремонте или замене изношенных компонентов. После ремонта механизма устройство собирается и система вводится в эксплуатацию. Существует сервисный партнер, но лучший вариант — выполнить ремонт раздаточной коробки самостоятельно.
Как проверить уровень масла
Уровень масла в корпусе проверяется следующим образом. Пробка картера откручивается. Во время проверки индикатор масляного поддона вставляется в отверстие до упора. Масло сливается из картера 10-ступенчатой механической коробки передач через 3 отверстия. Два отверстия находятся в нижней части картера коробки передач, а третье — в распределителе. Пятиступенчатая коробка передач сливает воду через 2 отверстия.
Замена масла
При замене масла очистите поддон коробки передач моторным маслом. Очистите все металлические частицы с магнитной пробки и залейте масло до верхней линии индикатора. проверьте уровень масла через 5 минут. Коробка передач должна работать плавно, свободно переключаться и надежно фиксироваться во время движения автомобиля. Громкие звуки могут указывать на износ подшипников вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку в картере.
Как снять коробку
Для демонтажа коробки передач выполните следующие действия.
- Вы должны демонтировать трансмиссию. Для этого открутите 4 крепежные гайки.
- Снимите блок управления.
- Снимите кронштейн стартера.
- Отсоедините трубку, ведущую к коробке передач.
- Демонтируйте рычаг переключения передач.
- Установите домкрат между маховиком и поддоном двигателя и снимите двигатель, используя деревянное основание.
- Открутите гайку задней поперечины и снимите ее.
- Снимите распорную планку.
- Открутите болты кронштейна выхлопной системы.
- Прикрепите лебедку к болтам и затяните их.
- Открутите крепежные гайки прокладки со стороны двигателя.
- Открутите болты, крепящие коробку передач и двигатель.
- Поднимите подъемник и двигайте коробку передач в сторону от двигателя, пока главный вал коробки передач не выйдет наружу.
- Вытащите коробку передач.
Как отрегулировать
Теперь необходимо отрегулировать коробку передач и проверить узлы и детали. Если они неисправны, замените их новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и заноз. При замене подшипников шестерни сначала убедитесь, что крепление не изношено и не продавлено роликами.
Подшипник вала необходимо заменить, так как зона качения подшипника повреждена из-за трещин и попадания металлической стружки в масло, что может привести к поломке коробки передач. Шестерни следует осмотреть на наличие повреждений и износа зубьев шестерен. Фаска синхронизатора не должна быть деформирована или изношена. Направляющий вал не должен быть ослаблен. Шлицы не должны быть повреждены.
Как правильно собрать
Соберите коробку передач в обратном порядке. Установите промежуточный вал в корпус коробки передач. Установите подшипники — передний роликовый подшипник и сферический роликовый подшипник. Вкрутите упорные шайбы. Закрепите их гайкой и закройте крышку фиксации заднего сферического подшипника. Установлены прокладки. Вал должен вращаться легко, в механизме не должно быть заклинивших деталей.
Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем
Для обслуживания коробки передач КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разборка состоит из следующих этапов.
- Чтобы разобрать коробку, сначала нужно снять воздушный выключатель и открутить крепежные элементы.
- Снимите вал и вилку переключения передач.
- Следующим шагом будет снятие вилки переключения, вала переключения и синхронизатора.
- Затем открутите винты, крепящие крышку заднего подшипника, и откройте крышку заднего подшипника.
- Снимите подшипники и вал.
- Чтобы получить доступ к мультипликатору коробки передач, необходимо снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник выходного вала.
- Используя резиновый (неметаллический) молоток или деревянную палку, осторожно извлеките подшипник из корпуса дублера, стараясь не раздавить деталь.
- Затем снимите накидную гайку и гайку давления масла с помощью подходящего гаечного ключа.
- Завершающим этапом разборки является извлечение роликового подшипника, втулки и ведущей шестерни из коробки передач.
Затем проверьте все компоненты, замените изношенные детали, а затем соберите устройство в обратном порядке, как описано выше.
https://offro.ru/tech/shema-pereklyucheniya-peredach-na-kamaze-kpp-s-delitelem-razdatochnaya-korobka-poryadok-mehanizm-remont