Чем отличается вариатор от коробки автомата: что лучше и надежнее
В современном автомобилестроении применяют разные типы автоматических коробок передач. У водителя, не знакомого с особенностями конструкций и используемых АКПП может возникнуть вопрос, чем отличается вариатор от классического автомата или роботизированной трансмиссии, тем более что разницу не сразу можно ощутить, учитывая схожесть органов и принципов управления.
Но отличия между этими трансмиссионными механизмами есть, и чтобы определиться с выбором – машину с какой коробкой лучше покупать, их стоит внимательно изучить.
Что такое вариатор и как он работает
Если рассматривать особенности устройства вариатора, что это такое простыми словами, то речь идет о бесступенчатой коробке, в которой вращение передается гибкой связью между парой шкивов с переменным диаметром.
Конусные поверхности обеспечивают увеличение размера шкива на входе или выходе, если раздвинуть или сдвинуть его составные части. При этом соответственно увеличивается или уменьшается передаточное отношение механизма.
Управляет изменением диаметров шкивов пружинный механизм с гидравликой, которые срабатывают по командам электронного блока, определяющего рациональное положение, исходя из скорости движения, текущей нагрузки, установленного водителем режима и других условий.
Ремень обычно изготавливают из набора стальных сегментов, что обеспечивает надежность в условиях высоких нагрузок, которыми отличается эксплуатация вариаторного трансмиссионного механизма. При этом важно добиться плотного контакта между гибкой связью и поверхностями конусов, чтобы предупредить износ соприкасающихся деталей от трения.
По способу передачи вращающего момента от мотора к первичному валу коробки вариатор не отличается от традиционного автомата. Здесь используется гидротрансформатор, в котором вращение передается за счет энергии масла, раскручивающего турбину от насосного колеса, установленного на коленчатом валу двигателя.
При этом отсутствует прямая кинематическая связь между агрегатами, что обеспечивает безопасность мотора и трансмиссии.
При достижении определенных оборотов, гидротрансформатор блокируется, переходя в режим гидромуфты. Тогда скорости вращения коленвала двигателя и первичного вала вариатора уравниваются. В этом отношении вариаторная трансмиссия также не отличается от классического автомата.
Виды вариаторов
В автомобилях используют разные типы вариаторов. Выше рассматривался принцип действия клиноременного механизма, как основного из применяемых в автомобильной технике.
Реже применяют вариаторы с цепной связью, тороидального типа.
Плюсы вариатора
Вариатор в машине отличается следующими преимуществами:
- Интенсивным разгоном, который происходит быстрее, с превышающим по значению ускорением, чем у традиционного автомата.
- Сокращенным расходом топлива за счет выбора оптимального передаточного отношения, в зависимости от текущих нагрузок.
- Высокой эффективностью работы, при превышении КПД гидроавтомата до 10%.
- Легкостью управления – новичкам не нужно задумываться о порядке переключения передач, как на механике.
- Плавностью движения, поскольку передаточное число изменяется бесступенчатым способом.
Вариаторная коробка особенно хороша при езде по городу, когда, ввиду частых остановок на светофорах и в пробках, с последующим продолжением движения, топливо расходуется не самым рациональным образом. Вариатор быстро адаптирует трансмиссию к таким условиям, что сводит потребление горючего к минимуму.
Минусы вариатора
Не менее важно учитывать недостатки вариаторов:
Некоторая монотонность движения – поскольку передаточное число изменяется плавно, не всегда можно ощутить переход на другую передачу, с изменением количества оборотов. При этом, чтобы ускориться, иногда требуется определенное время.
Сложность электроники, управляющей трансмиссионным механизмом. А отказ электронных схем или неполадки с контрольными элементами могут привести к серьезным проблемам, устранение которых требует обращения в специализированные сервисные центры.
Дороговизна обслуживания – вариатор отличается особенной чувствительностью к качеству трансмиссионной жидкости, регулярная замена которой – обязательное условие исправности коробки.
В вариаторных трансмиссиях уже через 100 000 – 120 000 км пробега может потребоваться замена ремня, восстановление конусов, устранение других неисправностей, при довольно дорогих запчастях и высоких ценах на обслуживание.
К тому же, в вариатор нужно заливать специальный сорт масла, которое стоит дороже расходных материалов для классического автомата, а любое отступление грозит серьезными проблемами.
Классический автомат гидротрансформатор
В классическом автомате гидротрансформатор заменяет собой сцепление. При использовании этого устройства, мотор находится в постоянной связи с трансмиссией, но без прямого кинематического контакта, как отмечалось выше.
В гидроавтомате передаточное отношение изменяется выбором необходимой комбинации фрикционных пакетов, диски в которых сжимаются гидравликой. Как и в ситуации с вариатором, от которого в этом отношении традиционная АКПП не слишком отличается, гидроблок перераспределяет масляные потоки, с открытием и перекрытием каналов соленоидами по командам, отдаваемым ЭБУ.
Последующее вращение передается через дифференциал на приводные колеса автомобиля.
Роботизированная КПП
Роботизированная коробка или робот, как ее называют на языке автомобилистов, – усовершенствованный вариант механической КПП, в котором электроника обеспечивает автоматическое переключение передач без участия водителя. Условия управления отличаются возможностью перевода в ручной режим. В этом случае водитель может переключать скорости самостоятельно.
Аналогичная возможность реализована также в вариаторах и гидроавтоматах, но в этих коробках данная функция – лишь имитация, предусмотренная программным обеспечением электронного блока.
Плюсы автомата
Преимущества автоматической коробки передач:
Простоте управления, чем автомат не слишком отличается от вариатора, ведь электроника сама включает нужные передачи в заданный момент.
Надежности в работе – ресурс гидроавтоматической коробки от 100 000 км и более превышает этот показатель для вариаторной трансмиссии.
Простоте ремонта – автомат ремонтопригоден, а с выбором запчастей и контрактных вариантов сложностей обычно не возникает.
Дешевом обслуживании – в классическую АКПП также нужно заливать масло специальных сортов, но требования к трансмиссионной жидкости не отличаются такой жесткостью, как у вариаторов, и цены несколько ниже.
Меньшем количестве электроники, доля которой не превышает 30%, хотя ЭБУ также присутствует.
Ощутимости при переходе с одной передачи на другую, что дает представление об условиях нагрузок на трансмиссионный механизм и двигатель.
Новые модели на 6 передач (начинают применять и коробки с количеством скоростей до 12) отличаются расширенным диапазоном изменения скоростного режима, что позволяет эффективно использовать возможности силового агрегата.
Минусы автомата
Также важно учитывать некоторые минусы классического автомата, которыми он отличается от вариаторной трансмиссии. При оценке условий использования традиционной АКПП, речь идет о следующих недостатках:
Худшей динамике, по сравнению с вариаторами и МКПП – конструкция обеспечивает плавность, мягкость работы, но вследствие определенного разрыва потока мощности на гидротрансформаторе, возникают некоторые провалы при переключениях скоростей.
Низком КПД – по этому показателю гидроавтомат также уступает вариаторной коробке.
Повышенном расходе топлива, особенно при движении в условиях плотного городского трафика.
Также важно учитывать, что ремонтом занимаются специализированные сервисные центры по обслуживанию автомобилей Toyota, VAG и других автомобильных брендов. А обращение в эти автосервисы также сопряжено с расходами для автовладельца.
Чем отличается вариатор от автомата и робота
Если кратко подытожить, чем отличается вариатор от автомата и роботизированной трансмиссии, можно подвести итоги о следующей разнице между этими механизмами:
- расход топлива в вариаторе намного меньше, чем в коробках другого типа;
- в вариаторной трансмиссии передаточное отношение изменяется плавно, без ступеней между отдельными позициями;
- у перечисленных трансмиссионных механизмов принципиально отличается конструктивное устройство, при общей достигаемой цели – переключение передач автоматически, без участия водителя;
- в обслуживании вариатор обходится существенно дороже, чем другие трансмиссии, уступая в надежности эксплуатации и ресурсе.
Зная, чем отличаются разные виды трансмиссий, можно принимать решение о том, кроссовер, внедорожник или другую машину с каким автоматом лучше выбирать.
Что лучше – вариатор или автомат
Сложно давать однозначные рекомендации насчет того, какая коробка лучше. Каждому типу свойственны свои плюсы и минусы. Если оценивать автоматы с точки зрения того, какой вариант надежнее – однозначно выигрывает традиционная АКПП.
Вариатор отличается особенным комфортом при вождении – движение осуществляется без рывков, с плавным переключением передач, быстрым набором скорости с места. Но этот тип автоматической трансмиссии хуже приспособлен к повышенным нагрузкам при буксовании, транспортировании прицепа и других условиях.
В автомобилях с роботизированными коробками сочетается конструктивная простота механики с удобством автомата.
Вот некоторые отзывы автовладельцев относительно выбора типа автоматической трансмиссии:
Михаил, Москва: «Однозначно лучше гидроавтомат, если говорить без лишних слов. По городу и на трассе ездить комфортно, в работе надежен».
Мария, Воронеж: «Давно езжу на вариаторе. Пробег – более 120 000 км, если нормально ухаживать, значит, проблем не будет. Но этим отличается любая коробка, даже механика».
Константин, Астрахань: «На мой взгляд, гидроавтомат отличается значительно большей надежностью. Немецкие компании не зря перестали ставить вариаторы на свои машины».
Юрий, Краснодар: «Вариаторную коробку ремонтировать слишком дорого, уж лучше обычный автомат или робот».
https://akpp.guru/ustrojstvo/chem-otlichaetsya-variator-ot-avtomata