Скрип колодок при торможении в авто: причины и как устранить
Неприятные скрипящие и свистящие звуки, которые издает тормозная система — одна из распространенных проблем при эксплуатации авто. В большинстве случаев такие звуки связаны с состоянием тормозных колодок. Именно колодки, при нажатии на педаль тормоза, прижимаются с помощью суппорта к диску и часто издают противный скрип.
На каждом колесе колодки расположены парно — с внутренней и внешней стороны относительно диска. В норме, во время торможения, колодки не должны издавать какие-либо посторонние звуки. Но при естественном эксплуатационном износе, неравномерной выработке колодок, значительном загрязнении элементов тормозной системы отмечается характерный свист или скрип. Рассмотрим более детально, какими бывают тормозные колодки, почему они могут скрипеть и что нужно делать в таком случае.
Разновидности тормозных колодок
Тормозная колодка — это расходник, выполненный в виде металлической или керамической пластины, на которой расположена фрикционная накладка — часть колодки, непосредственно участвующая в создании тормозного момента. Фиксируется накладка к пластине водо- или термостойким клеем. Что касается самих фрикционных накладок, они представлены комбинированным составом, включающим смолы, керамику, синтетический каучук, модификаторы и многие другие компоненты. Каждый производитель имеет особую технологию производства фрикционных накладок. Точный состав остается коммерческой тайной. Материал изготовления — это ключевой параметр классификации тормозных колодок. Рассмотрим, какие особенности, преимущества и недостатки имеет каждый вариант.
Полуметаллические колодки
Большая часть состава таких расходников приходится на тончайшие волокна стали и цветных металлов. Подойдут для эксплуатации при умеренном температурном режиме. Преимущества:
- проявляют термостойкость;
- имеют большой срок эксплуатации;
- эффективно отводят тепло, поэтому не перегреваются.
- некоторые компоненты в составе имеют низкую теплопроводность, поэтому эффективность колодок может уменьшаться при понижении температуры воздуха;
- склонны к скрипу;
- в процессе эксплуатации могут оставлять на тормозных дисках темный налет оксида железа.
Низкометаллические колодки
На металлическую часть, представленную медью и сталью, приходится до 30% состава. Остальные 70% состава приходятся на безазбестовую органику.
- эффективно отводят тепло, что предотвращает перегрев;
- хороший выбор для среднегабаритных легковых авто.
- возможен незначительный скрип во время торможения;
- выделяется пыль при эксплуатации.
Керамические колодки
Состав включает керамические волокна. За счет этого колодки приобретают высокую износостойкость к повышенным нагрузкам. Предназначены преимущественно для спортивных автомобилей и крупногабаритных кроссоверов.
- имеют повышенный коэффициент трения при любом температурном режиме;
- колодки не оставляют темные следы на тормозных дисках;
- почти не создают пыли.
- дорого стоят;
- недостаточно эффективно рассеивают тепло, что провоцирует возрастание риска перегрева диска.
Колодки из органических компонентов
Металлическая составляющая не превышает 20%. Большая часть состава представлена стекловолокном, резиной, стеклом, кевларом, смолами и другими органическими компонентами.
- работают почти бесшумно;
- выделяют мало пыли при эксплуатации;
- соответствуют высоким экологическим стандартам.
- имеют относительно небольшой срок эксплуатации;
- теряют износостойкость при слишком высокой рабочей температуре.
Скрип тормозных колодок: распространенные причины
Для того чтобы понять, с чем именно связан скрежет и свист тормозных колодок, нужно коротко рассмотреть механизм работы тормозного узла. К его основным элементам относят тормозной диск (на задних колесах можно часто встретить барабан), суппорт, колодки, поршень. Ими оснащается каждое колесо. Система, установленная на ступице, приводится в действие полноценным нажатием педали тормоза. В это время в действие приводится суппорт, прижимая колодки к диску и тем самым замедляя авто.
В процессе эксплуатации тормозные колодки подвергаются трению, что провоцирует их естественный износ, в результате которого истончается фрикционная накладка. Ее толщина определяет степень износа колодки. Если этот показатель не превышает 3 мм, колодки начинают скрипеть при каждом нажатии педали тормоза. Но это не единственная причина скрипящих звуков, исходящих от тормозного узла.
Материал колодок
Как уже упоминалось, колодка авто состоит из металлической основной части и фрикционной накладки. Все изготовители автодеталей используют в изготовлении расходников, в том числе и колодок, материалы с почти идентичным составом. Но несмотря на то, что проверенные производители стараются подбирать оптимальное соотношение компонентов, состав колодок, в частности, фрикционного покрытия и тормозного диска может иметь отличия. Если материал фрикционного покрытия не соответствует плотности, составу и другим характеристикам материала диска, во время трения возникает эффект вибрации. Это и приводит к появлению характерного скрипящего звука.
Избежать так называемого конфликта материалов колодок и дисков можно при условии покупки расходников одного производителя. Также нужно учесть, что незначительный скрип отмечается при эксплуатации полуметаллических и низкометаллических колодок.
Важно: избегайте покупки тормозных колодок от непроверенных сомнительных производителей. В состав таких расходников могут добавляться некачественные примеси, которые контактируют с диском и портят его. В таком случае вся тормозная система подвергается ускоренному износу.
Индикаторы износа, или «скрипуны»
Так называемый “скрипун” считается самым простым индикатором износа колодки, сообщающим о необходимости замены детали. Выполнен в виде металлической пластинки, находящейся внутри фрикционной накладки. Когда накладка истончается до определенной толщины в результате износа, выступающая часть “скрипуна” контактирует с диском. В результате этого появляется неприятный писк, напоминающий скрежет металла. Таким образом, “скрипун” играет роль простого индикатора износа фрикционного слоя.
Несмотря на то, что “скрипун” представляет собой самый простой способ обнаружения износа, данный индикатор имеет несколько недостатков. К примеру, при попадании грязи, песка, мелкого гравия на участок между фрагментом пластинки и диском возможно появление скрежета. Если вовремя не отреагировать, на диске появятся глубокие царапины. Также есть риск отпадания и утери пластинки, издающей скрип, из-за использования слабых фиксирующих элементов.
Притирка, адаптация новых колодок
Скрип колодок связан не только с износом. Неприятный писк тормозной системы наблюдается после установки новых расходников. Этому есть объяснение: на производстве колодки покрывают специальным защитным составом. При трении такого покрытия об металл тормозного диска возникает скрежет. Он свидетельствует о том, что диски и колодки пока не притерлись, а площадь их соприкосновения составляет 50-60%. В результате правильной притирки этот показатель повышается до 100%. Однако у автоэкспертов есть методы, которые помогут правильно притереть элементы тормозной системы.
- После установки новых колодок заведите двигатель и, не трогаясь с места, несколько раз нажмите педаль тормоза. Постепенный разогрев позволит ускорить испарение жидких компонентов защитного покрытия колодок на первом этапе.
- Первые 5-10 км пробега с новыми расходниками не рекомендуется резко давить на педаль тормоза. Отдайте предпочтение плавной манере езды, позволяющей уменьшить нагрузку на тормоза.
- Если все делаете правильно, на следующих 200-300 км пробега закончится первичная притирка. На этом этапе не допускайте перегрева тормозного механизма. Разгоняясь на большой скорости, старайтесь тормозить прерывисто, а не резко надавливая на педаль.
- На вторичном этапе прикатки осмотрите рабочее полотно тормозного диска, контактирующее непосредственно с колодкой. Если его цвет однородный, это означает что можно переходить к подготовке обновленной тормозной системы к более интенсивным нагрузкам. На этом этапе нужно 2-3 раза выполнить полные торможения. Разгоните автомобиль до 110-120 км/час, после чего сбросьте скорость до 0 км/час. Важно: между торможениями нужно выдержать перерыв продолжительность 7-10 минут. В течение этого времени тормозной механизм охладиться. Все эти действия помогут улучшить притирку поверхности диска и колодок.
На просторах интернета можно встретить крайне опасную рекомендацию по ускоренной притирке колодок. Согласно методике, автовладельцу сразу же после установки расходников нужно разогнаться до 100 км/час и резко сбросить скорость. Призываем ни в коем случае не пользоваться этим способом. Таким образом вы ускорите износ тормозной системы за счет ее резкого перегрева.
Сильный износ
Существенная выработка тормозных колодок обусловлена истончением фрикционного слоя, після чого металева пластина колодки трется об метал диска видаючи скрип. Есть и другие факторы, ускоряющие износ:
- Особая манера вождения. Если водитель в процессе непосредственной эксплуатации автомобиля постоянно контролирует педаль тормоза, даже не прикасаясь к ней, это приводит к ускоренному износу колодок. Этому есть простое объяснение: даже незначительное надавливание на педаль приводит к тому, что колодки прижимаются к диску, что ускоряет износ. Также ускоренный износ связывают с агрессивным стилем вождения, при котором водитель привык резко тормозить, особенно, после разгона на большой скорости.
- Износ и дефекты тормозного диска. В норме поверхность диска должна быть идеально гладкой. Если в результате брака производства или естественного износа на ней появляются борозды, выпуклости, такие дефекты в результате трения о колодки провоцируют быстрое истончение фрикционного слоя. Диск также может износиться в результате локального перегрева. В таком случае нарушается его сцепление с колодкой.
- Заклинивание поршня суппорта. Покрытый коррозией или грязью суппорт заклинивает, в результате чего колодка после прижатия к диску не может полноценно вернуться в исходное положение. Это приводит к трению колодки о диск, в результате чего значительно ускоряется износ обоих расходников.
К признакам сильного износа колодок, кроме скрежета, можно отнести:
- необходимость в максимальном нажатии на педаль тормоза для торможения;
- падение уровня тормозной жидкости (однако причиной уменьшения количества жидкости может стать и разгерметизация расширительного бачка);
- заметную вибрацию, которая отмечается на рулевом колесе при резком торможении.
При появлении хотя бы одного из этих признаков нужно незамедлительно обратиться на СТО или, если позволяют навыки, самостоятельно провести диагностику и замену колодок.
Неравномерная выработка колодок
Оценив состояние фрикционного слоя всех колодок, можно определить степень износа. О неравномерной выработке свидетельствует разное состояние покрытия расходников. К примеру, если на одном колесе колодки истерты до металлического основания, а на другом — выглядят почти как новые, можно сделать вывод о разной степени износа. Неравномерный износ нередко становится причиной неприятного скрипящего звука при торможении.
Большая разница между степенями износа колодок на разных колесах — это последствие нарушенной работы тормозного узла. Чаще всего его связывают с неравномерной выработкой диска, к причинам которой относят:
- дефект материала изготовления;
- деформацию диска из-за перегрева.
В таком случае необходимо незамедлительно обратиться на СТО.
К другим причинам быстрого неравномерного износа относят:
- подклинивание поршня, что провоцирует неполное прижимание колодки к диску;
- воздушные пробки в тормозной системе;
- нарушение цельности пыльников, защищающих суппорты от пыли, что вызывает заклинивание суппортов и ускоренный износ фрикционного покрытия;
- неправильную работу гидравлической системы, вызывающую возникновение так называемой паровой пробки, уменьшающей гидравлическое усилие на колесо.
Грязь в тормозной системе
Как уже упоминалось, тормозные колодки, в зависимости от размещения относительно диска, бывают внутренними и внешними. Первые, благодаря особенностям расположения, лучше защищены от контакта с грязью и пылью. Этому есть объяснение: при торможении колодки с помощью суппортов приводятся в движение. Суппорты движутся по направляющим, на которые могут попадать частицы ржавчины, песок, грязь. Все это провоцирует подклинивание суппортов и затруднение их движения. В результате этого колодки могут изнашиваться под углом, что приводит к уменьшению площади прилегания к диску.
Попадание грязи на сам тормозной диск также провоцирует появление скрипящих звуков, так как уменьшается площадь соприкосновения с колодкой. Усугубить проблему может появление углублений (борозд) на поверхности диска, в которых скапливается грязь и песок.
Загрязнение тормозной системы обычно усугубляется при повышении уровня влажности воздуха и одновременном снижении температуры воздуха. Причиной скрипа становится скопление конденсата, который смешивается с грязью, и нарушает баланс между диском и колодками. Это связано с тем, что избыточная влага влияет на характеристики материала фрикционного покрытия колодок.
Брак новых колодок
Не все тормозные колодки, представленные на рынке расходников для автомобилей, соответствуют строгим стандартам качества и безопасности. Обычно такие колодки предлагаются неизвестными производителями, заманивающими покупателей низкими ценами. Выбирая такой товар, автовладелец сталкивается с высоким риском покупки бракованных колодок, которые не будут выполнять заявленную функцию: прижиматься к диску, регулируя его движение и создавая тормозное ускорение.
Качество колодок
Некачественные расходники быстро теряют рабочий ресурс, в результате чего начинают скрипеть через несколько недель после установки. Поэтому при покупке выбирайте товар, предложенный хорошо зарекомендовавшим себя изготовителем. Качественные колодки далеко не всегда стоят дорого. На рынке автодеталей представлены достойные бренды бюджетного и среднего ценового сегмента. Чтобы не ошибиться в выборе, можете проконсультироваться с опытными специалистами с СТО, ознакомиться с отзывами в интернете и т. д.
Проблемы с другими деталями в тормозной системе
Тормозной узел представляет собой слаженный механизм, состоящий из множества элементов. Поломка или износ одного из компонентов тормозного узла приводит к его неправильной работе, что может провоцировать скрип и свист колодок. Чаще всего причиной шума становится износ или деформация тормозного диска. Эта составляющая, как и колодки, относится к расходникам, требующим замены при определенном показателе пробега. Рабочий ресурс диска рассчитан на 80000 км пробега. После, расходник требует замены, причем менять его нужно вместе с колодками. Кривизна диска считается еще одной причиной скрипа тормозной системы. Деформация возникает в результате перегрева или резкого охлаждения диска.
Резкие свистящие или скрипящие звуки при торможении, связанные с износом колодок, возникают при заклинивании суппорта. Этот элемент вместе с поршнем приводится в действие при нажатии педали тормоза. Для полноценного сжатия и разжатия колодок суппорт с поршнем должны беспрепятственно двигаться. При заклинивании колодки во время нажатия педали тормоза сжимаются, но при отпускании не разжимаются. В результате этого возникает скрип. Основной причиной заклинивания суппорта становится некачественная защита от грязи и пыли, что связано с повреждением пыльника. Если пыльник перестает выполнять свою функцию, вся пыль с дороги попадает на суппорт. Чтобы исключить проблему заклинивания суппорта, проверяйте состояние пыльников.
Бывает так, что скрип слышен как при торможении, так и при разгоне. Причина — износ ресурса ступичного подшипника, в результате чего перегревается ступица колеса, диск и другие составляющие узла. Износившийся подшипник требует незамедлительной замены. Если продолжать эксплуатировать авто с износившимся ступичным подшипником, с высокой вероятностью может заклинить колесо, и водитель потеряет управление автомобилем из-за внезапного заноса во время движения.
Скрипят тормозные колодки: как избавиться
Для начала нужно выяснить причину появления скрипа. Это позволит определить, какие действия нужно предпринимать. Одной из наиболее распространенных причин скрипа является износ ресурса колодок, что связано с пробегом в км. Изучите руководство по эксплуатации авто, где подан регламент замены расходных материалов.
Важно: колодки передних колес в среднем в 1,5 раза быстрее изнашиваются, если сравнивать с колодками задних колес.
Независимо от пробега, старайтесь регулярно осматривать колодки. Если толщина фрикционных накладок уже не превышает 3 мм, расходник требует немедленной замены. Причем колодки нужно менять парно: на задних и на передних колесах.
Чтобы убрать скрип новых колодок, нужно по всем правилам выполнить притирку. Об этом мы рассказывали в разделе “Притирка, адаптация новых колодок”.
Если причиной скрипа стало загрязнение суппортов, удалить ржавчину, песок, скопившуюся пыль можно несколькими способами:
- Пескоструйная (абразивная) очистка. Сперва нужно разобрать тормозной узел, выделив суппорты. Применяя пневмоинструмент для удаления загрязнений, не допускайте попадание абразива на другие элементы тормозного механизма. Пескоструйная очистка требует определенных навыков работы с пневмоинструментом и соблюдения техники безопасности.
- Использование профессиональных составов. Такие средства выпускаются в виде аэрозолей для точечного нанесения. В их состав входят компоненты, которые растворяют жир и помогают быстро отделить грязь от поверхности деталей. Хорошо зарекомендовали себя средства проверенных иностранных брендов, к которым относят Liqui Moly, Presto, Motip. Используя специальные составы для чистки суппортов строго следуйте всем правилам инструкции от производителя.
Чтобы предотвратить заклинивание суппорта, необходимо периодически смазывать направляющие этого элемента. Эксперты рекомендуют делать это во время планового техобслуживания тормозного узла, включая замену колодок. Используйте специальные средства, выпускающиеся в виде паст и аэрозолей, обладающих тепло- и водостойкостью. Приобретайте продукцию проверенных брендов, предназначенную для обработки суппортов и их направляющих.
Что нельзя делать:
- Наносить большое количество пасты или аэрозоля на элементы тормозной системы. Излишки средств могут перелиться на рабочую поверхность колодок. Это недопустимая ситуация, поскольку смазанные колодки не смогут с силой прижиматься к диску, и тормозная система перестает полноценно работать. Автомобиль теряет управляемость, что неизбежно приводит к ДТП.
- Обрабатывать неочищенные от старой смазки направляющие суппортов.
- Использовать средства на минеральной основе. К таковым относят литол и солидол. Нанесение этих средств на элементы тормозной системы выведет из строя пыльники и спровоцирует заклинивание тормозных колодок.
Если у вас нет навыков технического обслуживания автомобиля, лучше доверить эту задачу профессиональным мастерам на СТО.
Как определить состояние тормозных колодок без снятия колеса
Визуальная оценка состояния этих расходников окажется максимально простой, если колеса оснащены легкосплавными дисками, имеющими большие зазоры между спицами. Если суппорт не закрывает колодки, рабочую поверхность расходников можно увидеть, не снимая колесо. Достаточно визуально оценить толщину фрикционного покрытия. У новых колодок его толщина составляет примерно 12 мм. В процессе эксплуатации фрикционная накладка истирается. Если ее толщина на момент оценки не превышает 3 мм, это свидетельствует о том, что колодки пора менять.
Также определить износ позволяют датчики механического и электронного типа. Механический индикатор — это “скрипун”, который при износе фрикционной накладки колодки трется о ее металлическое основание. Из-за такого трения возникает скрежет, сигнализирующий о том, что расходник требует замены. Электронный датчик — это удобный в использовании элемент, представленный петлей из проволоки. Она пропускает малый ток. С износом колодки проволока датчика выступает наружу и контактирует с металлом диска, в результате чего на передней панели авто включается индикатор. Таким образом водитель узнает, что ресурс колодок исчерпан.
Сколько можно ездить, когда скрипят колодки
Если причиной скрипа стал износ колодок, рекомендуется как можно скорее заменить расходники новыми. Но бывают ситуации, когда у автовладельца нет возможности немедленно пригнать автомобиль на СТО.
Чтобы узнать, сколько можно ездить с колодками, которые скрипят из-за износа, найдите руководство к эксплуатации автомобиля, в котором указан максимальный допустимый пробег с изношенными колодками для вашей марки и модели авто. Обычно этот показатель варьируется в пределах 1000-1500 км. Однако это не означает, что даже при умеренном режиме эксплуатации авто расходники можно не менять до момента достижения таких показателей пробега. Тормозной узел со стертыми колодками перестает полноценно работать в любой момент.
Заменить тормозные колодки можно как самостоятельно в гараже, подготовив для этого все необходимые инструменты, так и на СТО.
https://turboday.com.ua/ubrat-skryp-kolodok-pry-tormozhenyy-v-avto/