Сигнализатор аварийного состояния рабочей тормозной системы
О чем говорит тормозная система – индикация и ее значение
20 февраль 2017
Поскольку значок ошибки – не всегда говорит о прямой проблеме, то мы постараемся включить в описание в том числе и не критические причины. Ну и, конечно, от модели к модели – природа индикаторов может меняться, поэтому наш обзор носит обобщенный характер.
Прежле всего, цвет индикатора. Желтый, как правило, носит характер информирующе-предупреждающий, а значит начать поиски проблемы нужно при первой возможности. Красный – проблема требует немедленной диагностики и устранения, эксплуатация авто крайне не рекомендована.
Самый основной индикатор ошибки, связанной с тормозной системой. К основным причинам индикации относим:
– включен ручной тормоз
– низкий уровень тормозной жидкости
– неисправность датчиков ABS
– износ тормозных колодок/разрыв цели датчика износа
– не функционирует стоп-сигнал
Второстепенные причины. Чаще всего, разрыв цепи – начиная от клемм блока ABS. Еще одна причина – сигнализация: некорректная установка либо севшая в метке батарея.
Устранение. Начать с малого – убедиться, что ручной тормоз отпущен, выключен. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости – долейте. Все остальные методы диагностики придется делегировать СТО: проверка состояния тормозных колодок, электронных датчиков износа, диагностика систем ABS и других цепей.
– Разновидность индикатора (!). Встречается на автомобилях, где кроме классического восклицательного знака предусмотрены уточняющие символы, точнее указывающие на неисправность. Чаще всего, это прямое указание на износ тормозных колодок (сам значок указывает – передняя ось авто или задняя). Однако, прежде чем спешить за покупкой нового комплекта – лучше продиагностировать проблему. В частности, такой индикатор может вспыхнуть при обрыве датчика износа.
– Вариация для автомобилей с электронным приводом ручника. Такой значок в некоторых авто просто не предусмотрен штатно, где роль индикатора выполняет вышеописанный символ (!). Ошибка указывает на неисправность стояночного тормоза – механическую либо электронную. Ну и, конечно, на штатное включение ручника.
Устранение. В случае, если такой индикатор не потух после снятия авто со стояночного тормоза, и движение автомобиля, по сути, заблокировано – предусмотрена опция аварийного отключения. Как правило, достаточно потянуть за трос привода, спрятанный в салоне либо багажнике авто. Если это сделать удалось – прямиком в сервис, диагностика и ремонт функции: проблема с тросом, блоком управления или устройством системы ручника.
– Чаще всего, указывает на проблему с электроникой, а не с самой тормозной системой. Проще говоря, если горить одна лампа ABS, то тормозить ваш автомобиль будет вполне себе штатно, но системы стабилизации в экстренных ситуациях вам вряд ли помогут. О чем говорит индикатор? Минимум – обрыв проводки в контуре ABS, максимум – блок управления электронной системой.
– снежной зимой хорошая пробуксовка может вызвать ошибку ABS. После выезда на твердое покрытие ошибка исчезнет
– грязь, попадающая на датчики ABS, искажает их показания. После хорошей мойки индикатор потухнет.
– индикатор может загореться также сразу после визита на СТО (включение передачи на вывешенном на подъемнике авто). После первых 50-100 метров движения автомобиля ошибка потухнет.
Устранение проблем: глубокая диагностика, и лечение проблемы на основе полученного диагноза.
Также, возможна комбинация индикаторов. Например, сочетание значков (!) и (ABS) указывает на проблему в тормозной системе, которая вызвана неисправностями антиблокировочной системы.
Датчик аварийного уровня тормозной жидкости
Главный тормозной цилиндр снабжен датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При понижении уровня тормозной жидкости этот датчик включает контрольную лампу в комбинации приборов. После устранения причины лампа гаснет.
Проверка и определение неисправностей
Проверка тормозной системы
Работоспособность тормозной системы проверяют на сухом, чистом и относительно гладком и ровном участке дороги. Проверку действительной эффективности работы тормозов невозможно провести при мокром, грязном, скользком состоянии дорожного покрытия, когда шины имеют неодинаковое сцепление с дорожным полотном. Проверка тормозов даст неправильные результаты также и в том случае, если имеется уклон дороги, так как вес автомобиля неравномерно распределен между колесами, или при неровной поверхности, когда колеса прыгают по поверхности. Проверьте эффективность торможения при различных скоростях движения автомобиля, при легком и сильном нажатии на педаль тормоза, однако, избегайте заклинивания тормозов и скольжения шин. Заклинивание тормозов и скольжение шин не являются признаком хорошей эффективности торможения, т.к. при вращении колес тормозной путь будет короче, чем когда колеса заблокированы. Сила трения между шинами и дорожным покрытием больше, если они вращаются, но сильно заторможены. Конструкция тормозной системы предотвращает заклинивание тормозов, за исключением очень резкого торможения.
Читать еще: Ремонт двигателя рено лагуна
Это сделано потому, что наименьший тормозной путь и лучшая управляемость автомобиля достигается тогда, когда не происходит блокирования тормозов. При резком торможении автомобиля возможно ощущение больших усилий, прикладываемых к тормозной педали.
Факторы, влияющие на работу тормозов
Неодинаковая поверхность контакта и сила сцепления шин с дорожным покрытием приводят к неравномерному торможению, а рисунки протектора на левой и правой шинах должны быть примерно одинаково изношены.
2. Загрузка автомобиля.
При неравномерной загрузке автомобиля для торможения колес с большей нагрузкой требуется большее усилие. Тяжело груженый автомобиль требует приложения большего усилия к тормозам.
3. Регулировка колес.
Плохая регулировка колес, в особенности излишний развал или схождение, приводят к неравномерному торможению.
Контрольная лампа тормозной системы
Тормозная система автомобиля оборудована контрольной лампой, расположенной в комбинации приборов. Если ключ зажигания находится в положении Start, контрольная лампа тормозной системы должна гореть. При возврате ключа зажигания в положение Run лампа должна погаснуть. Следующие причины приводят к загоранию контрольной лампы Brake тормозной системы.
1. Включенный стояночный тормоз. Если стояночный тормоз включен, и ключ зажигания находится в положении On, контрольная лампа должна гореть.
2. Низкий уровень тормозной жидкости. Низкий уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра приводит к загоранию контрольной лампы Brake.
Утечки в тормозной системе
При двигателе, работающем на частоте вращения холостого хода, и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении, нажмите и удерживайте с постоянным усилием педаль тормоза в нажатом состоянии. Если педаль начинает проваливаться, это говорит о возможной утечке в тормозной системе. Для подтверждения этого предположения осмотрите тормозную систему. Проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Небольшое понижение уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра может быть результатом большого износа тормозных колодок, резкое понижение уровня тормозной жидкости свидетельствует о наличии утечек в тормозной системе. Негерметичности в тормозной системе могут быть как внешние, так и внутренние. При проверке тормозной системы небольшие утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра нормальный, проверьте длину штока вакуумного усилителя. Если длина не отрегулирована, отрегулируйте или замените шток. Проверьте регулировки гидравлического и стояночного тормозов.
Проверка главного тормозного цилиндра
Эта проверка не гарантирует обнаружение всех неисправностей главного тормозного цилиндра.
1. Проверьте наличие трещин в корпусе главного тормозного цилиндра и следов утечки жидкости вокруг цилиндра. Об утечках свидетельствует только наличие жидкости в количестве не менее капли. Влажное состояние поверхности цилиндра не является ненормальным.
2. Проверьте отсутствие заедания хода толкателя педали тормоза и правильность регулировки длины штока. Если состояние этих элементов удовлетворительное, разберите главный тормозной цилиндр и проверьте состояние уплотнительных колец поршней. Они не должны быть набухшими или вытянутыми. Набухшие или вытянутые уплотнительные кольца свидетельствуют о плохой или загрязненной тормозной жидкости. Если в тормозную жидкость попала грязь, все компоненты тормозной системы должны быть разобраны и очищены от грязи. Все резиновые детали должны быть заменены, а все трубопроводы промыты.
Читать еще: Замена подушек двигателя ВАЗ 2107
Загрязненная тормозная жидкость или жидкость плохого качества
Тормозная жидкость несоответствующей марки, наличие в тормозной жидкости минеральных масел или воды могут привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы.
Набухание уплотнительного кольца свидетельствует о неудовлетворительном состоянии резиновых деталей тормозной системы. Об этом могут также свидетельствовать разбухшие уплотнительные кольца поршней рабочего тормозного цилиндра барабанного тормоза. Если очевидно, что резиновые детали находятся в неудовлетворительном состоянии, разберите систему гидравлического привода тормозов и промойте детали спиртом. Перед сборкой просушите все детали сухим сжатым воздухом для того, чтобы спирт не попал в гидравлическую систему тормозов. Замените все резиновые детали гидравлического привода, включая тормозные шланги. При работе с тормозами проверьте наличие тормозной жидкости на накладках тормозных колодок. Если накладки сильно загрязнены тормозной жидкостью, замените их.
Если уплотнения поршней главного тормозного цилиндра находятся в удовлетворительном состоянии, проверьте на наличие утечек тормозной жидкости или излишний нагрев главного тормозного цилиндра. Если эти симптомы присутствуют, слейте жидкость из тормозной системы, промойте гидравлический привод свежей тормозной жидкостью, заполните тормозной жидкостью и прокачайте гидравлический привод тормозной системы.
Обслуживание тормозной системы на автомобиле
Датчик стоп-сигнала
При замене датчика стоп-сигнала не увеличивайте длину толкателя для регулировки датчика. Длина толкателя регулируется в соответствии с другими требованиями. См. главу «Вакуумный усилитель тормозов».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если для регулировки работы датчика стоп-сигнала использовать регулировку длины толкателя педали тормоза, то толкатель может выпасть, что приведет к полному отказу гидравлического привода тормозной системы.
Для регулировки датчика стоп-сигнала конструкцией датчика предусмотрена собственная пошаговая регулировка. Регулировка датчика должна быть произведена во время его установки.
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Снимите декоративную панель.
3. Отсоедините разъем от датчика стоп-сигнала.
4. Снимите датчик стоп-сигнала. Проверните датчик на 90° и извлеките из кронштейна.
Установка
1. Установите датчик стоп-сигнала в кронштейн, поверните на 90° для фиксации.
2. Подсоедините разъем датчика стоп-сигнала.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не регулируйте работу датчика стоп-сигнала с помощью регулировки длины толкателя.
Регулировка
Нажмите педаль тормоза и вытяните толкатель датчика на максимальную длину. Отпустите педаль тормоза. Датчик стоп-сигнала теперь отрегулирован.
3. Установите декоративную панель.
4. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Проверка
Проверьте правильность работы датчика стоп-сигнала. При необходимости повторите регулировку.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не используйте жидкости, содержащие нефтепродукты. Не используйте для хранения тормозной жидкости емкости, в которых хранились жидкости на основе нефтепродуктов, или емкости, содержащие остатки воды. Жидкости на основе нефтепродуктов приводят к набуханию и нарушению формы резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы. Попадание воды в тормозную жидкость приводит к понижению температуры ее кипения, держите все емкости с тормозной жидкостью закрытыми для предотвращения ее загрязнения.
17.3. Проверка технического состояния тормозной системы
17.3. Проверка технического состояния тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Тормозную систему проверяют на сухой, чистой и достаточно ровной площадке с хорошим покрытием. Надежная проверка состояния тормозной системы на влажной или покрытой грязью (в том числе сухим песком) площадке будет затруднена из-за различного сцепления шин с покрытием. Неровное покрытие также не пригодно для проверки тормозной системы из-за сильных вертикальных колебаний колес. Тормозную систему следует проверять при различной интенсивности торможения и различных скоростях автомобиля. Во всех случаях надо избегать блокировки и скольжения колес. Блокировка колес не говорит об эффективном торможении, поскольку тормозной путь при этом получается больше по сравнению с торможением на пределе сцепления, когда заторможенные колеса продолжают вращаться. Это объясняется тем, что блокировка колеса сопровождается падением сцепления шины с покрытием дороги. Тормозная система автомобиля сконструирована так, чтобы снизить вероятность блокировки колес в большинстве случаев, наиболее часто встречающихся в обычной эксплуатации, за исключением быть может достаточно редких аварийных торможений с предельно большим замедлением. Торможение автомобиля без блокировки колес не только сокращает тормозной путь, но и обеспечивает сохранение устойчивости и управляемости автомобиля.
Читать еще: Разморозил двигатель что делать
При больших замедлениях тормозная педаль становится более “жесткой”.
Внешние факторы, влияющие на работу тормозной системы:
1) Шины. Шины, имеющие различный контакт и сцепление с дорогой, будут тормозить по-разному. Необходимо поддерживать в шинах одинаковое давление воздуха. Шины, расположенные на одной оси, должны иметь примерно одинаковую глубину рисунка протектора.
2) Нагрузка автомобиля. При неравномерной загрузке автомобиля те колеса, на которые приходится большая доля нагрузки, требуют и большего тормозного момента, чем остальные. Для торможения полностью груженого автомобиля необходимы более высокие усилия на тормозной педали.
3) Углы установки колес. Нарушение правильных углов установки колес, особенно раздала и продольного наклона оси поворота, приводит при торможении к уводу автомобиля в сторону.
Тормозная система оснащена сигнализатором неисправности BRAKE, который расположен на приборной доске. При повороте ключа зажигания в положение START сигнализатор BRAKE должен загореться. После возврата ключа в положение RUN сигнализатор выключается. Сигнализатор BRAKE включается в следующих случаях:
– при включении стояночного тормоза (зажигание включено);
– при падении уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
При работающем на холостом ходу двигателе и нейтрали в коробке передач нажать и удерживать тормозную педаль с постоянным усилием. Если тормозная педаль медленно опускается, то возможной причиной этого являются утечки тормозной жидкости. Необходимо осмотреть всю тормозную систему на наличие неплотностей. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке. Небольшое снижение уровня жидкости может быть обусловлено нормальным износом тормозных колодок. Сильное падение уровня может свидетельствовать о наличии утечек жидкости. В тормозном гидроприводе возможны как внутренние, так и внешние утечки жидкости. Если уровень тормозной жидкости нормальный, следует проверить длину толкателя вакуумного усилителя. Если длина толкателя отличается от нормы, необходимо отрегулировать или заменить толкатель. Проверить регулировку рабочей тормозной системы и стояночного тормоза.
Нижеприведенные проверки главного тормозного цилиндра не гарантируют обнаружения всех возможных неисправностей узла.
1) Проверить наличие трещин корпуса цилиндра и следов тормозной жидкости на внешней поверхности цилиндра. Об утечках свидетельствует падение капель тормозной жидкости. Увлажнение цилиндра снаружи является допустимым.
2) Проверить наличие заеданий в приводе педали и длину толкателя. Если неисправности не обнаружено, демонтировать и разобрать цилиндр. Проверить состояние уплотнений цилиндра и поршней. Если уплотнения разбухли или удлинились, возможной причиной этого является неподходящая или загрязненная посторонними веществами тормозная жидкость. В этом случае необходи мо полностью разобрать цилиндр и промыть все детали. Резиновые детали подлежат обязательной замене. Следует также промыть весь гидропривод тормозной системы.
Применение нерекомендованных марок тормозных жидкостей, а также попадание в гидропривод минерального масла или воды приводит к снижению температуры кипения рабочей жидкости и выходу из строя резиновых уплотнений.
Разбухание наружных уплотнительных чехлов на главном или колесных тормозных цилиндрах свидетельствует о выходе из строя внутренних резиновых уплотнений.
При обнаружении признаков разбухания резиновых деталей необходимо разобрать и полностью промыть весь гидропривод спиртом. Перед сборкой необходимо высушить струей сжатого воздуха все детали гидропривода для исключения попадания в тормозную систему спирта. Резиновые детали, включая тормозные шланги, подлежат замене. Следует также проверить наличие следов тормозной жидкости на тормозных накладках. При сильном загрязнении накладок их надо заменить. Если уплотнения главного тормозного цилиндра в порядке, возможной причиной является перегрев тормозной жидкости. При отсутствии перегрева следует слить тормозную жидкость, промыть систему свежей тормозной жидкостью, залить новую тормозную жидкость и удалить воздух из гидропривода.
https://meloci.ru/dvigatel/signalizator-avarijnogo-sostoyaniya-rabochej-tormoznoj-sistemy.html