Мотоцикл вездеход своими руками
Тракторы и погрузчики
Автор fast12v0_gazavto На чтение 13 мин Просмотров 26 Опубликовано 03.04.2023
Обустройство колес
Отечественный полноприводный вездеход «Тарус» оснащен шинами от «УАЗ». Они поглощают и сглаживают воздействие медленных движений. На критической скорости мотоцикл начинает подпрыгивать. Для повышения прозрачности в проблемных зонах камеры стягиваются ремнями из конвейерной ленты, к которым крепятся клиновидные аналоги.
Минусом такой конструктивной особенности колес является их подверженность проколам и воздействию солнечных лучей. При частом использовании резина трескается, но она не рассчитана более чем на 1-2 сезона. Вы можете продлить срок службы шин, установив дополнительную камеру, выполняющую роль своеобразной шины. При этом общий вес внедорожника увеличивается на несколько килограммов.
Инструкция по изготовлению
При сборке квадроцикла 2х2 необходимо следить за тем, чтобы все элементы подходили друг к другу.
Если есть люфт в каких-либо узлах, машина через короткое время выйдет из строя. Силовая установка, топливный бак, трансмиссия, колеса берутся от мотоцикла или автомобиля.
Собрать устройство можно сравнительно недорого, используя бывшие в употреблении запчасти отечественного автопрома, лучше установить новую тормозную систему. Если поездки будут происходить по дорогам с твердым покрытием, конструкцию можно упростить, поставив маломощный мотор. На раму иногда устанавливается большой корпус, собранный из труб.
О мотовездеходе.
Квадроцикл Тарус 2×2 — это транспортное средство, предназначенное для преодоления бездорожья.
Квадроцикл продается как спортивный инвентарь и не может использоваться на дорогах общего пользования. Продается по договору купли-продажи. Вместе с квадроциклом вы получаете путевой лист и руководство пользователя. К ноябрю 2021 года вездеходы будут сертифицированы и подлежат регистрации в Норвежской технической инспекции с выдачей паспорта самоходной техники (ПСМ).
Тарус 2х2 имеет низкую высоту седла, благодаря чему водитель ростом 170 см может свободно доставать ногами до земли и помогать себе при движении по пересеченной местности. Это очень важно для преодоления труднопроходимой местности.
Устройство
Название полноприводному вездеходу «Тарус» было дано в честь реки Таруса.
Главной задачей разработчиков было сочетание малого веса и высокой проходимости. В механизме вездехода предусмотрены все элементы, характерные для внедорожника: цепи, карданный узел, звезды. Структура, которая скрывает приводной механизм за вкладышем, защищает внутреннюю часть устройства от грязи.
Поперечная ось расположена под сиденьем. С помощью больших звездочек из листовой стали передаточный узел разгружается и облегчается. Доступны все конструктивные детали, что связано с использованием базовых запчастей от отечественной спецтехники. Их можно купить во всех регионах. Допустимо использовать двигатель объемом 350 кубических сантиметров, но ставить более крупные двигатели нецелесообразно.
Чертежи 2х2
Основой вездехода (или квадроцикла) является рама из труб или квадратного профиля. Силовая установка подходит от заднего трактора (6,5-7,5 л.с.). Привод чаще осуществляется на заднем колесе (иногда 2), оно вращается с помощью цепной передачи.
Подвеска собрана без амортизаторов, колеса диаметром 20-25 дюймов.
Определившись с основными параметрами, чертят эскизы, снова проверяют все размеры и производят расчеты. После этого готовят чертежи, иногда беря за основу уже существующие образцы, и изменяя их под свои нужды.
Создаем вездеход из мотоблока своими руками
Стоит отметить, что само понятие «вездеход» подразумевает автомобиль с высокой проходимостью по бездорожью. Важный факт: вездеход, каракат и пневмотранспорт, болотоход — синонимы, отличающиеся лишь несколькими незначительными модификациями. Если человеку удастся сделать самодельный мини-внедорожник, он получит настоящий шедевр, который станет его гордостью.
Перед началом строительных работ необходимо решить, будет ли устройство на гусеничном ходу или на пневматических колесах. Важный момент: изготовить гусеничный агрегат гораздо сложнее, а управление им требует специальных знаний и физических усилий. Также следует подготовить мощный мотор для установки. Неважно, какой он будет, дизельный или бензиновый, главное, чтобы деталь была мощной и оснащалась принудительным водяным или воздушным охлаждением.
Рабочий процесс
- Во-первых, необходимо выбрать основу для конструкции. Можно использовать раму от старого мотоцикла УРАЛ или ИЖ. Благодаря этим опциям машина станет более маневренной и сможет легко преодолевать любые препятствия;
- Следующий шаг состоит в изготовлении подвески и заднего моста. С помощью рейки, рулевой втулки и обоймы стыкуются между собой независимые задняя и передняя подвески;
- Колеса для сборки следует брать от большегрузных автомобилей. Отличными, но не обязательными вариантами будут камеры, характеризующиеся низким давлением (от автомобилей КамАЗ и УРАЛ). Сделав правильный выбор, водитель может быть уверен в собственной безопасности и получать удовольствие от легкого вождения;
- Сборка двигателя – один из самых серьезных этапов создания вездехода на базе мотоблока. Наконец, владелец должен закрепить двигатель, сцепления, тормоза и выхлопную систему.
Только после тщательной проверки новоиспеченного вездехода можно приступать к его испытаниям и дальнейшей эксплуатации.
Выбор деталей
Рама квадроцикла
В зависимости от «донора» и конструкции квадрика раму придется либо делать самому, либо можно реконструировать уже готовую, б/у.
Самое главное, что вдоль рамы к днищу надежно прикручен мотор, который можно разместить как спереди, так и сзади. Также прочно, чтобы избежать люфта, коробка передач и трансмиссия должны быть прикреплены к раме.
Самодельная рама
В качестве материала подойдут обычные водогазопроводные трубы, с толщиной стенки не более 3 мм:
- для лонжеронов — 25 мм;
- для поперечных балок и подкосов — 20 мм.
Трубы соединяются точечной сваркой, затем выполняется комплексная сварка. Сразу к раме привариваются ушки для крепления амортизаторов и рычагов. Кронштейны — в процессе монтажа узлов и агрегатов.
Реконструкция имеющейся рамы
Для реконструкции готовой рамы следует все снять, оставить раму, разобрать заднюю часть и собрать переднюю. Затем приварите элементы, чтобы прикрепить полный комплект узлов и агрегатов квадроцикла. При реконструкции рамы мотоцикла подседельные штыри следует сдвинуть на 40 — 45 см.
Передний и задний стержни вырезаются из листа металла и привариваются к раме. Наконец, готовая рама красится, лакировать не нужно.
Двигатель
Двигатель подходит от автомобиля, мотоцикла или скутера. Некоторые «Левши» даже конструируют квадроцикл из заднего тягача своими руками, так как более новые модели оснащаются четырехтактными двигателями, мощность которых у тяжелых агрегатов достигает 15 «лошадей» — против 11 л.с. «Муравей».
Двигатель можно сравнить со скутером по малому расходу топлива, к тому же квадрики на базе скутеров самые легкие, что позволяет легко вытаскивать их при застревании в грязи и песке. А вот квадрику нужен более мощный двигатель для перевозки грузов и/или езды по бездорожью.
Мощность двигателя «Иж-1», «Иж-2» и «Иж Юпитер» — 24 л.с., старого «Урала» — 32 или 36 л.с., двухцилиндрового двигателя старой «Оки» — 35 л.с, трехцилиндровый автомат более позднего выпуска — 53.
Для передвижения в жаркую погоду квадроциклу нужен охлаждаемый двигатель. На старые мотоциклы охлаждение не устанавливалось, поэтому приходится его подбирать (подходит, например, от ВАЗ 2108) и устанавливать.
Подвеска
Подвеску можно использовать как заднюю, так и переднюю. Самый простой способ — снять перед мотоцикла.
2 варианта задней подвески:
- Задний мост автомобиля, укороченный под габариты квадрика. Преимуществом является наличие дифференциала. Минус в том, что конструкция выйдет тяжелее.
- Карданная редукторная конструкция — с редуктором, установленным на задней оси.
Обратите внимание: для квадроциклов требуется независимая подвеска с большим дорожным просветом.
Рычаги подвески крепятся к раме болтами через резинометаллические шарниры — сайлентблоки. Наклон передней стойки обязателен, иначе квадроцикл может перевернуться.
Амортизаторы подходят от Иж, но если бюджет позволяет купить бензо-масляные насосы, водитель сможет настроить подвеску под дорожные условия.
Рулевое управление и ходовая часть
Рулевое управление квадроцикла может быть как автомобильным — со штурвалом, так и мотоциклетным. Некоторые умельцы совмещают оба типа: мотоциклетный руль, рычаг и ось — вверху, автомобильная стойка — внизу. Вместе с рулем мотоцикла желательно сразу взять топливный бак.
Самодельный рулевой вал делается из трубы 20 мм со стенками до 3 мм. Внизу должен быть установлен ограничитель хода.
При изготовлении квадрика на базе автомобиля пару шестерен лучше заменить цепной передачей. Это значительно упростит и снизит затраты на техническое обслуживание.
Мы рекомендуем механическую трансмиссию (трансмиссию), потому что она улучшает маневренность, к тому же вам все равно придется вручную переключать заднюю, пониженную или высшую передачу при движении квадроцикла.
Входные валы от коробки передач должны быть направлены непосредственно на задний и передний мосты.
Колеса чаще всего берутся от небольших ВАЗов («Ока» или «Нивы») и обуты в резину, соответствующую условиям эксплуатации (погоде, бездорожью и т д.). Тормозная система выбирается в зависимости от колес. Поворотные кулаки — тоже от «Нивы» или «Оки».
Полный привод
Полноприводные квадроциклы отличаются особенно хорошей проходимостью — разумеется, при достаточно надежном двигателе и шипованной резине (читайте про закон о зимних шинах).
Если вы предпочитаете полноприводный автомобиль, вам понадобится автоматическое рулевое управление, дифференциалы и механическая коробка передач.
Существующий фреймворк в этом случае работать не будет; новый должен быть сварен, чтобы соответствовать размеру двигателя.
Подвеску, как и рулевую систему, нужно брать с автомобиля. С лицевой стороны необходимо предусмотреть место для установки коробки передач.
Установка полноприводной модели требует не только особого мастерства, но и дополнительных трудозатрат. Альтернативный вариант — покупка готового полноприводного агрегата — стоит денег.
Самодельный каракат на основе мотоблока
Каракат выполняет те же функции, что и вездеход, но есть отличительные черты:
- Колесная база с увеличенным ременным сцеплением;
- Большой размер устройства;
- Широкие условия использования. Пневматические подъемники могут развивать скорость до 70 км/ч.
Такое изменение больше всего касается шин, которым следует уделить особое внимание.
Необходимо выделить ключевые нюансы:
- Легкая конструкция. Два металлических диска собраны на ступице. Сверху камера, которая закрепляет конвейерную ленту. Устройство стабильное и долговечное;
- Диск крепится к втулке. Также привариваются перемычки с кольцами;
- Центральный диск с дополнительной спицей, для изготовления которой подойдет металлическая заготовка или труба;
- Можно использовать диски от старого скутера, они должны быть прикреплены к ступице.
Особенности создания самодельного снегохода из мотоблока своими руками
Многие умельцы знают, что такая агропромышленная машина, как мотоблок, легко трансформируется в снегоход, благодаря чему можно успешно передвигаться по бездорожью даже в самые снежные дни. Тем более, что процесс смены довольно прост и незамысловат.
Самое главное – выбрать правильный двигатель. Опытные владельцы таких «помощников» советуют отдавать предпочтение устройству, имеющему ручное управление и буксировочное устройство. В большинстве случаев используется класс мотоблоков, конструкция которых предусматривает использование 4-тактного 1-цилиндрового бензинового двигателя с воздушным охлаждением.
Прежде чем приступать к процессу работы над будущим снегоходом, необходимо приготовить:
- мощные колеса (или гусеницы со снегозацепами);
- рамка;
- блок питания;
- привод;
- занос;
- амортизаторы;
- рулевая колонка.
Какие-то детали можно сделать самому, а какие-то купить. Например, подойдет рама от старого мотоцикла, а продольные трубы рам от старых велосипедов стоит использовать в качестве качающихся подставок для лыж.
Как с мотоблока сделать снегоход: пошаговая инструкция
- Первоначально на гусеничный движитель устанавливается двигатель от заднего трактора;
- Затем к ней крепятся два стержня, соединяющие поперечину (там, где уже крепится руль и лыжи);
- Передняя стойка и сиденье монтируются в пространстве между двумя перекладинами;
- Теперь гусеничный трактор необходимо присоединить к указанной поперечной балке;
- Все остальные детали должны быть закреплены шпильками и болтами.
В результате должен получиться отличный мототранспорт, способный перевозить человека (и небольшой груз) в сложных погодных условиях.
Необходимые инструменты и расходники
Для эффективного выполнения работы необходимо подготовить следующие инструменты:
- Болгарский.
- Сверлить.
- Линия представляет собой треугольник.
- Рулетка.
- Маркер.
- Гаечный ключ.
- Трубогибочное оборудование.
- Молоток.
- Сварочный аппарат.
- Круги для турбины.
- Электроды.
- Сверлить.
- Наждачная бумага.
- Цвет.
- Кисточки
- Растворитель и грунтовка.
Особенности вездеходов из мотоблока
Основные узлы, которые следует приобрести или изготовить самостоятельно для автомобиля на базе заднего тягача:
- рама, она служит для организации подвижного транспортного средства;
- задний мост нужен для установки задних колес;
- сиденье для водителя, желательно защитить его от влаги и грязи из-под колес;
- система освещения необходима для безопасного передвижения в любое время суток.
Вездеход на базе заднего тягача спроектирован как одноместный автомобиль. Его грузоподъемность должна быть ок. 200 кг. Ширина рассчитывается исходя из условий сопротивления опрокидыванию, обычно она составляет от 1100 мм и более.
Современные мотоблоки Нева, Угра, МТЗ и другие комплектуются двигателями мощностью более 10 л.с. Этой мощности достаточно для движения со скоростью выше 10 км/ч. На бездорожье, при прохождении навозной жижи или болотистых мест, скорость может упасть до 1-2 км/ч.
Как сделать самодельный колесный вездеход
Имеет смысл оборудовать базовый блок. Причина в том, что бензиновые и дизельные двигатели имеют наилучшие показатели крутящего момента при частоте вращения коленчатого вала ок. 75-85% от максимума.
Двигатель должен иметь принудительную систему охлаждения. При движении с малой скоростью встречного тока будет недостаточно для поддержания оптимального теплового режима.
Рама вездехода
Между передней и задней осью делается рама. В качестве основы лучше использовать профильные трубы прямоугольного или квадратного сечения. Они обеспечивают большую жесткость, чем прокатные уголки, швеллеры и двутавры того же веса.
Стыковка элементов рамы колесного внедорожника может быть жесткой, тогда она будет формироваться в однообъемном формате. При использовании тяжелых мотоблоков Нева или МТЗ этот вариант будет предпочтительнее.
В качестве альтернативы делается ломаная рамка (перелом), вариант используется для участков со сложным профилем. Здесь артикуляция осуществляется через шкворень. Передняя и задняя оси имеют независимую подвеску. Мастера делают такие вездеходы на базе моторных блоков Невы и Югры».
Для охоты и рыбалки лучше иметь вездеход на колесах с ломаемой рамой. Его проходимость выше, чем при использовании жесткой каркасной конструкции.
Задний мост и подвеска самодельного вездехода
Некоторые самодельщики для упрощения конструкции используют готовый задний мост от автомобиля. Например, от автомобиля «Москвич-412»: малая масса позволяет установить его на легкий вездеход. Подвеска сделана на амортизаторах для плавности хода и снижения вибраций.
Другие умельцы делают независимую подвеску на каждое заднее колесо. Такой подход реализован на скутере «Муравей». При езде ощущается небольшая раскачка, при этом колеса испытывают меньшее сопротивление на неровностях, заметно снижается расход топлива.
Задний мост соединен с рамой длинными закаленными болтами. Для упругих соединений используются резиновые вставки, например сайлентблоки. Это улучшает характеристики вездехода на базе заднего тягача.
Задний мост на лыжах используется зимой. Сопротивление движению минимальное, конструкция значительно упрощена.
Колеса (камеры низкого давления)
Для передвижения по мокрому и неустойчивому грунту можно использовать шипы. Они обеспечивают высокое сцепление. Камеры низкого давления большого диаметра работают еще лучше. Пневматика оказывает минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволит создать плавающий вездеход.
Для крепления на заднюю ось используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Они приобретаются в сборе или отдельными элементами: шина, камера, диск. Колесо легко монтируется.
Увеличить проходимость обычных колес на камерах низкого давления можно за счет создания дополнительного протектора. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, конвейерной лентой, самодельными гусеницами или каким-либо другим способом.
Другой вариант — вырезать из шины верхний выступ. Глубина крючка конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление качению увеличивается, а коэффициент скольжения резко падает.
https://gazavtomobil.ru/traktory-i-pogruzchiki/mototsikl-vezdehod-svoimi-rukami