✅ Как разобрать энергоаккумулятор камаз — tractoramtz
КамАЗ и БелАЗ
Автор fast12v0_gazavto На чтение 17 мин Просмотров 157 Опубликовано 03.04.2023
Правила эксплуатации и ремонта энергоаккумуляторов автомобилей КамАЗ
Автомобиль КамАЗ имеет двухконтурную пневматическую тормозную систему, обеспечивающую безопасность автомобиля на всех режимах движения. При торможении (при нажатии на педаль тормоза) сжатый воздух сразу подается на тормоза всех колес. Стояночный тормоз блокирует только колеса на средней и задней оси. Основным элементом привода такого тормоза является аккумулятор энергии. У КамАЗа таких агрегатов 4 — по 1 на каждое колесо задней тележки.
Вопросы обслуживания и ремонта энергоаккумуляторов
Аккумуляторы энергии требуют минимального внимания при обслуживании – достаточно осмотреть их на наличие повреждений и проверить их работу. Также необходимо периодически регулировать работу колесных тормозов в соответствии с инструкцией по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля.
При износе деталей камеры и энергоаккумулятора — диафрагмы, прокладок, уплотнения поршня и так далее — необходимо их заменить (эти детали продаются в составе ремкомплектов). На необходимость ремонта могут указывать плохая работа тормозов и утечки сжатого воздуха
Для ремонта блок необходимо снять с автомобиля и разобрать, соблюдая осторожность, так как сжатая пружина в ЭП может привести к серьезным повреждениям
Ремонт и сборка устройства производится в соответствии с рекомендациями изготовителя по порядку проведения работ, по применяемым смазочным материалам и т д. Для сборки необходимо использовать специальное приспособление, обеспечивающее безопасное сжатие пружины энергоаккумулятора, его ремонт без такого устройства невозможен.
При своевременном обслуживании и ремонте энергоаккумулятор и тормозная камера будут работать долго и надежно, обеспечивая безопасность и комфорт большегруза.
Устройство
Пружинный аккумулятор установлен на крышке тормозной камеры и служит для накопления энергии сжатой пружины.
Основными частями устройства являются:
- цилиндр;
- поршень;
- силовая пружина;
- толкание;
- упорный подшипник;
- выжимной винт с роликовым подшипником;
- перепускная труба;
- тюлень.
Аккумулятор крепится к камере болтами, что обеспечивает прочное соединение и исключает люфты при работе. Герметичность между цилиндром и тормозной камерой обеспечивается установкой уплотнительного резинового кольца. В верхней части корпуса приварена гайка винта системы выпуска. В нижней части цилиндра имеется резьбовой штуцер, через который подсоединяется пневматическая магистраль.
Трубчатый толкатель приварен к металлическому поршню с резиновым уплотнительным кольцом. Силовая стальная пружина расположена в канавке поршня и упирается в верхнюю часть цилиндра. Толкатель имеет подпятник, который через диафрагму передает усилие на шток в тормозной камере.
Винт используется для ручного сброса при недостатке сжатого воздуха в системе из-за выхода из строя компрессора или неисправности ресивера. В нижней части шнека установлены роликовый подшипник и 2 упорных кольца.
Полость, расположенная над поршнем, сообщается с атмосферой через перепускной патрубок через тормозную камеру. Воздух подается в камеру под поршнем от клапана управления стояночным тормозом. Все аккумуляторы энергии одновременно участвуют в анализе воздуха.
Назначение выключения пружинного энергоаккумулятора автомобиля
Регулировка фар осуществляется при проведении профилактических работ — 2. Для этого автомобиль установить на горизонтальной площадке, на расстоянии 10 метров перед специальным экраном или стеной.
- Проверьте и отрегулируйте давление воздуха в шинах.
- Начертите мелом на экране вертикальную линию, совпадающую с продольной осевой линией автомобиля.
- Слева и справа от нее проведите две вертикальные линии, совпадающие с центром фар. Для ЗИЛ расстояние от центральной вертикали и боковых линий будет по 830 мм, с каждой стороны, для КамАЗа — по 695 мм.
- Проведите на экране еще одну горизонтальную линию на высоте от земли: для ЗИЛа — 1080 мм, для КамАЗ — 1210 мм. Эта линия будет на 200 мм ниже центра фар.
- Ослабьте нижние винты, крепящие никелированные панели к фарам, и поднимите их вверх и в сторону от фар.
- Включите дальний свет и отрегулируйте свет левой фары так, чтобы самая яркая точка светового пятна совпадала с пересечением вертикальных и горизонтальных линий, а правая фара следовала крышка.
- Регулировка движения световой точки производится поворотом двух регулировочных винтов, расположенных в верхней части оптического элемента фары и нижней его боковой части.
- Когда регулировка на левой фаре завершена, повторить работу с правой фарой.
- Проверьте результат регулировки: световые точки обеих фар должны быть на одном уровне.
- Установите, закрепите снятые ободки фар.
Назначение выключения пружинного энергоаккумулятора автомобиля
Энергоаккумуляторы задней тележки входят в состав стояночной тормозной системы автомобиля. Их включение — выключение или отключение осуществляется с помощью тормозного крана в кабине, справа от водителя, при давлении сжатого воздуха в системе 6,5 — 7,2 атмосфер.
Аварийный сброс энергоаккумуляторов осуществляется подачей сжатого воздуха из резервного ресивера нажатием кнопки «аварийный сброс». Давление воздуха резервного ресивера не допускает более двух выпусков.
Механический сброс энергоаккумуляторов осуществляется при неисправном двигателе, разгерметизированной тормозной системе, для буксировки автомобиля на жесткой сцепке.
При отсутствии возможности запустить двигатель, накачать воздух в ресиверы, аварийный выпуск энергоаккумуляторов производится механическим путем: — выбиваются винты сжатия силовых пружин механизмов энергоаккумуляторов, при этом пружины сжимаются . Освобождаются штоки тормозных камер и освобождаются колеса на средней и задней оси. Когда система будет заполнена сжатым воздухом, затяните зажимные винты до упора.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автомобиля на уклоне до 31 процента.
Принцип работы
На стоянке автомобиль удерживается системой торможения колес задней тележки, работающей от пружинных аккумуляторов. Кран с рукояткой управления стояночным тормозом расположен справа от места водителя. Принцип действия энергоаккумулятора прост и основан на воздействии выделяемой энергии силовых пружин на приводные элементы тормозной системы.
При срабатывании стояночного тормоза сжатый воздух выбрасывается из нижней полости гидроаккумулятора в атмосферу. Пружина, распрямляясь, перемещает поршень вниз. Вместе с ним движется толкатель, который передает усилие диафрагмы и штока на тормозную камеру. Последний поворачивает ось через рычаг, разжимающиеся кулаки которого прижимают тормозные колодки к барабану, блокируя тем самым колеса задней тележки тележки.
При повреждении ресивера или контура пневматического тормоза воздух из магистрали будет выходить в атмосферу. Отпущенная пружина приводит в действие стояночный тормоз и блокирует колеса. Дальнейшее движение грузовика возможно после освобождения (разблокировки) колес.
Принцип работы энергоаккумулятора
Задача узла — работа тормозов при неработающих двигателе и компрессоре. Принцип работы представлен следующим образом:
- При запуске ДВС компрессор нагнетает воздух в ресиверный цилиндр, затем в тормозную систему.
- Через патрубки воздух подводится к энергоаккумуляторам на борту, излишки обходят.
- При снятии «ручника» в цилиндры узлов поступает воздух, создающий давление, достаточное для разжатия пружины. Поршень движется, механические приводы разблокируют тормозные колодки — автомобиль готов тронуться с места.
- Стояночный тормоз приводится в действие выпуском сжатого воздуха из пневмоаккумуляторных цилиндров, где привод под действием пружины блокирует колодки ступиц.
Важно! Возникновение неисправностей пневматики в виде сброса давления или проникновения в трубопроводы посторонних сред (зимой конденсата) приведет к аварийной блокировке колес грузовика или прицепа.
Устройство энергоаккумулятора
В конструкцию устройства входят:
- корпус в виде металлического цилиндра с крышкой и фурнитурой;
- мембрана;
- поршень с толкателями и упорной пластиной;
- витая металлическая пружина;
- упорный подшипник, кронштейн крепления;
- выжимной винт с роликовым подшипником;
- перепускная труба;
- уплотнители и пылесосы.
Как растормозить
Для снятия погрузчика со стояночного тормоза необходимо снять рукоятку управления с замка и перевести ее в нижнее положение. Управляющий сжатый воздух по пневмолинии через открытый клапан поступает в ускорительный клапан, который запускает подачу рабочего тела из ресивера через перепускной клапан в нижнюю полость цилиндра аккумулятора энергии. Поршень движется вверх и сжимает пружину. Тормозные тяги возвращаются в исходное положение и освобождают колодки. Грузовик готов к движению.
При отсутствии воздуха в системе или поломке двигателя (компрессора) и необходимости буксировки автомобиля энергоаккумулятор необходимо освободить вручную. Для этого торцевым ключом открутите винты на цилиндрах всех аккумуляторов. Благодаря наличию нажимного подшипника усилие будет передаваться на поршень, который при движении будет сжимать силовую пружину. Освобожденная от нагрузки возвратная пружина переместит диафрагму и шток с опорным диском в верхнее положение. Приводы тормозных колодок вернутся в исходное состояние и разблокируют колеса.
Часто в рейсах возникают ситуации, когда необходимо отремонтировать гидроаккумулятор КамАЗ своими руками в полевых условиях. Конструкция устройства позволяет это сделать. Однако гораздо проще будет заменить неисправный энергоаккумулятор на исправный, а ремонт произвести в гараже.
Как снять и разобрать
Чтобы отремонтировать неисправную батарею, ее необходимо разобрать с исходного места. Для этого снимаем воздушные шланги и откручиваем 2 гайки крепления блока к основанию. Разборка осуществляется с помощью «баллонного» ключа. Для разборки узла штока тормозной камеры и привода колодок необходимо расшатать и выбить конический клин из посадочного места.
Перед ремонтом узла необходимо демонтировать перепускной трубопровод между цилиндром и тормозной камерой. Разборка начинается со снятия нижней части камеры. Он крепится к верхней части хомутом. Для безопасной работы энергоаккумулятор устанавливается цилиндром вниз и фиксируется в тисках. После разборки хомута нажатием на корпус камеры он освобождается от посадочного места.
При проведении этих работ необходимо соблюдать осторожность, так как под действием возвратной пружины крышка может «выстрелить».
Слабым местом тормозной камеры является диафрагма. Неисправный элемент необходимо заменить.
Из-за низкой коррозионной стойкости материала корпуса цилиндра на внутренней поверхности образуются каверны и ямки. Этому способствует попадание влаги и грязи на стекло в верхней части энергоаккумулятора. Все это приводит к нарушению герметичности полостей и, как следствие, к выходу из строя всего устройства. Для устранения дефекта необходимо заменить стекло баллона или попытаться отшлифовать внутреннюю поверхность. А это приводит к полной разборке цилиндра.
Чтобы отсоединить верхнюю часть аккумулятора от крышки камеры, необходимо открутить болты М8 по периметру крышки. Оставшиеся 2 болта не дадут крышке «выстрелить» из пружины. Для сжатия пружины и откручивания остальных креплений используйте струбцину или пресс. Мастера, занимающиеся таким ремонтом профессионально, отдают предпочтение токарному станку.
Цилиндр зажимается в патроне, а пружина сжимается верхней крышкой. После откручивания оставшихся болтов при полностью выжатом штоке начинают медленно выводить последний. Все уплотнительные элементы заменены на новые из ремкомплекта. Сборка цилиндра производится в обратном порядке. Отремонтированный узел проверяется на стенде с подачей сжатого воздуха. Установка энергоаккумулятора на штатное место осуществляется после получения положительных результатов испытаний.
Ремонт энергоаккумулятора
Ремонт энергоаккумуляторов можно проводить, как со специалистами автосервиса, так и при наличии дополнительного оригинального ремкомплекта, самостоятельно.
Причины неисправности энергоаккумулятора
Список возможных ошибок представлен следующим образом:
- механическое повреждение или «старение» корпуса, так как в процессе эксплуатации на рабочей поверхности цилиндра образуется накипь, что приводит к нарушению герметичности камеры, трудностям в ремонте;
- старение или разрыв мембраны диска, что свидетельствует о необходимости перебрать узел;
- выход из строя соединительных элементов крышки.
Как разобрать энергоаккумулятор
Ремонт устройства лучше организовать в сервисе, но если поломка случилась в дороге, то она проводится в полевых условиях, причем необходимость разборки и последовательность действий остаются неизменными. После демонтажа устройства с места установки брюк последовательность работ представлена следующим образом:
- Сними верх. Шланг подачи воздуха отодвинут в сторону — заднее стопорное кольцо толкателя удобнее снимать после разборки подпятника. Он не должен молчать.
- Клапан открывает подачу воздуха. Толкатель погружается и открывает доступ к стопорному кольцу. Самодельным крючком (им удобно цеплять) заглушка снимается. Трасса очищается от грязи.
- Закройте подачу воздуха. Удалите нужный узел.
- Из восьми коротких штатных болтов крышки открутите и снимите четыре. На их место ставятся длинные болты с контргайкой и гайкой (их размер от 120 мм). Открутите оставшиеся четыре маленьких болта.
- Постепенно ослабляя длинные болты, рабочая пружина раскрывается равномерно. Эта процедура устраняет необходимость в специальных приспособлениях для скамейки.
- Замените или отремонтируйте поврежденные детали. Соберите узел в обратном порядке.
Как растормозить энергоаккумулятор
Аварийный режим блокировки колес включается из-за неисправности в пневмосистеме. Но ремонт или буксировка автомобиля возможны после ручного отпускания неработающих тормозов. Дан следующий порядок:
- с помощью торцевого ключа открутите винт;
- избыточное давление уравнивается с атмосферным;
- упорный подшипник передает на поршень усилие, достаточное для сжатия пружины и перемещения диафрагмы;
- шток с опорным диском, двигается, разблокирует колеса.
Замена энергоаккумулятора
Необходимо быть внимательным перед покупкой нового устройства, например марки Turbostar. В связи с тем, что на мостах обычное расположение узлов, их замена осуществляется на ремонтной яме. Порядок представлен следующим образом:
- Тормозная система освобождается от рабочего давления.
- Рабочее место на автомобиле очищается от грязи и влаги.
- Снимите тормозные камеры. Выкручиваются винты крепления старого блока, отключается шланг подачи воздуха — демонтируется энергоаккумулятор.
- Ставить новый блок на привычное место нужно аккуратно, хорошо затянуть болты.
- Входит в систему высокого давления. Ресивер наполняется, и давление в трубопроводе повышается.
- Они проверяют качество соединений и то, как будет работать система, увеличивая давление для работы с последующим повторным сбросом.
Регулировка энергоаккумулятора
При превышении холостого зазора кулачковой тяги более чем на 40 мм после переборки не обеспечивается плотное прилегание тормозных колодок, поэтому надежно удержать автомобиль на стоянке при уклоне дороги невозможно. В этом случае необходимо отрегулировать ход штока. Условием его выполнения является отключенная тормозная система и «холодные» колодки и барабаны. Последовательность действий представлена следующим образом:
- ослабить натяжение вилки — замка на пару оборотов;
- повернуть ось червячного механизма, установить зазор – 20 мм;
- зафиксировать положение стопором;
- выполнить операцию со всеми узлами, разница в ходах между ними не должна превышать 3 мм.
Энергоаккумулятор МАЗ устройство и функции
Большинство грузовиков, в том числе МАЗ и КАМАЗ, оснащены пневматической тормозной системой. Работа агрегатов обеспечивается за счет создания усилия в тормозной камере. В результате колодки в барабане не натянуты. Но этот вариант подходит только для рабочих тормозов, которые используются при движении с работающим двигателем. Для работы систем аварийного и стояночного тормозов необходим подпружиненный энергоаккумулятор МАЗ.
Принцип работы энергоаккумулятора МАЗ
Современное устройство запасает энергию, необходимую для работы автомобильных тормозов при отсутствии источника сжатого воздуха, то есть при остановке двигателя и компрессора.
В прочном энергоаккумуляторе КАМАЗ МАЗ есть небольшая сжатая пружина, где накапливается энергия.
При необходимости он максимально расширяется, заставляя работать тормозные механизмы в колесах. Сначала пружина сжимается силой воздуха, подаваемого пневмосистемой.
При использовании ручника пружина создает небольшое усилие, удерживающее колодки на барабане.
В случае неисправности энергоаккумулятор МАЗ способен обеспечить торможение в аварийном режиме.
Энергоаккумулятор МАЗ – устройство и функции
Пружинно-пневмоблок состоит из:
- Цилиндрический корпус из прочного металла;
- Сильно скрученная пружина;
- Поршень в виде цилиндра с толкателем;
- Ослабьте винт и маленькую гайку.
В специальных камерах энергоаккумулятора МАЗ есть штуцеры. Узел устанавливается на тормозную камеру таким образом, чтобы толкатель поршня находился напротив отверстия в камере. Для эффективного выпуска воздуха в момент сжатия пружины предусмотрена дренажная трубка.
Тип механизма обозначается дробным числом, где первая цифра обозначает эффективную площадь диафрагмы в тормозной камере. Например, энергоаккумулятор МАЗ 24.
Наиболее распространенными системными ошибками являются повреждение корпуса, износ диафрагмы и сломанные крышки роботов. Необходимо регулярно осматривать механизмы на предмет поломки и при необходимости ремонтировать или заменять детали.
Стоимость восстановления автомобиля с неисправностью тормозной системы намного выше цены гидроаккумулятора МАЗ.
НЕИСПРАВНОСТИ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРА
Самая распространенная неисправность – износ втулок поршня энергоаккумулятора. Начинает отравлять воздух при выпуске. Следующая причина – атака на цилиндр и сразу начинает отравлять воздух.
Другая причина выхода из строя энергоаккумулятора – это когда мы меняем шланги подачи сжатого воздуха, лопается крышка или перерезается провод и дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна.
СБОРКА ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРА
Берем ремкомплект, устанавливаем все манжеты в порядке сборки, главное не забудьте что-нибудь из манжет и бисквитов выложить, а то потом будете снова разбирать. При примерке желательно смазать манжеты циатимной смазкой. Процесс сборки в обратном порядке. Ставим все на место и наживляем поршень с крышкой 4-мя болтами и затягиваем потихоньку без перекосов.
После того, как все стянуто, необходимо установить стопорное кольцо внутрь толкателя в энергоаккумуляторе. Также цепляем шланг к воздуху в машине, одеваем на ручник и устанавливаем крепежное кольцо. Выберите правильный размер трубы для заглушки. Ну все собрали, осталось установить на машину.
После установки проверьте его на травление воздуха, если травит манжета, то сразу услышите шипение воздуха, протестируйте несколько раз на работоспособность, после чего установите на автомобиль. Вот таким не сложным образом мы устроили энергоаккумулятор у себя дома, это под силу каждому водителю.
Ремонт энергоаккумулятора автомобиля КАМАЗ
Чтобы узнать, как проверить гидроаккумулятор на КАМАЗе, как заменить гидроаккумулятор КАМАЗ, прежде всего следует вспомнить, что на автомобилях КАМАЗ применяется несколько типов энергоаккумуляторов. Любой аккумулятор энергии включает в себя три части:
- Нижняя часть крепится к кронштейну тормозного суппорта болтами М16.
- Средняя часть изготовлена из алюминиевого сплава и соединена с нижней частью хомутом на 2 болтах.
- Верхняя часть, представляющая собой стакан из стали, крепится к части посередине 8 болтами М8.
Как разобрать энергоаккумулятор КАМАЗ
Ремонту гидроаккумулятора КАМАЗ должны предшествовать чистка, промывка и сушка.
Как разобрать гидроаккумулятор КАМАЗ? Перед отсоединением нижней части от средней необходимо, чтобы в камеру, относящуюся к стояночному тормозу, поступал воздух, давление должно быть не менее 5 атм., это позволит утопить рабочий шток и предотвратит срабатывание пружины. Затем зажим снимается, а диафрагма удаляется.
Затем отключается подача воздуха, ключом № 36 откручивается заглушка на рабочем штоке. Воздух снова подается в камеру стояночного тормоза. В штоке имеется ограничительный болт, который имеет опорный подшипник, закрепленный стопорным кольцом.
В ходе дальнейшего оживления КамАЗ стопорное кольцо снимается шилом, освобождается багажник для последующей разборки. Затем выполняется операция, требующая использования либо гидравлического пресса, либо специального зажима. Нажатие на шток прессом или зажимом предотвращает освобождение пружины, связанной со стояночным тормозом. Далее откручиваем болты, которые крепят верхнее стекло к средней части.
Энергоаккумулятор КАМАЗ: для чего нужен
Разобранный энергоаккумулятор КАМАЗ обеспечивает то, что во время движения машины и использования системы рабочего торможения в цилиндр энергоаккумулятора непрерывно подается сжатый воздух, удерживается пружина в сжатом положении, накапливается кинетическая энергия. Если пневматический тормозной привод или компрессор неисправен и это вызвало утечку воздуха, то последний не попадет в цилиндр энергоаккумулятора, а имеющийся в нем воздух выйдет из него, за счет чего пружина распрямится и воздействует на поршень, опуская это.
Поршень, в свою очередь, будет воздействовать своим торцом на разжимной кулак и шток. Этот кулак будет прижимать тормозные колодки задней оси и центральной оси к роликам при повороте. Между барабаном и блоками возникнет сила трения, удерживающая автомобиль в заторможенном положении. Так как аккумулятор энергии работает очень быстро, машина может остановиться прямо на проезжей части и перекрыть движение по ней. Поэтому существует система аварийного сброса, заполняющая баллоны энергоаккумуляторов воздухом, поступающим в сжатом состоянии из баллона.
Как отрегулировать энергоаккумулятор на КАМАЗе
Отпустите зажим, освободите пружину. В случае, когда при подаче воздуха в камеру стояночного тормоза не удается заглушить шток, необходимо пожертвовать стаканом. Для этого просверлите 2 отверстия в 6 см от средней части. С помощью того же зажима или пресса утапливают шток на всю глубину, затем вставляют в просверленные отверстия ограничительные пальцы (можно использовать болты размером не менее 8 мм) и препятствуют самостоятельному возврату поршня. После снятия стопорного кольца в штоке можно избавиться от ограничительных пальцев, это тоже происходит с помощью пресса или струбцины. Затем стекло убирается.
Как собрать энергоаккумулятор КАМАЗ
Аккумулятор устанавливается в следующем порядке:
- На винт надевается уплотнительная шайба.
- Винт полностью запаковывается в цилиндр, на него надевается резиновое кольцо.
- Пружина устанавливается в цилиндр так, чтобы малый виток был снаружи.
- На поршень надевается направляющее кольцо и уплотнение.
- Поршень устанавливается на пружину таким образом, что его конец упирается в ступицу.
- Фланец надевают на трубку поршня, предварительно вставив в него направляющие и уплотнительные кольца, а также надевают уплотнительное кольцо.
- Собранный узел устанавливается в приспособление таким образом, чтобы стопор закрывал головку винта.
- Осторожно вращайте кривошип, сжимая пружину, пока фланец не коснется цилиндра, убедившись, что направляющее кольцо правильно входит в цилиндр.
- Соедините цилиндр и фланец болтами.
- Собранный энергоаккумулятор снимается, на винт устанавливается опорный диск.
- Упор и игольчатый подшипник утапливаются за пределы резинового кольца, удерживая кольцо таким образом, чтобы оно вошло в винтовую канавку максимально надежно. При наличии сжатого воздуха его можно подавать внутрь пружинного аккумулятора энергии. Винтовой вал в этом случае будет ближе к краю трубки поршня, что облегчит установку упорного подшипника.
- Винт осторожно откручивают, проверяя надежность удержания поршня стопорным кольцом. Это действие повторяется несколько раз.
- На толкатель надевается уплотнительное кольцо, которое завернуто в трубку поршня.
- Корпус пневмокамеры соединен с фланцем хомутом.
https://gazavtomobil.ru/kamaz-i-belaz/kak-razobrat-energoakkumulyator-kamaz-tractoramtz