Как проверить тормоза автомобиля самостоятельно: осматриваем колодки, диски, барабаны
Если тормоза автомобиля работают неправильно, садиться в такую машину опасно. Как проверить тормоза и выявить неисправности тормозной системы, расскажем подробно и понятно.
Последствия неправильной работы тормозов могут быть разными. Самое безобидное — увеличится износ механизмов или появятся посторонние звуки при езде. Опаснее — авария. Можно разбить не только свою машину, но и навредить другим людям.
Именно поэтому правила дорожного движения запрещают использовать автомобиль с дефектами тормозной системы.
Устройство тормозной системы
Как работают тормоза. Конструкции тормозных систем у автомобилей отличаются. Но принцип работы тормозов одинаковый.
Автомобиль останавливается благодаря механизмам, которые установлены на каждом колесе. При замедлении тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам. В результате диск вместе с колесом перестает вращаться и машина останавливается.
Водитель влияет на интенсивность замедления с помощью педали тормоза. Чем сильнее нажимать педаль, тем сильнее колодки будут прижиматься к дискам. И тем быстрее автомобиль остановится.
Когда водитель давит на педаль тормоза, специальная тормозная жидкость перемещается по шлангам и трубкам до поршня, который прижимает колодки к дискам. Вся эта система называется гидравлическим приводом тормозов. В нее также входит вакуумный усилитель, благодаря которому не приходится сильно нажимать на педаль, чтобы остановиться. Однако он работает только при заведенном двигателе.
Чем отличаются тормоза. На эффективность торможения влияет множество параметров, в том числе материалы, из которых изготовлены тормозные колодки и диски.
На большинстве автомобилей установлены обычные металлические тормозные диски. Они бывают вентилируемыми, то есть со специальными отверстиями, которые отводят излишнее тепло. На дорогих или спортивных машинах иногда применяют карбон-керамические тормозные диски. Они очень легкие, способны выдерживать максимальные нагрузки и сохранять эффективность при широком диапазоне температур.
Колодки. Конструкция колодок достаточно простая. У них есть металлическое основание и фрикционная накладка, которая соприкасается с тормозным диском. Поверхность накладки состоит из специального слоя, который обладает высоким коэффициентом трения и устойчив к нагреву.
Датчики. В большинстве современных автомобилей также есть электронные системы, которые помогают водителю при торможении. Они работают на основании показаний множества датчиков, данные с которых обрабатывает блок управления.
Наиболее распространенные — антиблокировочная система (ABS), система распределения тормозных усилий (EBD), противобуксовочная система (TCS), система стабилизации (ESP). Все они направлены, чтобы предотвратить потерю контроля над автомобилем и сделать вождение более комфортным и безопасным.
Ручник. Схема тормозной системы была бы неполной без «ручника».
Ручной тормоз создан для того, чтобы удерживать неподвижный автомобиль. Однако в случае отказа основной тормозной системы он поможет остановиться. Но важно помнить, что для остановки ручник используется исключительно в экстренной ситуации. Поскольку он зажимает только задние колодки, на ходу машину может занести, особенно если она не оснащена электронными помощниками.
Ручник может быть выполнен не только в виде привычного рычага, который нужно тянуть вверх или вниз, но и виде педали («ножник») или в виде кнопки («электронный ручник»).
Как проверить тормоза
Проверка тормозной системы включает в себя несколько основных пунктов.
Диски и колодки
Колодки на дисках. Для визуального осмотра колодок желательно снять колесный диск, чтобы получить свободный доступ к тормозным механизмам. Разглядеть через диски не всегда возможно, особенно если они у машины штампованные, а не литые. Плюс без снятия колеса получится увидеть только внешнюю колодку. Внутренняя, которая обычно изнашивается быстрее, находится с обратной стороны тормозного диска.
Износ колодок можно попробовать определить визуально. Критическим значением для фрикционной накладки является толщина в 5 мм и меньше. Однако на глаз понять это достаточно сложно, поэтому для определения толщины используют специальный измерительный прибор.
На многих колодках устанавливается металлический язычок для определения износа. При значительном уменьшении толщины накладки он начинает тереться о тормозной диск, издавая характерный скрип. Так водитель может понять, что пришло время заменить колодки. Однако иногда посторонние звуки могут издавать даже новые колодки, дело может быть в самом материале, из которого изготовлена накладка.
Колодки на барабанах. Описанное выше касается того, как проверить колодки на дисковых тормозах. Оценить колодки у машины с барабанными тормозами сложнее. Тут придется снять не только колесный диск, но и металлическую накладку — барабан, за которым прячутся тормозные механизмы.
Такой тип тормозов обычно ставится на заднюю ось автомобиля, а сами колодки в них изнашиваются медленнее, чем в дисковых. Критическая толщина фрикционных накладок составляет 1,5 мм.
Проверить диск. Визуально проверить тормозной диск проще. Если на краю диска есть кромка (бортик) в 1,5-2 мм, значит, износ уже значительный, и его пора менять на новый.
Толщину измеряют с помощью штангенциркуля. Но есть и народный способ. К рабочей поверхности диска можно приложить рублевую монету. Ее толщина составляет 1,5 мм. Если монетка стоит вровень с кромкой диска или уходит глубже, значит, у него большой износ.
Иногда между диском и колодкой попадают посторонние предметы, например, мелкие камешки. Из-за этого на поверхности появляются бороздки (канавки). Если они не очень глубокие, выровнять поверхность диска можно будет с помощью процедуры, которая называется проточкой. Но при глубоких канавках, а также при наличии трещин, диск нужно менять.
Неравномерный износ колодок и дисков может свидетельствовать о других неисправностях тормозной системы. Например, на одном колесе может подклинивать направляющая суппорта. Эта часть отвечает за то, чтобы колодка прижималась к диску. Поэтому на одном колесе тормозной диск и колодки могут быть стерты сильнее, чем на остальных трех. Для проверки можно подвесить колесо и покрутить его руками. Если оно вращается с трудом либо не крутится вовсе, это верный признак неполадок.
Проверить барабан. Износ барабанного диска определяется его внутренним диаметром. Если он увеличился на 1,5 мм или больше по сравнению со стандартной величиной, то его пора менять. Автопроизводители указывают диаметр для каждой модели автомобиля, найти эти данные можно в интернете либо на самом барабане.
Проверить ручник. Ручной тормоз проще всего проверить, поставив автомобиль на уклоне. Если со включенным «ручником» машина не держится и начинает скатываться вниз, значит, он работает неэффективно.
Проверить тормоза в движении. От перегрева металлический тормозной диск может пожелтеть или посинеть. Однако визуально определить, что диск «повело» от перепада температур, не всегда возможно. Как проверить тормозные диски в таком случае? Лучше всего сесть за руль.
Неравномерное замедление, биение или вибрации, а также легкое перемещение вверх-вниз (пульсация) педали тормоза — все это признаки неисправности дисков.
Тормозные магистрали и уровень жидкости
Трубки и шланги. Чтобы осмотреть тормозные трубки и шланги, можно использовать подъемник или гараж с ямой. На металлических трубках не должно быть коррозии. Если на резиновых шлангах есть трещины, даже небольшие, их нужно заменить как можно быстрее. Так как через них может вытекать тормозная жидкость.
Такая проверка актуальна для старых машин, когда из-за большого возраста и пробега детали изнашиваются. Хотя элементы можно случайно повредить и на новой машине, так как часть из них расположена под днищем.
Тормозная жидкость. Уровень тормозной жидкости можно проверить с помощью бачка, который расположен под капотом. На нем есть отметки MIN и MAX, которые обозначают минимально и максимально допустимый уровень.
Если уровень близок к минимуму или ниже его, жидкость надо подлить и срочно заняться поиском причин утечки. Также стоит осмотреть саму жидкость в бачке. Она не должна быть слишком темной или мутной.
Педаль тормоза
Биение и вибрации педали тормоза — не единственные признаки неисправностей.
Если при нажатии педаль слишком легко уходит в пол, то в тормозную систему попал воздух. Поэтому стоит проверить состояние главного тормозного цилиндра и тормозных шлангов и поискать повреждения. Если с ними все в порядке, должна помочь прокачка тормозов либо замена жидкости.
Бывает, что педаль, наоборот, нажимается слишком туго. Для торможения надо прикладывать много усилий. Скорее всего, проблема в вакуумном усилителе.
Кратко
Если вы заметили хотя бы небольшие отклонения в поведении машины при торможении: увеличение тормозного пути, биение педали или посторонние звуки — не откладывайте диагностику тормозной системы автомобиля.
Проверку тормозов можно сделать как самостоятельно, так и на сервисе.
Изношенные тормозные колодки или диски вы можете поменять самостоятельно, это несложная процедура. Также самому вполне реально прокачать тормозную систему или заменить тормозную жидкость.
Более серьезные проблемы, связанные с работой датчиков электронных систем, лучше решать на сервисе.
Даже если с машиной все в порядке и никаких признаков неисправностей вы не ощущаете, при ежегодном техобслуживании осматривайте тормозную систему. Вовремя обнаруженная неисправность может спасти жизнь.
Автор: Роман Яровой
https://cars.avtocod.ru/blog/kak-proverit-tormoza-avtomobila-samostojatelno-osmatrivajem-kolodki-diski-barabany-407.html