Устройство ГБО на автомобиле: в чем смысл установки?
Устройство ГБО и принцип работы системы требуют детального изучения. Конструктивно в состав оборудования входит газовый баллон, заправочное устройство, мульти-клапан, газовые форсунки и редуктор. Сюда же стоит добавить блок управления, переключатель на газ / бензин, газовый фильтр и датчик температуры / разряжения. Ниже рассмотрим устройство и принцип работы ГБО, поговорим об основных поколениях оборудования и их особенностях. Эти знания помогут в выборе системы и дальнейшем обслуживании оборудования.
Конструкция ГБО
Установка газобаллонного оборудования позволяет перейти на газ и сэкономить на горючем. Но перед выполнением работ необходимо разобраться с устройством ГБО автомобиля, его конструктивными особенностями и принципом функционирования.
В конструкцию входит:
- Газовый баллон. Имеет разную форму (цилиндр, тороид), предназначен для хранения газа под давлением. Заполняется на 80% от полной емкости. Изготавливаются из алюминия, легированной / обычной стали, композитных материалов.
- Заправочное устройство. Предусмотрено для заполнения автомобиля газовым топливом.
- Мультиклапан. Представляет собой конструкцию из группы датчиков / клапанов. В состав входит расходный / заправочный / скоростной клапан, а также датчик уровня топлива. Это устройство газобаллонного оборудования автомобиля находится на горловине емкости.
- Газовые форсунки. Обеспечивают подачу подготовленного горючего в камеру сгорания.
- Редуктор. Устройство бывает двух видов. Испаритель подогревает топливо и обеспечивает его испарение, а газовый снижает давление при его передаче из баллона.
- Блок управления. Обязательно входит в устройство системы питания газобаллонного автомобиля, принимает сигналы и дает команды на другое оборудование. Программируется с помощью компьютера, позволяет менять настройки форсунок для более точной работы.
- Переключатель горючего. Аппаратура устанавливается в салоне транспортного средства и позволяет водителю переключать режим с ГБО на бензин. Предусмотрена подсветка и индикатор, отображающий, сколько в салоне осталось газовой смеси.
- Фильтр. В схему газобаллонного оборудования автомобиля обязательно входит фильтрующий элемент, очищающий поступающей газ от примесей. В зависимости от вида оборудования требования к качеству фильтра и точности очистки могут отличаться.
- Датчик температуры. Предназначен для измерения температуры в редукторе и передачи данных в блок управления. Также он обеспечивает точный переход между бензином и системой ГБО. Перевод осуществляется только при достижении определенной температуры (устанавливается с помощью программы).
В устройство ГБО 4 и других поколений могут также входит вентиляционная камера, которая находится в горловине баллона, дозатор (смеситель) и другие элементы.
Принцип работы
Отдельное внимание заслуживает не только устройство, но и схема работы ГБО на авто. Установленный в задней части автомобиля баллон заправляется пропан-бутаном. Не будем подробно останавливаться здесь на теме, какое топливо используется для газобаллонного оборудования. Но если давление соответствует атмосферному уровню, горючее переходит в газообразное состояние, а в ином случае оно преобразуется в жидкость. Давление внутри баллона составляет от 2 до 16 бар.
Зная устройство системы питания газобаллонного оборудования для двигателя, можно понять принцип работы. Алгоритм такой:
- Пары газа под давлением подаются по трубопроводу через мультиклапан.
- Смесь проходит через фильтр, что позволяет очистить топливо от посторонних примесей. Здесь же имеется газовый клапан, который предотвращает подачу газа к двигателю с ГБО после отключения мотора.
- Состав направляется в редуктор, где давление снижается до одной атмосферы. Это приводит к испарению жидкости. Во время выполнения такой работы происходит охлаждение редуктора. Для этого он соединяется с охладительной системой мотора.
- Парообразный газ подается в цилиндры двигателя. В отличие от бензина, для подачи газового топлива не нужен бензонасос, ведь весь процесс проходит в автономном режиме. Благодаря такой особенности, работа и устройство газобаллонной установки на сжиженном газе существенно упрощается.
С помощью переключателя внутри автомобиля можно менять вид топлива с газа на бензин и наоборот. После отключения зажигания переключатель становится в нейтральную позицию.
Рассмотренный выше принцип характерен для ГБО 1-го и 2-го поколений. В более современных устройствах топливо проходит через два фильтра к форсункам, которые принимают решение об объеме подаваемого топлива (на базе информации от блока управления). Для принятия решения принимается во внимание информация, полученная от нескольких датчиков.
Кстати, если вы решили установить такой тип оборудования, обязательно взвесьте все за и против и ознакомьтесь, как ГБО влияет на автомобиль. Возможно это повлияет на ваш выбор.
Виды и различия между ними
Сегодня существует шесть принципиальных схем и устройств газобаллонных установок на сжатом газе — с первого по шестое поколение. Кратко рассмотрим их особенности:
- I поколение. Устройство ГБО 1 поколения подразумевает подачу газа после разрежения в коллекторе. Система ГБО предусмотрена для карбюраторных двигателей. При пуске мотора в коллекторном узле создается разрежения, после чего срабатывает мембрана на редукторе. Со временем появились электромагнитные клапаны.
- II поколение. Устройство ГБО 2 поколения изменилось в лучшую сторону. В конструкцию был добавлен газовый смеситель, установленный под коллектором впуска. Используются редукторы / дозатор, которые управляются за счет подачи сигналов от разных датчиков.
- III поколение. Для подачи горючего в цилиндры используются механические форсунки. Смесь формируется за счет параметров датчика давления газа. Появилась система индивидуальной подачи газа в цилиндр.
- IV поколение. Наиболее популярный сегодня вариант. Газ подается последовательно / параллельно с помощью форсунок электромагнитного типа. Работа последних регулируется блоком управления. Для принятия решения во внимание принимаются данные с датчиков. Также при управлении учитываются команды с ЭБУ машины. Не стоит забывать о поколении IV+, где бензиновые / газовые форсунки могут работать одновременно с распределением в 20 / 80 процентов соответственно.
- V поколение. Газ в таком ГБО подается в виде жидкости. Дополнительно ставится газовый насос, обеспечивающий циркуляцию горючего. Пропала необходимость охлаждения редуктора, появилась возможность запускать двигатель на газу в мороз.
- VI поколение ГБО. Подходит не для всех двигателей, а лишь для тех, где в инжекторе предусмотрен насос высокого давления. Иными словами, предусмотрен прямой впрыск.
Теперь вы знаете, как устроено ГБО на автомобиле, его принцип действия и основные виды. В большинстве случаев предпочтение отдается четвертому поколению. В комментариях поделитесь, какое оборудование лучше установить по вашему мнению, и почему.
https://avtodigitals.ru/ustrojstvo-gbo/