Установка ГБО на автомобиль: что выбрать — пропан или метан
Установка ГБО на автомобиль: что выбрать — пропан или метан
Выгода от установки газобаллонного оборудования в 2021 году стала не так очевидна, как раньше. Цены на газовое топливо выросли, с сертификация оборудования в ГИБДД стала сложнее. Однако власти расширяют инфраструктуру заправок, а производители начинают предлагать все больше моделей с заводским ГБО, так что перспективы все еще выглядят неплохо. Разберем, какое оборудование использовать и какой газ выбрать.
Типы газобаллонного оборудования
Есть два типа ГБО:
- В установках первого типа в качестве топлива используется пропан (точнее, пропанобутановая смесь, которая является продуктом переработки нефти).
- Во втором типе оборудования горючим является метан – очищенный природный газ.
Исходя из этого, само оборудование несколько различается по своей конструкции и имеет свои плюсы и минусы, а также различную стоимость.
Рассмотрим, чем, с точки зрения автомобилиста, отличается метан от пропана.
Оборудование на пропане
Такое оборудование является самым распространённым. Оно технически проще и дешевле, поэтому более популярно среди водителей.
Баллоны
Пропан в сжиженном виде заправляется в установленный на авто баллон. По аналогии с бензином, при заправке его объём считают в литрах. Смесь находится под давлением 5-15 атмосфер. Пропановые баллоны обычно имеют толщину стенок примерно 5 мм и массу 20-30 кг. Объём баллона может разниться. На легковых автомобилях часто используются 80-литровые, хотя некоторые автовладельцы предпочитают более компактные баллоны. Понятно, что в этом случае заправлять газ потребуется чаще, но зато свободного места в багажнике остаётся больше. Есть даже баллоны, которые закрепляются на место штатного запасного колеса (правда, непонятно, куда в этом случае класть саму «запаску») или снизу машины.
Газовый баллон в автомобиле вместо запаски
Безопасность
Очевидно, что пропан менее безопасен, чем бензин. В целом при ДТП взрыв пропанового баллона более вероятен, чем взрыв бензобака.
Если возникнут проблемы с оборудованием и начнётся утечка газа, то водитель почувствует сильный запах, сможет перекрыть вентиль («рубильник») на баллоне, перейти на бензин и спокойно доехать до сервиса по ремонту ГБО. Однако если утечка в достаточном количестве произойдёт в гараже, то в воздухе может возникнуть опасная концентрация газа. В этом случае взрыв может произойти, если водитель зайдёт в гараж с зажжённой сигаретой или включит там свет раньше, чем почувствует запах газа. Следует иметь в виду, что пропанобутновая смесь тяжелее воздуха и, следовательно, собирается в углублениях и ямах. На современных системах вентиль при утечке перекрывается автоматически, что повышает их безопасность. Это – ещё один повод не экономить.
Необходимо отметить, что газобалонное оборудование нуждается в периодических проверках и обслуживании. Игнорировать такие требования нельзя.
Влияние на автомобиль
Пропановая смесь более «чистая», чем бензин (соответственно, она оставляет меньше нагара). Однако необходимо иметь в виду, что температура её сгорания – выше. Инженеры проектируют двигатели для работы на строго определённом виде топлива, и любое изменение может привести к уменьшению ресурса некоторых деталей. Пропан обладает более высоким октановым числом, чем бензин, и сгорает медленнее. Однако двигатель, опять же, рассчитан на горючее с конкретным октановым числом, и его повышение нежелательно. В частности, от более высокой температуры сгорания могут страдать, в первую очередь, клапаны цилиндров. Также повышенная нагрузка приходится на систему выпуска.
При использовании пропана мощность двигателя снижается примерно на 5-10%, что довольно много. На динамику также немного влияет увеличенная за счёт установки оборудования масса автомобиля.
Классический баллон занимает место в багажнике и, если часто перевозить много вещей, это создаст определённые неудобства. Однако, существуют баллоны, которые ставятся под машину (снизу багажника) и лишены этого недостатка.
Расход газа, стоимость, запас хода
С пропановыми заправками проблем нет. На территории РФ они распространены повсеместно. Продаётся пропан и на некоторых бензиновых АЗС.
Расход пропана на 10-35% выше, чем бензина (при прочих равных факторах). На практике он может быть ещё несколько больше: из-за уменьшения мощности двигателя (5-10%) придётся поддерживать при езде в том же ритме более высокие обороты, что приведёт к увеличению расхода газа. При среднем расходе 10 л газа на 100 км пути, 40-литрового баллона хватит для того, чтобы проехать приблизительно 400 км.
Стоимость литра пропана, несмотря на рост цен, все еще меньше стоимости литра 92-го бензина – примерно в 1,3 раза.
Цена качественной современной пропановой установки для автомобиля – от 30 000 рублей и выше, в зависимости от производителя и качества исполнения. Экономить здесь не следует, ведь более дешёвое оборудование может сильнее снижать мощность двигателя или, скажем, не иметь автоматического клапана перекрытия подачи газа.
Читать статью Вся правда о поколениях ГБО от 1 до 6
Окупаемость пропана
Расчёт окупаемости пропана подробно рассмотрен в данной статье: «Через сколько окупится газовая установка: стоит ли ставить газ на авто». Там приведена формула, по которой можно рассчитать, через какое время окупится пропан в каждом конкретном случае.
Оборудование на метане
Метан – это природный газ, более экологически чистый, чем пропан. Однако его использование в автомобилях сопряжено с некоторыми сложностями. ГБО для метана имеет свои особенности.
Баллоны
Метан используется в машинах в сжатом (а не жидком) виде. Поэтому он находится в баллоне под большим (до 250 атмосфер) давлением. Следовательно, баллон для метана отличается очень толстыми стенками и большим (до 120 кг) весом, поэтому ГБО на метане чаще всего используют на грузовых автомобилях. Из-за толстого корпуса метановый баллон вмещает в себя намного меньше газа, чем пропановый такого же размера.
При заправке метан исчисляют кубометрами (при определённом давлении).
Безопасность
В целом, метан в авто несколько более безопасен, чем пропан.
Во-первых, за счёт высокого давления баллон для метана – очень прочный, и пробить его в аварии сложнее.
Во-вторых, метан легче воздуха. Поэтому при утечке он сразу поднимается вверх, и это снижает риск взрыва. Однако, если утечка произошла в гараже (особенно, если вентиляция в нём отсутствует), то риск даже больше, чем в случае с пропаном: метан скапливается сверху, где обычно больше вероятность контакта с лампами освещения или зажжённой сигаретой.
Любое ГБО нуждается в регулярных проверках и техобслуживании, игнорировать которые нельзя.
Размещение ГБО под днищем автомобиля
Влияние на автомобиль
Всё, сказанное о пропане, относится также и к метану. Снижается количество нагара в двигателе, однако, за счёт более высокой (по сравнению с бензином) температуры горения и более низкой его скорости, могут пострадать, например, клапаны или выпускной тракт.
Мощность двигателя теряется ещё сильнее, потери могут составлять до 20%.
Баллон для метана и тяжелее пропанового (что сказывается на динамике), и занимает намного больше места в багажнике, при этом запас хода в данном случае меньше.
Следует иметь в виду, что метан (в отличие от пропана) можно установить на авто с дизельным двигателем.
Расход газа, стоимость, запас хода
Прежде всего, следует иметь в виду, что метановых АЗС в России мало (в 10 раз меньше, чем пропановых).
Многотопливная газовая заправка на М-11
Средний (для легкового автомобиля) расход метана в кубометрах на 0-10% меньше, чем расход бензина в литрах (при прочих равных условиях). Так, если машина, в среднем, расходует 11 л бензина на 100 км, то затраты метана получатся 10-11 кубометров на 100 км. На практике из-за потери мощности водителю, скорее всего, придётся поддерживать более высокие обороты двигателя для езды в том же ритме. Это приведёт к некоторому увеличению расхода. Немного увеличит расход и изменение массы автомобиля после установки газового оборудования.
При этом баллон объёмом 100 л вмещает 22-23 кубических метров сжатого метана. Следовательно, запас хода составит лишь 200-230 километров. И здесь речь о 100-литровом баллоне, а это большой размер. Учитывая небольшое количество метановых заправок, запас хода на метане представляет собой серьёзную проблему.
Стоимость одного кубометра метана – около 20 рублей, и она достаточно стабильна. Учитывая цену и расход, экономия, по сравнению с бензином, может составить почти 50%.
Метановые установки – довольно дороги. Ориентировочная стоимость – 80 000 рублей.
Окупаемость метана
Для расчёта окупаемости воспользуемся следующими усреднёнными данными:
- стоимость установки – 80 000 рублей;
- стоимость литра бензина – 45 рублей;
- стоимость кубометра метана – 25 рублей;
- средний расход бензина – 11 л на 100 км пути;
- средний расход пропана – 10,5 кубометров на 100 км пути.
На каждые 100 км пробега затраты на бензин составят 495 рублей, а затраты на метан – 262,5 рубля. Выгода составит 232,5 руб. на 100 км пути, или примерно 2 руб. 33 коп. на каждый километр. Таким образом, пропан начнёт окупаться на пробеге около 34 300 км. Несмотря на более высокую экономию при езде, за счёт цены газового оборудования срок окупаемости метана получается выше, чем у пропана.
Заводские автомобили на метане
В настоящее время некоторые российские автопроизводители планируют выпуск серийных автомобилей на метане. В частности, готов к выпуску «метановый» UAZ Patriot, возможно появление «метановой» версии Lada Largus. Инженеры не скрывают, что мощность двигателя всё равно будет заметно меньшей, чем у аналогичных бензиновых авто. Например, в случае с «Патриотом» она уменьшиться с изначально небольших 150 л.с. до 128. Расчётная экономия на топливе составит 1 руб. 65 коп. на каждый километр пути. При этом такой «Патриот» будет дороже бензинового, как минимум, на 20%.
Итоги и выводы
Итак, что лучше – метан или пропан? Для решения этого вопроса следует учитывать следующее.
- более дешёвое оборудование;
- мощность двигателя страдает меньше;
- гораздо более развитая сеть АЗС;
- более компактные и лёгкие баллоны для газа;
- заметно больший запас хода при баллоне того же размера.
- большая безопасность;
- заметно меньшая стоимость одного километра пути;
- возможность установки на автомобиль с дизельным двигателем.
Читать статью Всё про газовое оборудование на авто (ГБО)
Какое ГБО лучше поставить на авто, чтобы не угробить машину?
Автовладельцы часто теряются в отношении ГБО — какое лучше поставить на автомобиль? Определитесь с видом топлива, какое будете использовать (метан или пропан), выберите поколение (от второго до шестого) и производителем: Lovato, Prins, Stag и другие. Ниже приведем ТОП лучших компаний, а также выделим рекомендации по выбору подходящей аппаратуры.
Рейтинг производитель
Для начала выделим самые лучшие фирмы ГБО на авто, которые достойны внимания и выдают качественное оборудование. К наиболее популярным стоит отнести следующие компании.
Lovato
Компания Lovato — итальянский бренд, зарекомендовавший себя на рынке и пользующийся спросом у отечественных автовладельцев. Аппаратура производителя сделана с учетом европейских стандартов. Оборудование часто выбирают таксисты, которые наезжают ежегодно от 20 до 40 тысяч километров. Они считают, что это лучшее ГБО на авто с позиции надежности и неприхотливости.
- Алюминиевый блок управления, защищенный от влаги и негативного влияния погодных условий.
- Ресурс до 500 000 км пробега.
- Гарантия три года и дополнительный гарантийный период. Учтите, что речь идет именно о гарантии на оборудование, и он никак не влияет на гарантию на автомобиль.
- Нет подделок на рынке.
- Все элементы изготовлены в Италии.
- Высокая стоимость заставляет автовладельцев купить и поставить на авто более дешевые варианты. И даже госпрограмма по субсидированию тут не поможет.
- Невозможность установки на бензиновые моторы.
Lovato занимает лидирующие позиции во многих рейтингах лучших ГБО на автомобиль в 2021 году. Это обусловлено универсальностью, неприхотливостью оборудования и оптимальным соотношением цена-качество.
PRINS
Принс — производитель с 25-летним опытом работы и считающийся одним из первопроходцев в вопросах газобаллонного оборудования. Выделяется высоким качеством, постоянной модернизацией аппаратуры и возможностью установки на двигатели с объемом от 0,7 до 6 л. Применяется на авто, выпущенных после 2007 года и не предназначены для машин редких модификаций.
- большой опыт работы на рынке;
- высокое качество;
- эксклюзивная система впрыска;
- сложность настроек;
- легко поставить;
- возможность работы только на газе, в том числе при осуществлении пуска.
- высокая цена;
- ориентация на дорогие машины.
Оборудование входит в 10 лучших ГБО на авто, но из-за высокой цены автовладельцы не всегда решаются его поставить.
STAG
Польский производитель, вышедший на рынок в 80-х годах прошлого столетия, и входит в пятерку лучших систем, которые стоит поставить на авто. Компания выпускает ГБО и комплектующие к своему оборудованию. Продает устройства для 4-х, 6-ти и 8-цилиндровых двигателей. В ГБО 4 поколения входят элементы производства Италии, а именно редуктор, мультиклапан и форсунки. Не удивительно, что продукция компании входит в рейтинг лучшего ГБО на авто на начало 2021 года.
- доступность ПО и его простота, русскоязычный интерфейс;
- возможность самостоятельной регулировки газового оборудования;
- приемлемая цена;
- качество и большой ресурс.
- подходит не для всех моделей авто;
- имеет сравнительно небольшую гарантию.
Atiker
При рассмотрении производителей ГБО для автомобилей стоит выделить продукцию турецкой компании. Имеет представительства во многих странах, в том числе в РФ. Газобаллонное оборудование разработчика соответствует высоким европейским стандартам качества и имеют сертификат ECE R 67-01. Продукция проходит обязательную сертификацию и испытания на безопасность.
При выборе какое лучше установить ГБО на авто, стоит знать плюсы и минусы продукции бренда.
- доступность;
- оптимальное соотношение цена-качество;
- высокая степень безопасности;
- простота обслуживания, легко поставить;
- низкая стоимость комплектов.
- низкий ресурс аппаратуры;
- быстрый износ резиновых изделий.
BRC
При выборе, какое ГБО выбрать на автомобиль, многие рекомендуют продукцию итальянского бренда BRC. Производитель гарантирует высокое качество продукции, поэтому дает большую гарантию — до 300 000 км. Для машин с прямым впрыском можно поставить специальное ГБО 4 поколения.
- итальянское качество;
- все комплектующие делаются на одном заводе;
- высокая скорость работы форсунок;
- умное ПО, позволяющее быстро настраивать и диагностировать оборудование.
- высокая цена;
- плохая дилерская сеть в РФ.
При рассмотрении вариантов ГБО, а именно какой фирмы лучше ставить на авто, стоит выделить еще несколько известных компаний:
- OMLV (Италия);
- Digitronic (Россия);
- Alpha (Россия) и другие.
Как выбрать
Чтобы определиться, какое ГБО лучше поставить на автомобиль, необходимо ориентироваться не только на производителя, но и на другие моменты. Выделим основные критерии:
- Газ. На выбор доступно два варианта — метан или пропан / бутан. Первый позволяет сэкономить больше денег и получить большую мощность от двигателя. Минус в том, что для метана нужны более тяжелые баллоны, которые стоят дороже. Кроме того, количество заправок пока ограничено.
- Поколение. На большинство авто можно поставить газобаллонную аппаратуру 4 поколения. Пятое и шестое применяется для машин с прямым впрыском.
- Тип баллона. На машину можно поставить тороидальный или стандартный (цилиндрический) баллон. Здесь нужно ориентироваться на модель транспортного средства и необходимость сохранения места.
В завершении выберите автосервис, чтобы поставить аппаратуру на авто. Уточните, сколько работает сервис, почитайте отзывы, уточните действующую цену. Помните, что раз в 10-15 тысяч километров придется ездить на ТО, поэтому желательно выбирать варианты поближе.
Читать статью Демонтаж ГБО: цена и как снять газовый баллон с машины
Теперь вы знаете, как выбрать ГБО на автомобиль, и каким критериям уделить внимание. Что касается производителя оборудования, рынок предлагает большой выбор вариантов. При наличии необходимой суммы лучше поставить итальянскую аппаратуру. Более дешевым считается газобаллонное оборудование производства Турции, Польши и России.
В комментариях поделитесь, какое ГБО лучше поставить на авто, и объясните свою позицию.
Какое газовое оборудование лучше поставить
Как правило, в связи с высокими ценами на бензин, все больше и больше автовладельцев задумываются о том, чтобы перейти на газ, устанавливая соответствующее оборудование. Но при этом далеко не всем известно, какое ГБО лучше поставить, тем более что сегодня ассортимент представлен довольно широко.
Конечно, каждый производитель предлагает свою продукцию, разъясняя, почему потребители должны выбрать именно ее. Но чтобы сделать правильный выбор, нужно детально изучить этот вопрос, ознакомиться со всеми факторами и аспектами.
Как правильно и грамотно выбрать газовое оборудование на автомобиль? Полезно знать
Первым делом нужно понимать: прежде чем решить установить ГБО, в обязательном порядке следует учитывать вид топлива, который вы желаете использовать, так как это немаловажная деталь. Например, особой популярностью пользуется сниженная пропан-бутановая смесь, приобрести ее можно с особой легкостью, причем на каждой второй заправке.
Читайте в этой статье, что лучше — метан или пропан.
Но здесь важно учесть, что метан действительно может похвастаться высокой температурой сгорания, он обеспечивает и высокую мощность мотора, но не стоит забывать о некоторых недостатках. Например, это отсутствие смазывающих свойств, которые и приводят к износу цилиндропоршневой группы, высокая взрывоопасность, а это станет принуждать водителя применять различные меры предосторожности, и т. д.
Поэтому, чтобы понять, какое газовое оборудование лучше поставить на свое транспортное средство, необходимо детально изучить подобные факторы.
Внимание: Учтите, что опытные специалисты всегда советуют устанавливать на легковой автомобиль исключительно пропановое оборудование. Оно отличается тем, что в действительности не способно оказать негативного эффекта на ресурс мотора, более того не требует отказа от свободного пространства в багажнике, что немаловажно.
В тот момент, когда вы будете решать, какое газовое оборудование лучше установить, внимательно изучайте и отзывы автомобилистов, их можно отыскать в сети Интернет.
Стандарты, поколения газового оборудования
Нужно понимать, выясняя, какое газовое оборудование лучше поставить на иномарку, обязательно нужно учесть и стандарт, так как это не менее важный фактор оборудования. Например, если это ГБО первого поколения, то здесь следует учесть, что оно выпускается только для карбюраторных моторов, которые отличаются низкой мощностью, соответственно, иномарки в эту категорию не попадают, а значит, от такого варианта придется отказаться.
Вам будет интересно >> Высотные монтажные работы
Второе поколение оборудования отличается тем, что может похвастаться простым электронным управлением, в результате чего можно устанавливать его на впрысковые двигатели. Что касается дополнительных форсунок, то их здесь вовсе нет, они отсутствуют, а вот подача топлива станет осуществляться исключительно через электромагнитный клапан.
Третье поколение принято считать универсальным вариантом, а это значит, что оно идеально подойдет для того или иного инженерного транспортного средства. Так что теперь вы знаете, какое ГБО выбрать для иномарки.
При этом нужно отметить, что подобное оборудование не имеет форсунок, но отличается тем, что имитирует их работу, благодаря специальному электронному блоку. Выделяя основной плюс ГБО данного типа, стоит сказать о дешевизне, но есть и минус, например, нестабильная работа, ну и, конечно же, повышенный расход топлива.
Поэтому, когда вы станете решать, какое ГБО выбрать на автомобиль, то желательно внимательно изучить все варианты, все тщательным образом проанализировать и «взвесить», принимая разумное, грамотное решение.
Четвертое поколение ГБО, как правило, считается высококачественным, и оно может похвастаться такими плюсами, как большая продолжительность эксплуатации, незначительный расход топлива и т. д. Такое устройство однозначно станет уступать пятому, так как у него одноточечный впрыск заменен распределенным.
Рейтинги производителей. Особенности выбора
Начиная задумываться о том, какой редуктор ГБО 2 поколения лучше, или желая отыскать лучшее газовое оборудование, всегда нужно изучать тщательным образом продукцию современных производителей.
Помните, что выбрать ГБО вполне возможно, если изучить рейтинги компаний, которые и производят такое оборудование. Например, Италия занимает лидирующие позиции, всегда можно отдать предпочтение и оборудованию из Польши, оно отличается высоким качеством, долгим сроком службы. Это может быть и ГБО из России, такой вариант идеально подходит соотечественникам.
Нужно понимать, ГБО какой фирмы лучше поставить, чтобы агрегат служил долгие годы, а владелец транспортного средства был избавлен от тех или иных неприятностей, с которыми, порой, приходится сталкиваться на практике.
Важная информация
В момент выбора газобаллонного оборудования всегда можно приобрести и комплект из устройств, которые будут выпущены одним производителем. Например, как показывает статистика, в действительности хорошей считается голландская фирма «Prins». Ведь подобные наборы можно считать наиболее качественными. Несмотря на то, что обходятся они недешево, все же, приобрести их стоит обязательно.
Вам будет интересно >> Принтер чеков: как выбрать
Причем всегда есть смысл осуществить установку подобного оборудования на транспортных средствах премиум-сегмента. Кроме того, при желании, можно приобрести и универсальные системы, они состоят из компонентов от тех или иных производителей.
Конечно, это обойдется дешевле, но здесь потребуется грамотным образом настроить устройства, обеспечивая их надежную, эффективную, а самое главное – безопасную работу.
О плюсах и минусах установки ГБО на авто вы можете прочитать по ссылке.
Заключение
Только когда все эти пункты и критерии будут соблюдены, можно подобрать такое газовое оборудование, которое станет отличаться высоким качеством, безопасностью, долгим сроком службы.
https://motor-teh.ru/gbo/ustanovka-gbo-na-avtomobil-chto-vybrat-propan-ili-metan/