Какой принцип установки ГБО на карбюратор?
В связи с отсутствием стандартов и четко обозначенных разделений по определенным поколениям газобаллонного оборудования на пост советском пространстве будем придерживаться общепринятых установщиками разделений на поколения ГБО, которые чуть отличаются от общеевропейских.
В рамках текущей статьи мы рассмотрим составляющие элементы, принцип работы, достоинства и недостатки ГБО 1 поколения на карбюраторе.
Гбо 1 поколения, элементы, принцип работы
Комплектующие
Первое поколение ГБО (первое по европейским стандартам) – поколение с минимумом электроники. В состав 1 поколения ГБО входит:
- вакуумный тип редуктора,
- кнопка выбора вида топлива,
- механический дозатор,
- смеситель,
- магистрали (заправочная и расходная),
- мультиклапан,
- заправочный клапан,
- газовый электромагнитный клапан,
- бензиновый электромагнитный клапан,
- газовый баллон.
Как работает
Принцип работы ГБО 1 поколения такой:
- Пропан-бутановая смесь, находящаяся в баллоне под давлением в 1.6 МПа, через мультиклапан и расходную магистраль попадает к электро клапану газа.
- При переключении тумблера водителем в положение «ГАЗ» электро клапан открывается и пропускает сжиженную пропан-бутановую смесь в редуктор-испаритель.
- В редукторе смесь подогревается, с помощью подключенной к нему магистрали с охлаждающей жидкостью двигателя внутреннего сгорания, испаряется и подается к мембране редуктора.
- В зависимости от режима работы двигателя (созданного им разрежения) регулируется подача газа через калибровочное отверстие в редукторе на механический дозатор.
- После этого газ попадает на смеситель и соответственно в сам двигатель внутреннего сгорания автомобиля.
Подача газа при работе двигателя контролируется по наличию вакуума создаваемого двигателем при работе. В ГБО 1 поколения для пуска двигателя автомобиля на газе служит пусковая катушка, которая на некоторое время открывает запорный элемент в разгрузочной камере из редуктора в дозатор обеспечивая пусковую порцию газа (управляется отдельным тумблером на переключателе выбора топлива).
Далее, уже при работе двигателя внутреннего сгорания, за счет создаваемого им разрежения запорным элементом управляет мембрана. Двигатель работает, соответственно есть разрежение и подача газа присутствует. В противном случае разрежения нет, значит двигатель не работает подача перекрыта.
Гбо 1 на карбюраторе
Основной алгоритм работы ГБО 1 поколения на карбюраторном автомобиле такой:
- Кнопка-переключатель находится в положении «Бензин» при этом на кнопке светится соответствующий индикатор.
- Бензин от бензонасоса, через открытый бензиновый электро клапан, поступает в поплавковую камеру карбюратора.
- Электро клапан газа закрыт.
- Автомобиль заводится в привычном для него, так сказать, штатном режиме на родном топливе.
- По мере прогрева двигателя (обычно при достижении охлаждающей жидкостью температуры в 40 градусов Цельсия), водитель переводит переключатель топлива в нейтральное положение при котором оба электро клапана (бензиновый и газовый) закрыты.
- В это время двигатель вырабатывает остатки бензина в поплавковой камере. Далее когда только двигатель выработает все топливо из поплавковой камеры и попытается заглохнуть водитель переводит переключатель вида топлива в положение «ГАЗ» и двигатель начинает работать на пропан-бутане.
Для этого водитель переводит переключатель вида топлива в положение «ГАЗ» одновременно с этим нажимает на тумблер управления пусковой катушкой и включает зажигание и стартер.
Стоит отметить, что попытка завести авто на газу приводит к ускоренному износу деталей редуктора-испарителя, в частности резиновой мембраны, которая соприкасается с охлаждающей жидкостью.
Читайте также: Какие существуют поколения ГБО?
Достоинства и недостатки первого поколения
Достоинствами первого поколения ГБО являются:
- простота конструкции,
- относительная дешевизна оборудования,
- минимум электроники.
Недостатки ГБО 1 поколения:
- не возможность автоматического перехода с бензина на газ, и наоборот,
- возникновение провалов в работе двигателя при некоторых режимах его работы,
- потеря мощности и динамики автомобиля в некоторых режимах работы двигателя,
- «запоздалая» реакция на педаль акселератора.
Особенности работы ГБО 1 поколения — «старичок» в мире газовых установок
Первое поколение газобаллонного оборудования разрабатывалось с целью эксплуатации на карбюраторных и инжекторных двигателях без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда. Настройка системы осуществляется механическим способом.
В этой статье будут рассмотрены все особенности газовых установок такого типа, их преимущества и недостатки, а также ключевые компоненты и принцип работы этого оборудования. Также вы узнаете, встречается ли ещё первая версия ГБО в наше время, когда уже есть данные о 5-м и даже 6-м поколениях установок.
Газобалонное оборудование 1-го поколения отличается минимальным количеством электронных деталей, поэтому разобраться в нём легко даже новичку.
Комплектация ГБО-1 включает в себя:
- вакуумный редуктор-испаритель;
- управляющий контролер (кнопка) для переключения между видами топлива «газ/бензин»;
- смеситель (миксер);
- механический дозатор количества газа;
- трубопровод высокого давления;
- баллон;
- мультиклапан;
- выносное заправочное устройство (ВЗУ);
- газовый электромагнитный клапан;
- бензиновый электромагнитный клапан.
Больше информации об отличиях между разными версиями газового оборудования читайте в специальном разделе сайта — поколения ГБО.
Принцип работы на карбюраторе
Оборудование работает следующим образом:
- Газ под давлением около 15-17 Кгс/см2 по трубопроводу подаётся из баллона к редуктору-испарителю. В нём происходит снижение давления газа до требуемого и переход газа в газообразное состояние (в баллоне он находится в жидком состоянии).
- Также в редукторе газ нагревается (к нему подключены шланги подачи охлаждающей жидкости) до температуры около 40-50°С. В вакуумном редукторе газ подаётся после открытия диафрагмы в результате появления вакуума во впускном коллекторе. Обычно редукторы оснащены двумя винтами для регулировки чувствительности и холостого хода.
- После редуктора газ подаётся во впускной тракт ДВС. Отличие ГБО 1 и 2 поколения заключается в том, что после редуктора установлен механический дозатор порции газа (в оборудовании 3-го поколения вместо него используется электронный регулятор количества газа). После этого газ попадает в двигатель через миксер.
- Для переключения между двумя видами топлива используется специальная кнопка, которую монтируют в салоне автомобиля. Для автомобилей с карбюраторными моторами применяется кнопка с режимами «Бензин», «Газ» и «0». В комплектах для инжекторных ДВС используются кнопки, в которых вместо позиции «0» доступен режим «Полуавтомат».
- Если газовая установка 1 поколения монтируется на автомобиль с карбюраторным мотором, в бензиновую трубку перед карбюратором устанавливается клапан. При выборе режима «Газ» происходит перекрытие подачи этого вида топлива. Бензонасос продолжает работать, но топливо идёт в обход карбюратора. Катушка газового клапана постоянно подключена к 12В, он находится в открытом состоянии и обеспечивает подачу газа в редуктор-испаритель.
- При выборе режима «Бензин» клапан на бензиновой магистрали срабатывает и обеспечивает подачу бензина в карбюратор. В то же время газовый клапан отключает подачу газа. В режиме «0» происходит выработка остатков бензина в карбюраторе. При его включении ни газ, ни бензин в карбюратор не подаётся.
- В автомобилях с инжекторными и моноинжекторными ДВС режим «Газ» отвечает за деактивацию бензиновых топливных форсунок (топливный насос при этом продолжает работать). Газовый клапан при этом находится в открытом положении и обеспечивает подачу газа. Режим «Бензин» включает бензиновые форсунки и отключает газовый клапан.
Читайте также: Какой принцип работы ГБО 1 поколения?
Подача газового топлива регулируется в зависимости от наличия разрежения, которое создается во время работы ДВС. Запуск двигателя на газовом топливе возможен благодаря пусковой катушке.
Она на определенное время открывает подачу небольшой порции газа, необходимой для старта двигателя (управление этой функцией осуществляется специальным тумблером в салоне).
После запуска мотора создается вакуум, благодаря которому мембрана редуктора осуществляет управление запорным элементом в его разгрузочной камере. Пока есть вакуум, газ подаётся. Как только разрежение исчезает из-за остановки двигателя, подача топлива прекращается.
Преимущества и недостатки
К положительным свойствам газового оборудования 1 поколения относят:
- простота конструкции;
- сравнительно дешевые компоненты;
- небольшое количество электронных составляющих;
- возможность установки своими силами;
- возможность применения на простейших инжекторных ДВС.
Недостатками газовой установки 1 поколения считают:
- отсутствие возможности автоматического переключения между газом и бензином;
- провалы в работе ДВС в отдельных случаях;
- снижение мощности и скоростных характеристик автомобиля;
- несоответствие нынешним требованиям безопасности.
Газ 1 поколения больше не продаётся, так как эта установка является устаревшей. Сегодня более активно используется газовое оборудование 2 поколения, при разработке которого учли основные недостатки и общую компоновку системы. Также стоит обратить внимание на ГБО 4 поколения, которыми в большинстве случаев оснащаются автомобили с инжекторными двигателями.
Гбо 1-го поколения на автомобиле с карбюратором
Одним из самых популярных способов экономии на топливе остаётся перевод авто на газ. ГБО 1 поколения рассчитанное на карбюраторные автомобили, продолжает исправно трудиться на стареньких «Москвичах», «Жигулях» и «ЗИЛах».
Устройство оборудования
Монтажный комплект состоит из следующих элементов:
- топливная ёмкость (баллон) с вентиляционным коробом;
- многофункциональный клапан.(мультиклапан);
- топливопровод высокого давления;
- 2 электромагнитных клапана. Один на газ, второй, на бензопровод;
- редуктор ГБО 1 поколения (вакуумный);
- кран-дозатор, нужен для регулирования количества подаваемого газа;
- кнопка (переключатель) вида топлива;
- топливопровод низкого давления;
- устройство для смешивания газовоздушной топливной смеси (миксер).
Как работает газовое оборудование первого поколения
Принцип работы ГБО 1 достаточно прост и основывается на подаче топлива в камеру сгорания при помощи разницы давления, от бака до редуктора и далее до цилиндропоршневой группы.
Работает это следующим образом. Во время заправки сжиженный газ под давлением от 12 до 16 атм. через заправочный клапан по топливопроводу через многофункциональный клапан подаётся в топливный баллон. Заправка проходит под контролем мультиклапана до заполнения бака на 85% (для безопасности при расширении газа). Уровень заправки отображается на манометре клапана.
После прогрева ДВС на бензине до 40-60 град., водитель переводит тумблер в нейтральное положение, где электроклапан перекрывает подачу топлива, для выработки остатков бензина из карбюратора.
Затем кнопка переводится в положение работы мотора на газу. Открывается электромагнитный клапан пропановый и газ по трубке поступает через фильтр грубой очистки в редуктор, где происходит его испарение и понижение давления до 1,0, (0.8) Атм.
Читайте также: Как проверить мап сенсор ГБО?
При резком падении давления происходит охлаждение редуктора вплоть до потери работоспособности. Для того чтобы редуктор выполнял свою роль он обогревается при помощи охлаждающей жидкости двигателя.
Далее газовая смесь из-за разницы давления (разряжение) в цилиндре двигателя и топливной трубке, «засасывается» через дозатор, в карбюратор и смеситель, во время перемещения поршня к нижней «мёртвой» точке. Смешиваясь с воздухом, в смесителе получившаяся пропановоздушная топливная смесь попадает по коллектору через открытый впускной клапан в камеру сгорания.
Для запуска мотора сразу на газу в тёплую погоду, в устройство редуктора-испарителя (пример редуктор Ловато) входит специальный клапан для принудительной подачи порции газа, который управляется кратковременным нажатием кнопки ГБО из салона.
Какое оборудование лучше и что выбрать
Для карбюраторных автомобилей оборудование разработано ещё в 30–е годы прошлого столетия. Конечно, за это время произведено много доработок и усовершенствований, но принцип работы остался прежний. Эти установки и считаются первым поколением. Все последующие имеют более сложную конструкцию с электронными блоками управления.
ГБО 1 поколения на карбюратор самое оптимальное решение для тех, кто самостоятельно обслуживает и настраивает свою машину (на инжектор ставят поколения начиная со 2-го). Покупая оборудование, следует внимательно отнестись к выбору. Хорошую репутацию у автомобилистов заслужили производители из Италии представленные такими брендами как – Bigas (Бигас), LOVATO (ЛОВАТО) ОМVL (ОМВЛ) и др.
Особо следует обратить внимание на продукцию ЛОВАТО, эта компания более 50 лет занимается разработкой и производством газового оборудования для различного применения. Аттестовано более чем 50 странах мира. Цена на такое оборудование начинается от 8500 рублей. Стоимость зависит от комплектации.
Монтаж и настройка
Простота конструкции ГБО 1 поколения, позволяет устанавливать его своими руками. И многие у кого «руки выросли из нужного места» это вполне успешно делают. Установка и схема подключения заключается в монтаже газовой ёмкости, редуктора, газовых магистралей, смесителя, электропроводки с кнопкой.
Проблемы, даже если установка сделана очень качественно, возникают в процессе эксплуатации.
Дело в том, что инспектор ГИБДД в праве, приостановить эксплуатацию такого ТС. Установка ГБО считается изменением конструкции транспортного средства и должно быть надлежащим образом оформлено, т.е.
должна быть сделана соответствующая отметка в документах ТС. А отметка делается на основании документов, которые могут предоставить только организации имеющие лицензии и аттестованные на монтаж газового оборудования. И не имеет значение, какое поколение ГБО установлено.
А вот самостоятельная регулировка ГБО 1 поколения выполняется без какого-либо спец интрумента и навыков. Эту процедуру, владельцам карбюраторных машин, приходится делать очень часто своими руками. Поскольку и оборудование не совершенно и качество газа остается не очень высоким.
Настройка газобаллонного оборудования разных производителей отличается незначительно в зависимости от конструктивных особенностей. Основной задачей настройки является, поиск оптимального расхода газа на всех режимах работы двигателя и регулировка холостого хода.
https://propan-metan.ru/pokoleniya-gbo/kakoj-printsip-ustanovki-gbo-na-karbyurator.html