Как подключить ГБО 2 поколения?
Развитие бензиновых топливных систем двигателей привело к тому, что ГБО 1, которое замечательно подходило и работало на карбюраторных двигателях, для двигателей с впрыском топлива было использовать затруднительно. Это привело к возникновению ГБО 2 поколения.
ГБО 2 предназначалось для перевода на газовое топливо как карбюраторных так и двигателей с впрыском топлива (моно инжекторов и других инжекторных двигателей).
Описание и комплектация
Следует отметить, что по европейской классификации поколений наше ГБО 2 – это тоже первое поколение у европейцев.
В отличии от первого поколения в состав комплекта ГБО 2 входит электронный редуктор испаритель вместо вакуумного, а так же вместо обычной кнопки переключателя вида топлива появляется кнопка выбора топлива оснащенная электроникой.
Карбюратор
Комплект ГБО 2 поколения на карбюратор теперь выглядит следующим образом.
- Газовый баллон;
- заправочный клапан;
- мультиклапан;
- заправочная и расходная магистраль;
- фильтр грубой очистки (зачастую встроен в редуктор-испаритель);
- редуктор-испаритель (электронный);
- кнопка переключения вида топлива «Газ»-«Бензин»с проводкой. Соответственно для каждого типа двигателя (карбюраторный или инжектор) своя кнопка;
- механический дозатор (с одним или двумя винтами «жадности» для регулировки количества пропан-бутановой смеси, подаваемой в двигатель автомобиля);
- смеситель (для смешивания пропан-бутановой смеси с воздухом);
- бензинового электро клапана (который перекрывает подачу бензина в карбюратор при работе двигателя на газе).
Инжектор
ГБО 2 на инжектор имеет схожий с карбюратором комплект оборудования, за исключением нескольких изменений. В комплектации для инжекторного мотора в вышеизложенном перечне вместо бензинового электроклапана используется эмулятор работы форсунок и эмулятор лямбда-зонда.
При работе двигателя на газу, эмулятор форсунок сообщает бензиновому контроллеру о, якобы, работе бензиновых форсунок. Это помогает избежать появления сообщений об ошибках в работе «check engine».
Помимо эмуляторов ГБО 2 поколения на инжекторе устанавливают так называемую «хлопушку». Это анти хлопковый клапан предупреждающий разрушение впускного коллектора.
В отличии от алюминиевых карбюраторных версий, он зачастую выполнен из пластика. Клапан открывается при излишнем давлении во впускном коллекторе, а после нормализации давления опять закрывается. В основном он монтируется на корпусе воздушного фильтра.
Принцип работы
Принцип работы ГБО 2 поколения от принципа работы ГБО 1 кардинально не отличается.
- Сжиженная пропан-бутановая смесь, находящаяся в баллоне под давлением, через мультиклапан и расходную магистраль, подается к газовому электроклапану.
- Далее при переключении кнопки выбора топлива в положение газ, газовый электроклапан открывает подачу сжиженной газовой смеси в редуктор-испаритель, и далее, через дозатор и смеситель, в двигатель.
Отличие от ГБО 1 проявляется лишь в том, что использование кнопки выбора вида топлива, оснащенной электроникой, позволяет производить запуск автомобиля на газовом топливе без дополнительных манипуляций.
Если двигатель не заведется в течение определенного периода времени, электроника кнопки автоматом перекроет подачу газа к редуктору испарителю сигнализируя об этом светодиодами-индикаторами.
На физическом уровне это означает обесточивание электро клапана газа. Для последующего запуска нужно будет либо переключить вид топлива кнопкой на бензин, либо выключить и включить зажигание.
Поэтому в ГБО 2 кнопки переключатели выбора вида топлива для карбюраторных двигателей и инжекторных отличаются. (Например кнопка ГБО 2 фирмы Stag для карбюратора будет Stag2-G, а для инжектора Stag2-W).
Схема работы ГБО 2 поколения
В дальнейшем, при работе автомобиля на газу, кнопкой-переключателем вида топлива контролируются работа двигателя. Работа на газу основывается на импульсах, созданных системой зажигания, и при их отсутствии (отсутствие импульсов – означает отсутствие искры, двигатель не работает) снимается напряжение с электро клапана газа.
После снятия напряжения, запорным элементом перекрывается подача пропан-бутановой смеси. А индикаторы, на корпусе кнопке-переключателе вида топлива, сигнализируют свечением светодиодов-индикаторов о прекращении работы.
Время, на которое будет открыт газовый клапан при запуске автомобиля, и/или частота оборотов, при которой двигатель автоматом перейдет на работу на газовом топливе, выставляется на кнопке переключения вида топлива переменным резистором.
Преимущества и недостатки
К плюсам ГБО 2 поколения можно отнести:
- Возможность использования как в двигателях с впрыском топлива, так и в карбюраторных двигателях.
- Сохранилась простота конструкции.
- Легкость установки и монтажа.
- Простота регулировки.
- Возможность штатного пуска двигателя на газовой смеси при положительных температурах.
Читайте также: Как поменять газовый фильтр ГБО?
Но остались и минусы, которые были присущи ГБО 1 поколения:
- Основной из них — отсутствие обратной связи с двигателем. Это приводит к неэффективной работе автомобиля в некоторых его режимах работы. А также к преждевременному выходу из строя элементов двигателя, при неправильных регулировках качества смеси или угла опережения зажигания.
- Повышенный расход топлива.
- Сохранении возможности возникновения обратных вспышек газа во впускном коллекторе.
- Не возможность обеспечения выбросов в соответствии с нормами Евро-3 и выше.
- Запоздалая реакция на нажатие педали акселератора.
Все это факторы дали толчок появлению нового поколения — ГБО 3 .
Установка ГБО 2 своими руками
Система газобаллонного оборудования второго поколения довольно проста в монтаже, если понимать основные принципы ее работы.
Установка газового баллона и мультиклапана
Этот процесс одинаков что для первого, что для четвертого поколений. Первое с чем Вам потребуется определиться, так это с тем, баллон какой формы Вам нужен, а также с местом установки. Пошаговая инструкция по установке баллона на классику, а также в багажник вместо запаски находиться тут.
Установка ВЗУ
Как и в предыдущем пункте следует определиться с местом размещения выносного заправочного устройства. Обычно его крепят под бампером автомобиля, т.к. это наименее трудозатратный вариант.
Самые первые установщики не заморачивались с размещением ВЗУ и монтировали его прямо в багажнике авто рядом с баллоном. Это еще проще. Но при таком способе монтажа для заправки баллона прийдется открывать багажник.
В более дорогих и современных авто ВЗУ можно разместить в лючке бензобака. В этом случае эстетический вид автомобиля не пострадает, но с собой нужно возить специальный переходник для пистолета. И при заправке давать его работнику АГЗС.
Прокладка газовой магистрали
Следующим этапом следует проложить газовую магистраль от баллона ГБО до моторного отсека. Прокладку осуществляют под днищем автомобиля, располагая трубопровод так, чтобы минимизировать риск его повреждения. Некоторые установщики советуют расположить газовую магистраль рядом с бензиновой. В целях безопасности мы бы советовали все же разнести эти магистрали.
Обратите внимание! Выход и вход магистрали делают несколько больше диаметра, чтобы иметь возможность вставить в них уплотнители.
Установка смесителя
Следующим шагом необходимо выбрать смеситель, который будет установлен между впускным коллектором автомобиля и карбюратором. Следует обязательно добиться герметичности подключения и предотвратить возможный подсос воздуха в местах соединения.
Установка электромагнитных клапанов
Следующим шагом необходимо установить бензиновый и газовый электромагнитный клапан. Следует обратить внимание, на то, что электромагнитные газовые клапаны есть нескольких видов. Оптимальным вариантом будет выбор клапана с фильтром грубой очистки.
Установка редуктора
Монтаж редуктора процедура не сложная, но выполнить ее нужно правильно, иначе вся система будет работать нестабильно.
Подключение и герметизация
Далее все узлы системы соединяют и хорошо герметизируют. На данном этапе выявить утечку невозможно, т.к. в системе еще нет давления газа.
После заправки же (первая заправка не должна превышать 5 литров газа), необходимо тщательно проверить все соединения с использоанием мыльной смеси. В случае обнаружения утечки место соединения следует загерметизировать.
Если не разбирая это сделать не удается соединение нужно «перепаковать». Обратите внимание! Более полное руководство по установке ГБО 2 поколения на карбюратор можно найти здесь.
Регулировка системы
После того, как Вы убедились, что все узлы системы герметичны необходимо произвести регулировку и настройку системы ГБО 2 поколения. Делать это можно как самостоятельно, так и обратившись к специалистам, ведь в любом случае Вам потребуются документы от установщиков системы.
Процесс регулировки состоит из нескольких этапов:
- необходимо отрегулировать чувствительность редуктора
- далее отрегулировать дозатор газовой смеси
- после этого при работе на газе отрегулировать «холостой ход» автомобиля
- настроить кнопку переключения газ-бензин, задав условия переключения на газ и обратно.
Читайте также: Как подключить ГБО brc?
Из чего состоит и как работает газовое оборудование 2 поколения
Количество устаревшего транспорта находящегося в эксплуатации на территории СНГ, позволяет ГБО 2 поколения по-прежнему пользоваться популярностью. Устройство и принцип работы оборудования дают возможность устанавливать его как на карбюраторные, так и инжекторные авто.
В данной статье мы расскажем, как работает второе поколение газовой системы, о её преимуществах и недостатках, а также какого производителя лучше выбрать для установки.
Что входит в комплект
Устройство ГБО 2 поколения на карбюратор:
- газовый баллон
- редуктор
- газовый клапан
- мультиклапан
- заправочный клапан
- магистральные трубки
- рукава
- проводка
- переключатель вида топлива
- смеситель или врезки для карбюратора
- дозатор («винт жадности»)
- электроклапан бензиновый
Комплектация 2-го поколения ГБО на инжектор включает:
- топливная ёмкость
- редуктор-испаритель
- баллонная арматура с заправочником
- газовые магистрали
- электропроводка
- кнопка переключения режимов газ/бензин
- смеситель
- клапан электромагнитный
- эмулятор бензиновых форсунок
- эмулятор лямбда-зонда (датчика кислорода)
Как работает 2-ое поколение
Обе системы являются эжекционными, подача газа (пропано-бутановой смеси) осуществляется за счёт разряжения воздуха во впускном тракте, т.е. газовое топливо поступает благодаря эжекции. Основное отличие карбюраторной системы от инжекторной – отсутствие дополнительной электроники, а также другой переключатель типа топлива и смеситель.
Принцип работы ГБО 2 поколения на карбюраторном двигателе предполагает первоначальный пуск/прогрев мотора на бензине. Затем необходимо перевести клавишу включения установки в нейтральную позицию («О») для выработки остатков бензина из поплавковой камеры карбюратора. Нейтральное положение переключателя блокирует бензиновый электроклапан.
Тем временем сжиженный пропан, находясь под давлением 1,5-1,6 МПа (15-16 атмосфер) по расходной магистрали поступает из баллона к редуктору. В уже прогретом редукторе, от охлаждающей жидкости ДВС, топливо переходит в паровую фазу.
После чего переводом клавиши в третье положение («II») открывается газовый клапан. Через фильтры грубой, тонкой очистки, дозатор, смеситель или врезки газ поступает в диффузор карбюратора.
Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно включить переключатель в первоначальное положение («I»). Если по какой-то причине машина глохнет, газовый клапан автоматически выключается.
Принцип действия газового оборудования второго поколения на инжекторном моторе мало отличается. Кроме того что работа системы происходит по выбору в полуавтоматическом либо принудительном режиме.
Это значит, что после достижения определённых оборотов двигателя происходит автоматическая активация газового клапана (чаще всего соответствует средней позиции кнопки «О»). Положение «I» — работа штатного топлива, «II» — принудительное включение газа. Регулировка срабатывания от величины оборотов производится на корпусе самой кнопки.
При срабатывании электроклапана эмулятор форсунок отключает бензиновые инжектора, а блоку управления отдаёт сигнал об их корректной работе. Эмулятор кислородного датчика (лямбда-зонда) посылает нужную команду ЭБУ, тем самым предотвращая вывод ошибки об обеднённой топливной смеси.
Плюсы и минусы системы
К преимуществам ГБО 2 можно отнести:
- дешевизна установочного комплекта по сравнению с 4 поколением
- простота и скорость самостоятельного монтажа
- лёгкая регулировка, не требующая специального оборудования
- возможность принудительного пуска ДВС на газе
- предназначено для автомобилей до экологического класса евро 2
- из-за неверной настройки могут происходить обратные хлопки в систему впуска
- появляется необходимость слива конденсата из редуктора
- возможен повышенный расход топлива и потеря мощности (4-ое поколение показывает более стабильные характеристики)
Какое газовое оборудование 2 поколения выбрать
Установочные комплекты второго поколения обычно продаются малыми наборами, в которые входят лишь основные агрегаты, где редуктор играет главную роль, а всё остальное подбирается индивидуально.
Поэтому вся суть выбора сводится к расчётной мощности испарителя и фирме производителю оборудования. Лучше всего подбирать более производительный редуктор с запасом, т.е. его мощностные характеристики на 20-30% должны быть выше аналогичных показателей двигателя авто.
По производителям мы составили личный рейтинг:
- Томасетто, Атикер, Ловато – доступность, ремонтопригодность, при должном уходе достойный срок службы (2-3 года до замены мембраны)
- БРС – все те же параметры, но немного выше цена, плюс повышенный ресурс.
Читайте также: Как работает редуктор ГБО 4 поколения?
Плюсы и минусы и ГБО второго поколения
Установка газобаллонного оборудования – это рентабельное вложение. В свое распоряжение автовладелец получает систему, которая не предполагает затрат на бензин, помогает снизить нагрузки на двигатель и другие элементы машины. Это не новый, но продолжающийся тренд, который развивается в будущем.
Экологичность – не единственный плюс. На автозаправках в Украине в основном льется бензин с химическими примесями. Это компоненты, негативно влияющие на состояние узлов. В результате двигатель изнашивается быстрее, а сама топливная система начинает страдать от коррозии и загрязнения.
Газ безопасен для техники и в том числе не представляет рисков для автовладельца. В ГБО задействуется пропан, который менее взрывоопасен и в то же время эффективен. Расход газовой смеси не столь интенсивен, а поэтому автовладелец может не беспокоиться о больших нагрузках на бюджет.
ГБО актуально не только для машин премиумной категории, которые, как показывает практика, прожорливы и затратны в обслуживании. Экономию ощутит любой городской житель, который ежедневно простаивает часы в пробках и сжигает литры бензина просто так.
Какое поколение ГБО выбрать?
Первая система газобаллонного оборудования появились еще в 90-х годах. Это первое поколение, которое не получила особого распространения и сегодня считается устаревшим. Устанавливаются системы в основном на машины, выпущенные до двухтысячных готов.
Далее появилась вторая «архитектура». Купить ГБО 2 поколения на машину – это приоритетно. В пользу этого говорит ряд факторов:
- Вторая серия стала универсальной. Именно на основе этого появились будущие поколения, которые можно считать лишь эволюционным продолжением.
- Второе поколение ориентировано на машины, выпущенные после двухтысячных годов. Это актуально для тех, кто покупает б/у транспорт, который как раз относится к таковой категории.
- Системы второго поколения лишены лишней электроники и в большинстве представляют собой простые компактные механизмы, которые легко уместить в базовом серийном авто. Автовладельцу не придется тратиться на глобальную реконструкцию автомобиля.
Преимущества и недостатки ГБО второго поколения
К преимуществам ГБО второго поколения можно отнести:
- Универсальная конфигурация. Система подходит как для двигателей с впрыском топлива, так и для карбюраторных моделей. Это значит, что с проблемами не сталкивается автовладелец, который планирует купить иномарку, появившуюся на дорогах до 2000 г, но не соответствующую нынешним трендам и техническим стандартам.
- Интуитивная конструкция. При наличии минимальных навыков смонтировать ГБО второго поколения можно своими руками. Кроме того, при изготовлении обычно задействуются базовые сплавы металлов, а поэтому повредить изделия во время монтажа трудно.
- Удобная настройка. Отсутствие электрических датчиков и других электроатрибутов помогает быстро отстроить систему и наладить под характеристики автомобиля. В противном случае это можно сделать за минимальные деньги на авторазборке или в кустарной мастерской.
- Безопасность. В ГБО второго поколения доступен штатный запуск двигателя, если есть положительные температуры. Это не составляет для машины никаких рисков.
Главный недостаток ГБО второго поколения – это отсутствие обратной связи с силовым агрегатом. В результате происходит повышенный износ деталей, хотя он все равно ниже, чем при задействовании бензиновых составов. Решить проблему помогает периодический технический мониторинг и плановое ТО, что предупреждает износ и коррозийное разрушение узлов силовой установки.
Альтернативой для ГБО становится серия третьего и четвертое поколения. Плюс в том, что такие компоненты расходуют топливо гораздо меньше. Однако если учитывать минимальные цены на газ, то уровень расхода становится не столь критичным для газобаллонного оборудования.
При выборе ГБО систем может возникнуть проблема с запоздалой реакция акселератора. В большинстве устраняется недостаток перенастройкой и переустановкой системы, а также чисткой и ремонтом.
https://propan-metan.ru/pokoleniya-gbo/gbo-2-pokoleniya.html