Как отрегулировать гбо 3 поколения на инжекторном моторе газель
Желание снизить расходы на транспортное средство заставляет многих автовладельцев переоборудовать свои машины на газ. ГБО 3 поколения, по мнению экспертов, идеально подходит для всех отечественных авто, выпущенных до 2000 года, и для «возрастных» иномарок. Это оборудование хорошо совместимо с любыми машинами инжекторного типа, но установка его на карбюраторный двигатель сопряжена с рядом серьезных технических проблем.
Как устроено ГБО
При постоянно растущих ценах на бензин поездки на собственном автомобиле становятся все более и более затратным мероприятием. Неудивительно, что многие автовладельцы ищут альтернативу жидкому топливу и обращают внимание на ГБО, позволяющее использовать природный газ в двигателях внутреннего сгорания.
Большинство специалистов считает, что на сегодняшний день разработано шесть поколений ГБО, но некоторые настаивают на том, что их было всего три, а между ними выпускались гибридные версии.
Развитие систем замещения одного вида топлива другим отражает эволюцию самого двигателя внутреннего сгорания и его систему подачи топлива. Задумываясь об установке газобаллонной системы на автомобиль, необходимо выбирать ту, которая будет совместима с карбюраторным впрыском, распределенным инжекторным или непосредственным впрыском.
Отличие ГБО 3 поколения от остальных
Первые системы газового оснащения постепенно устаревают, уступая место новым поколениям, более соответствующим ужесточающимся нормам токсичности, которые регулируются стандартом Евро. Третье, усовершенствованное поколение газового оборудования отличается от второго главным образом автоматической коррекцией подачи топлива. Если в оборудовании второго поколения газ поступает в двигатель за счет подсоединения элементов газобаллонного оборудования к штатной системе питания авто, то в ГБО 3 предусмотрен впрыск газа сразу во впускной коллектор. Практически на автомобиль устанавливается параллельная система питания газом.
Вместо клапана, перекрывающего подачу бензина, в конструкции ГБО 3 предусмотрены эмуляторы бензиновых форсунок, подающие сигнал о своей якобы штатной работе. Это позволяет избежать перехода бортового компьютера в аварийный режим.
Для каких авто подходит
Третье поколение газового оборудования специалисты вообще считают универсальным, так как оно идеально совместимо практически с любым инжекторным авто.
Третье поколение ГБО соответствовало нормативам Евро-2, что стало возможным благодаря считыванию данных с кислородного датчика. Установка ГБО 3 на транспортные средства карбюраторного типа стала возможной именно благодаря имеющемуся собственному блоку управления.
Как устанавливать ГБО 3 поколения
Установка газобаллонного оборудования третьего поколения – сложная процедура, которую не следует проводить самостоятельно, без соответствующего опыта.
Установка на инжектор
Процесс монтажа ГБО 3 поколения на инжектор основных блоков (баллона, газового редуктора, блока форсунок и ЭБУ) и коммутации включает следующие операции:
- Установка баллона с газом в задней части авто (в багажнике) или крепление его на месте, отведенном для запасной шины.
- Установка заправочного устройства в заднем крыле или под бампер.
- Прокладка топливных магистралей через бензопровод с фиксацией газового клапана под капотом машины около крыла слева.
- Монтаж редуктора-смесителя слева от мотора, чтобы проще было подключить его к системе охлаждения.
- Фиксация распределителя возле коллектора, в котором сверлятся несколько отверстий под форсунки. После этого на форсунки инжектора подключается эмулятор.
- Установка блока управления в салоне авто.
- Подсоединение проводки дроссельного датчика (ДПДЗ) и лямбда-зонда к блоку управления.
Принимая газовое оборудование 3 поколения на инжектор после установки, обратите внимание на некоторые моменты. Форсунки должны располагаться на расстоянии максимум 10 см от места врезки во впускной коллектор, иначе машина потеряет в динамике, а расход газа увеличится.
Нелишне будет убедиться и в том, что установщики ГБО использовали сертифицированные коммутационные материалы, например разрешенные LPG-шланги, от чего будет зависеть ваша безопасность.
Установка на карбюратор
По сравнению с количеством выпускаемых сегодня машин с инжектором карбюраторных авто осталось не очень много, но и их перевод на газ тоже имеет смысл.
Установка ГБО 3 поколения на карбюраторный двигатель отличается некоторыми нюансами, обусловленными спецификой самого оборудования, а именно его полумеханизированной работой. Для автомобиля с двигателем карбюраторного типа практикуется замена ЭБУ и распределителя на обыкновенный вакуумный редуктор-регулятор. Однако при этом ГБО приравнивается к характеристикам 1-2 поколения.
Вместо эмулятора форсунок, характерного для инжекторных автомобилей, для отсечения подачи бензина в системе для карбюраторных двигателей предусмотрен бензиновый клапан. В отсутствие датчика дроссельной заслонки и лямбда-зонда нормальная работа оборудования зачастую затруднена, потому эту проблему придется как-то решать.
Настройка ГБО 3 на карбюраторе – это тоже непростая процедура, так как она выполняется вручную. Для того чтобы отрегулировать подачу топлива на дозаторе и редукторе, поступление смеси корректируется на холостом ходу так, чтобы двигатель не глох. Подача газа на переходных и максимальных оборотах также нуждается в регулировке.
После завершения всех операций по монтажу ГБО на двигатели любого типа следует обязательно провести проверку всей системы, чтобы убедиться в исправности установленного оборудования, обнаружить и устранить возможное травление газа.
ГБО 3 поколения для тех кто не в курсе: Видео
Преимущества и недостатки оборудования
К достоинствам можно отнести:
- сравнительно не сложный монтаж и регулировка оборудования;
- снижение расхода газового топлива;
- отсутствие хлопков во впускном коллекторе;
- понижение токсичности выхлопа;
- минимизация потери мощности двигателя авто;
- надёжность системы (при должном обслуживании и качестве газа).
- замедленная реакция распределителя топлива на изменения режимов работы мотора (низкая скорость корректировки топливной смеси);
- дороговизна и отсутствие основных компонентов (редуктор стоит около 10 тыс. рублей, цена на шаговый моторчик 6 тыс. руб.);
- применение на автомобилях не выше нормы Евро-2;
- низкая ремонтопригодность.
Появление норм Евро-3 привело к сокращению использования ГБО третьего поколения. Система является переходной между 2 и более усовершенствованным 4 поколением.
Разница ГБО 3 и 4 поколения существенна. В четвёртом поколении газовая смесь находится в редукторе с постоянным давлением и впрыскивается при помощи электронных форсунок. Отсутствие распределителя, механических инжекторов, а также тонкая настройка блока управления, делает работу такого оборудования эффективнее.
Какое ГБО выгодно
Подводя итоги, следует выделить основные моменты. В нашей стране все еще много автомобилей карбюраторного типа и инжекторных, использующих моновпрыск. Для таких авто будет обоснованным установка ГБО 2 поколения. ГБО 2 поколения зарекомендовало себя как надежная, безотказная система для автомобилей с отсутствующими электронными системами.
Монтаж газобаллонного оборудования 3 поколения
Установка ГБО 3 поколения на инжектор осуществляется аналогично схеме других систем. Последовательность следующая:
- ставиться газовый баллон с мультиклапаном в выбранное место;
- заправочное устройство;
- магистрали;
- редуктор;
- газовый клапан;
- распределитель-дозатор;
- кнопка ГБО;
- ЭБУ;
- делается врезка форсунок;
- прокладывается и соединяется с датчиками жгут проводов.
Поставить ГБО 3 поколения на карбюраторный двигатель также возможно, но для его корректной работы потребуется установка лямбда регулирование топливной смеси, датчик разряжения, положения дросселя, частоты вращения коленчатого вала, а также бензинового клапана.
Такое решение будет не совсем целесообразно. На машины с карбюраторными двигателями всё же рекомендуется монтаж простого и дешёвого газового оборудования первого или второго типа.
Установка на инжектор
Инжектор (injector) – это неотъемлемая часть системы впрыска топлива у двигателя внутреннего сгорания. Изначально ГБО 3-го поколения создавалось для машин с инжекторными двигателями. Кроме того, в комплект баллонной системы для инжектора входят такие дополнительные комплектующие, как распределитель и форсунки, позволяющие контролировать поступление газосмеси в двигатель, чтобы предупредить его перегрев или возгорание. Оборудование третьего поколения в общих чертах ничем не будет отличаться от предшествующих по способу монтажа и по принципу работу.
Рассмотрим описание схемы установки ГБО 3 поколения на инжектор:
- газовые баллоны устанавливают в багажнике или на месте запасной шины;
- ВЗУ располагается под бампером или на заднем крыле автомобиля;
- магистрали прокладывают вместо бензопровода;
- газовый клапан должен находиться слева под капотом;
- смеситель монтируется слева от инжектора;
- редуктор размещают возле коллектора;
- блок управления и переключения на бензин/газ устанавливают в салоне.
Небольшое примечание: на инжектор обязательно нужно произвести подключение эмулятора работы лямбда-зонда, имитирующего работу бензиновых форсунок. Без него не будет функционировать подача газа, и вся система выйдет из строя.
После установки газового оборудования 3 поколения на инжектор, программное обеспечение ЭБУ сигнализирует о неисправности и выдает ошибку, инжектор переключается на аварийный режим.
При установке эмулятора, датчики продолжают работать в обычном режиме как на бензине. Однако, у газа на инжектор 3 и последующих поколений, эмуляция форсунок уже вшита в ПО, что позволяет избежать лишних манипуляций.
Настройка топливной системы
Правильная регулировка ГБО 3 поколения осуществляется настройкой давления газа в редукторе-испарителе, её можно сделать своими руками, при наличии определённых навыков и оборудования. Калибровка ЭБУ не требуется (контроллер не использует штатных топливных карт).
После проверки работоспособности штатной бензиновой системы и устранения утечек газа, для регулировки давления в ступенях редуктора, потребуется специальный дифференциальный манометр.
Схема подключения манометра
Подключив манометр к отверстию на редукторе (вынуть заглушку) и шлангу от впускного коллектора, завести ДВС. После прогрева мотора на холостых оборотах, отрегулировать давление с помощью винта на задней крышке испарителя (1,4 атм.). Отсоединить прибор, вставить заглушку, проверить утечку.
Соединить манометр с коллектором (как в первом варианте), а второй его шланг с распределителем (сняв крышку на дне). Затем провести регулировку винтом на передней крышке редуктора (0,95 атм). Отключить прибор и проверить работоспособность системы.
Выбор жиклеров
Существует ошибочное мнение, что жиклеры находятся на конце шланга и установлены в коллектор, на самом деле жиклеры установлены непосредственно в газовые форсунки.
Где найти жиклеры ГБО Lovato?
Убедитесь, что у вас правильно выбраны жиклеры. Вот таблица диаметров, в зависимости от мощности одного цилиндра.
Мощность на 1 цилиндр, л.с. | Диаметр, мм |
13-20 | 1,6 |
20-26 | 1,8 |
26-29 | 2,0 |
29-34 | 2,2 |
34-39 | 2,4 |
39-45 | 2,6 |
При необходимости, рассверлите жиклеры.
Вывод
Несмотря на относительно простую настройку ГБО, рекомендуется ознакомиться с профессиональными инструкциями по установке системы или обратиться за помощью к специалистам. Правильный монтаж оборудование даст возможность оперативно переключаться с газа на бензин и наоборот. Стоит помнить о том, что после установки ГБО 3 машина нуждается в частных ТО.
3 поколение ГБО имеет довольно невысокие требования для внедрения в автомобиль, кроме того, сам процесс установки не отличается особой трудоемкостью. Главным отличием ГБО 3 поколения от его предшественников является система параллельного впрыска газовой смеси. Но, несмотря на все свои видимые преимущества, газовое оборудование 3 поколения очень быстро перестало пользоваться спросом и утратило свою популярность у автолюбителей.
Поэтому перед тем, как монтировать такую систему на свое авто, стоит изучить некоторые подробности, которые влияют на выбор автовладельцев.
Вывод
Третье поколение считается устаревшим, и актуально лишь для немногих авто. Все эти нюансы следует тщательно продумывать и обсуждать со специалистом. Если же автолюбитель решил установить именно эту систему, то монтаж необходимо проводить только с помощью компетентного автослесаря, который сможет указать на все возможные неисправности и проведет тщательную диагностику всех систем для предотвращения будущих поломок.
Читайте также:
- Замена помпы на ниссан террано 2
- Замена приводного ремня лифан х50
- Регулировка редуктора лодочного мотора сузуки
- Расположение цилиндров 112 мотор мерседес
- Двигатель bmw n45b16 ресурс
https://avto-mekhanik.ru/dvigatel-i-navesnoe/kak-otregulirovat-gbo-3-pokoleniya-na-inzhektornom-motore-gazel.html