Статьи
Маломерное судно — дорогостоящее имущество и транспортное средство, которое может стать источником опасности для жизни людей, окружающих объектов. В среднем, для маломерной яхты на период навигации приходится от 2 до 5 аварий разной сложности. Малые машины — в первой десятке самых угоняемых видов транспорта. Владелец может тратить на ремонт яхты, лодки в год до 10% от его стоимости. Во время плавания, хранения или перевозки плавсредства имущественные интересы собственника и его ответственность перед третьими лицами поможет защитить страховка.
Программы страхования судов
Страхования водного транспорта добровольный вид страховки. Каждая страховая компания разрабатывает и утверждает правила страхования маломерных речных и морских судов, используемых для коммерческой и некоммерческой деятельности.
Программы предусматривают полное или частичное покрытие. Страховка с полным покрытием действует во время хранения плавсредства, транспортировки/спуска на воду и работы в навигационный период, что обеспечивает полную защиту имущественных интересов владельца судна.
Существенные условия договора страхования
Договор на страхование судов заключают в бумажном варианте с подписями и печатями (если есть). Условная и безусловная франшиза устанавливается по соглашению сторон, как по всем рискам, так и по каждому страховому случаю. Срок страхования — до одного года. Можно застраховать яхту на время одного рейса, перевозки к акватории или другой период.
Стороны договора
Речные и морские суда могут страховать компании, имеющие соответствующую лицензию (страховщики). Страхователи — физические и юридические лица (владельцы, арендаторы маломерных водных ТС). Они заключают договоры в свою пользу или в пользу третьих лиц. При оформлении полиса на выгодоприобретателя, всеми правами, указанными в договоре, все равно пользуется лицо, подписавшее этот договор.
Документы для оформления полиса
- Заявление о страховании, в котором указывают технические характеристики водного транспорта и другие сведения. Форму документа разрабатывает СК.
- Свидетельство о праве управления судном (на всех лиц, допущенных к управлению).
- Паспорт страхователя (для физлиц), выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) или ЕГРИП (для предпринимателей).
- Судовой билет, квалификационное свидетельство, талон ТО.
- Копия договора купли-продажи яхты, катера (для новых объектов) с указанием стоимости.
- Договор с охраняемой стоянкой, где хранится маломерная водная техника.
- Страховщик может требовать и другие документы, перечень которых установлен правилами страхования.
Объекты страхования
Понятие маломерных судов определено Положением о ГИМС МЧС № 835 от 23.12.04г. К водному маломерному транспорту относятся самоходные и несамоходные плавсредства (кроме военных и спортивных), отвечающие следующим характеристикам:
- вместимость — менее 80 тонн/не более 12 человек;
- мощность или тип двигателя — менее 55 кВт/с подвесными моторами любой мощности;
- районы плавания — бассейны с морским режимом судоходства, внутренние воды (реки, озера, водоемы, не включенные в перечень судоходных).
Маломерные плавающие ТС классифицируют по назначению (для отдыха, надзора за безопасностью на воде и другое), характеру движения, типу двигателя, материалу корпуса и другим признакам.
Типы маломерных водных средств:
- катера со стационарным двигателем;
- лодки с веслами/подвесным мотором;
- парусники (в том числе и с мотором);
- гидроциклы — бескорпусная механическая техника.
Объект страхования — судно с оборудованием, как неотъемлемой частью конструкции, один корпус или механизмы. Оборудование, установленное сверх штатного, прицеп для перевозки катера, страхуют дополнительно. Если надувные лодки, спасательные плоты входят в комплектацию водного ТС, как средства, обеспечивающие безопасность плавания, их включают в состав оборудования застрахованного судна.
По аналогии с автострахованием, владелец маломерной яхты может застраховать гражданскую ответственность в случае:
- столкновения с другими судами или неподвижными предметами во время плавания;
- причинения вреда жизни/здоровью/ имуществу других лиц;
- загрязнения окружающей среды (разлив технических жидкостей).
Рисковая составляющая
У каждой СК список рисков может сильно отличаться в зависимости от предложенной страхователю программы. Классический перечень — пожар, землетрясения и другие природные катаклизмы, посадка судна на мель или опрокидывание средства.
Риски технического характера:
- Полная гибель судна в результате аварии или другого происшествия во время плавания.
- Уничтожение плавсредства во время спуска на воду или подъема/погрузки на борт снаряжения и других грузов.
- Частичные повреждения корпуса, основных механизмов, вспомогательной техники, в том числе от внутренних угроз (например, взрыв техники на борту). Лодки с навесным мотором страхуют от потери мотора при движении.
- Повреждения, полученные в результате спасательных действий во время столкновения судов.
Для защиты на время хранения объект страхуют от кражи/угона, наезда, пожара, попадания молнии или другого инцидента.
Страхование яхт и катеров на время перегона — индивидуальная программа с набором рисков, зависящих от типа самого плавсредства, условий и расстояния его транспортировки.
Ответственность сторон
Страховщик выдает застрахованному лицу полис с приложением Правил страхования и обязуется сохранять конфиденциальность в отношении сведений о страхователе и его имуществе. При наступлении страхового события СК выплачивает компенсацию или отказывает в выплате по обоснованным причинам. Сумма возмещения не должна превышать реальную стоимость судна, в противном случае страховка признается недействительной.
Как правило, не возмещаются убытки, возникшие в результате:
- ядерного взрыва;
- военных действий, терактов, забастовок, пиратских или мошеннических действий;
- конфискации яхты, катера по решению госорганов;
- неосторожности страхователя или его работников в отношении имущества;
- управления судном лицом в состоянии алкогольного опьянения;
- эксплуатации плавсредства в условиях, не соответствующих их классу или техническим характеристикам;
- участия яхты в незаконных операциях, гонках, испытаниях.
Ответственность страховщика не распространяется на события, произошедшие за пределами территории страхования (район плавания, рейса), кроме случаев, когда страхователь:
- заблаговременно уведомил об изменении маршрута и уплатил дополнительный взнос за увеличение степени риска;
- отклонился от намеченного маршрута для спасения жизней пассажиров на борту или для обеспечения безопасности дальнейшего рейса;
- изменил место хранения судна, заранее согласовав это с СК.
- при заключении договора сообщить страховщику обстоятельства, повышающие степень риска;
- соблюдать все меры для сохранности застрахованного имущества, например, для судоподъема, разгрузочно-погрузочных операций судна применять специальную технику, ставить плавсредство на охраняемых стоянках;
- сообщать своей СК обо всех изменениях степени риска в отношении объекта страхования, а после наступления страхового случая — принять меры по предотвращению/уменьшению убытков и заявить о происшествии в компетентные органы. К разборке и ремонту маломерных средств можно приступать только после получения согласия СК.
https://www.psbins.ru/statii/strahovanie-malomernyh-sudov/