Дефекты кузова автомобиля: виды, способы устранения
Какие бывают? Машина подвергается различным воздействиям (причинами могут быть погода, щебень, неудачная парковка), вследствие чего появляются дефекты кузова автомобиля – царапины, трещины, вмятины.
Что делать? Если они незначительны, то можно попробовать исправить все самому. Конечно, в случае с дорогими моделями автомобилей лучше не экспериментировать. А вот масштабный кузовной ремонт могут выполнить только мастера на СТО.
В этой статье:
- Причины повреждений кузова
- Виды износов и повреждений кузова
- Скрытые дефекты кузова
- Способы устранения повреждений кузова
- Набор инструментов для рихтовки кузова
- Часто задаваемые вопросы о дефектах кузова
7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей
Причины повреждений кузова
Повреждения кузова – одна из наиболее часто встречающихся проблем, возникающих при длительной эксплуатации автомобиля. Причем речь здесь идет не только о механических повреждениях (вмятинах, заломах, которые возникают при ДТП), но и о ржавчине, провисании дверей, изменении геометрии каркаса и т. д.
Согласно исследованиям, у 50 % автомобилей старше трех лет возникают проблемы с кузовом. В крупных городах показатель еще выше – 70 %. Это объяснятся тем, что в мегаполисах движение гораздо интенсивнее, парковаться приходится в узких зонах.
Кузов может получать повреждения по разным причинам. Это могут быть:
- Технологические и конструкционные дефекты. Объясняются низким качеством металла, использованного при производстве, неквалифицированной сборкой, некачественными соединениями, несовершенством конструкции конкретной модели.
- Эксплуатационные повреждения и естественный износ. Возникают из-за напряжения деталей, езды по неровной дороге, вибраций. В результате накапливается так называемая усталость металла.
- Дорожно-транспортные происшествия.
- Неправильное хранение автомобиля, воздействие влаги и перепады температуры. Это приводит к повреждениям лакокрасочного покрытия и образованию коррозии.
Дефекты кузова автомобиля:
Коррозия
С точки зрения химии это процесс окисления металла, приводящий к его разрушению. Ржавчина появляется под воздействием влаги, особенно при хранении автомобиля в слабо проветриваемом помещении, от контакта лакокрасочного покрытия с атмосферными выбросами и химически агрессивными веществами – антигололедными составами. Особенно активно она образуется на тех участках кузова, которые сложно вымыть и просушить – загибы кромок, зазоры и т. п.
Абразивный износ
Включает в себя любые воздействия, вызываемые крупнозернистыми или мелкозернистыми веществами. Это может быть не только песок, но и дорожная грязь с содержанием мелких камней.
Контактное трение
Дверей, крыльев, иных соприкасающихся друг с другом металлических элементов кузова.
Вибрация
Вызывает повреждение, снижение прочности сварных соединений и усталость металла.
Чаще всего повреждения вызываются ездой по неровной дороге, сопровождающейся тряской кузова. Если авто находится под дождем в течение длительного времени, не моется и не вытирается, не обрабатывается антикоррозийными веществами, подвергается значительным перегрузкам во время движения, то можно быть уверенным, что повреждения на каркасе появятся очень быстро.
Согласно исследованиям, в большинстве дорожно-транспортных происшествий основная масса повреждений приходится на переднюю часть кузова. Задняя часть автомобиля страдает меньше, боковая повреждается только от случая к случаю.
Объем поломок при ДТП непосредственно зависит от суммарной скорости сталкивающихся друг с другом автомобилей. Чем она выше, тем больше выделяется кинетической энергии, до ее полного погашения в момент столкновения детали транспортного средства продолжают разрушаться.
Виды износов и повреждений кузова
В ходе эксплуатации автомобиля на кузове могут появляться различные повреждения, вызванные влиянием одного или нескольких таких факторов, как:
- Деформация кузовных деталей. Сюда относятся вмятины, складки, перекосы. При значительных отклонениях от нормального состояния вырастает нагрузка на подвеску, усиливаются вибрации во время движения, авто теряет устойчивость на дороге.
- Критическая деформация. Это повреждения, которые сопряжены с нарушением геометрии кузова. Изменяются форма и размеры дверных проемов, каркаса авто, моторного отсека и багажника. В результате двери могут либо провисать и закрываться неплотно, либо их начинает заклинивать.
- Смещение лонжеронов. Это повреждение может привести к серьезному ДТП.
- Трещины, которые могут образоваться в местах соединения колесных стоек с кузовом при повышенной вибрации, агрессивной езде. Также они появляются на распорке, кожухе карданного вала, лонжеронах рядом с амортизаторами, рессорами.
- Снижение прочности сварных соединений, особенно в тех местах, которые подвергаются наиболее высоким нагрузкам, – сопряжения лонжеронов с распорками, арки с брызговиком.
- Крепежные элементы кузова – болты, гайки, гайкодержатели. Они могут разрываться. При игнорировании данной проблемы может произойти отрыв деталей прямо во время движения.
- Неплотные соединения подвижных деталей друг к другу, которые вызывают стуки и скрипы – как в статичном положении, так и во время движения.
- Повреждение лакокрасочного покрытия кузова по причине механического и химического воздействия.
Даже при незначительной царапине кузова возможны серьезные проблемы, если она задела антикоррозийное покрытие. При этом повреждение может распространяться на небольшую глубину, но на значительной площади, или на небольшой площади, но на значительную глубину. Последние повреждения более опасны, так как они приводят к коррозионной хрупкости металла.
Нарушения геометрии остова машины, перекосы, разрывы деталей вызывают нарушение управляемости, что значительно повышает риск аварии. Именно по этой причине любые дефекты кузова автомобиля должны устраняться сразу после их обнаружения.
Скрытые дефекты кузова
Увидеть на кузове скрытые дефекты трудно даже опытному водителю, а о новичках и говорить не приходится. Между тем повреждения могут иметь место не только на подержанных авто, но и на новых машинах, которые, казалось бы, должны быть в идеальном состоянии. Изъяны возникают в основном из-за неправильной транспортировки, вызывающей царапины и потертости.
Недобросовестные продавцы пытаются скрыть их при помощи специальных полиролей и мастик. Если же образовалось значительное повреждение, то за дело берутся мастера кузовного ремонта – жестянщики.
Итогом манипуляций становится возврат кузову транспортного средства идеального внешнего вида, однако это только на первый взгляд.
Узнать, выполнялись ли какие-то ремонтные кузовные работы, можно очень легко. Для этого понадобится специальный прибор – толщиномер. Он используется для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Если на отдельных участках она отличается от окружающей поверхности, то в этом месте наверняка проводился ремонт, а значит, кузов получал повреждения в соответствующей зоне.
Читайте также!
Конечно, качество ремонта и окраски может быть достаточно высоким, особенно если он выполняется профессионалами. Однако это все равно ремонтные работы, и продаваться такое авто должно уже по сниженной цене. Впрочем, практически всегда продавец старается скрыть факт перекраски и продать транспортное средство по той же стоимости, что и автомобиль, не имеющий никаких дефектов.
Способы устранения повреждений кузова
Если образовались механические дефекты кузова автомобиля, то их устранение сводится либо к восстановлению исходной формы изделия, либо (при невозможности таковой) к его замене.
Проще всего устранять повреждения, которые носят поверхностный характер и не касаются подрамника, каркаса. Если же дефекты вызвали изменение расстояний между точками крепления критически важных агрегатов, то требуется восстановление геометрии кузова.
Во многих случаях эта процедура оказывается невозможной, дешевле выходит заменить деталь полностью. Финансово данный вариант целесообразен лишь в том случае, если удастся найти элемент в хорошем состоянии от аналогичной модели авто с разборки.
Как правило, дефекты каркаса устраняются такими способами, как:
- Выколотка – предварительное черновое выравнивание кузова.
- Рихтовка – финишное выравнивание.
- Удаление пузырей, появившихся от рихтовки. Для этого используют точечную сварку или нагрев металла газовой горелкой.
- Напайка. Заполнение вмятин при помощи оловянного припоя, после чего излишки металла убираются напильником и полируются. Этот способ может использоваться на дефектах небольшого размера, если снять деталь и выполнить на ней выколотку и рихтовку невозможно.
- Шпатлевание вмятин небольшого размера. Затем они опиливаются и полируются. Шпатлевка обычно накладывается несколькими слоями.
- Вытяжка пустотелых деталей гвоздодером. К вмятине приваривается металлическая скоба, а затем за нее цепляется гвоздодер. После этого металл вытягивается наружу.
- Сварка стыков.
- Исправление перекосов с помощью гидравлических устройств.
- Окрашивание.
https://centr-to.ru/blog/avtoservis/defekty-kuzova-avtomobilya