Что такое минивэн и его особенности
Чтобы заинтересовать покупателя, автопроизводители выпускают транспортные средства с различным типом кузовов. Чаще всего это легковые модификации, например, родстер, лифтбек или универсал.
Для автомобилистов с большой семьей или предпринимателей легковые автомобили малопрактичны, поэтому дл них разработан особый тип кузова – минивэн. Рассмотрим, в чем его отличительные особенности, как отличить его от микроавтобуса, а также в чем преимущества и недостатки таких автомобилей.
Что такое минивэн?
Согласно дословному переводу с английского, минивэн это мини фургон. Однако этого значения недостаточно, чтобы правильно охарактеризовать данный тип кузова, так как некоторые путают его с микроавтобусом.
Основные параметры минивэна:
- Однообъемный (без капота) или полутораобъемный (полукапотная модификация) кузов, в последнее время встречаются двухобъемные варианты (с полноценным капотом);
- Три ряда сидений, салон рассчитан максимум на 9 человек вместе с водителем;
- Кузов выше, чем у универсала, но в салоне нельзя стоять, как в микроавтобусе;
- Для управления таким автомобилем достаточно прав с открытой категорией «В»;
- Задние двери распашные или раздвижные.
В классическом исполнении минивэн имеет безкапотную форму. Она объясняется тем, что моторный отсек в машине находится максимально близко к салону. Благодаря этому производитель компенсирует приличные габариты транспортного средства.
Управлять таким автомобилем не сложней, чем обычной легковушкой, поэтому данное авто считается легковой машиной, и для нее не нужно открывать отдельную категорию. У большинства мини фургонов капот почти вертикальный и визуально является продолжением лобового стекла. Такая конструкция нравится многим новичкам, так как водителю лучше видно дорогу, чем в аналогах с полноценным капотом.
Еще одной особенностью минивэнов является превосходные трансформационные характеристики. Во многих моделях задние ряды можно сдвигать ближе к переднему ряду, чтобы увеличить багажный отдел.
По сравнению с седанами, хэтчбэками, универсалами и другими похожими типами кузовов минивэн является самым комфортабельным. Пассажирские кресла могут быть совмещены в один ряд, а могут иметь раздельную конструкцию с индивидуальными подлокотниками.
Популярностью такой вид транспорта пользуется у семейных людей, а также у таксистов. Обладая такой машиной, можно организовать небольшой бизнес (вот восемь бизнес идей для владельцев автомобилей). Нередко большие компании приобретают подобные автомобили для корпоративных поездок. Для туристических поездок и вылазок на природу с ночевкой такие автомобили тоже идеально подходят.
История минивэна
На заре создания минивэнов такие транспортные средства имели причудливую форму, поэтому не пользовались особой популярностью. Над разработкой такого типа кузова задумывались с целью создать максимально вместительный легковой автомобиль.
Первым в мире однообъемником является Alfa 40-60 HP Aerodinamica – итальянский автомобиль, построенный на базе A.L.F.A 40/60 HP, спорткара, выпускаемого в период с 1913 по 1922гг (сегодня этот производитель известен под названием Alfa Romeo).
Прототип первого минивэна развивал максимальную скорость в 139 км/ч. Разработки автомобиля прекратились из-за Первой мировой войны. После окончания войны разработки прототипов были «заморожены» по причине активного развития автомобильного спорта. В серию однообъемник так и не поступил из-за множества недоработок (боковые окна были выполнены в виде иллюминаторов, что значительно увеличивало слепую зону для водителя).
Первый полноценный минивэн – американский Stout Scarab. Его разрабатывали на протяжении с 1932 по 1935 год. Сбоку машина немного напоминала автобус в миниатюре. В отличие от автомобилей той эпохи данная машина была заднемоторной. Благодаря этому переднюю часть удалось значительно укоротить, а в салоне свободно помещалось шесть человек.
Причиной создания такой конструкции стал повышенный интерес к улучшению аэродинамических характеристик авто. Создатель машины William B. Stout назвал свое детище «офисом на колесах».
Внутри транспортного средства был установлен съемный стол и кресла, которые можно было поворачивать на 180 градусов. Это облегчало проведение деловых бесед непосредственно в салоне авто.
Еще одним прототипом современного минивэна является автомобиль отечественного производителя – НАМИ-013. Модель имела вагонную компоновку (мотор находился не в передней части авто, а сзади – по принципу Stout Scarab, а от дороги водителя отделяла лишь передняя перегородка кузова). Транспортное средство использовалось исключительно в качестве опытного образца, и в 1954 году было разобрано.
Следующим «прародителем» современных однообъемников является Fiat 600 Multipla. Вагонная компоновка позволила увеличить вместимость микролитражки на 50 процентов без удлинения кузова. В салоне расположилось три ряда по два кресла. Разработка автомобиля продолжалась с 1956 по 1960-е годы. Проект был закрыт из-за ужесточения требований безопасности (в вагонном исполнении водитель и передний пассажир ничем не защищены в аварийной ситуации).
Наиболее успешной моделью с вагонной компоновкой стал Volkswagen Transporter (выпускается с 1950 года до наших дней) – самый популярный автомобиль эпохи хиппи. До сих пор данная модель пользуется спросом среди любителей объемных машин.
По документации авто считается легковым (в правах достаточно категории «В»), однако внешне имеет сходства с микроавтобусом, из-за чего некоторые относят его именно в эту категорию.
Еще одной успешной европейской моделью минивэна является Renault Espace, сошедшая с конвейера в 1984 году. По мнению большинства модель считается первым в мире семейным минивэном.
Параллельно разработка данной модификации легковых авто проводилась и в Америке. В 1983-м появились:
- Dodge Caravan;
- Plymouth Voyager;
- Chrysler Town&Country.
Идею подхватили конкуренты – General Motors и Ford. В 1984 году появились:
- Chevrolet Astro;
- GMC Safari;
- Ford Aerostar.
Изначально минивэны были заднеприводными. Постепенно трансмиссия получила полный и передний привод. На ранних этапах производства некоторые компании были спасены от банкротства именно благодаря внедрению в производственную линию минивэнов. Одной из таких компаний был представитель Большой тройки – Chrysler.
Поначалу американские серийные модели были похожи на небольшие фургоны. Но вначале 90-х появились варианты с оригинальной формой кузова, благодаря чему они существенно отличались от аналогов, похожих на коммерческие автомобили (острый «нос» и каплевидная форма).
Виды и размеры
В отличие от класса «седан», «хэтчбэк» «лифтбэк» и т.д. минивэн не имеет жесткой классификации. Среди таких модификаций различают:
- Полноразмерные и среднеразмерные;
- Компакт;
- Мини и микро.
Полноразмерные и среднеразмерные
К этой категории относятся самые габаритные представители. В длину они достигают от 4 600 миллиметров до пяти метров и больше. Чаще это американские модели, однако, и среди европейских аналогов присутствуют достойные варианты. Среди представителей данного класса:
- Chrysler Grand Voyager – 5175 мм.;
- Toyota Sienna – 5085 мм.;
- Renault Grand Espace – 4856 мм.;
- Honda Odyssey – 4840 мм.;
- Peugeot 807 – 4727 мм.
Впечатляющие размеры и просторный салон позволяет использовать автомобиль для длительных путешествий большой семьей.
Компакт
Длина такого кузова варьируется от 4 200 до 4 600 миллиметров. Часто такие машины базируются на платформе представителей гольф-класса. Большой популярностью семейные авто данной разновидности пользуются в Европе и на Востоке. Среди американских моделей встречаются намного реже.
Представителями данного класса являются:
- Mazda 5 – 4585 мм.;
- Volkswagen Touran – 4527 мм.;
- Renault Scenic – 4406 мм.
Мини и микро
В категорию минивэнов вошли представители, длина кузова которых достигает 4 100 мм. В класс микровэнов входят модели с длиной кузова до 3 400 мм. Большой популярностью такие модели пользуются благодаря своей экономичности и небольших размеров.
Категория микро распространена больше в Японии, Китае и Индии, так как в густонаселенных районах ценятся негабаритные автомобили, но в салоне которых все равно достаточно просторно. Среди представителей класса выделяются:
- Chery Riich – 4040 мм.;
- Daihatsu Atrai Wagon – 3395 мм.;
- Honda Acty 660 Town – 3255 мм.
Иногда на базе минивэна создается фургон, из-за чего усложняется более точная классификация данного типа кузова.
Необычные варианты
Когда речь идет о минивэнах, многие скажут, что самое главное отличие таких автомобилей – их оригинальный внешний вид. Бескапотная или полукапотная форма выглядит непривычно (если сравнивать с классическими двух- или трехобъемными авто).
Однако, как видно на картинке ниже, иногда кузов с повышенной аэродинамикой может иметь достаточно причудливую форму. Toyota Previa MK1 имеет среднемоторную компоновку (двигатель находится под полом салона).
Немного смешно выглядит компактвэн от итальянского производителя Fiat. Модель Multipla 2001-2004 модельных годов имела оригинальную посадочную формулу – два ряда по три сиденья.
Центральное кресло больше похоже на детское, чем на полноценное взрослое. Кстати, данное размещение кресел позиционировалось, как вариант повышенного комфорта для родителей и ребенка в передней части салона.
Еще одна неординарная модель – Chevrolet Uplander, которая выпускалась с 2005 по 2009 год. Модель с ярко выраженной двухобъемной формой кузова больше похожа на кроссовер, чем на минивэн.
Компания Volkswagen создала необычный минивэн. Скорее это некий гибрид минивэна и пикапа. Модель Tristar похожа на привычный Transporter, только с кузовом вместо половины салона.
Оригинальным решением для салона авто оказалось поворотное водительское и отодвигающееся пассажирское кресло. Между ними раскладывается небольшой столик.
Так как багажное отделение было значительно сокращено, было принято решение сделать двойной пол, куда можно было бы помещать негабаритные предметы.
Еще одним необычным вариантом является Renault Espace F1 – шоу кар от французского производителя, созданный в честь 10-летия производства модели и приуроченный к участию компании в королевских гонках. В моторный отсек модели был установлен V-образный двигатель на 10 цилиндров от Williams.
Разгонялся модернизированный минивэн до 100 км/ч. за 6 сек., максимальная скорость – 270 километров/час, а до полной остановки ему хватало всего 600 метров.
На Токийском автосалоне в октябре 2017 года компания Toyota представила оригинальный двухобъемный компактвэн – TJ Cruiser. Как объяснил производитель, символика TJ точно описывает внешний вид – Toolbox Joy «ящик для инструментов» и «радость, удовольствие». Машина действительно похожа на ящик, но, как заверил производитель, машина создана, чтобы подарить восторг от путешествия.
Не путайте с микроавтобусом
Некоторые автомобилисты называют минивэн микроавтобусом. На самом деле это разные типы автомобилей, хотя внешне они могут иметь похожую конструкцию. Как среди микроавтобусов, так и среди минивэнов присутствуют одно- и двухобъемные типы кузовов (визуально выделяется капотная часть и крыша или пассажирская часть).
Чтобы провести границу между этими типами кузовов, нужно помнить:
- У минивэна максимальное количество мест 9, а у микроавтобуса – минимум 10, максимум 19;
- В микроавтобусе можно стать в полный рост, а в минивэне можно только сидеть;
- Микроавтобус больше подходит для коммерческих целей, например, как маршрутное такси или в качестве грузового такси. Минивэн больше приспособлен для перевозки небольшого количества пассажиров, например, в качестве трансфера аэропорт-гостиница-аэропорт;
- Микроавтобус классифицируется, как коммерческий транспорт (чтобы им управлять, необходима категория прав D1), а минивэн это категория легковых автомобилей (для него достаточно прав с категорией В).
В основном минивэн имеет однообъемную конструкцию кузова с полукапотной компоновкой и 4-5 дверьми. Такая конструкция напоминает увеличенную версию универсала. Она сочетает в себе практичность и высокий уровень комфорта и безопасности для всех пассажиров.
Плюсы и минусы минивэна
Если учесть, что минивэн это скорее компромисс между легковым и коммерческим автомобилем, чем отдельная категория кузова, то у него есть не только достоинства, но и недостатки. К плюсам относятся преимущества перед классическими легковыми авто. Минусы становятся явными, если сравнивать минивэн с микроавтобусом или фургоном.
Минивэны ценятся за:
- Просторный салон. Даже длительная поездка не так утомительна благодаря повышенному комфорту, ради чего и разрабатывался такой тип кузова.
- Вместительный багажник. Минивэн отлично подходит для туристических поездок. Помимо всех членов семьи в машину поместятся все вещи, которые пригодятся для проживания в палаточном городке или на лоне природы.
- Благодаря возможности сложить задний ряд багажник увеличивается в два, а то и в три раза (зависит от конструкции кресел), что позволяет использовать авто для грузовых перевозок.
- Автомобиль практичен благодаря идеальному сочетанию большой вместимости и относительно небольших размеров. Популярностью пользуется среди многих предпринимателей, так как для управления транспортом нет необходимости открывать грузовую категорию в правах.
- Минивэны в классическом виде (каплеобразная форма) обладают отличными аэродинамическими характеристиками, благодаря чему расход топлива меньше, чем у других разновидностей легковых автомобилей.
- В салоне во время поездки будут комфортно себя чувствовать даже рослые люди, независимо от того, на каком ряду они сидят.
- Большинство минивэнов удобны для транспортировки пожилых и инвалидов, так как ступенька в транспорте зачастую расположена не высоко.
- С технической стороны автомобиль обслуживается, как обычная легковушка.
Наряду с универсалами данный тип кузова ассоциируется с семейным авто. Нередко молодежь выбирает такие машины, так как в них можно установить огромную аудио- и видеосистему.
Однако, несмотря на такое количество достоинств, у «компромисса» между универсалом и полноценным автобусом есть свои недостатки. Среди них:
- Управление в минивэне по сравнению с универсалом или седаном хуже. Так как машина чаще всего высокая, то боковой ветер заставляет водителя снижать скорость.
- По сравнению с полноценным автобусом или микроавтобусом пассажирам в данном салоне не так комфортно. Например, садиться в машину нужно немного согнувшись.
- Чаще всего данный транспорт оснащается маломощным двигателем. Из-за этого машина не настолько динамична, как большинство легковых авто с другим типом кузова. Так как производители делают упор на практичность, максимальная скорость в автомобиле не сильно высокая.
- В зимний период салон долго прогревается, так как багажник не отделен от основной части интерьера.
- Большинство минивэнов оснащаются усиленной подвеской, чтобы они обладали грузоподъемностью, достаточной для таких габаритов. При езде на ухабах пустой автомобиль неустойчив и в нем некомфортно.
- Из-за того, что минивэн разработан в качестве альтернативы микроавтобусу или фургону, он плохо подходит для повседневной эксплуатации в качестве основного автомобиля.
- Полноразмерными и среднеразмерными вариантами не так удобно управлять особенно в городах с насыщенным трафиком.
Как видно, минивэн – идеальное решение для длительных семейных путешествий, веселых молодежных гуляний, корпоративных поездок и других мероприятий, в которых можно было бы использовать фургон или микроавтобус. Данный тип кузова – бюджетный вариант коммерческого транспорта.
Популярные модели
Популярностью минивэны пользуются у автомобилистов с большой семьей. Благодаря своей практичности данный тип кузова уверенно завоевывает рынок, подобно кроссоверам.
В рейтинг лучших семейных минивэнов вошли такие модели:
- Opel Zafira Life;
- Toyota Alphard;
- Toyota Venza;
- Mercedes-Benz Vito (V-Class);
- Volkswagen Multivan T6;
- Volkswagen Touran;
- SsangYong Korando Turismo;
- Peugeot Traveller;
- Citroen C4 Grand Picasso;
- Renault Scenic.
Видео на тему
В завершение посмотрите небольшое видео о красивых и стильных минивэнах:
https://avtotachki.com/chto-takoe-miniven-i-ego-osobennosti/