Устройство и ремонт ходовых кареток гусеничного трактора ДТ-75
Подвеска ходовой части трактора ДТ-75 конструктивно выполнена в виде четырёх балансирующих взаимозаменяемых, одинаковых кареток, установленных на цапфах по паре с каждой стороны рамы машины. При толкающем действии на гусеницы, ведущими звёздочками, катки кареток прокатываются по дорожкам гусеничного движителя, гибко реагируя своими шарнирами цапф подвеса и в соединении балансиров на рельеф поверхности, обеспечивая ход трактору.
Устройство
Все четыре каретки имеют абсолютно одинаковую конструкцию и различаются сборкой в части стороны установки крышек с регламентными пробками отверстий смазки, где для удобства обслуживания точки заправки смазкой должны быть расположены наружу.
Схема каретки
Исходя из особенностей сборки по каталогу запасных частей существуют каретки двух видов:
- 85.31.001-01 –передняя правая или задняя левая
- 85.31.002-01 – передняя левая или задняя правая
Вес отдельной каретки в сборе составляет 150 кг.
Внешний или наружный балансир каретки
Тележка каретки представляет собой два литые шарнирно сочленённые балансиры, уравновешиваемые между собой встроенной цилиндрической мощной пружиной. Один край пружины установлен в чашку на верхней части внешнего балансира, второй – посажен на штырь верхней головки внутреннего балансира. Нижняя часть каждого балансира каретки оборудована парой металлических катков.
Под внешним балансиром в конструкции каретки понимают часть тележки, которая имеет внешние проушины для шарнирного соединения общей осью качения с вторым, внутренним балансиром.
Внутренний балансир каретки
Шарнир каретки
На ось качения цапфы тележка установлена через запрессованные скользящие втулки. Сама цапфа зажата в кронштейне поперечного бруса двумя болтами, где внутренний стяжной болт выполняет роль стопорного болта, входящего в радиальную проточку цапфы.
Цапфа каретки номер по каталогу 77.30.018А или 77.30.126-1А
От поперечного смещения во внешнюю сторону каретка удерживается упорной шайбой 2 прижатой к торцу цапфы цанговой гайкой 5, завинченной во внутреннюю резьбовую полость цапфы 1. Цанговая гайка имеет сквозную прорезь и внутреннее конусное отверстие, куда входит распорная конусная втулка 3. Во внутреннюю резьбу конусной втулки вкручивается распорный болт или шпилька с гайкой 7.
Цанговое крепление каретки к цапфе
От перемещения в сторону рамы трактора каретка удерживается крышкой 25 (основная схема), внутренний торец которой упирается в упорную шайбу 9.
Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазываются маслом, заправляемым в центральную полость внешнего балансира через отверстие закрываемое пробкой.
Шарнир балансиров
Ось шарнирного качения балансиров 5 пустотелая, плотно посажена в отверстие внутреннего балансира и зафиксирована в нём клиновидным болтом. Края оси качения входят в отверстия втулок 6, обеспечивая шарнирную связь балансиров. От попадания грязи и пыли шарнир защищён крышками, напрессованными на концы втулок 6. Крышки прижаты к торцам внешнего балансира с помощью болта 2, проходящего сквозь отверстия крышек и оси качения, затянутого гайкой 3.
Оси вращения катков
Катки балансиров установлены в их нижних частях на осях. Каждая ось установлена на двух конических роликовых подшипниках. Внешние обоймы подшипников скользяще посажены в расточки балансиров. Зазор подшипников настраивается пакетами регулировочных прокладок, устанавливаемых между корпусом уплотнителя и корпусом балансира.
В каждый пакет входит три прокладки толщиной 0.2, 0.4 и 0.6 мм.
На края осей напрессованы опорные катки 15. Подшипники осей смазываются заправкой масла. Течь масла из полости вращения предотвращается торцевыми резиновыми уплотнителями.
В состав каретки входят четыре радиально-упорных конических роликовых подшипника 7909М ГОСТ 333-79
Упорно-радиальный подшипник 7909 оси катка каретки
Уплотнение представляет собой два прижатых к друг другу шлифованных кольца 21 и 20, одно из которых установлено на лыске ступицы катка с возможностью свободного перемещения вдоль ступицы усилием поджимной пружины 22, другое кольцо 20 неподвижное установленное в корпусе с уплотнительным резиновым кольцом 19.
Ремкомплект каретки
Для плотности нерабочей части кольца пружина уплотнителя заключена в резиновый маслостойкий чехол 23. Попаданию грязи в уплотнение опоры вращения катка, препятствует лабиринт, образуемый защитным колпаком 24.
Детали каретки по заводскому каталогу
Как снять пружину
Для демонтажа или монтажа цилиндрической пружины тележки используют стяжной винт, имеющий с одного края резьбу, а с другой стороны — Т-образный упор.
Винт вставляется в полость витков пружины со стороны упорной чашки наружного балансира каретки и упирается Т-образным хвостовиком в крайний виток, при погружении в прорезь упорной чашки. При затяжке гайки на резьбовом конце винта, упором в шайбу, пружина сжимается до размера позволяющего её извлечения из упоров балансиров.
Осуществляя установку, также стягивают пружину винтом при предварительной установке одного её края в упорный выступ внутреннего балансира, и после стяжки амортизирующей детали до нужного размера с помощью монтировок и оправок устанавливают второй край в упорную чашку наружного балансира. После посадки в упоры отпускают и извлекают стяжной винт из полости витков пружины, обеспечивая ей свободную работу между упорами балансиров каретки.
Особенности ремонта
Основным типом поломок кареток является выработка осей шарниров и подшипниковых узлов катков. Причиной преждевременного выхода из строя является недостаточная смазка и попадание абразива в результате разрушения уплотнителей в конструкции тележки.
Демонтаж и разборка
Осуществляя демонтаж и разборку тележки основные трудности могут возникнуть: в случае разрушения и заклинивании подшипников в осях вращения с коррозийным прикипанием внешних их обойм в посадочных местах, заклинивание втулок качения в шарнирах соединения балансиров и подвеса каретки.
Для разборки каретки вместе с использованием винтовых упорных съёмников и домкратов в таких случаях для ослабления в сопряжениях применяют нагрев деталей. Для удаления втулок из посадочных мест используют газовые резаки или электродуговую сварку.
Ослабление втулок в посадочном месте можно добиться наложением сварочного шва по её свободной внутренней цилиндрической плоскости. Для удобного удаления выбиванием во внутреннюю полость выработанных втулок можно приварить упор используя болт или часть прута подходящей длины.
В случае односторонней выработки цапфы подвеса каретки, осуществляя ремонт, для восстановления практикуют её проворачивание в опорном кронштейне поперечной балки с полной заменой втулок на новые. При недопустимой выработке цапфы восстановление до изначальных размеров (70 мм) осуществляют наваркой с последующей проточкой её цилиндрической поверхности.
Сборочные параметры
Осевой люфт каретки на цапфе не должен превышать 2 мм. В случае превышения люфта заменяют заводскую прокладку под торцевой крышкой цапфы толщиной 1.5 мм на прокладку толщиной 0.5 мм.
Люфт подшипников опорных катков каретки, настраиваемый пакетом регулировочных прокладок, должен быть в пределах 0.2-0.5 мм.
Для обеспечения хорошего рабочего ресурса ходовому узлу при сборке и установке каретки важно заменить все уплотнительные элементы опор вращения и качения.
При значительной разнице износа ободьев колёс катков задних и передних кареток рекомендуется перекрёстная смена места их установки – переднюю правую устанавливают вместо левой задней, левую переднюю в место правой задней.
Уровень трансмиссионного масла смазки в опорных и поддерживающих катках, цапфе каретки должен соответствовать нижней кромки контрольного отверстия и проверяется при проведении ТО 1 через каждые 125 моточасов наработки трактором.
https://vseomtz.ru/uzli-traktorov/karetka-dt-75