Давление в шинах — все, что важно знать!
Все вопросы, которые связаны с давлением в шинах автомобилей, не такие простые, как могут показаться на первый взгляд. Зачастую ошибки допускают не только автовладельцы-новички, но и водители со стажем. В первом случае причинами ошибок является незнание основных правил, а во втором – переоценка своих сил и игнорирование рекомендаций производителя авто. Для контроля давления не достаточно просто стукнуть ногой по колесу как это часто делают многие водители. Необходимость точно знать, какое значение давления в шинах и доводить его до нужного значения, что обусловлено соображениями безопасности езды и уровнем комфорта управления.
Основной задачей автошин является обеспечение необходимых сцепных характеристик. Когда в колёсах давление нормальное, то нагрузка в месте контакта покрышки с дорожным покрытием распределена равномерно и при этом обеспечена хорошая управляемость, манёвренность и оптимальный расход топлива. И вот тут возникает главный вопрос. До какого давления необходимо накачивать шины? Важно понимать, что значение оптимального давления для конкретной марки авто определено не шиной, а автопроизводителем, ведь один и тот же типоразмер может быть смонтирован на разные модели автомобилей с различным весом и другими характеристиками.
Обычно информация о рекомендованном автопроизводителем давлении указана либо в технической документации на авто, либо в табличке, которая может быть размещена на торцевой части двери водителя, боковой стойке с водительской стороны, лючке топливного бака или в бардачке. На этой бирке указываются уровень холодного рабочего давления для передних и задних колёс, значение предельной нагрузки на авто и рекомендованный типоразмер шин. Помимо этого на значение давления могут влиять такие факторы как масса автомобиля, размер автошин, распределение нагрузки внутри автомобиля и даже время года.
Единицы измерения
Существует несколько единиц измерения. Для нас самым привычным является «атмосфера» – обозначается «atm» и показывает значение кг/см2. Давление измеряется также в барах – обозначение «bar» и килопаскалях – обозначение «kPa». 1 bar равняется 0,986923atm, т.е. практически одной атмосфере. 1atm = 101.325kPa. В Соединённых Штатах Америки и других англоязычных странах принята единица измерения, получившая название «psi», которая показывает значение фунта на квадратный дюйм. Соотношение этих единиц измерения следующее:
1psi = 0.068atm или 1atm = 14.706psi
Т.е получается, что если автопроизводитель указал давления, например, 29psi, то для перевода его в атмосферы надо разделить его на 14.7. Для упрощения процедуры перевода существуют специальные таблицы.
Важно! Не надо MAX Pressure, которое является максимально допустимым давлением и может быть указано на боковине шины, с рекомендованным давлением для правильной эксплуатации авто.
Многие владельцы легковых авто не придерживаются рекомендаций автопроизводителей, а пользуются другим правилом. Оно гласит, что нужно накачивать задние колёса до 2.2bar, а передние – до 2.0bar. Когда нагрузка полная и предстоит дальняя поездка, то давление в задних шинах нужно увеличить до 2.4bar. Позиция в корне неверная и даже вредная для авто. Дело в том, что у разных моделей авто разброс рекомендуемого давления может быть большим, начиная с 1.4bar – 20psi и до 4.0bar – 59psi. А, ведь отклонение значения давления от рекомендованного даже на 0.5 bar в одну или другую сторону может вызвать негативные последствия.
Обычно указания в табличке производителя выглядят следующим образом. Перечисляются допустимые размеры покрышек и рядом в строчке возле каждого размера указано рекомендованные значения давления, как правило, в двух единицах измерения – bar/psi. Например, 175 /70R13 82T – это размер шины и 240/35 – рекомендованное давление. Причём групп цифр две. Первая – для передних колёс, а вторая – для задних.
Низкое давление
Некоторые водители намеренно приспускают шины для увеличения демпфирующих свойств, обеспечивая таким образом мягкость и плавность езды по нашим далёким от совершенства дорогам. Есть водители, стравливающие давление для езды по бездорожью или по снегу. Делать это категорически не рекомендуется, потому что из-за неравномерности распределения нагрузки страдают боковые стороны покрышек, и шины быстро изнашиваются. Езда на приспущенных колёсах увеличивает вероятность получения механических повреждений или даже разбортирования. Более того, пониженное давление может привести не только к повреждению самих покрышек, но и дисков. Клиренс на спущенных шинах становится меньше. Уменьшение давления даже на 0.2-0.5bar приводит к снижению сопротивления резины поверхности дороги и возникновению трудностей с управлением авто. Расход топлива при пониженном давлении сильно повышается.
Высокое давление
При перекаченном колесе площадь в месте контакта шины с дорогой резко уменьшается. Получается, что в этом случае сцепные характеристики резко ухудшаются, уровень управляемости снижается и езда становится небезопасной. Автомобиль срывается на скольжение и тормозной путь удлиняется, поэтому вероятность возникновения ДТП увеличивается. Нагрузка приходится на центр протектора покрышки, поэтому шины изнашиваются неравномерно. Машина на перекаченных колёсах становится очень жёсткой, поездки на ней некомфортными, а нагрузки на подвеску настолько большие, что после каждого сезона приходится проводить диагностику и ремонт ходовой части авто.
Как и чем измеряется давление в покрышках?
Осмотр на предмет спущенных колёс следует проводить каждый день перед поездкой. Периодичность приборного контроля давления должна составлять не реже одного-двух раз в месяц. Зимой лучше проводить проверки чаще. Контролировать давление в обязательном порядке следует перед эксплуатацией после сезонного хранения, а также перед дальними поездками. Замеры должны проводиться на ровной поверхности.
Важно! Контроль давления следует проводить только на «холодных» покрышках. Лучше это делать после того как автомобиль простоял порядка четырёх часов, например, утром, когда автомобиль всю ночь стоял без движения и шины успели остыть. Если покрышка находилась в движении, то воздух в ней имеет повышенную температуру, а значит давление его выше, что сказывается на точности замеров.
Следует также принимать во внимание, что давление может изменяться вместе с климатическими переменами. Летом вместе с ростом температуры увеличивается и давление в колёсах. Например, при увеличении температуры до 25°С оно вырастает на примерно 0.8bar. А если к тому же загрузка полная, то давление будет ещё большим. Именно поэтому автопроизводители указывают значение допустимого давления именно для загруженного автомобиля. Это крайне важный параметр для обеспечения безопасности, который нельзя игнорировать. Зимой, когда температура воздуха понижается, давление в покрышках тоже падает примерно на 0.8 bar, что тоже следует учитывать при подкачке колёс.
Важно при подкачках колёс смотреть на то, как происходит истирание протектора. Если по мере эксплуатации износ равномерный, то значит давление в покрышках оптимальное. Если стирается в основном центральная часть, то следует стравить давление на 0.1-0.2 bar, а если износ происходит по краям протектора, то лучше увеличить давление на 0.1bar.
Для контроля давления используются специальные манометры разных типов и классов точности. Самые простые из них – стрелочные манометры с манометрической пружиной. Они достаточно точные, но не выдерживают перегрузок высоким давлением. Есть цилиндрические манометры. Они надёжнее стрелочных, но менее точные. Самые точные на сегодня – электронные манометры с дисплеем. Они обеспечивают точность измерений с погрешностью всего ±0.05 bar. Часто манометры входят в состав автомобильных компрессоров. Сегодня большое распространение получили электрические насосы, работающие от прикуривателя. Некоторые водители накачивают колёса, как говорят, на глаз, т.е. без применения манометра. Это делать категорически нельзя, потому что значения давления в разных покрышках, которые накачены этим способом, может сильно отличаться.
Современные марки автомобилей выпускаются со штатной системой TPMS, функции которой заключаются в постоянном мониторинге уровня давления и температуры воздуха в шинах и сигнализации при возникновении проблем. Удобная и полезная система, которая в конечном итоге обеспечивает продолжительный ресурс шин, хорошие ходовые характеристики и безопасность. Если такая система отсутствует, то сегодня имеется возможность её приобрести и смонтировать на авто. Кроме того, выпускаются отдельные нештатные контролирующие системы, которые, как правило, крепятся на внутренней стороне колёсного вентиля и обеспечивают передачу сигналов на приёмное устройство.
https://goroshina.ua/ru/blog/davlenie-v-shinah—vse-chto-vazhno-znat