Перечень работ, которые должны выполнять при диагностике ходовой части автомобиля
Ходовая часть – это подвеска и мосты, то есть мост задний и передний. Когда речь идёт о рамном кузове, в список надо включать и раму. Будем считать, что кузов является несущим, а сам автомобиль – переднеприводным. Ясно, что список мер по диагностике ходовой части зависит от того, что входит в эту часть изначально. Обычно речь идёт о подвеске, и тогда регулируют углы развала и схождения. Нужно проверять на сохранность рычаги и сайлент-блоки, определять износ пружин и амортизаторов, а ещё надо проводить диагностику шарниров ШРУС.
Последнее действие выполняют в движении, то есть при управлении автомобилем на дороге.
Шины и диски
Начинать диагностику ходовой части лучше с проверки состояния колёс. При этом выполняют действия:
- Визуально осматривают диски и шины, чтобы найти возможные дефекты;
- Балансировку каждого колеса проверяют тоже. Кузов достаточно будет вывесить на домкрате;
- Когда кузов вывешен, проверяют давление в шинах.
Без использования спецоборудования можно проверить только «статический баланс». Смысл этих слов иллюстрирует чертёж:
Дисбаланс может быть статическим и динамическим
Проблема в том, что сейчас не существует установок, позволяющих выявлять динамический дисбаланс прямо на машине. Каждое из колёс придётся снимать.
ШРУСы и подшипники ступиц
Какие сложные слова – ШРУС, ступицы… На самом деле речь идёт о проверке сохранности пыльников, то есть чехлов, закрывающих ШРУСы – шаровые шарниры переднего моста. Проверяют целостность пыльника методом осмотра.
Если дефекты не выявлены сразу, это не значит, что их нет. Испытания проводят на стенде:
- Передний мост полностью вывешивают;
- Нажав на педаль тормоза, устанавливают зажим на тормозной шланг. Операцию проводят для каждого из колёс по очереди!
- После старта двигателя включают первую передачу, а руль вращают от упора до упора. Если слышен характерный звук (хруст), придётся менять и пыльник, и сам ШРУС.
Теперь рассмотрим, как нужно проверять подшипники. Кузов вывешивают и пытаются наклонять диск, чтобы выявить люфт.
Подшипник колёсной ступицы проверяют на люфт
Было перечислено всё, что входит в диагностику ходовой части, за исключением проверки и тестирования подвески. Проверять её элементы начинают с визуального осмотра.
Заметим, что в подшипниках заднего моста наличие небольшого люфта будет допустимым. О передних ступицах так можно говорить в одном случае – когда авто является заднеприводным.
Детали подвески
Только тщательный осмотр с применением фонарика поможет найти дефекты, которые могут появляться на механических деталях. Доступ к рычагам подвески будет открыт, а вот поперечная тяга обычно защищена съёмным кожухом. Этот кожух требуется демонтировать. Вообще же действия по диагностике можно объединить в группы:
- Осмотр всех жёстких (металлических) деталей подвески – рычагов, тяг и т.д. Нужно искать трещины и сколы;
- Проверка сохранности резиновых втулок (визуальный осмотр);
- Поиск неисправностей в сайлент-блоках, шаровых опорах и верхних опорах с подшипниками. Здесь используется ломик, которым жёсткий элемент отводят от кузова и покачивают;
- В завершении проверяют состояние основных элементов – пружин и амортизаторов. Отдельным вопросом надо считать проверку углов установки колёс: угла развала и схождения. Угол кастера на большинстве иномарок не регулируется, и проверять его нет смысла.
Первые три шага иллюстрируются на фото:
Когда проводят комплексную диагностику, проверяют тормозную систему и рулевое управление. К диагностике ходовой части автомобиля эти этапы не относятся, потому что входит в её состав только подвеска, колёса и мосты.
Подробнее о подвеске:
Подробнее о пружинах и амортизаторах
Допустим, в сервисном центре нет вибростенда, а есть только смотровая яма. Тогда пружины и амортизаторы проверяют так:
- Когда авто находится на ровной поверхности, об износе пружины свидетельствует проседание угла кузова;
- Каждый амортизатор проверяют, надавив на один из углов и быстро отпустив его (см. рис.). Число «качаний» не должно превосходить 1-2;
- После «качания» амортизаторы осматривают, чтобы узнать о потере герметичности. Если на поверхности выступит масло, элемент неисправен;
- Заодно при осмотре проверяют, нет ли трещин на каждой из проушин.
Вообще же о неисправности основных элементов свидетельствуют жалобы владельца – стало трудно проходить повороты, появился стук и т.д. Визуальный осмотр каждой «связки» мало что даёт.
Быстрым способом проверить амортизаторы будет и тестирование на вибростенде. Само испытание почти не сокращает ресурс узла, но владельцы старых машин предпочитают не рисковать.
Вообще на вибростенде создаются условия, похожие на те, что воздействуют на подвеску при движении. Но показания приборов не всегда будут объективными – износ кузова, то есть снижение его прочности, в программе не учитывается. Как раз поэтому старый автомобиль нет смысла загонять на вибростенд. Конечно, здесь речь не шла о рамных конструкциях.
Делаем авто диагностику ходовой
Описание работ по авто диагностики ходовой: подводные камни процесса, разные виды диагностики, схода-развал и пр. Фото и видео.
Конструктивно ходовая часть автомобиля представлена четырьмя главными элементами: передняя и задняя подвеска, шины и колеса. Но когда проверяется состояние ходовой, в первую очередь диагностируют состояние подвески и всех ее элементов. Проверка углов развала и схождения колес, осмотр шин, проверка датчиков давления даже на СТО в прайс диагностики ходовой не входит.
Для осмотра подвески механику не требуется никакого оборудования – достаточно иметь подъемник, монтажку, или проще говоря, монтировку и хорошее освещение. Ну и обязательно слесарь должен иметь знания, чтобы определить разрыв сальника, перекос пружины и пр.
Сделать авто диагностику ходовой реально и в гараже, вместо подъемника достаточно иметь удобную смотровую яму и доступ света. Осматривать ходовую необходимо во время каждого ТО. От этого зависит, сколько денег вы потратите на ремонт – копейки, если во время заметите изношенный сайлентблок, или десятки тысяч, если пропустите трещину в амортизаторе.
Подводные камни диагностики на СТО
Подвеска авто не только связывает кузов с дорогой и обеспечивает комфорт водителя и пассажиров, но отвечает за 70 % активной безопасности ТС. От состояния элементов подвески во многом зависит, есть ли у авто «шанс» потерять управление и попасть в аварию.
Сегодня существует три способа провести диагностику ходовой:
- своими руками, т.е. используя только монтировку, знания и силу рук;
- компьютерная диагностика;
- прогон на стенде.
На СТО в 80% случаев водителю предлагают компьютерную диагностику или осмотр на стенде, который в 20% пропускает дефекты частей подвески, приводящие в дальнейшем к значительным тратам. Поэтому, даже если авто премиального класса и имеет тысячи датчиков, необходимо всегда визуально осматривать ходовую.
Компьютерная диагностика ходовой предполагает подключение ЭБУ к ПК механика и проверку сигналов датчиков, которые мониторят все системы автомобиля. Проверка занимает от 15 до 45 минут в зависимости от скорости передачи данных блока управления.
Полученные данные с рабочих датчиков автомобиля мастер сверяет с заводскими и на этой основе делает вывод о состоянии подвески. Если нет никаких симптомов поломки (например, задняя полузависимая подвеска достаточно «молчалива», и о том, что элемент давно нуждается в ремонте, водитель узнает только по потере управляемости), осмотр поводится за дополнительную плату, авто поднимается на подъемник и проверяется с помощью монтажки.
На вибростенде машина переводится в режим скоростного движения и на основе показаний датчиков в режиме реального времени, визуально и на слух оценивается состояние ходовой.
Вибростенды выявляют до 80 % всех текущих неисправностей подвески, но если сравнить показания компьютерной диагностики и проверку на стенде, данные могут значительно различаться. Это происходит потому, что вибростенды имеют не только высокую степень погрешности, но разрабатываются под конкретные марки авто.
Диагностика стендом и на основе показаний датчиков не подходит для автомобилей, чей возраст более 15-20 лет. Здесь необходимо использовать только механику и опыт.
Поэтому насколько технологической ни была бы машина, без визуального осмотра и проверки вручную большинства механизмов не обойтись никак. И опыт механика становится главным показателем качества при диагностике ходовой.
Если на модели используется современная гидроподвеска или сложная многорычажная конструкция, для визуального осмотра лучше пригласить опытного механика. Самостоятельно можно проверить состояние пружин, осмотреть цельность сайленблоков, проверить, нет ли течи.
На большинстве авто установлены подвески МакФерсон для передней оси и полузависимая балка для заднего моста. Разберем подробно, как проводить самостоятельную диагностику по шагам.
Диагностируем МакФерсон
Конструкция МакФерсон простая, долговечная и надежная, но учитывая условия эксплуатации, в подвеске часто ломаются шаровые опоры и разрушаются сайлентблоки. Если во время заметить дефект, можно ограничиться быстрым и дешевым ремонтом. В большинстве легковых авто МакФерсон устанавливается на переднюю ось.
Перед тем, как машину поставить на подъемник, открывается капот, осматриваются и проверяются зазоры верхних опор. Если зазор достигает 1,5 см, необходимо менять верхние подушки.
Классическая раскачка. Необходимо раскачать авто, сильно надавив на капот. После раскачки авто должно дать инерцию не более 2 раз. Если кузов продолжает качаться, замене подлежат амортизаторы.
Авто поднимается на гидроподъемник, где проводят осмотр амортизаторов – детали должны быть без потеков и следов масла.
Раскачивание колеса вверх/вниз, влево/вправо. При правильно настроенной и целой подвеске водитель не наблюдает люфта и не слышит посторонних звуков. Если, качая колесо влево и вправо, слышен хруст, легкий стук – неисправна рулевая тяга, в 70 % случаев отломан наконечник. Если звуки появляются при раскачивании вверх-вниз, это признак, что значительно износилась шаровая опора.
Шаровые могут быт сломаны, но при раскачке колеса не издавать стуков, люфт при этом также не наблюдается, поэтому опоры проверяются дополнительно монтировкой. Ключ вставляется между кулаком и рычагом, пытаясь прокачать узел, люфт не допускается.
Рекомендуется во время диагностики ходовой проверить рулевую рейку. Механизм не относится к деталям подвески, но проверить стойку удобно, когда машина на подъемнике. Необходимо крепко взяться руками за тягу и попробовать пошатать – не должно быть люфта или стуков.
Диагностика ступичного подшипника
Раскрутить колесо вперед и после остановки – назад. Такие манипуляции позволяют с точностью до 95% оценить степень износа ступичного подшипника. Приложить руку к пружине, когда колесо вращается:
- Чувствуется вибрация – первая степень износа ступичного, нужна замена.
- Пружина не вибрирует – состояние ступичного хорошее.
- Колесо раскручено, слышен гул и скрежет – подшипник давно изношен, необходима срочная замена.
Проверка сайлентблоков рычагов. Необходимо подергать элементы вдоль и поперек, в качестве опоры можно использовать подрамник. Люфт может наблюдаться после значительного усилия – резиновые части не могут не деформироваться. В рычаге установлено два сайлентблока, и какой необходимо менять, покажет люфт.
Диагностика стабилизатора поперечной устойчивости
Начинается проверка с осмотра втулок. Монтировку вставляют около втулки между стабилизатором и подрамником и сильно раскачивают. Если втулка изношена, стабилизатор легко в ней движется. Также монтировкой проверяется и состояние болтов крепления. Если есть люфт, меняют резиновые прокладки.
Стойки стабилизаторов считаются частым расходникам. Детали предохраняют стабилизатор и другие элементы подвески от жестких вибраций во время движения. В половине всех ремонтов приходится менять треснувшие стойки. Резиновые части выходят из строя значительно реже.
Кроме своего прямого назначения – обеспечивать подвижное соединение стабилизатора, второе конструктивное предназначение стоек – ломаться. В каждой стойке есть специальное место излома – шейка, которая должна сломаться, если превышена расчетная нагрузка на подвеску.
Во время диагностики передней подвески рекомендуется проверять нижнюю подушку мотора или КПП. Элемент не относится к ходовой, но его удобно осматривать, когда авто на эстакаде. Кроме того, диагностика нижней подушки не требует никаких дополнительных инструментов, а ее разрыв виден сразу.
Авто диагностика задней полунезависимой подвески
Поскольку для задней оси в полунезависимой подвеске отсутствуют шаровые опоры, диагностика начинается с осмотра ступичных подшипников. Проверка делается вращением колеса, как в случае с подвеской МакФерсон, так же слушается пружина на вибрацию.
Диагностируются амортизаторы, монтировкой проверяются сайлентблоки снизу амортизатора, визуально фиксируется наличие/отсутствие потеков.
Износ или расслоение сайлентблока увидеть достаточно трудно, особенно если нет опыта диагностики. Но износ резиновой части втулок сайлентблоков заметен сразу – резина отслаивается. Если износ значительный, можно невооруженным глазом заметить нарушение в развале схождения колес. Осматриваются пружины, и если детали просели, это хорошо видно.
Прошатать подвеску достаточно просто самостоятельно, но без подъемника это сделать сложно. Заключительным этапом в авто диагностике ходовой считается осмотр колес и шин, проверка угла развала и схождения.
Регулировка схода-развала
Провести диагностику развала и схождения колес можно визуально – неисправность заметна сразу по характеру управляемости авто. Но провести самостоятельную регулировку достаточно проблематично.
Для премиальных комплектаций, спорткаров и внедорожников рекомендуется обращаться в сервис. Когда необходимо регулировать сход развала:
- авто постоянно уводит от прямолинейного курса в сторону;
- сложно управлять во время маневров;
- протектор истирается неравномерно.
Неправильное положение колес во время движения прямо влияет на безопасность. Автомобиль может увести в сторону во время скоростного поворота или обгона. Неправильно выставленные углы влияют на работоспособность всей системы подвески, которая начинает испытывать критические нагрузки.
Заключение
К сожалению, большинство водителей обращают внимание на состояние ходовой только после того, как в районе колеса начинает слышаться характерный треск, щелчки, гул подшипников и пр. Это говорит об аварийном состоянии узлов подвески и о том, что плановые ТО проводились раз в три года или не проводились никогда. Диагностика ходовой – важная процедура в обслуживании автомобиля, которую необходимо делать систематически.
Видео про диагностику подвески:
Описание работ по авто диагностики ходовой: подводные камни процесса, разные виды диагностики, схода-развал и пр. Фото и видео.
Как диагностировать ходовую автомобиля
Статья о диагностике ходовой части автомобиля — из чего состоит ходовая, виды, этапы и процесс диагностики. В конце статьи — видео о проверке ходовой своими руками. Статья о диагностике ходовой части автомобиля — из чего состоит ходовая, виды, этапы и процесс диагностики. В конце статьи — видео о проверке ходовой своими руками.
Ходовая часть автомобиля предназначена для его перемещения и управления, а также для поглощения вибрационно-ударных нагрузок на кузов при движении по неровному дорожному покрытию. Поэтому диагностика «ходовой» является важнейшим и необходимым условием для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля.
Ведь именно «ходовая» является главной частью конструкции машины, от которой напрямую зависит комфортность езды и безопасность движения. На автомобиле можно ездить со многими неисправностями (электрики, кузова, двигателя), но именно из-за неисправностей в ходовой части машина может в буквальном смысле «развалиться посреди дороги».
Варианты диагностики
В общем и целом, диагностику ходовой части машины можно разделить на три варианта:
-
Аварийная (экстренная) – когда при эксплуатации авто уже отчетливо слышен стук и лязганье в ходовой части, посторонний стук при повороте руля. Машина ведет себя неустойчиво на большой скорости, дает сильный крен на поворотах, «прыгает» на ямах. В момент торможения авто ведет в сторону, а при наборе скорости тянет в сторону руль. То есть, «ходовая» настолько изношена, что эксплуатация автомобиля становится некомфортной и небезопасной.
Любой вариант диагностики ходовой части предполагает одинаковый набор действий, большинство из которых можно выполнить самостоятельно, без привлечения специалиста. Но, разумеется, прежде чем производить самостоятельную диагностику, нужно знать, что, где и как осматривать.
Также не лишним будет провести полную диагностику автомобиля с помощью персонального сканера. К примеру это можно сделать недорогим мультимарочным устройством Rokodil ScanX.
Устройство проанализирует данные и в случае обнаружения ошибок укажет на проблемный элемент. С помощью такой диагностики можно выявить дефекты в подвеске, шинах, раме и блоке мостов. Сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1996 года выпуска, при наличии ODB2 разъема для подключения. Информация выводится на экран вашего телефона либо планшета с подробным описанием неисправности.
Из чего состоит ходовая часть
Ходовая часть состоит из комплекса узлов, элементов и механизмов, на которые от двигателя (через трансмиссию и привод) передается крутящий момент, в результате чего автомобиль перемещается по дороге. Основными элементами ходовой части являются:
-
несущий кузов (или рама);
Дополнительно, в ходовой части находится еще множество вспомогательных механизмов и элементов: амортизаторы, шаровые опоры, рычаги, тормозные механизмы, пружины, пыльники, сайлентблоки и др. И каждый из этих элементов и механизмов выполняет свои отдельные функции для передвижения автомобиля, управления им, уменьшения колебаний и вибрационной нагрузки при движении по неровностям. Основная часть дополнительных элементов расположена на подвесках.
Наиболее изнашиваемые «расходные» элементы ходовой части
Наибольшему и быстрому износу подвержены следующие элементы ходовой части, которые еще называют «расходными»:
-
Шаровые опоры – крепления шарнирного типа, с помощью которых рычаг подвески крепится к колесной ступице.
Также большому износу подвергаются подшипники и ступицы, значительно влияющие на управляемость автомобилем. Поэтому их также часто следует проверять.
Этапы диагностики ходовой части
Диагностику ходовой части автомобиля лучше разделить на два этапа:
Диагностика ходовой части при движении
Диагностика «ходовой» при движении достаточно проста. Все, что требуется от водителя — это внимательность. Необходимо наблюдать за поведением автомобиля на скорости и при торможении, а также выявлять на слух посторонние нештатные звуки (стук, скрежет, скрип и т. д.) при движении по обычной хорошей и плохой грунтовой дороге. Например:
-
При езде на большой скорости машина становится неустойчивой. Также ощущается увеличение люфта руля – проблемы с рулевой стойкой или с креплениями рулевых тяг.
Диагностика ходовой части на месте (статично)
Для более тщательной самостоятельной диагностики «ходовой» потребуется смотровая яма (в гараже) или специальная эстакада (на улице). Также для проведения осмотра потребуются:
-
домкрат (или гидравлический подъемник);
Если есть возможность, то лучше воспользоваться подъемником, как в автосервисе. Кроме того, желательно присутствие помощника. И, разумеется, днище автомобиля, и элементы ходовой части должны быть более-менее чистыми, чтобы при осмотре сверху не сыпалась грязь, а осматриваемые элементы были хорошо видны.
-
Общую диагностику ходовой части лучше начинать с передней подвески, подняв крышку капота для осмотра верхних опор стоек. Здесь важно, чтобы машина стояла, а не висела, так как подвеска должна быть нагружена. Необходимо проверить зазор между чашкой и кузовом с помощью отвертки. Если отвертка свободно входит в зазор, а размер самого зазора составляет 1.5 см и более, то пришло время менять верхнюю подушку.
Визуально неисправность стойки или амортизатора определяют по вытеканию из них жидкости. Также визуально (или через раскачку) можно определить износ резиновой крепежной втулки амортизатора, из-за которой также может происходить стук.
Также критический износ шаровой опоры можно определить при раскачке руками рычага возле самой опоры. Если для определения люфта не хватает сил, то можно воспользоваться монтировкой (или ломиком). Для этого монтировку нужно вставить между кулаком и рычагом, после чего покачать. При исправной шаровой опоре люфта и стука быть не должно.
Далее следует проверить амортизаторы и стойки на предмет вытекания жидкости. Осмотреть пружины. Визуально просадка пружин заметна не всегда, но их поломку заметить нетрудно.
Пыльники (имеют вид гармошки) также не должны иметь трещин и разрушений. Треснутый, но еще не порванный пыльник можно еще использовать некоторое время, но лучше его заменить как можно скорее. Иногда пыльники теряют эластичность, в результате чего из под них начинает просачиваться смазка. Такие пыльники (как и порванные) необходимо менять незамедлительно.
Крепежные втулки не только принимают на себя ударные нагрузки, но и выполняют функции шарниров для подвижности элементов подвески. Соответственно, они подвержены разрушению и стиранию. Если выступающие края резиновой втулки (на тяге, рычаге подвески или проушине амортизатора) растрескались, значит, втулку необходимо заменить. Также втулка подлежит замене, если произошло смещение пальца от центра проушины к краю.
Заключение
Самостоятельная диагностика ходовой части автомобиля, несомненно, полезна и помогает сэкономить немалые средства. Ведь найдется немало автовладельцев, которые способны устранить неполадки в ходовой части самостоятельно.
Однако следует помнить, что полноценная диагностика «ходовой» возможна только при наличии соответствующих знаний по устройству автомобиля и с использованием профессионального стендово-диагностического оборудования в условиях специализированной станции технического обслуживания.
Видео о проверке ходовой своими руками:
https://xx-auto.ru/hodovaya-chast/perechen-rabot-kotorye-dolzhny-vypolnyat-pri-diagnostike-hodovoj-chasti-avtomobilya/