МЗКТ-65151: технические характеристики
Тяжёлый четырёхосный самосвал МЗКТ-65151 имеет и другое название – «Волат» («Богатырь» в переводе с белорусского). Это имя минского грузовика недалеко от истины. Данный самосвал с колёсной формулой 8х4, изготовленный на базе шасси МЗКТ-692371, отличается внушительным внешним видом, большим кузовом серьёзного объема (20 м3) и мощным силовым агрегатом. Он предназначен для перевозки сыпучих грузов и стройматериалов и может использоваться на дорогах любого типа, в том числе – с заездом в карьеры либо на строительные объекты с подъездными путями.
Содержание
О предприятии-изготовителе
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разрабатывает и производит для своих клиентов специальные транспортные средства для перевозки тяжёлых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости – автомобильные тягачи под торговой маркой Volat. МЗКТ способен выпускать спецтехнику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц. Слоган компании гласит: Техника, не знающая преград! Грузовики Volat, которые являются наследниками советских тягачей-ракетоносцев, обладают отличными ходовыми качествами и могут работать в условиях абсолютного бездорожья и самых суровых климатических условий.
Общая численность сотрудников предприятия в данное время – более 5 тысяч человек. В его структуру входит 10 производственных цехов и 3 цеха вспомогательной деятельности. Предприятие – государственное, все 100% акций его принадлежат Республике Беларусь.
Свою историю МЗКТ ведёт с 1954 года, когда постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было основано СКБ-1 – специальное конструкторское бюро по разработке многоосных грузовиков повышенной проходимости для нужд Министерства обороны СССР.
Это КБ на протяжении 1950-1980-х годов создало множество многоосных шасси специального назначения – для транспортировки танков и другой тяжёлой техники, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», зенитно-ракетных комплексов С-300, а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей.
В 1991 году на базе этого производства колёсной техники специального назначения для Советской армии и был создан Минский завод колёсных тягачей. Тогда и пошло освоение, разработка и производство гражданских грузовых автомобилей на базе военных шасси: многоосных тягачей, самосвалов, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившей собственную торговую марку «Волат».
Предприятие разрабатывает и производит грузовые транспортные средства с колёсными формулами 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 1О × 6, 1О × 8, 1О × 1О, 12 × 12, 16 × 16: шасси для установки спецоборудования для разработки и обслуживания нефтяных и газовых месторождений; кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн; седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130-ти тонн; тягачи балластные для транспортировки грузов до 400 тонн; прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 тонн; самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн; шасси для монтажа самого разнообразного специального оборудования.
Шасси МЗКТ продолжают широко применяться в составе разнообразных образцов вооружения и военной техники. В Российской армии используется более шестидесяти образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ.
Практически вся продукция предприятия идёт на экспорт в Российскую Федерацию (95 процентов). Однако МЗКТ развивает связи и на международном рынке. В Китае совместное предприятие собирает военные тягачи из машинокомплектов МЗКТ, поставлялись автомобили завода в Турцию, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны.
Техническое описание модели и её модификации
На рынке грузовой спецтехники самосвал МЗКТ-65151 представлен с 2001-го года. Минский завод колесных тягачей постарался оперативно среагировать в период увеличения спроса на массивные грузовики-четырёхосники, разработав собственную модель большой грузоподъёмности, которая может передвигаться и по дорогам общего пользования.
Для владельцев грузовиков серьёзной грузоподъёмности серьёзной проблемой является ограничение нагрузки на одну ось – 13 тонн, которое действует в России и государствах СНГ. Повышение грузоподъёмности можно достичь применением добавочной оси. Разработчикам МЗКТ-65151 удалось достичь оправданного увеличения снаряженной массы и расхода дизельного топлива для новой конструкции. Итогом работы над шасси МЗКТ-692371 стала модель МЗКТ-65151, которая способна перевозить до 25-ти тонн грузов. При этом использования вместе с прицепом конструкция машины не предусматривает.
При проезде по дорогам общего пользования, а также по улицам населённых пунктов нагрузка на заднюю тележку в сумме не должна превышать 26-ти тонн. С учётом нагрузки, приходящийся на первую и вторую оси, полная масса грузовика составляет 41 тонну. За вычетом снаряжённой массы самой автомашины (порядка 16-ти тонн), её грузоподъёмность составляет 25 тонн.
При этом, объём грузовой платформы и конкретный опыт применения свидетельствует о том, что МЗКТ-65151 способен «принять на борт» гораздо больше заявленных «по паспорту» 25-ти тонн. Если исходить из средней плотности сыпучих строительных материалов (порядка 1,9 т/м3), то получается, что грузоподъёмность этой машины составляет 38 тонн. Если же засыпать в кузов 25 тонн песка, то он окажется заполненным не доверху, а только на 2/3. Работать с перегрузом допускает и надёжность гидравлической системы подъёма платформы (гидроклапаны которой допускают наличия 35 тонн в кузове), и шины с более высоким индексом несущей способности.
Кроме 20-кубового кузова, потребитель может заказать грузовую платформу и меньших объёмов: 16,5 м3 или 11,5 м3. Грузовые платформы могут оборудоваться гидравлическим замком заднего борта. А для упрощения конструкции и разгрузки грузовой платформы также может быть использован вариант кузова ковшового типа, без заднего борта.
К настоящему времени грузовик МЗКТ-65151 уже является устаревшей моделью, которая снята с производства. В линейке предприятия-производителя этот автомобиль заменён на более совершенный – МЗКТ 7501. Но МЗКТ-65151, конечно же, продолжают использоваться в России и СНГ, поскольку их рабочие характеристики остаются актуальными.
Выпускалось две модификации этого грузового четырёхосника: МЗКТ 65151-010 и МЗКТ 65151-020. Конструктивно они друг от друга не отличаются. Разница между ними заключена только лишь в типе используемого дизельного двигателя. МЗКТ 65151-010 комплектовались двигателями типа ЯМЗ-7511.10 (400 лошадиных сил), а МЗКТ 65151-020 – силовыми агрегатами ЯМЗ-7512.10 (360 лошадиных сил).
Двигатель МЗКТ-65151
В самом начале производства на самосвалы МЗКТ 65151 устанавливали дизельные силовые агрегаты Тутаевского моторного завода, мощностью 410 лошадиных сил. Затем попробовали перейти на двигатели ЯМЗ-238Д мощностью 330 лошадиных сил. Однако эти моторы заметно «просаживались»: их мощности оказалось недостаточно для такого самосвала. Поэтому впоследствии и от них решено было отказаться – в пользу ЯМЗ-7511.10 и ЯМЗ-7512.10 Ярославского Моторного Завода.
Это наиболее мощные из восьмицилиндровых двигателей ярославского предприятия, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2». Это V-образные четырёхтактные дизельные моторы с жидкостным охлаждением, турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», механическим регулятором частоты вращения и непосредственным впрыском горючего, специально разработанные для тяжёлой грузовой техники.
Их основные технические параметры таковы:
- рабочий объём – 14,86 литров;
- номинальная мощность – 294 кВт (400 л.с.) – ЯМЗ-7511.10, 264 (360) кВт (л.с.) – ЯМЗ-7512.10 (при 1900 мин);
- наибольший крутящий момент – 1715 Н.м – ЯМЗ-7511.10, 1570 Н.м – ЯМЗ-7512.10 (при 1100…1200 об/мин);
- степень сжатия – 16,5;
- диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня –140 мм;
- удельный расход горючего – 195 (143) г/кВт в час (г/л.с. в час);
- масса двигателя – 1250 кг – ЯМЗ-7511.10, 1215 кг – ЯМЗ-7512.10; вместе с коробкой передач и сцеплением – 1685 кг;
- заявленный ресурс – 800 тысяч километров.
Трансмиссия МЗКТ-65151
В качестве сцепления используется однодисковый механизм модели ЯМЗ-184. Коробка передач на самосвалах МЗКТ-65151 установлена собственного производства предприятия – механическая двухдиапазонная, девятиступенчатая, с синхронизированным включением всех скоростей, кроме первой и передачи заднего хода. Переключение диапазонов в понижающей передаче осуществляется при помощи силового пневматического цилиндра. Система смазки коробки переключения передач комбинированная – разбрызгиванием и под давлением, которое создаётся встроенным шестерёнчатым насосом.
Передаточное число высшей передачи – 0,795; передаточное число главной передачи – 6,59. Отбор мощности на гидравлический насос подъёма грузовой платформы осуществляется с заднего торца картера понижающей передачи – от специального вала, который соединён с промежуточным валом коробки переключения передач.
Ведущие мосты установлены также фирменного производства. Ведущий мост непроходной состоит из редуктора с конической передачей, блокируемого межколёсного дифференциала и двух планетарных колёсных передач. Ведущий мост проходной отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. Также на нём установлен дублирующий насос гидравлического усилителя руля. Привод основного насоса – стандартный, от дизельного двигателя.
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм автомобиля МЗКТ-65151 – типа «винт-шариковая гайка» со встроенным распределителем. В тормозной системе грузовика применяются обыкновенные колодочные тормоза, с пневматическим приводом, установленные на каждом из колёс. Основная тормозная система – двухконтурная. Предусмотрены также стояночный, запасной и вспомогательный тормоза. Антиблокировочной системы (ABS) в стандартном исполнении самосвала не предусмотрено.
Рама, подвеска, ходовая часть
Конструкция самосвала МЗКТ-65151 базируется на исключительно прочной раме лонжеронного типа с поперечинами, которые закреплены к лонжеронам болтами. Данная схема является классической для всех тяжёлых грузовиков этого завода и отличается серьёзной прочностью.
Передняя подвеска – рессорно-зависимая, с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – рессорно-балансирная, с дополнительным усилением. На осях использованы балки с двутавровым сечением и поворотными кулаками. Первый задний мост выполнен не разрезным и снабжён центральным проходным редуктором, межколёсным и межосевым дифференциалами с принудительной блокировкой. На втором заднем мосту смонтирован межколёсный дифференциал с блокировкой.
Технические характеристики МЗКТ-65151 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 9060 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3290 мм.
- Внешний радиус поворота – 11500 мм.
- Полная масса автомобиля – 41 000 кг.
- Снаряжённая масса – 16 000 кг.
- Грузоподъёмность – 25 000 кг.
- Время подъёма самосвальной платформы – 30 секунд.
- Размер шин – 12.00 R20.
- Дистанция выбега со скорости 50 км/час – 790 м (при снаряжённой массе), 935 м (при полной массе).
- Расход дизельного топлива при равномерном движении на скорости 60 км/час – 45 л/100 км.
- Максимальная скорость – 85 км/час.
Кабина МЗКТ-65151
Грузовик МЗКТ-65151 укомплектован двухместной кабиной типа МАЗ-5551, смонтированной на её раме на четырёхточечной подвеске, пружинной с гидравлическими амортизаторами. Как дополнительный вариант, возможна установка пневматической подвески кабины.
Водительское сиденье водителя тоже может быть на пневматической подвеске и с упругим элементом. А в стандартную базовую комплектацию входит самый простой вариант кресла – с пластинчатым торсионом и амортизатором. Он обеспечивает только лишь удовлетворительную мягкость хода.
Немалое внимание уделено условиям работы водителя грузовика: рулевую колонку можно регулировать по высоте и углу наклона; зеркала заднего вида снабжены электрическим подогревом; механизм переключения передач оснащён силовым пневматическим цилиндром; педаль подачи дизтоплива дополнена защёлкой, которая фиксирует её положение в режимах прогрева мотора и накачивания шин; присутствует система контроля за засоренностью воздушного и масляного фильтров. В качестве дополнительной опции, возможно оборудования кабины МЗКТ-65151 кондиционером компании Webasto. Первая ступенька располагается высоковато, что не слишком удобно при посадке в кабину. Не помешает дополнительная ступенька гибкого типа – на двух отрезках троса, как на Урале-532301.
Отзывы о грузовиках МЗКТ-65151
В процессе эксплуатации этого грузовика выявляются такие его особенности: при входе в повороты в значительной степени увеличивается нагрузка на двигатель, вплоть до существенного снижения оборотов, а при выходе из поворотного виража – автомобиль ускоряется. Данная тонкость относится к крутым поворотам на высокой скорости. При верном её выборе управление грузовиком получается более уверенным, однако только на дороге с твёрдым покрытием. При движении по карьерам, даже в плавном повороте, из-за значительной массы автомобиль зарывается управляемыми колёсами в песок. В связи с этим, блокировки межосевого и колёсных дифференциалов, которыми оснащается МЗКТ-65151, являются очень нужной и даже необходимой вещью.
При перегрузке смещается центр тяжести, и машина становится неустойчивой, несмотря на хорошие стабилизаторы поперечной устойчивости. Непросто управлять самосвалом МЗКТ-65151 на свежевыпавшем снегу или на «снежной каше»: постоянно заносит, при торможении след превращается в ледовое покрытие.
Всеми отмечается исключительная простота конструкции минского четырёхосного самосвала. В этом плане предприятие не отказывается от своих традиций. Ведь в советское время МЗКТ был специальным отделом в составе производственного объединения МАЗ, который занимался проектированием, разработкой и производством тяжёлых многоосных автомобилей для транспортировки ракетной техники, в том числе и баллистических ракет. А для армейской техники всегда на первом месте были простота конструкции и надёжность. Эти свойства были и остаются главными преимуществами самосвалов МЗКТ-65151.
Отмечается также хорошее качество и продуманность конструкции кузова самосвалов МЗКТ 65151. Замки его заднего борта сделаны таким образом, чтобы при выгрузке массы груза засорение было бы минимально возможным. Посредством этих замков борт прочно и надёжно фиксируется в закрытом положении. Лестницы для обслуживания грузовой самосвальной платформы установлены удачно и грамотно, что в значительной степени облегчает выполнение всех текущих работ.
Груз в кузове тентируется лебёдкой, и для этого не надо лезть в кузов или таскать за рукоятку какую-то рамку. Запасное колесо тоже опускается лебёдкой.
Но металл, из которого сделаны как кабина, так и кузов автомобиля, – неважного качества, очень подверженный коррозии. Что, впрочем, в наше время не является редкостью.
Стоимость подержанных самосвалов МЗКТ-65151 и родственные модели
На вторичном рынке грузовой автомобильной техники России и СНГ можно найти немало предложений о продаже подержанных грузовиков данной марки, 2003-2007 годов выпуска. За них просят, в зависимости от технического состояния, от 350-ти до 950-ти тысяч рублей.
Аналогами МЗКТ-65151 на рынке можно назвать другие отечественные четырёхосные грузовики: МЗКТ 7501; МАЗ 6516; МАЗ 551605; Урал 6563.
https://trucksreview.ru/mzkt/mzkt-65151-tehnicheskie-harakteristiki.html