Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов и автомобилей
Общие положения. В соответствии о системой технического обслуживания при определенных его видах выполняют перечень конкретных операций для шасси тракторов и автомобилей.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕЮ) включает проверку на ходу функционирования систем, обеспечивающих безопасность работы мобильной машины: рулевого управления и тормозов, а также определение внешним осмотром отсутствия подтекания масла из картеров агрегатов шасси.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) дополнительно к операциям ЕТО включает контроль состояния шин колесных машин, крепления колес и при необходимости их подтяжку. При ТО-1 также сливают масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста, и конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы. Проверяют уровень масла в картерах агрегатов шасси и при необходимости доливают до установленного. Смазывают составные части в соответствии с картой смазки для конкретной машины.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) складывается из операций ЕТО и ТО-1 и дополнительной проверки: технического состояния сцепления дизеля; муфты управления поворотом гусеничных тракторов; осевого зазора рулевого колеса (этот параметр выступает в роли обобщенного диагностического параметра состояния механизма рулевого управления); подшипников шкворней поворотных кулаков, сходимости и развала направляющих колес, от которых зависят стабильность управления и износ шин; тормозов колесных машин; натяжения гусениц и шплинтовки пальцев.
Обслуживание проводят на основании результатов проверки. Смазывают карданные валы, шарниры рамы, валики разжимных кулаков тормозов колес, подшипник сцепления.
Третье техническое обслуживание (ТО-3) состоит из ресурсного диагностирования агрегатов трансмиссии: коробки передач, главной и конечных передач. На основании диагностирования агрегатов трансмиссии, а также дизеля (основного двигателя) делают заключение о необходимости проведения ТО-3 или же ремонта машины.
Во время выполнения ТО-3 дополнительно к операциям ЕТО, ТО-1 и ТО-2 контролируют: подшипниковые узлы направляющих колес и опорных катков гусеничных тракторов; подшипники ступиц передних колес; подшипники ведущих зубчатых колес главных передач (без разборки); подшипники конечных передач; зацепление червяк — сектор, сектор — гайка гидроусилителя; подшипники промежуточной опоры карданной передачи. Необходимо также подтянуть крепления коробки передач, ведущих мостов, фланцев карданных валов.
В конце технического обслуживания проверяют работоспособность всех механизмов шасси в движении.
Диагностирование и обслуживание сцепления. Работоспособность и долговечность коробки передач, карданной передачи, главной и конечной передач в значительной мере зависят от правильного функционирования сцепления.
При износе фрикционных накладок дисков начинается их пробуксовка, что вызывает нагрев рабочих поверхностей, коробление дисков и снижение упругости нажимных пружин. Это сопровождается, как правило, резким включением и неполным выключением сцепления, приводит к ускоренному изнашиванию зубьев шестерен и шлицевых соединений коробки передач и главной передачи.
Пробуксовку сцепления проверяют троганием с места при включенной транспортной передаче, на полном газу и заторможенной машине. При отсутствии пробуксовки двигатель заглохнет. Ну а если техника заглохнет в поле, то пожет только тягач или аренда экскаватора для помощи. Диагностику и проверку сцепления необходимо проводить своевременно.
Неполное выключение сцепления проверяют при работающем дизеле. Для этого нажимают на педаль (рычаг) сцепления до отказа и, выждав несколько секунд, включают передачу. Если она включается со скрежетом, значит, сцепление не выключено полностью.
При обслуживании сцепления замеряют свободный и полный ход педали с помощью масштабной линейки, усилие на рычаге включения в момент трогания трактора с места с помощью динамометрического приспособления КИ-16333 и зазор между головками отжимных рычагов и упорным подшипником отводки. Если разница зазоров превышает 0,5 мм, необходимо выровнять положение рычагов относительно подшипника отводки, чтобы разница была не более 0,3 мм.
Свободный ход педали сцепления регулируют изменением длины тяг механизма управления им. Замеряют свободный и полный ход по подушке педали. Регулировочные данные приведены в таблице 13.
Таблица 13: Виды диагностирования тракторов при эксплуатации
Марка трактора | Свободный ход педали сцепления, мм | Зазор между отжимными рычагами и подшипниками, мм | ||
---|---|---|---|---|
нормальный | допускаемый | нормальный | допускаемый | |
Т-130 | — | — | 9…11 | 8…13 |
(между фланцем и диском) | ||||
Т-4А, ДТ-75М, Т-74 | 22…26 | 18…30 | 3,5…4,5 | 3…6 |
МТЗ-50, МТЗ-50Л | 45…55 | 40…45 | 2…3 | 1,5…4 |
Т-40А, Т-40 AM | 30…40 | 25…50 | 3…4 | 2,5…5 |
Т-28Х4М, Т-25А | 40…50 | 35…60 | 3…4 | 2,5…5 |
Т-16М, ДВСШ-16 | 35…50 | 30…60 | 2…3 | 1,5…4 |
Таблица 14: Допускаемый суммарный зазор в трансмиссии тракторов
Марка трактора | Суммарный угловой зазор, градусов | ||
---|---|---|---|
Д1 | Д2 | Д3 | |
ДТ-75М | 6,1 | 5,3 | 4,0 |
Т-4А | 2,6 | 2,2 | 1,6 |
МТЗ-80, МТЗ-50Л | 5,0 | 4,2 | 3,0 |
Т-40М | 3,4 | 2,7 | 1,6 |
Диагностирование и обслуживание коробки передач, главной и конечной передач. Работоспособность агрегатов трансмиссии зависит от состояния зубьев шестерен, подшипников, валов, вилок включения передач и корпусов механизмов. Ускоренное изнашивание деталей происходит под воздействием абразивных частиц, попадающих внутрь корпусов сквозь неисправные уплотнительные устройства.
Обобщенный диагностический параметр трансмиссии — суммарный угловой зазор, который увеличивается по мере изнашивания шестерен, шлицевых соединений и подшипников. При ТО-3 диагностирование трансмиссии начинают с измерения суммарного углового зазора с помощью угломера КИ-13909. Угломер с магнитным основанием устанавливают на торец полуоси ведущего колеса, а колесо поднимают до отрыва от основания и прокручивают его на каждой передаче. Значения зазоров должны соответствовать техническим требованиям (табл. 14).
Рекомендуется к прочтению Контрактные коробки передач, б. у. АКПП, КПП, МКПП
Превышение допускаемого значения указывает на необходимость более углубленной проверки с целью определения неисправного агрегата.
Механизм переключения. Затрудненное или шумное переключение передач, а также их самовыключение происходят при износе деталей механизма блокировки и неисправностях сцепления. В механизме блокировки изнашиваются поверхности щек вилок переключения, вследствие чего шестерни включаются не полностью. Во время технического обслуживания после регулировки муфты сцепления регулируют механизм блокировки. Для этого отсоединяют блокировочную тягу механизма, устанавливают блокировочный валик так, чтобы включались передачи, и, регулируя длину тяги, соединяют ее c механизмом блокировки и механизмом управления муфтой.
Коробка передач. В коробках передач с шестернями непостоянного зацепления изнашиваются торцы зубьев переключаемых шестерен. Относительный износ зубьев по длине можно определить с помощью прибора КИ-5454 непосредственно на тракторе. Признаками этого дефекта могут служить шум шестерен и затрудненное переключение передач, остающиеся после регулировки сцепления и механизма блокировки. В этом случае требуется вскрыть коробку передач и осмотреть состояние шестерен.
Главная передача. В главной передаче тракторов и автомобилей вследствие износа деталей увеличиваются зазоры в зацеплении конических шестерен и в конических подшипниках. Во время проведения ТО-3 проверяют осевой зазор в подшипниках ведущих шестерен с помощью приспособления КИ-4850 — индикаторного штатива, который закрепляют на раме трактора или корпусе агрегата электромагнитом (рис. 16).
Для проверки осевого зазора отсоединяют карданный вал от фланца ведущей шестерни, устанавливают приспособление КИ-4850 и помещают наконечник индикатора ИЧ-10 в торец хвостовика ведущего вала. Передвигая ломиком ведущий вйл в осевом направлении, измеряют зазор в подшипниках. Для тракторов Т-150К и МТЗ-82 (передний ведущий мост) этот зазор допускается до 0,3 мм; в случае превышения необходимо регулировать конические подшипники. Для тракторов К-700, К-700А и К-701 осевой зазор допускается до 0,5 мм. Если он превышен, следует заменить конический двухрядный подшипник.
Осевой зазор в подшипниках дифференциала проверяют при снятой ведущей шестерне главной передачи в сборе со стаканом. Индикатор приспособления КИ-4850 помещают в венец ведомой шестерни и передвигают корпус дифференциала ломиком в осевом направлении. Конические подшипники дифференциала регулируют при зазоре более 0,3 мм, шариковые подшипники для тракторов К-700, К-700А и К-701 заменяют при зазоре более 0,5 мм.
Конечные передачи. Для проверки осевого зазора в подшипниках необходимо поднять колесо трактора до отрыва от опорной поверхности и перемещать его в осевом направлении с помощью ломика. Измерить осевое перемещение можно с помощью приспособления КИ-4850. Оно допускается до 0,3 мм, для тракторов типа К-700 — до 0,5 мм.
Диагностирование и обслуживание механизмов управления поворотом. Управляемость колесных машин зависит от суммарного углового зазора в рулевом механизме, усилия на рулевом колесе, а также от сходимости и развала передних колес. Для машин, оборудованных гидроусилителем руля, на управляемость влияет также состояние агрегатов гидравлической системы. Управление поворотом гусеничных тракторов зависит от функционирования муфт поворота и тормозов.
Суммарный угловой зазор в рулевом механизме, а также усилие на его ободе определяют с помощью универсального прибора НИИАТ К-402. Прибор состоит из динамометра и устанавливается на обод рулевого колеса. Вращая колесо в обе стороны до устранения зазора в механизме, измеряют угловой зазор рулевого колеса: нормальный 22 … 25°, допустимый 36°.
При техническом обслуживании зазор регулируют только в том случае, если он превышает допускаемое значение. Для этого сначала устраняют зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг и повторно проверяют зазор. Затем при необходимости регулируют зацепление в червячной паре и зазор в подшипниках рулевого механизма. После выполнения этих регулировок и проверки суммарного зазора измеряют усилие на ободе рулевого колеса прибором К-402. Нормальное усилие должно быть 20 … 50 Н, предельное 70 Н.
Контроль муфт поворота гусеничных тракторов заключается в измерении усилия на рычагах управления с помощью динамометрического приспособленияк.КИ-16333 в момент трогания гусениц. Проверку проводят на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
Трогание трактора рывками указывает на коробление или расслоение накладок, поломку пружин или ослабление заклепок.
Управляемость гусеничного трактора зависит также от состояния тормозов. В конструкции предусмотрена регулировка хода педалей остановочных тормозов с помощью регулировочной гайки. Воздействуя на нее, измеряют длину тяги управления тормозом.
Сходимость передних колес проверяют с помощью устройства КИ-13927, измерительным элементом которого является рулетка. При проверке машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием при положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Измеряют расстояние между колесами устройством КИ-13927 на высоте оси в передней части, затем перекатывают машину настолько, чтобы устройство оказалось сзади на высоте оси, и замеряют повторно: разница расстояний характеризует сходимость колес. Для тракторов типа МТЗ она должна находиться в пределах 4 … 8 мм, ЮМЗ-6 — 8 … 12, Т-40М — 0 … 4, Т-25А — 13, Т-16М — 2 … 6 мм.
Сходимость колес регулируют, изменяя длину поперечных рулевых тяг.
Диагностирование и обслуживание ходовой части. Агрегаты ходовой части тракторов постоянно работают в абразивной среде и поэтому подвергаются значительному износу.
Гусеничные тракторы. При износе проушин и пальцев гусениц увеличивается шар звеньев. Диагностический параметр гусеничной цепи — суммарная длина десяти звеньев, которую контролируют с помощью устройства КИ-13927. Для этого трактор перемещают назад до полного натяжения верхней ветви гусеничной цепи и измеряют длину десяти звеньев. Она не должна превышать: 1900 мм для Т-150, ДТ-75М, Т-74; 1800 мм для Т-4А; 1870 и 2110 мм для Т-130, Т-100М. Если указанная длина находится в требуемых пределах, то необходимо отрегулировать натяжение гусеничных цепей, так как оно влияет на интенсивность их изнашивания.
Рекомендуется к прочтению Как работает система интеллектуального полного привода Honda Pilot
Состояние направляющих колес, катков и роликов проверяют осмотром. При этом выявляют, нет ли трещин, сколов или одностороннего износа. Износ контролируют штангенциркулем.
Подтекание масла из полостей агрегатов ходовой части указывает на неисправность уплотнительных устройств.
Осевой зазор в конических подшипниках опорных катков и направляющих колес проверяют во время ТО-3 приспособлением КИ-4850, которое закрепляют на раме. Допускаемое значение зазоров для тракторов Т-150 и типа ДТ-75М составляет 0,5 мм. Толщина беговых дорожек направляющего колеса для этих же тракторов допускается не менее 12 мм, ширина обода не менее 17 мм. Толщина обода опорного катка должна быть не менее 12 мм, диаметр беговой дорожки поддерживающего ролика 202 мм.
У тракторов Т-150 и ДТ-75М проверяют радиальный зазор между втулками балансира и цапфой каретки. Электромагнит устройства КИ-4850 закрепляют на внешнем балансире. Допускаемый зазор 2,0 мм.
С помощью круглых щупов контролируют зазор в соединении ось качения — втулка балансира; допускаемое значение 1,5 мм.
Колесные тракторы. У колесных машин изнашиваются покрышки колес, соединение поворотных цапф и подшипников ступиц передних колес.
Износ шин зависит от давления воздуха в них, а также от сходимости и развала колес. Давление в шинах контролируют ежесменно. Работа при пониженном давлении повышает затраты мощности на перекатывание машины. Кроме того, увеличение деформации шины ускоряет расслоение ее корда.
Износ протектора контролируют с помощью штангенглубино-мера. Высота почвозацепов ведущего колеса допускается не ниже б мм, направляющего — не ниже 2 мм.
Зазоры в соединениях поворотных цапф контролируют приспособлением КИ-4850. Для этого необходимо затормозить задние колеса, поднять домкратом переднюю ось до отрыва колеса от площадки, установить приспособление на передней оси и, перемещая колесо в осевом направлении, измерить радиальный зазор. Зазор в соединении поворотная цапфа — втулка допускается 0,4 мм. Осевой зазор в конических подшипниках ступиц колес регулируют, а затем контролируют затяжку подшипников вращением колеса. Оно должно свободно вращаться и плавно останавливаться.
Диагностирование трансмиссии автомобилей и тракторов
Диагностирование трансмиссии и ходовой части
Общее состояние главного сцепления определяют по повышенному нагреву корпуса и пробуксовке дисков под нагрузкой. Сцепление исправно, если при трогании трактора или автомобиля с места двигатель, работающий на максимальной частоте вращения коленчатого вала, глохнет при включенной передаче и полном торможении. Если же в двигателе при , тих условиях только снижается частота вращения коленчатого вала, то сцепление пробуксовывает.
Состояние других механизмов трансмиссии проверяют ослушиванием на ходу машины и по нагреву корпусов. При посторонних шумах и стуках, а также повышенном нагреве отдельных корпусов замеряют суммарные боковые зазоры в механизмах.
Измерение боковых зазоров трансмиссии тракторов выполняют универсальным люфтомером КИ-4813 или угломером КИ-13909. Перед измерением сливают масло из корпусов и промывают их. Разъединяют гусеничное полотно или приподнимают домкратом одно из ведущих колес. Стопорят коленчатый вал и фиксируют положение трактора (подкладками под колеса).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Устанавливают люфтомер КИ-4813 или угломер КИ-13909 на колесо и, поочередно включая передачи, покачиванием колеса из стороны в сторону динамометрическим рычагом 1 по шкале указателя 2 определяют суммарный боковой зазор на каждой передаче в градусах поворота. Момент силы, прилагаемый к рычагу, должен составлять 100…120 Н-м. Измеренный суммарный зазор сравнивают с допускаемым по техническим условиям или предельным.
Номинальное значение суммарного зазора по углу поворота ведущего колеса на всех передачах в тракторах Т-40А и Т-40АМ составляет 13’… 18’; в МТЗ (всех модификаций) и ЮМЗ —30. 1°; в ДТ-75М — 20’…30’; в Т-74 — 30’…45’; в Т-4А — 15’…22’. Предельное значение суммарного зазора в тракторах ЭТИХ же марок соответственно динамометрический рычаг; равно 4°…5°20/; 6°.. .7°; 7о…7°20’; указатель. 2°20’; 30…3°30’.
Если суммарный зазор хотя бы на одной из передач достиг предельного значения, необходимо вскрывать коробку передач и задний мост, измерять износ зубьев шестерен и осевой зазор подшипников. Суммарный угол поворота в карданных передачах и трансмиссии тракторов Т-150К, К-700А и К-701 измеряют люфто-мером КИ-13946.
Проверка трансмиссии автомобилей выполняется динамометром К.И-428 или КИ-4832, показанным на рисунке 1.
Автомобиль размещают на ровной площадке и надежно фиксируют стояночным тормозом. В отличие от тракторов прибор устанавливают на задней вилке карданного вала при помощи губок и воротка. Затем динамометрическим рычагом 4 поворотом в обе стороны с моментом 15 Н-м для автомобилей ГАЗ и 20 Н-м для автомобилей ЗИЛ измеряют зазор в карданной передаче при включенной коробке передач. Затем поочередно включают передачи и измеряют зазор в зацеплении шестерен каждой передачи. В этом случае измеряется суммарный зазор, состоящий из зазора карданной передачи и зазора одной из передач. Зазор в измеряемой передаче будет меньше суммарного на значение ранее замеренного зазора карданной передачи. После измерения зазоров в коробке передач затормаживают задний мост автомобиля и определяют зазор в главной передаче. Полученные результаты сравнивают с допускаемыми зазорами по техническим требованиям. Для большинства грузовых автомобилей зазор карданного вала не должен превышать 2°, коробки передач — 3,5…5,5° (на разных передачах), главной передачи — 35° для автомобилей ГАЗ и 45° для автомобилей ЗИЛ .
Рекомендуется к прочтению Коробки передач Honda
Рис. 1. Измерение бокового зазора прибором КИ-4813 в механизмах трансмиссии колесного трактора:
Рис. 2. Прибор КИ-4832 для измерения бокового зазора в механизмах трансмиссии автомобилей:
1 — подвижные губки; 2 — вороток; 3 — градуированный диск; 4 — динамометрический рычаг.
Проверка ходовой части. В колесных тракторах и автомобилях осматривают шины и при неравномерном износе протектора меняют колеса местами. Приспособлением КИ-4850 измеряют зазоры в соединениях поворотных цапф с втулками и осевые зазоры в подшипниках передних колес. Если зазор в соединениях поворотных цапф с втулками окажется более 0,4 мм, то втулки требуют замены или необходимо отремонтировать все сопряжение. При осевом зазоре в подшипниках колес более 0,5 мм необходима регулировка или замена подшипников.
В гусеничных тракторах этим же приспособлением КИ-4850 проверяют осевой зазор в подшипниках опорных катков и направляющих колес, а также осевой зазор на цапфах кареток подвески. Если цапфы, оси качения и втулки изношены более чем на 1,5… 2,0 мм, их повертывают на 180°. Одновременно проверяют износ пальцев и проушин звеньев гусениц по длине десяти натянутых звеньев. При необходимости гусеницы повертывают на 180° или меняют местами и заменяют пальцы.
Определение общего состояния агрегатов трансмиссии трактора MT3-80.
Определение общего состояния агрегатов трансмиссии трактора MT3-80. Установить трактор на площадке. Поднять правую полуось заднего моста до свободного вращения колеса. Установить на колесо люфтомер КИ-4813 и захват с динамометрическим рычагом приспособления ОПР-484-20. Включить тормоз поднятого борта. Измерить угловой зазор в конечной передаче. Для этого провернуть колесо с усилием 0,1 кН в одну сторону, установить люфтомер на нулевое деление, провернуть колесо с тем же усилием в другую сторону и зафиксировать показания люфтомера. Растормозить борт трактора. Сравнить полученные значения с приведенными в таблице 21. Если суммарный угловой зазор превышает предельное значение, диагностируемая конечная передача подлежит ремонту. Измерить суммарные угловые зазоры в трансмиссии при поочередном включении передач КП, проворачивая ведущее колесо в обе стороны с усилием 0,15 кН и вычитая из значений суммарного зазора в трансмиссии значение зазора в конечной передаче. Если зазор в одной из передач превышает предельное значение, необходима дальнейшая проверка деталей КП и главной передачи. Аналогично измерить суммарный зазор в левой конечной передаче. Поднять правую полуось моста до отрыва колеса от пола. Установить на фланец или вилку карданной передачи вала ведущей шестерни главной передачи моста устройство КИ-6314 или люфтомер КИ-4832.
21. Суммарные угловые зазоры коробки передач
Измерить суммарный угловой зазор в приводе левого колеса, вращая вал ведущей шестерни динамическим рычагом в обе стороны моментом 20 Н-м. Повторить операции для левой полуоси.
Зафиксировать фланец или вилку на противоположном конце карданного вала. Измерить суммарный угловой зазор в этой карданной передаче, поворачивая карданный вал моментом до 10 II-м. Сверить полученные значения угловых зазоров ведущего моста и карданной передачи с показателями, приведенными в таблице 22. Если суммарные угловые зазоры проверяемых передач превышают предельные значения, то надо раздельно проверить карданные шарниры, шлицевые соединении карданных, конечных и главных передач (табл. 23).
Диагностирование коробки передач трактора МТЗ-80.
Снять крышку коробки передач. Приподнять одно из ведущих колес до его свободного вращения.
22. Суммарные угловые зазоры ведущих мостов и карданных передач
23. Угловые зазоры сборочных единиц трансмиссии тракторов
Визуально оценить состояние шестерен, прокручивая их и протирая осматриваемые поверхности от масла. При поломке зубьев колес более чем на ‘1з их длины или выкрашивании их рабочей поверхности общей площадью более чем на 25% коробка передач подлежит ремонту.
Определить рабочую длину контакта постоянно и непостоянно включенных зубчатых зацеплений. Для этого включить сцепление и поочередно передачи до срабатывания фиксаторов механизма блокировки, нагрузить поднятое ведущее колесо моментом, обеспечивающим неподвижность первичного вала. Рабочую длину контакта для трех-четырех зубьев измерить линейкой, медленно провернув после первого измерения ведущее колесо динамометрическим рычагом. Если уменьшение рабочей длины контакта вследствие неполного включения шестерен или износа торцов зубьев колес превышает 25%, коробка передач подлежит ремонту. Разгрузить ведущее колесо. Установить измерительный шток приспособления КИ-4850 в вертикальном положении на край впадины между зубьями. Измерить индикатором перемещение торца шестерни, прижимая ее по вертикали к шлицам вала моментом 0,1 …0,15 кН-м вначале у одного, а затем у другого торца. Если перемещение превышает 0,4 мм на 100 мм длины ступицы, шлицевые валы КП подлежат ремонту. Операцию повторить для остальных передач. Снять диагностические средства, опустить поднятое колесо, установить снятые детали на место.
Похожие записи:
- Коробки передач Honda
- Силы сопротивления движению
- Дифференциал и главная передача.
- Техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и управления машин
https://autoand.ru/transmissiya/diagnostirovanie-transmissii-avtomobilej-i-traktorov/