Как часто нужно менять масло в двигателе
Замена масла в двигателе самая популярная и распространенная операция по обслуживанию автомобиля. Мотор – это сердце авто и за ним нужно следить особенно тщательно. Большое количество трения и сложные температурные условия работы делают смазку недолговечной. Вопрос «Как часто нужно менять масло?» стоит перед любым водителем (кроме владельцев электрокаров) и он не такой простой как это может показаться на первый взгляд.
История вопроса
Регламенты замены исторически менялись вместе с развитием химической промышленности. Сначала для смазки использовали касторовое или рициновое масло, которое очень быстро засоряло мотор и требовало замены каждые 500-600 километров, потом открыли смазывающие свойства нефти и перешли на минеральное масло, интервалы удалось повысить до пары тысячи километров. Прорыв химикам удалось совершись в середине века, выпустив ряд присадок и модификаторов – с ними масло жило уже 5-6 тысяч километров. А в 60-70-е годы были выпущены первые полусинтетические и синтетические масла, которые могли сохранять свойства еще дольше.
Сей небольшой исторический экскурс ставил цель показать – оптимальный период замены масла все время менялся в зависимости от масла и используемых технологий. Сегодня типичный рекомендованный интервал замены составляет уже 15 тысяч километров, но, правда, с таким большим количеством оговорок, что это выливается в длинный разговор.
Сколько людей, столько и мнений
15 тысяч километров – самый распространенный интервал в технических регламентах большинства автомобилей. Технический регламент составляет производитель авто, поэтому многие водители считают его чуть ли не догмой. С одной стороны да, инженеры не враги своей технике, и вряд ли будут ее специально калечить неоптимальным интервалом, с другой стороны, мы не раз видели, что маркетинговые соображения часто оказываются выше технической необходимости. Например, далеко не у всех производителей интервал 15 тысяч километров. Toyota до сих пор на всех моделях рекомендует менять масло раз в 10 тысяч километров, не так давно на такой же интервал перешли легковые Citroen и Peugeot. Вряд ли технологически моторы этой тройки принципиально отличаются от всех других мотористов, а в интервале разница есть. Да, в технических регламентах многих компаний, который предлагают замену масла раз в 15 тысяч километров, есть пункты про тяжелые условия эксплуатации и сокращенный в два раза интервал, но этот нюанс обычно многими водителями игнорируется, да и «тяжелые условия эксплуатации» весьма размытый и непонятный термин.
Если в официальных регламентах такой разнобой, то кому верить? Может независимым техническим специалистам? Но тут тоже нет единого мнения. Почитай разные точки зрения – каждый пишет по-своему. Большинство советует сокращать интервал от рекомендованного, но насколько? И зачем? Четких ответов обычно нет. Самая главная мотивировка, что мотор свежим маслом не испортишь, конечно, бесспорна, но не очень убедительна.
Механики в автосервисах еще более активно ратуют за частую замену масла, но у них явный корыстный интерес – чем чаще клиенты приезжают на замену, тем больше выручка. Замена масла выгодная работа для сервисов – быстро, легко, никакой ответственности, можно менять и менять масло, денежка будет капать.
А если обратиться к лабораторным исследованиям? Они, в целом, говорят, что качественная синтетика солидного производителя сохраняет свои свойства в течении 15 тысяч километров, а полусинтетика живет не более 10 тысяч километров. Правда, главное не нарваться на подделку, потому что «паленое» масло очень недолговечно и может нанести вред мотору даже за пару тысяч километров.
Не менее интересным оказался фактор возраста масла. Официальные регламенты советуют менять масло раз в год, даже если необходимый пробег за это время не накатан. Но это все-таки перестраховка. По результатам исследований можно утверждать, что два года в малоиспользуемом моторе масло может сохранять свойства, но не более. Через два года масло все равно нужно менять, даже если на машине не ездили.
Про деньги
Может возникнуть вопрос – если есть сомнения в интервале, то может быть его просто сократить и всего делов? Хуже двигателю от этого точно не будет, а может даже и лучше. Но тут возникает денежный фактор. Поменять масло сегодня не такая уж и дешевая операция. 5 литров синтетики стоит в среднем 2500 рублей, не менее 500 рублей будет стоить фильтр, за работу в зависимости от типа сервиса возьмут еще 500-1000 рублей. Вот и получается, что замена масла может легко потянуть на 4000 рублей. С такими расценками излишне часто посещать сервис для замены без особой на то необходимости не хочется. Кстати, именно за счет более частых ТО обслуживание любой Toyota оказывается дороже чем любой другой машины схожего класса – просто потому, что чаще приходится появляться в сервисе.
Так, может, вложения в более частую замену масла потом окупятся долгой работой двигателя? Не факт. Мы встречали историю двух водителей, отца и сына, которые работали в одной конторе по доставке продуктов на одинаковых фургонах с мотором ВАЗ-2106. Отец менял масло раз в 10 тысяч километров, сын – раз в 15 тысяч километров. Пробеги были большие, поэтому ресурс удалось проверить буквально через три года. Сын отправился на капиталку на 240 тысячах километров, отец – на 270 тысячах километров. Казалось бы, вот она реальная польза от более частой замены. Но разница в пробеге получилась не очень большой, при этом на обслуживание отец потратил больше времени и денег. Стоило ли оно того? Не факт. При этом сравнивались коммерческие авто с соответствующими пробегами, большинство частных водителей про покупке нового авто даже до 200 тысяч километров на не накатывают, а продают раньше. Для них тезис «тратим больше на обслуживании, позже будем ремонтировать» еще более сомнителен.
Возможно, если бы в условном сравнении участвовал не архаичный атмосферный мотор, а какой-нибудь современный высокофорсированный агрегат с наддувом, то результат был бы иным, но мы не нашли каких-то сравнений и экспериментов подобного рода. Масло нужно всем моторам, но критичность его качества у всех своя. Можем предположить, что чем выше форсировка тем более критична частая замена масла. Может быть условный TSI от сокращения и интервала и проездил бы дольше. В этом вопросе все относительно и нет четких критериев – все оценки приходится делать на глаз.
Для тех, кто все-таки хочет менять масло почаще, альтернативой может стать использование полусинтетики. Она стоит 1500-2000 рублей за канистру, если менять раз в 10 тысяч километров, то по деньгам получится примерно столько же, сколько менять синтетику раз в 15 тысяч километров. Кстати, журнал «За рулем» в свое время проводил подобное сравнение в лаборатории. Полусинтетика, конечно, уступает в живучести синтетике, но если дать ей полуторакратную фору по пробегу, то справляется со своими обязанностями ничуть не хуже. Большинство двигателей, использующихся сегодня в России, достаточно архаичны по своей конструкции и будут отлично работать на полусинтетике. Минус у такого варианта только один – в полтора раза чаще придется заезжать на яму или подъемник. Даже если все операции проводить самому и экономить на сервисе, то это все равно дополнительная потеря времени.
Забавный вопрос про моторы, которые даже будучи исправными (прямо с завода) подъедают масло (увы, ситуация по современным меркам довольно распространенная), нужно ли в них менять масло, ведь оно так или иначе обновляется путем постоянной доливки. Менять, конечно, нужно: доливка доливкой, но обновить все масло периодически нужно, кроме того еще и про фильтр не стоит забывать. Но вот интервал замены для таких моторов действительно можно увеличить – свежее масло они периодически и так получают.
Вместо вывода
Из всей этой информации хочется сделать один простой вывод, но не получается. У каждого водителя своя ситуация, свои условия эксплуатации, двигатель со своими особенностями и даже финансовые возможности разнятся. Каждому нужно сделать выбор для на каком пробеге менять масло. Универсальных рецептов быть не может, попробуем лишь сделать несколько рекомендаций.
1. Если вас мотор, который считается надежным и обладает ожидаемым высоким ресурсом, годовые пробеги не менее 10 тысяч километров и нет преобладания коротких поездок на 1-2 километра, режим движения спокойный, пробок не более половины пробега, а используемое масло синтетика – то, как нам кажется, замена масла чаще чем раз в 15 тысяч километров не имеет большого смысла.
2. При наличие одного из факторов, таких как: преобладание коротких поездок, большое количество пробок, жесткий режим эксплуатации включая гонки (пусть даже и любительские), бездорожье или постоянное буксирование прицепа, очень нежный и не очень высокий по ресурсу мотор – то разумным будет перейти на замену масла раз в 10-12 тысяч километров. Если несколько факторов накладываются друг на друга, то и еще чаще вплоть до 7-8 тысяч километров. При использовании полусинтетики интервал нужно сократить в 1,5 раза, при сильном масложоре можно увеличить на 20-30%.
3. Самое главное – покупать масло только в надежных магазинах и следить за тем, чтобы не нарваться на подделку. Даже если менять качественное масло реже это будет менее губительно для мотора, чем если лить в него суррогат и часто менять.
Но, в любом случае, когда менять масло нужно для себя решить каждому водителю.
https://avtoexperts.ru/article/kak-chasto-nuzhno-menyat-maslo-v-dvigatele/