Как часто менять моторное масло?
В технической документации на каждый автомобиль есть рекомендации с периодичностью замены масла. Средний показатель колеблется в пределах 1 раза на каждые 10 000 или 15 000 км. Также есть ряд исключений, когда замена необходима чаще. От чего зависит график замены моторного масла и какие последствия игнорирования этого показателя, вы узнаете в нашей статье.
Почему важно вовремя заменять масло в двигателе?
Жидкий смазочный материал покрывает защитной плёнкой все детали двигателя и выполняет сразу несколько функций:
- снижает трение и предотвращает износ;
- уменьшает внутреннюю температуру;
- удаляет отработанные продукты — частицы несгоревшего горючего, металлическую стружку;
- защищает от коррозии.
Само моторное масло состоит из базовой основы на 70–80% и присадок — на 20–30%. Оптимальное сочетание компонентов позволяет выполнить все вышеперечисленные функции. После того как масло отработает свой ресурс, присадки разрушаются.
Рассмотрим виды присадок и обоснованность их применения, чтобы понять, какие характеристики теряет смазывающий материал со временем.
Виды присадок и их предназначение
- обеспечивают необходимую вязкость при изменении температуры;
- при небольшом вязкостном диапазоне сокращают образование нагара и уменьшают расход топлива.
- смывают продукты окисления;
- нейтрализуют кислоты;
- антикоррозийное воздействие;
- препятствуют образованию отложений.
защищают само масло от окисления в процессе работы
создают защитную плёнку на поверхности всех деталей и снижают износ при трении
ингибиторы коррозии и ржавчины
нейтрализуют кислоты и защищают металлическую поверхность деталей
- разрушают воздушные пузырьки, которые образуются при движении коленвала;
- сохраняют охлаждающие качества и другие характеристики масла.
снижают нагрузку на мотор за счёт уменьшения трения
При потере характеристик масла базовые задачи не выполняются, что приближает время капитального ремонта мотора.
Как определить периодичность замены
Касательно обслуживания автомобиля мнение специалистов постоянно расходится. Водители часто не знают, на кого ориентироваться при замене масла в двигателе. Но ведь по-своему каждый прав, и нужно учитывать ряд нюансов:
- тип масла — зимнее, летнее, универсальное;
- пробег транспортного средства — чем больше эксплуатируется автомобиль, тем раньше понадобится замена;
- режим эксплуатации автомобиля — городской цикл, езда за городом, по трассе;
- рекомендации производителя — указаны в технической документации, зависят от конструктивных особенностей двигателя;
- ремонт мотора — подразумевает внеплановую смену масла;
- сбои в работе авто — ряд признаков, при которых необходимо насторожиться и вспомнить, когда меняли моторное масло.
Для расчёта учитывают пробег авто, но нельзя забывать и про режим эксплуатации. Если езда в условиях города, с пробками и частыми остановками, замену производят раньше. Бывает, залили масло, но машиной почти не пользовались. Как быть? В идеале замена нужна и в таком случае, так как масло окисляется.
По какому графику менять масло?
Автолюбители также определяют время замены масла по цвету. Но серый однородный смазывающий материал не повод задуматься о его замене. При эксплуатации изменение оттенка — это естественный процесс. Само качество масла не теряется сразу же как поменялся цвет. Допускается желтовато-коричневый оттенок моторного масла. Лёгкое потемнение указывает на то, что моющие присадки справились со своей задачей и сохраняют отработанные частицы в дисперсном состоянии. Но если масло чёрное, тогда да, — лучше поменять.
Если вы интенсивно пользуетесь автомобилем, можно менять смазывающий материал по сезону. Летом заливайте более вязкие сорта масла, чтобы снизить расход горючего. В холодное время года, наоборот, — отдавайте предпочтение невязким видам моторного масла, чтобы облегчить запуск двигателя на морозе. Универсальное смазывающее средство меняют согласно пробегу.
Некоторые водители привыкли заливать масло один раз в год примерно в одно и то же время. Решение правильное, если пробег такой же. Когда пользовались автомобилем интенсивно, этого недостаточно. Например, в предыдущем году пробег составил 12 000 км, а в этом — целые 32 000 км.
Встречаются случаи, когда масло нужно менять каждые 7 000–8 000 км:
- при частой эксплуатации двигателя на самых высоких оборотах смазывающий материал перегревается и деградирует;
- использование машины при аномальных температурах;
- интенсивная эксплуатация — бездорожье, пробки, агрессивная езда;
- короткие поездки в условиях города — масло не успевает прогреваться;
- регулярная перевозка тяжёлых предметов;
- горючее низкого качества.
Иногда уровень масла снижается и возникает вопрос: можно долить или полностью поменять его? Критичные изменения уровня смазывающего материала — повод обратиться в СТО. Когда расход вписывается в нормы и пробег позволяет, можно доливать.
Как определить график замены масла в своём транспортном средстве
Когда в теории всё понятно, на практике вопрос остаётся открытым и автолюбители по-прежнему не уверены, как поступить в конкретном случае. Определим несколько моментов, которые помогут понять график смены масла в моторе:
- рекомендации производителя — смотрите в технической документации;
- режим вождения — чем больше нагрузка на силовой агрегат, тем чаще меняем масло;
- качество горючего — зависит от честности АЗС, некачественное масло менять нужно чаще;
- тип используемого масла — учитывайте сезонность, использовать зимой летнее масло нельзя;
- подсказки вашего авто — будьте внимательны к признакам неполадок из-за старого масла и к индикаторам масла в автомобиле.
Начните с данных в документах к автомобилю и убавьте из общего рекомендуемого пробега. Если все факторы указывают, что масло могло быстро деградировать, меняйте его каждые 6000–8000 км.
Признаки, которые подсказывают менять масло
Рассмотрим, какие признаки указывают на проблемы с маслом, и разберём способы их устранения:
- мотор глохнет во время работы — проверьте топливный фильтр на засорённость;
- горит индикатор Check engine — возможно, пришло время поменять масло;
- перегрев двигателя — замените или долейте моторное масло;
- шумность мотора при работе — посмотрите пробег, возможно, уже пора заменить смазывающий материал;
- пахнет маслом в салоне — масло сгорает от перегрева двигателя или образовалась утечка;
- валит дым из выхлопной трубы — признак утечки, устраните и залейте новое масло.
Для измерения вязкости можно воспользоваться щупом. Капля масла не должна стекать с него вниз, как вода. Если состав в норме, масло собирается, поддерживается 5–7 секунд и только после спадает вниз.
Проблема слишком частой смены моторного масла
Ещё одна ошибка — менять смазывающий материал как можно чаще. Замена раньше срока так же нежелательна, как и старое моторное масло. При первом запуске после замены масла можно заметить, что мотор плохо работает. В начале детали плохо смазаны, почему это и происходит. А если часто повторять преждевременную замену масла, детали двигателя подвергаются износу.
Поэтому нужно придерживаться золотой середины, не переусердствовать и не опоздать со сменой масла. Оптимальный интервал 10 000–15 000 км, но не менее 6 000 км. Допустимы небольшие отклонения от показаний производителя соответственно режиму вождения. Например, раз в 8 000 км.
Помимо состояния масла, нужно следить за загрязнённостью фильтра. Когда он засоряется, масло не фильтруется и поступает в систему с повышенным давлением. Это может стать причиной неполадок в работе мотора.
https://www.kolesa-darom.ru/articles/kak-chasto-menyat-motornoe-maslo/