Законы автомобильной жизни: что изменилось в 2020-м
Несмотря на засилье в новостях слова «коронавирус», в России происходили и другие события. В том числе и в жизни автомобилистов. В этой статье мы подведем итоги — что нового в уклад их жизни принес уходящий год (притом что по изменениям на авторынке будет отдельная статья).
Новые правила постановки на учет: номера — у дилера, код региона — по прописке
С 1 января 2020 года в России заработали новые правила постановки автомобилей на учет. У дилеров появилась законная возможность регистрировать автомобили и выдавать номера. Правда, на практике большинство дилеров смогли предложить эту услугу только с середины года. Причина — необходимость получения специального разрешения от ГИБДД, предоставляющего дилерам право не только подавать документы в регистрационные подразделения Госавтоинспекции (через портал госуслуг) от имени владельца, но и осматривать транспортные средства, а также формировать заявления и комплект необходимых для регистрации документов. Со слов дилерского сообщества, выдача таких разрешений затягивалась. Но, возможно, и сами дилеры не спешили получить такой документ как можно скорее. Для конечных потребителей ФАС ограничила стоимость услуги на уровне 500 рублей, а дилерское сообщество комментировало, что ничего не зарабатывает на этой услуге.
К середине 2020 года услугу постановки на учет прямо у дилера из крупных холдингов предлагали «Рольф», «Автомир», Favorit Motors, «Авилон». К концу года в эту группу добавились еще несколько региональных дилерских центров, но далеко не все.
Вместе с тем сразу после реформы заговорили о запрете эксплуатации новых автомобилей без номеров. Глава управления надзорной деятельности ГИБДД МВД Роман Мишуров комментировал: «С 1 января 2020 года ездить на новых машинах без госномеров запрещено. Госномера нужно получать прямо в автосалоне, а автосалон уже будет передавать данные в ГИБДД».
На практике в общероссийском масштабе новые автомобили без номеров по-прежнему выезжают из автосалонов и едут на регистрацию в отделения ГИБДД.
Реформа по постановке машин на учет в 2020 году привнесла и другие новшества. Изготовление номерных табличек передали частным компаниям, а коды регионов на этих табличках снова привязали к месту прописки владельца независимо от места регистрации автомобиля (о всех новшествах читайте в статье).
ОСАГО: индивидуализация тарифов
В 2020 году изменились тарифы ОСАГО. Закон подписали 25 мая, а вступил в силу он 24 августа. Нововведение преподносилось как индивидуализация тарифов ОСАГО и предполагало, что аккуратные водители будут платить за ОСАГО меньше, чем раньше, а автомобилисты, попадающие в ДТП и нарушающие ПДД, — больше. Для этого страховым компаниям дали право устанавливать цену полиса с учетом назначения автомобиля и поведения водителя на дороге. При этом отягчающими обстоятельствами станут только штрафы, вынесенные сотрудниками ДПС, а штрафы с камер учитываться не будут.
Дополнительно к этому в рамках индивидуализации тарифов расширили коридор базовой ставки: со старых 2746–4942 рублей до 2471–5426. Диапазон базовой ставки уже меняли в 2019-м, и по данным ЦБ РФ по итогам тех изменений средняя стоимость полиса снизилась на 4,8%. Однако, по данным ТАСС за октябрь 2020 года, средняя стоимость полиса поднялась на 4,9%.
Электронный ПТС: с 1 ноября обязательный переход на электронный вариант, но бумажные останутся в обороте до 2025 года
С 1 ноября завершился переходный период, в течение которого могли выдавать как бумажный, так и цифровой ПТС. Теперь всем новым автомобилям будут оформлять электронные ПТС. Причем практика ЭПТС затронет не только Россию, но и союзные государства: Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению.
При этом по состоянию на декабрь 2020 года часть новых машин пока по-прежнему продается с бумажными паспортами, однако это преимущественно импортируемые автомобили, которые пересекли границу и получили ПТС еще до 1 ноября.
Переход на электронный ПТС не отменяет действие выданных ранее бумажных паспортов. Обязательного требования по замене бумажных документов на электронные нет, поэтому их можно продолжать использовать. Планируется, что постепенно бумажные документы будут замещаться электронным файлом естественным образом, по мере смены собственников автомобилей.
Александр Кошелев, директор по продажам АГ «Авилон»:
— Сейчас почти всем дилерам поступают как автомобили с электронными ПТС, так и с бумажными. Тип ПТС зависит от происхождения машины: автомобили, производимые в России, уже получают только ЭПТС, а импортные пока приходят с бумажными документами.
Для дилерских центров ЭПТС — полезное новшество, упрощающее жизнь: не нужно обеспечивать сохранность бумажных ПТС, исключается возможность рукописных либо печатных ошибок при внесении записей в ПТС. Теперь у автосалонов нет требования вносить данные о новом собственнике.
В то же время в условиях повышенного спроса в конце 2020 года переход на ЭПТС и мешал: необходимостью для клиента иметь активный аккаунт на портале Госуслуг, который был не у всех.
Глобально переход на ЭПТС способствует чистоте рынка: при дальнейшей продаже автомобиль с электронным паспортом будет иметь прозрачную историю.
Технический регламент Таможенного союза: запрет и усложнение ввоза праворульной техники отложили
С 1 июля 2020 года мог вступить в силу ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза.
Документ запретил бы ввоз праворульных самосвалов, строительной спецтехники, микро- и просто автобусов, а также грузовиков-манипуляторов. Легковые машины с правым рулем ввозить не запрещали, но их постановка на учет обернулась бы дополнительными сложностями.
Мера 2020 года не стала сюрпризом. Вопрос обсуждался еще в 2019 году, и Дром писал об этом. Но тогда Евразийская экономическая комиссия отодвинула введение ГОСТа 33670-2015 на 1 июля 2020 года из-за неготовности инфраструктуры. Планировалось, что ровно год потратят на подготовку испытательной базы в странах ЕАЭС к проведению испытаний единично ввозимых в Союз автомобилей.
Для получения ПТС необходимо будет получить технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты могут выдавать специализированные лаборатории, получившие аккредитацию. Но пока таких мало.
Скорее всего, документ вступил бы в силу, если бы не коронавирус, а пока его введение вновь отложили. На этот раз до 1 июля 2021 года.
Новая редакция техрегламента ТР ТС 018/2011: еще не принята, но уже напугала
Серьезный переполох в профессиональном сообществе наделала новая редакция техрегламента. Периодичность прохождения техосмотра могла увеличиться из-за тюнинга, но регистрация изменений должна была стать проще. Обсуждался также запрет использования б/у запчастей при ремонте автомобилей, а профильные эксперты нашли ряд несостыковок. Обо всем этом Дром рассказывал подробно.
В предлагаемой редакции техрегламента расширили само понятие «внесение изменений в конструкцию».
Документ предусматривал возможность установки порогов, спойлеров, сплиттеров, насадок на глушители, решеток радиатора, расширителей колесных арок и других декоративных элементов, но требовал их дополнительной легализации. Кроме внешнего стайлинга в список попали и практичные вещи вроде рейлингов, багажников на крышу, фаркопов. А также офф-роуд оснастка в виде лестниц, воздухозаборников (=шноркель), раций и антенн. Не забыли и об охранных системах.
Правда, позже пресс-служба Минпромторга опровергла необходимость повторного прохождения техосмотра после тюнинга, дополнительно подчеркнув, что проект предусматривает упрощение регистрации изменений в конструкцию (освобождение от проведения ее предварительной технической экспертизы) для типовых, наиболее часто встречающихся изменений. В этот список попали установка сцепного устройства, внесение изменений в конструкцию двигателя, его систем питания, выпуска отработавших газов, систем снижения токсичности.
Пока окончательная версия техрегламента не утверждена, но это обязательно произойдет. Вопрос лишь во времени, а главное — в содержании.
Регулирование движения самокатов и СИМов (средств индивидуальной мобильности)
В 2020 году российские законодатели серьезно заговорили о выделении самокатов и других гаджетов на электротяге в отдельную категорию транспортных средств, а главное — регламентировании передвижения правилами и ответственностью за их нарушение.
Сейчас самокаты ПДД категоризируют в зависимости от их мощности. Электросамокат с двигателем, выдающий мощность в режиме «длительной нагрузки» (формулировка правил) до 250 Вт, считается велосипедом, от 250 Вт до 4 кВт — мопедом, мощнее 4 кВт — мотоциклом. Начиная с мощности 250 Вт для управления мопедом гражданин должен не только иметь права категории М, но и соблюдать ПДД. В противном случае его могут привлечь к ответственности. Это следует из опубликованных в 2020 году разъяснений ГИБДД.
Пока он подразумевает ограничения по месту эксплуатации и минимальному возрасту водителя. Так, детям до семи лет, к примеру, разрешат кататься в сопровождении взрослых по тротуарам и в пешеходных зонах. Лицам старше 14 лет позволено ехать по правому краю проезжей части улиц, где установлено ограничение скорости в 60 км/ч.
Новая редакция КоАП: сохранение скидки, наказание за автохлам, обнуление нарушений, стандартизация штрафов за парковку на газонах
Новую редакцию КоАП обсуждают с начала 2020 года. В феврале сообщалось, что в новом КоАП сохранится 50% скидка за своевременную оплату штрафов. Весной стало известно, что в проект КоАП добавили наказание о брошенных во дворах автомобилях. А осенью в СМИ попали данные о планах уравнять штрафы за парковку на газонах по всей России (сейчас этот вопрос находится в ведении регионов), а также обнулить накопительную систему штрафов, если они оплачиваются вовремя. Проблему парковок на газонах решили перевести с регионального уровня на федеральный, чтобы упростить рассмотрение правонарушений. Для этого в новой редакции КоАП появится статья 16.9 «Нарушение требований в области благоустройства территории»: остановка (стоянка) на зеленых зонах, детских и спортивных площадках и на других территориях, занятых зелеными насаждениями, влечет административный штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. Наказывать могут и за мойку автомобиля в неположенных местах, и даже за хранение автохлама во дворах.
Брошенные автомобили — еще одно потенциальное нововведение в КоАП, которое обсуждалось в 2020 году. Предполагается, что автохламом будут считать разукомплектованные автомобили, за это собственников станут наказывать на 1000-3000 рублей. Согласно проекту, за автохлам могут принять машину после пожара или с отсутствующими кузовными деталями. В последнем случае под эту категорию могут попасть автомобили после аварий или ночных грабежей.
Что же касается обнуления нарушений, то речь идет о сбросе накопительной системы при условии, что водитель вовремя оплатил предыдущий штраф. Правда, только в случае, когда нарушение зафиксировали камеры, а не инспектор. На данный момент за часть нарушений, совершенных повторно, санкции становятся строже. Если нововведение вступит в силу, то следующее нарушение не будет считаться повторным, если предыдущий штраф оплачен вовремя.
Депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков (автор уже принятых поправок о нештрафуемом лимите в 20 км/ч и 50-процентной скидке при экспресс-оплате штрафов ГИБДД):
— Не факт, что новая редакция КоАП РФ будет принята. Предыдущая попытка закончилась ничем. В прошлом созыве Думы наш Комитет по конституционному законодательству и госстроительству под руководством депутата Плигина в течение нескольких лет готовил новую редакцию КоАП, однако в нынешнем созыве, после слияния двух Комитетов в один, который возглавил депутат Крашенинников, законопроект был отклонен, т. е. фактически отправлен в корзину.
Новую редакцию КоАП, подготовленную Правительством РФ, может ожидать такая же судьба: либо документ пойдет в корзину (будет отклонен), либо будет принят Думой в первом чтении. При этом в соответствии с регламентом Думы законопроект в первом чтении принимается в том виде, в котором он внесен, и только ко второму чтению он может быть серьезно дополнен и изменен, т. е. доработан.
Что же касается самой редакции нового КоАП, то в первом опубликованном виде документ был явно сырым и имел ошибки, описки, противоречия, а само содержание во многом предполагало репрессивную направленность. В частности, предлагалось значительно поднять штрафы за нарушение скоростного режима от 20 до 40 км/ч. Хотя на мой официальный запрос в МВД — имеется ли динамика роста числа ДТП из-за превышения скорости на 20-40 км/ч, мне ответили, что такой статистики нет.
Как только я ознакомился с рабочей редакцией КоАП, я сразу отправил срочной фельдсвязью письмо премьеру Мишустину с просьбой провести независимый научный аудит текста. Кроме того, массовое обсуждение и критика поправок вынудили Минюст снять с себя ответственность и объяснить предлагаемые ужесточения инициативой МВД. После того как и Мишустин публично усомнился в адекватности предлагаемых штрафов, МВД было вынуждено отказаться от их повышения.
В итоге в настоящее время законопроект еще не внесен, но текст претерпел серьезную доработку и от повышения штрафов решено отказаться.
Интересно также то, что моя 50% скидка, против которой в свое время категорически выступал Минфин, а Правительство РФ прислало отрицательный отзыв на мои поправки, в этой редакции Правительство распространило на ВСЕ главы КоАП РФ, на всех физических и юридических лиц.
Но даже если эта новая редакция будет внесена и поддержана нашим профильным Комитетом, максимум, на что можно рассчитывать — это на принятие в первом чтении. Большую и долгую работу по подготовке законопроекта ко второму чтению, а это 600 страниц текста, будут делать уже депутаты следующего, восьмого созыва.
Урезали расходы на ремонт федеральных трасс
В России есть национальный проект — «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). В 2019 году его целевым показателем был ремонт 50% дорог в регионах и 85% — в крупных городах. Но из-за пандемии и сильного перераспределения бюджетных средств в 2020 году расходы на ремонт и содержание автодорог решено урезать.
Согласно проекту федерального бюджета на 2021-2023 годы, нормативы по содержанию федеральных автодорог соблюдаться не будут. Также сократят военные и незащищенные федеральные расходы. В 2021 году планируется сократить расходы на БКАД на 5,9%.
Подписан проект реформы техосмотра: обязательна фотофиксация и диагностическая карта с ЭЦП
Реформа техосмотра назревала давно. Госдума приняла поправки еще в мае 2019-го, а их обязательное исполнение было намечено на 7 июня 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и непростой экономической ситуации запуск перенесли на 1 марта 2021 года. Теперь уже точно — премьер Мишустин подписал документ.
Основные нововведения — фотофиксация автомобиля в момент прохождения ТО и выдача диагностической карты в электронном виде с электронной цифровой подписью. Эти меры призваны повысить реальность прохождения техосмотра. Пока же (по разным оценкам) от 40% до 80% автомобилей вообще не проходят техосмотр, а их владельцы просто покупают диагностические карты.
Оформление ДТП перенесли в онлайн для всей России
С 1 ноября 2020 года ДТП можно оформить онлайн. По сути, это реформа давно известной системы «Европротокол», поэтому максимальный для европротокола лимит ущерба в 400 тысяч рублей здесь также сохраняется, как и другие требования. Для онлайн-оформления аварии дополнительно нужно, чтобы в ДТП участвовали не более двух машин, не было погибших и пострадавших, а участники единогласно определили виновника. Но онлайн-оформление предполагает еще и обязательное наличие работающих аккаунтов на Госуслугах у обоих водителей и приложения «Помощник ОСАГО» — хотя бы у одного из участников.
Чтобы оформить аварию, водителям нужно сфотографировать повреждения автомобилей, заполнить поля в электронном извещении и приложить схему ДТП. Ее необходимо нарисовать от руки на бумаге и сфотографировать при помощи приложения. На экране появится QR-код. Второй водитель, считав код телефона, перейдет на портал госуслуг. Извещение можно принять или отклонить. Исправления вносятся только один раз. После этого на мобильный телефон поступит уведомление. Затем можно разъезжаться.
МФЦ начали ставить автомобили на учет, но есть ограничения
С 29 августа 2020 года помимо ГИБДД и автосалонов снять и поставить автомобиль на учет стало возможно в некоторых МФЦ. Услугу способны оказать только три центра в Москве и один — в Воронежской области.
Полномочия регистрации автомобилей передали МФЦ для снижения очередей. Однако сотрудники центров в вопросе регистрации автомобилей занимаются только приемом и выдачей документов и государственных регистрационных знаков. Осмотр автомобиля, оформление регистрационных документов, присвоение номеров так и остались в ведении ГИБДД.
Установка зимних шин обязательна, но штрафов нет
С 1 декабря 2020 года вступила в силу норма Техрегламента о безопасности колесных ТС, запрещающая эксплуатацию легковых автомобилей без зимних шин. Все колеса легкового автомобиля должны быть обуты в зимние шины, а остаточная глубина протектора не должна быть меньше 4 мм. Примечательно, что штрафа за езду на летней резине нет, зато за использование чрезмерно изношенных шин (остаток протектора менее 4 мм), а также за установку на одну ось разных шин может применяться ответственность по ч. 2 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» (500 рублей).
Дром попросил прокомментировать изменения в законодательстве в 2020 году в той части, что касается автомобилистов, автоэксперта, координатора сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова:
— Новые правила регистрации. Для многих стало сюрпризом, что с 2020 года код региона вновь начал соответствовать адресу регистрации владельца. Но долгосрочно это должно вернуть порядок в идентификацию региональной принадлежности автопарка, нарушенный во время прошлой реформы.
Что же касается возможности регистрации автомобиля у дилера, то, по моей информации, в начале года с получением номеров у дилеров возникали проблемы.На данный момент ситуация стабилизировалась и такая возможность стала вполне реальной. Предполагаю, что в дальнейшем мы сможем перейти к упрощенной регистрации ТС через портал Госуслуг. Так что это важное нововведение 2020 года.
ОСАГО. Во время пандемии люди покупали полисы ОСАГО без техосмотра. При этом число аварий не выросло. Я считаю, что процедуру техосмотра нужно интегрировать со станциями технического обслуживания, а существующую сегодня профанацию — упразднить. Предположим, человек приехал на СТО сделать плановое ТО, а вдобавок прошел и техосмотр. Это логично и удобно.
Индивидуализация тарифов по ОСАГО заработала совсем недавно. Поэтому твердые выводы делать пока рано. По моей информации, для большинства владельцев цена полиса стала меньше или не изменилась. И только для такси стоимость полиса стала выше. При этом автомобиль такси один из самых опасных видов транспорта на данный момент. К сожалению, сейчас растет число аварий с такси, поэтому рост стоимости ОСАГО для них кажется справедливым.
Переход на систему электронного ПТС прошел без сучка и задоринки. Я скептически отношусь к электронным формам без бумажного дублирования, потому что база данных может зависнуть или там может быть искажена информация. И будет невозможно доказать какие-то факты о своем автомобиле. Поэтому при тотальном переходе на ЭПТС нельзя исключать проблемы с процессом регистрации автомобилей, как это периодически происходит с базой Росреестра при сделках с недвижимостью.
Вокруг новой редакции КоАП был гигантский скандал, когда озвучили новые штрафы. Но потом предложение откатили назад, спасибо за это Министерству юстиции. В основном нововведения касаются вторичных вопросов. Самое важное, что для автовладельцев сохранились прежние условия по основным вопросам.
Финансирование дорог должно быть постоянным. Есть разные источники финансирования, в дорожный фонд поступают средства от «Платона» и из других источников. Я уже давно говорю, что расходы на дороги должны быть защищенной статьей бюджета. Дорожники не могут работать в условиях, когда им могут расширить либо урезать финансирование. Дорожная отрасль вынуждена жить с планированием на долгую перспективу — на 10-20 лет вперед. Финансирование дорожников и вообще дорожных сфер должно стать стабильным, только потом уже можно говорить про объемы. Пусть будут маленькие деньги, но стабильные, чтобы на них можно было рассчитывать, чем то большие, то маленькие.
Спустя несколько лет львиная доля аварий будет оформляться онлайн через приложение «Помощник ОСАГО». Но приложению предстоит пройти большой путь. Не совсем понятно, что делать, если у одного из участников нет интернета, оформить аварию офлайн не получится. Есть люди, которые не хотят или не умеют пользоваться смартфонами. Я считаю, что следует организовать систему страховых комиссаров, которые платно смогут оформить ДТП.
Постановка автомобилей на учет через МФЦ происходит только при наличии инспектора. Иначе это будет шикарная возможность ставить угнанные машины на учет. Возникает тупик — людей сокращают, а выполнять их функции некому. Полагаю, во многом по этой причине масштабировать регистрацию автомобилей в МФЦ по всей России сейчас затруднительно.
К вышеперечисленным итогам года я бы добавил еще один. Россия стала мировым лидером по числу штрафов для автомобилистов.
https://www.drom.ru/info/misc/81915.html