Конструкция мотобуксировщика. Или как выбрать мотобуксировщик
Мотобуксировщики или как их ещё называют мотособаки, запчасти к ним мы продаём в городе Кострома не первый год. А теперь уже и занимаемся производством мотобуксировщиков и запчастей к ним. Продаём их не только в России но и в Европе.
За последние десять лет мотобуксировщики получили большое распространение в связи с тем, что они дешевле снегоходов, расходуют меньше топлива, проще и дешевле в эксплуатации. А за последние год-два их качество серьёзно поднялось. Первые модели были ну просто конструктор для взрослых. Сейчас качество поднялось на другой уровень. Я сам начал торговать ими несколько лет назад.
В этой статье я хотел бы рассказать о всех особенностях конструкции мотобуксировщиков и о том, как правильно выбрать под ваши задачи мотобуксировщик тем, кто решил его приобрести.
Поскольку мотобуксировщик предназначен для перевозки людей и грузов по снегу, он должен иметь хорошую проходимость, достигать скорости 50 кмч., иметь минимальные габариты, быть оптимальным по весу, максимально надёжным и удобным в эксплуатации. «Мотособаку», как ещё называют мотобуксировщик, используют те люди, которые занимаются рабалкой, охотой, работают или живут в труднодоступных местах. А также можно просто совершать прогулки на природу семьёй или целыми компаниями. Я считаю, что многие туристические базы могли бы иметь данный вид техники в своём арсенале и сдавать их в прокат. Мотобуксировщик наиболее удобно перевозить на машине или в прицепе к месту использования. Конструкция его должна быть таковой, что бы один человек мог легко справляться с ним.
Чтобы правильно выбрать мотобусировщик нужно знать его конструктивные особенности. О них мы сейчас и поговорим. Двигатель:
В мотобуксировщик в основном устанавливаются двигатели китайского производства: аналог HONDA, а также HONDA собранная в Тайване (японской сборки на Росийском рынке Вы не найдёте). Разница в цене двигателя китайского и тайваньского производства одинаковой комплектации и мощности составляет от 6000 до 26000 рублей. Качество изготовления не угадаешь, так что выбирать Вам. сам бы выбрал «китайца». «Косяки» у них бывают, но как правило незначительные, легко устранимые. Все эти двигатели достаточно тягловиты за счёт большого диаметра и хода поршня, в связи с чем они надёжны и просты. Их ещё называют «кубатурниками» из-за большого объёма. .
Мощность двигателя «мотособаки» колеблется от 6-и до 15-и лошадиных сил. Шести «лошадей» достаточно что бы везти двоих людей в санях-волокушах, но лучше если вы будете ездить один и не перегружать его. Тогда моторесурса хватит на несколько лет эксплуатации.
Другое дело двигатели девять-пятнадцать сил. На таких мотособаках можно ездить целыми компаниями или возить грузы без особого ущерба для моторесурса движка. Двигатели по желанию заказчика могут комплектоваться дополнительным электрооборудованием: катушкой освещения и электростартером. Хотя последним комплектовать, как мне кажется, не имеет смысла, так как двигатели хорошо заводятся . Есть ли смысл платить за это лишние деньги 2000-3000 рублей, решать Вам. А вот электрогенератор нужен обязательно, поскольку иногда приходится передвигаться в тёмное время суток, фара не помешает. Катушки освещения бывают разной мощности. Это как правило 3 Ампера и 7 Ампер. В большенство фар установлены лампочки 55 Ватт они будут потреблять приблизительно 4,6 Ампера. Значит для такой фары катушка 3 Ампера не подойдёт. К ней разве что какой то светодиодный фонарик можно подключить. А вот 7-амперные катушки выдерживают и ручки с подогревом. При покупке мотособоки обязательно спрашивайте какая катушка освещения установлена на двигателе. На мотобуксировщиках, которые мы производим и продаём в городе Костроме и по всей России установлены двигатели с катушками освещения 7 Ампер.
Трансмиссия.
Трансмиссия бывает двух типов:
1. Редуктор с автомотическим сцеплением.
Вариатор.
Если выбирать между редуктором с автоматическим сцепление и вариатором. Тут нужно серьёзно взвесить все за и против. При неправильной эксплуатации ни то ни другое ходить не будет. Автоматическое сцепление не любит рывков, езду в натяг, разборчиво к маслу, которое в него заливают, любит жидкость для автоматических коробок, например: MOBIL ATF-220. Несколькими годами ранее запчасти для данного вида трансмисси, а именно фрикционные диски, они выходят из строя, найти было сложно. Сейчас это не составляет труда. И стоят они не дорого. Ремонт Вам обойдётся не более 1000 рублей. Трогаится буксировщик с ним гораздо плавнее, да и так называемого «самохода» нет.
«Мотособака» с вариатором стоит дороже, приблизительно на 10000 рублей, но данный узел надёжнее редуктора с автоматическим сцеплением. Они редко ломаются, разве что ремень от времени подсыхает и требует замены, а хорошего ремня хватает на 4 года. Мы устанавливаем ремень производителя «RUBENA».
Последнее время все производители стремятся установить вариатор «САФАРИ». Хотя и «САФАРИ» бывают разных производителей и разного качества. Наша компания на производстве мотобуксировщиков в городе Костроме комплектует свои мотобуксировщики вариаторами проверенного качества. Это «САФАРИ» для снегохода «БУРАН» , расчитанным на тягловое усилие.
Если бы меня спросили что выбрать: редуктор с автоматическим сцепление или вариатор. Ещё гада два назад, я бы сказал: «Вариатор». Сейчас моё мнение двояко. Сам не могу однозначно ответить на этот вопрос.
Далее при помощи цепной передачи тягловое усилие с редуктора или вариатора передаётся на ведущий вал трансмиссии мотобуксировщика.
1. Цепь привода.
2. Ведущий вал.
Ведущий вал приводит в движение гусеницу.
Задний или передний привод.
По способу привода мотобуксировщики делятся на переднеприводные и заднеприводные.
Гусеница.
На мотобуксировщиках применяются разные типы и размеры гусениц. Начнём с размера:
1. Ширина 380 мм от снегохода «Буран».
Характер зацепления — через окна
Количество шагов — 57
Масса гусеницы — 14,0 кг
Длина — 2878 мм (113″)
Ширина -380 мм (15″)
Шаг — 50,5 мм (1,99″)
Высота грунтозацепа — 17,5 мм (0,69″)
Мотобуксировщик с данным типом гусеницы имеет невысокую проходимость, его можно эксплуатировать на реке, где достаточно плотный снег, либо по «зимникам» (зимним дорогам). Трудно, даже почти невозможно, двигаться на таком мотобуксировщике по реке, когда на льду образуется глубокая каша из воды и снега; глубокий снег не для него. Из-за его ширины он менее устойчив, в сравнении с мотобуксировщиками с гусеницей 500 мм. По плотному снегу он легко тянет сани с двумя людьми. Из достоинств: имеет меньшую ширину, имеются складные модели, что является плюсом при транспортировке.
На данные модели устанавливается разные типы двигателей и трансмиссий, но чаще всего это мотор 6,5 л/с. с редуктором. Этот вариант считается бюджетным. Стоимость их составляет порядка 30000-50000 рублей. Рассматривать покупку такого мотобуксировщика можно в том случае, если Вы ездите один, не возите тяжелый груз, Вам не требуется высокая проходимость.
2. Ширина 500 мм специально спроектированная для мотобуксировщика.
Характер зацепления — через окна
Количество шагов — 56
Масса гусеницы — 17 кг
Длина — 2828 мм (111″)
Ширина — 500 мм (20″)
Шаг — 50,5 мм (1,99″)
Высота грунтозацепа — 21 мм (0,83″)
Мотобуксировщики, на которые установлена данная гусеница, являются самыми востребованными. Они комплектуются широкой линейкой двигателей от 6,5 до 15 л/с. , трансмиссией: редуктор с автоматическим сцеплением или вариатор. Имеют хорошую проходимость и манёвренность, в некоторых случаях лучше снегоходов справляются поставленной задачей. Запчасти для ходовой части подходят от снегохода «Буран».
3. Ширина 500 мм. специально спроектированная «АГРЕССИВНАЯ» гусеница длямотобуксировщика.
Характер зацепления — Цевочное
Количество шагов — 46
Длина — 2944 мм (116″)
Ширина — 500 мм (20″)
Высота грунтозацепа — 32 мм (1,25″)
Появился в продаже укороченный вариант такой гусеницы, вот её характеристики:
В прошлом году весной, когда выпало много снега, мы приобрели для продажи и тестировали два мотобуксировщика с «агрессивными гусеницами» с увеличенным грунтозацепом. Такая гусеница должна была иметь повышенную проходимость, благодаря высокому профилю грунтозацепа, но к нашему удивлению, всё вышло наоборот: мотобуксировщик рыл снег, но ехать по сугробам отказывался. Затем выяснилось. что шаг у такой гусеницы — 64 мм (2,52″). А значит запчасти по «ходовке» потребуются от снегохода «Рысь». Они конечно не дефицит. Но есть не в каждом магазине, придётся потратить время, чтобы их найти. А это минус, как я считаю, серьёзный. Задумайтесь есть ли смысл покупать такую технику.
4. Разрезная гусеница. Это две скреплённые между собой металическими профилями (грунтозацепами) гусеницы. Называются они. Подвески для мотоблоков.
Характер зацепления — Цевочное
Количество шагов — 44
Масса гусеницы — 7,7 кг
Длина — 2222 мм (87″)
Ширина — 220 мм (8,7″)
Шаг — 50,5 мм (1,99″)
Мотобуксировщики с разрезной гусеницей прекрасно ходят по твёрдому снегу и даже льду. Есть озёра которые не укрывает снег, там всю зиму каток, такие как Ладожское, Онежское озёра, Балтийский залив. Для передвижения в таких устовиях «мотособака» с разрезной гусеницей просто незаменима. А вот по рыхлому снегу они передвигаются с трудом, буксуют, гусеницу забивает снегом. И посторонние предметы, оставленные в снегу, если попадают в гусеницу, ломают детали ходовки. Стоимость «мотособаки» с разрезной гусеницей начинается от 50000 рублей.
В заключении, хотел бы добавить, что есть «мотособаки» с укороченной гусеницей. Они имеют меньшие габариты, и их удобнее перевозить в машине. Но с укороченной гусеницей шириной 380 мм я бы не рекомендовал покупать мотобуксировщи, на мой взгляд это детская забава и пустая трата денег, поскольку сцепление с дорогой у такого мотобуксировщика очень плохое, он только ребёнка в санках катать может. Попробовали и с укороченной гусеницей 500 мм-результат не намного лучше.
Наглядно это можно увидеть на рисунке выше. Впереди и сзади (указано красными стрелками) имеется подъём гусеницы, в связи с чем, площадь соприкосновения с дорогой — это квадрат 500х500 мм. Даже у полноценной 380-й гусеницы площадь соприкосновения больше. С места такой мотобуксировщик может стронуть сани с одним человеком, а стоимость начинается от 52000 рублей. Стоит задуматься- целесообразно ли делать такую покупку? Я бы не стал.
Подвеска (ходовая часть).
Тут есть тоже разные варианты:
1. На склизах (склизовая).
Стрелочками указан элемент, назаваемым склизом. На него опирается гусеница и скользит по нему. Склизовая подвеска бывает подпружиненая и жесткая. На фото Вы можете это увидеть. Для твёрдой поверхности она жесковата по сравнению с катковой, но имеет более высокую проходимость и низкую цену. Подвеску на склизах я бы рекомендовал тем, кому требуется высокая проходимость, и основные маршруты его будут пролегать по заснеженным местам: полям, лесам, для охотников, например.
2. На катках (катковая).
На фото видна самая простая катковая подвеска. Несколько жестко закрепленных на валах обрезиненых катков создают опору для гусеницы. Данная подвеска не может похвастаться мягкостью хода и суперпроходимостью. Но с уверенностью могу сказать, что неплохо пойдёт по неглубокому рыхлому снегу, насту. И на твёрдой поверхности будет мягче склизовой. Она проста и надёжна.
Есть ещё более совершенные катковые подвески.
Данная подвеска спроектирована на базе снегохода «Буран». Катки подпружинены. А это значит, что мотобуксировщик будет иметь мягкий ход на твёрдых поверхностях. Имеет шесть рядов обрезиненых катков, что делает гусеницу более упругой на рыхлом снегу, увеличивает её проходимость, не хуже чем у склизовой подвески. Хотя она несколько сложнее ранее описаных вариантов, но в её надёжности не стоит сомневаться. Поскольку вся наша жизнь поиск компромисов, я бы для мотобуксировщика выбрал данный компромис. Есть и минус: это его стоимость. Такие «мотособаки» с двигателем 9-15 л/с. стоят от 60000 рублей, и не каждому по карману.
Не могу не упомянуть про подвеску подобного типа. На фото видно, как высоко поднята передняя часть гусеницы. Сделано это для того, чтобы «мотособака» мягко принимала ударные нагрузки встречающихся на её пути препятствий. А нужно ли это? Катковые подвески, о которых говорилось ранее, и так не плохо «глотают» все неровности. А вот минусов тут гораздо больше, чем плюсов. Центр тяжести расположен таким образом, что в момент, когда мотобуксировщик трогается с места, перёд будет подниматься ещё больше, площадь соприкосновения с поверхностью уменьшится, он будет пробуксовывать. И даже на не глубоком снегу будет зарываться, а на скользкой поверхности начнёт идти рывками и хлопать гусеницей.
Капот.
На мотобуксировщики устанавливают пластиковые и металлические капоты.
Есть капоты быстросъёмные. Это удобно и функционально. А иногда производитель, пытаясь снизить свои затраты, крепят их жестко, как правило клёпками. Под ними набивается снег, образуется наледь, скапливается грязь. Вычистить это, не сняв капота, очень трудно. И приходится все клёпки высверливать и конструировать быстосъёмный капот. Иногда производитель комплектует мотобуксировщик матерчатым съёмным чехлом.
Тут трудно сказать что лучше, пусть каждый выберет сам.
Мотособаки выпускающиеся на сегодняшний день имеют габариты которые не позволяют поместить их в большую часть автомобилей. Для их перевозки требуется либо фургон либо машина с прицепом. А это не всегда удобно. Да и не всем по карману. Есть категория людейкоторые ездят на рыбалку или на охоту в одиночку, не любят шумных компаний. С мотобуксировщиком который весит порядка 100 кг. да и не маленькие габариты в одиночку поместить в небольшой автомобиль будет достаточно проблематично. А желающих иметь в своём арсенале полноценный мотобуксировщик, мотособаку с 500-й гусеницей, двигателем от 9 до 15 Л.С. достаточно много. Наша компания «Xtreme-Motors» в городе Костроме производит и продаёт мотобуксировщики мотособаки, запчасти к мотобуксировщикам, розработала и запустила в производство расборный мотобуксировщик
«Трансфомер».
Ручка газа.
Ручка газа, это такой мелкий «косячок», который при поломке приводит к крупным неприятностям на бескрайних снежных просторах. Производитель, пытаясь съэкономить на нас с вами, устанавливает ручки газа подобного плана.
Стрелочка на первом фото указывает на разогнутые усики, к которым крепится кончик троса. На фото они разогнуты. Так происходит при первом же вашем выезде на природу, когда отъехав несколько километров от цивилизации, вы начинаете понимать, что управлять вашей «мотособакой» можно лишь одной рукой дергая за тросик газа, а другой пытаясь рулить по бездорожью. Бывает устанавливают велосипедную ручку тормоза. Они понадёжнее. Хотя у многих из них есть один существенный недостаток. Из за конструктивных особенностей ручки не возможно дать полный газ. Она не вытаскивает трос полностью.
Я бы рекомендовал такую ручку газа. Они более удобны, да и надёжнее. И не страдают выше изложенными недостатками. На наши мотособаки которые мы производим и продаём в городе Костроме мы устанавливается ручки газа на фото ниже.
P.S. Буду рад если моя статья поможет Вам в выборе мотобуксировщика.
Купить запчасти для мотобуксировщика.
https://xtreme-motors.ru/article/?ELEMENT_ID=45