Skip to content
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

likeauto.ru

Автомобильный портал

  • Безопасность
  • Двигатель
    • Бензиновый двигатель
    • Дизельный двигатель
    • Клапана
    • Масло в двигатель
  • Законодательство
  • Кузов авто
  • Новости
  • Обзоры авто
  • Ремонт авто
  • Страхование
  • Топливная система
    • Гбо
  • Тормозная система
  • Трансмиссия
    • Акпп
    • Вариатор
    • Мкпп
    • Сцепление
  • Ходовая часть
    • Подвеска авто
    • Шины и диски
  • Электрика
    • Электроника
  • Toggle search form
Тракторный разворот. Электромеханическая трансмиссия: будущее тракторостроения?
Posted on 28 октября 2023 By likeauto_admin Комментариев к записи Тракторный разворот. Электромеханическая трансмиссия: будущее тракторостроения? нет

Содержание

Toggle
  • Тракторный разворот. Электромеханическая трансмиссия: будущее тракторостроения?
  • В обход конкурентов
    • Опыт РГАУ-МСХА им. К.А. Тимимрязева совместно с другими предприятиями
  • Не для сельского хозяйства
  • Возможные альтернативы

Тракторный разворот. Электромеханическая трансмиссия: будущее тракторостроения?

Вследствие введённых против России санкций и прекращения прямых поставок в нашу страну европейской и американской сельхозтехники на отечественном рынке появился дефицит по целому ряду машин, который, в том числе, коснулся тракторов.

Недостаток этой техники отмечался в России и ранее. Так, по данным мониторинга ФГБНУ ВНАЦ ВИМ, производство сельскохозяйственных тракторов в России уменьшилось со 135,9 тыс. штук в 1990 году до 5,8 тыс. в 2019-м, то есть в 23,4 раза. Но сегодня их нехватка может оказаться критически опасной, предостерегают эксперты.

«По оценкам разных НИИ, министерств и ведомств, на сегодняшний день дефицит тракторов в отечественном парке техники составляет более 220 тыс. колёсных и более 290 тыс. гусеничных машин», — озвучивает проблему заведующий кафедрой тракторов и автомобилей РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Отари Дидманидзе.

По словам президента ассоциации «АСХОД» Павла Репникова, в первую очередь не хватает тракторов с универсально пропашной рамой мощностью от 130 до 300 л.с. «”Минский тракторный завод” ранее изготавливал такие машины, однако сейчас их производство значительно сократилось из-за недостатка иностранных комплектующих, замещение которых идёт недостаточными темпами. А ведь нашей стране ежегодно требуется 10-15 тыс. тракторов», — отмечает специалист, добавляя, что отечественные производители не способны обеспечить производство такого количества техники.

В Минпромторге подтверждают снижение поставок из недружественных стран тракторов мощностью 170-370 л.с., но утверждают, что все выпадающие объёмы замещаются российскими производителями и поставками из дружественных стран.

В ассоциации « Росспецмаш » также уверяют, что вся необходимая аграриям техника поставляется «согласно имеющемуся платёжеспособному спросу». «В сегменте энергонасыщенных тракторов российские производители на внутреннем рынке занимают лидирующие позиции. В сегменте тракторов малой и средней мощности большая доля поставок приходилась и приходится на Белоруссию. Также свои поставки нарастили производители из дружественных стран», — говорится в ответе ассоциации « Агротехнике и технологиям ».

В обход конкурентов

Тем не менее, участники рынка говорят о дефиците тракторов и ищут пути выхода из сложившейся ситуации.

В «АСХОД» для оперативного замещения выпавших объёмов поставок предлагают наладить в России производство тракторов на электромеханической трансмиссии. Этот вариант, уверены в ассоциации, позволит отечественному тракторостроению избежать конкуренции в направлениях, где уже утвердились такие мировые лидеры, как John Deere , CLAAS , New Holland и AGCO , которые производят передовую технику на механической трансмиссии, и соревноваться с которыми было бы крайне сложно.

«У них гораздо более сильные компетенции и разработки, а значит и возможности ценообразования. Играя на их поле, мы никогда их не догоним, как бы не ускорялись», — считает Павел Репников. По его мнению, нужно искать другие подходы, одним из которых может стать электромеханическая трансмиссия.

В нынешней ситуации, когда время столь важно, логичнее избегать технологий, требующих отсутствующего в стране производства трансмиссий, дифференциалов и гидрораспределительных систем, рассуждает Павел Репников. Наиболее верная стратегия — сделать ставку на генераторы, рекуператоры и электрические двигатели. Производственные мощности для их выпуска имеются на многих предприятиях, говорит эксперт, в частности на «Челябинском заводе электрооборудования» и «Курганском приборостроительном заводе». Разбив процесс разработки на независимые модули (согласование электрических систем, разработка ПО для их поддержания и разработка системы теплового баланса) между предприятиями, можно снизить расходы на НИОКР и сократить время, включая создание прототипа, до двух лет, рассказывает он.

Опыт РГАУ-МСХА им. К.А. Тимимрязева совместно с другими предприятиями

Трактор с комбинированной энергетической установкой на базе ВТЗ-2048А

— Экспериментальный образец трактора с гибридной силовой установкой на базе трактора ВТЗ-2048А, где наряду с серийным двигателем и трансмиссией установлена система компенсации мощности (тяговый электродвигатель — генератор и накопитель энергии — конденсатор).
— Максимальная мощность системы компенсации — 30 кВт. Суммарная масса агрегатов системы компенсации мощности — 100 кг.
— По расчётам и данным лабораторных испытаний мощность двигателя увеличивается на 45%, рост выработки за 1 час эксплуатационного времени составляет 9-12%, снижаются эксплуатационные затраты и достигается экономия топлива на 5-7%.

Электрический трактор на базе МТЗ-82

— Электродвигатель мощностью 60 кВт (81 л. с.).
— Длительность работы электротрактора на блоке литий-ионных батарей — 4 часа.
— Время полной зарядки — от 30 мин.
— Установленные на крыше кабины солнечные батареи обеспечивают автономное питание дополнительного оборудования (светодиодное освещение, кондиционер )
— Простота обслуживания, ремонтопригодность, отсутствие вредных выбросов и шума делают трактор лидером в своём классе.
— Трактор выгодно использовать в больших хозяйствах и на фермах.

Источник: по данным к.т.н. Р.С. Федоткина (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимимрязева)

Кроме того, продолжает Репников, по предварительным подсчётам массовое производство техники на электромеханической трансмиссии будет на 15% дешевле аналогичного производства, основанного на механике и гидравлике, да и в управлении и ремонте электромеханическая трансмиссия гораздо легче. Остаются, конечно, такие вопросы, как неравномерное распределение тяги и теплового баланса, но они вполне преодолимы, уверен эксперт. К примеру, можно синхронизировать приводы и производить их разной мощности, что раньше было осуществимо только на самых мощных машинах, а излишнюю энергию собирать через рекуператоры, объясняет президент «АСХОД», добавляя, что площадки, если программа производства тракторов на электромеханической трансмиссии будет принята, также найдутся.

«Я разговаривал с губернатором Ленинградской области, у них есть необходимые производственные мощности. Прежде всего, это «Тихвинский вагоностроительный завод», а также завод Caterpillar, который пока непонятно как будет дальше развиваться в существующей ситуации», — делится Павел Репников.

Сейчас, чтобы понять целесообразность столь масштабной инициативы, на различных площадках проводятся совещания и встречи, говорит эксперт.

Например, в Минпромторге данное направление считают перспективным. Применение электромеханической трансмиссии «обеспечивает увеличение ресурса двигателя за счёт отсутствия механической передачи от двигателя на движитель (колёса, гусеничный ход), снижение расхода топлива, а также создаёт возможность дистанционного и автоматизированного управления трактором», сообщили « Агротехнике и технологиям » представители министерства. Кроме того, в ответе ведомства указывается, что челябинский «Резонанс» в 2022 году разработал электромеханическую трансмиссию для специализированной техники.

Правда, в самом «Резонансе» отмечают проблемы с внедрением технологии. По словам пресс-службы предприятия «государство предоставляет субсидии на развитие, но не даёт гарантий и поддержки сбыта, поэтому электромеханическая трансмиссия выпускается в единичных экземплярах, а серийный массовый выпуск наладить не получается».

В свою очередь на «Челябинском тракторном заводе — УРАЛТРАК» рассказывают, что испытания трактора с электромеханической трансмиссией продолжаются, и концу года их планируют завершить.

Не для сельского хозяйства

По словам независимого эксперта Андрея Горгодзе, идея производства тракторов на электромеханической трансмиссии не нова. Так, в 2009 году «Минский тракторный завод» (МТЗ) получил серебряную медаль в Ганновере за электромеханический трактор, но с тех пор гигант, и ныне ежегодно выпускающий свыше 35 тыс. тракторов, так и не смог наладить выпуск подобного рода техники.

«Причина в том, что требования к тяговым характеристикам промышленных тракторов и сельскохозяйственных серьёзно различаются, — поясняет Андрей Горгодзе. — У сельхозтрактора значительно изменяемые усилия при работе на основной обработке почвы, которые силовой агрегат с ДВС и механической передачей отрабатывает за счёт запаса крутящего момента, а электромеханика пока не даёт такой же равномерности при поддержании рабочей скорости. Однако при работе в поле важны постоянные технологические скорости при резко меняющихся условиях. К примеру, необходимо, чтобы в процессе вспашки плуг переворачивал пласт земли на определённый угол (не менее 130 градусов) и при определённой скорости (на современных плугах это 9-13 км/час). Если скорость выше, земля комьями будет разлетаться на несколько метров, а если ниже — пласт начнёт осыпаться в обратную сторону, что является нарушением агротехнологии. Чтобы электромеханика отрабатывала такие нагрузки, необходим серьёзный бустер, типа «суперконденсатора», который способен мгновенно выдать дополнительные 25-30% мощности. Именно поэтому на сегодняшний день сельскохозяйственные тракторы с электромеханической трансмиссией существуют исключительно в виде экспериментальных моделей, а стабильность рабочей скорости в необходимом интервале тяговых усилий оставляет желать лучшего».

Председатель правления «АСХОД» Александр Алтынов не вполне согласен с такой точной зрения. По мнению эксперта, «снять» мощность с аккумулятора гораздо проще, чем с мотора. Поэтому «Тесла» быстрее берёт ход с любой точки текущей скорости. При этом, конечно, у трактора гораздо больший диапазон по приложению силы, не отрицает эксперт.

Но даже если проект будет принят, помимо первостепенных вопросов появятся второстепенные, продолжает Андрей Горгодзе. Проблема в том, что в России отсутствует производство современных бустеров, аккумуляторов, «суперконденсаторов», не говоря уже о компонентах блоков управления — всё это до недавнего времени закупалось в недружественных странах, напоминает он.

Да и стоить такой трактор будет значительно дороже, предполагает эксперт. По его словам, цена сельскохозяйственного трактора мощностью 200-250 л/с с электромеханической трансмиссией при нынешнем состоянии необходимой материальной и компонентной базы составит не менее 20-25 млн руб. против 9-12 млн руб. за ныне производимые машины с той же мощностью двигателя. Что же касается стоимости всего проекта, то она может достигать 25-30 млрд руб. и на его реализацию потребуется не менее 5-6 лет.

Электромеханическая трансмиссия для колёсного трактора тягового класса 3 производства «Зауралмаш» г. Курган
Источник: по данным инженера-схемотехника конструкторского бюро электропривода НПП «Резонанс» к.т.н. А.Д. Чернышёва

Электромеханическая трансмиссия для гусеничного трактора тягового класса 10 производства «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
Источник: по данным инженера-схемотехника конструкторского бюро электропривода НПП «Резонанс» к.т.н. А.Д. Чернышева

По словам Горгодзе, возможность реализации такого проекта можно допустить только чисто теоретически, так как в реальности он будет возможен исключительно при участии государственных программ и бюджетных средств. «В любом случае это потребует крайне высокого объёма затрат при небольшом количество выпущенных тракторов. Это видно и на примере того, какую долю занимают автомобили с гибридными силовыми агрегатами, и какими темпами эта доля растёт», — обращает внимание эксперт.

Схожей точки зрения придерживается и заведующий лабораторией «Система мобильных энергетических средств» «Федерального научного агроинженерного центра ВИМ» Александр Лавров. «Тракторы с электромеханической трансмиссией можно увидеть у многих зарубежных компаний. Но про их массовое производство я не слышал. Такую технику не производят по причине отсутствия комплектующих и высокой стоимости конечного продукта», — говорит он.

Действительно, тракторы на электромеханической трансмиссии есть у таких мировых компаний как John Deere , New Holland, Massey Ferguson , McCormic, Landini и др., но в массовое производство такая техника пока нигде не запущена, подтверждает Отари Дидманидзе. Поэтому наличие новых технологий совсем не означает возможности их массового применения, говорит он.

«Ещё в 80-х годах прошлого века в СССР проводились исследования по созданию самолётов, работающих на сжиженном водородном топливе, — рассказывает Отари Дидманидзе, — Однако в промышленное производство они не пошли по причине высокой себестоимости. С тракторами на электромеханической трансмиссии та же история. Чтобы их делать, нужны целые направления, которых сейчас у нас нет. Отдельные заводы могут изготавливать какие-то компоненты, но в целом производить такие тракторы не готов никто, даже оборонные предприятия, думаю, вряд ли смогут. Реализация этого проекта — это миллиарды и миллиарды рублей. Без государственной поддержки такой проект не будет существовать».

Возможные альтернативы

К сожалению, в существующем несколько десятков лет отечественном тракторостроении не всё замечательно, признают эксперты. На поддержку отрасли постоянно выделяются значительные денежные средства, а новые модели на рынке почему-то не появляются, замечает Александр Лавров. А как дела будут складываться в новом направлении, вообще не понятно.

«Чтобы вывести существующее тракторостроение на приемлемый уровень, необходимо для начала озаботиться качеством металла, который не соответствует необходимым требованиям, а затем — вопросами станкостроения, которого как направления в нашей стране не существует уже много лет», — говорит Александр Лавров, поясняя, что советские станки морально устарели и выработали свой ресурс, европейские и японские — не обслуживаются, а из возможных альтернатив сегодня в наличии только китайские.

Источник: Сергей Карякин (НАМИ) по данным Росспецмашстат, ФТС России, АСМ-холдинг
Примечание: белорусские тракторы, производящиеся на территории РФ По данным маркетинговых исследований рынка с/х тракторов совместно с ГК «Ростех»

«Чтобы появлялись те или иные новые тракторы, необходимо современное мощное машиностроение, а то, какое есть сейчас, никакой критики не выдерживает, и на приведение его к современному соответствию потребуются те же 5-6 лет», — полагает Андрей Горгодзе.

Получится ли оперативно выйти на качественно новый уровень и нарастить производство — большой вопрос. Пока что техника работает, говорит эксперт Картофельного союза Артём Вартанян, но если не будет запчастей, с поставками которых сегодня имеются большие проблемы, машины продержатся не более одного сезона, а с запчастями — ещё 2-3 года.

Между тем в Минпроторге заявляют о росте иностранных поставок. По сведениям министерства, в январе-августе 2022 года рынок тракторов для сельского хозяйства в Российской Федерации составил 21 564 ед., что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данный рост обеспечило увеличение отгрузок российских производителей и рост поставок из дружественных стран.

В ведомстве также прогнозируют, что в ближайшие 2-3 года внутреннее производство сельскохозяйственных тракторов вырастет за счёт увеличения объёма производства существующего модельного ряда и выпуска новых моделей. К примеру, в 2023 году планируется запуск нового завода Ростсельмаш в Ростове-на-Дону, где планируется выпускать тракторы с мощностью двигателя от 170 л.с. до 600 л.с.

Другой вариант развития событий — наращивание импорта из дружественных стран: Китая, Индии и Турции. Однако на сегодняшний день такая техника не совсем отвечает российским требованиям и существенно уступает американским и европейским машинам, к которым российские аграрии уже успели привыкнуть, отмечают эксперты. Причина в том, что турецкие и китайские тракторы не дотягивают до необходимой российским аграриям мощности, и поэтому востребованы слабо, объясняет Артём Вартанян.

«Наши дилеры, конечно, обращаются к китайской стороне с предложением доработать технику, увеличить объём гидробака, установить автоматическую коробку передач, но это вопрос не одного года», — делится он.

Не менее скептично по отношению к китайской технике настроен и Андрей Горгодзе. Оперативно адаптировать её под российские условия будет сложно, считает эксперт.

«При сравнении с аналогичными белорусскими и европейскими машинами китайские тракторы имеют в среднем по 50-60 отклонений от принятых требований по каждой машине, и прежде всего это касается рабочих скоростей, тягового усилия, производительности и комплектности гидравлической системы, мощности навесного устройства. Если предъявлять одинаковые агротехнические требования, то китайские тракторы мощностью 230-250 л.с. оказываются, в лучшем случае, аналогами привычных нам моделей, но имеющих 130-180 л.с.», — сравнивает он.

Этому вполне есть объяснение, комментирует ситуацию Александр Лавров. Если технику делать за 1-2 года, без испытаний, без доработки, то она такая и будет. Тем не менее, он считает, что китайские производители сработают гораздо быстрее российской промышленности, и именно от них следует ожидать изменения ситуации.

По словам председателя правления «АСХОД» Александра Алтынова, приходящие на российский рынок китайские тракторы вполне соответствуют заявленной в паспорте мощности, другое дело, что недостаточный вес машин не позволяет им работать с тяжёлой прицепной техникой. Эксперт сомневается, что китайские заводы, для которых весь российский рынок составляет доли процента, будут всерьёз рассматривать необходимость кастомизации свой техники.

Поэтому вопросы, как и в какой перспективе в нашей стране будут замещены тракторы определённых классов, остаётся открытыми.

https://www.agroinvestor.ru/tech/article/39209-traktornyy-razvorot-elektromekhanicheskaya-transmissiya-budushchee-traktorostroeniya/

Трансмиссия

Навигация по записям

Previous Post: Устройство и принцип работы печки автомобиля
Next Post: Ремонт вариатора Nissan — во сколько вам обойдется поломка, где лучше делать

Related Posts

Неисправности различных АКПП: причины, признаки, диагностика и ремонт Трансмиссия
Вариатор: плюсы и минусы Трансмиссия
Трансмиссия ваз 2121 схема Трансмиссия
Трансмиссия в автомобиле: особенности и принцип работы Трансмиссия
Из чего состоит автомобиль? Трансмиссия
Шаровая опора: что это такое и для чего она нужна Трансмиссия

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • «Сервис корпоративных парков – 2025»: о чем рассказали эксперты?
  • Дилер раскрыл перспективы новой версии кроссовера Aito Seres M7
  • Lixiang объявил новые условия импорта автомобилей в РФ и их официальные цены
  • Минпромторг расширил условия программы «Семейный автомобиль»
  • Нормальная рабочая температура двигателя автомобиля

Информация для правообладателей

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам через форму обратной связи.

Облако тегов

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • Масло в двигатель
  • Топливная система
  • Законодательство
  • Клапана
  • Ходовая часть
  • Шины и диски
  • Новости
  • Страхование
  • Дизельный двигатель
  • Трансмиссия
  • Подвеска авто
  • Бензиновый двигатель
  • Тормозная система
  • Ремонт авто
  • Вариатор
  • Электроника
  • Кузов авто
  • Электрика
  • Акпп
  • Гбо
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Апр    

Copyright © 2025 likeauto.ru.

Powered by PressBook Media WordPress theme