Типы и назначение трансмиссий
О чем речь? Типы трансмиссий – разновидности основных элементов, которые обеспечивают передачу мощности от двигателя к колесам и позволяют с легкостью управлять автомобилем. Коробка передач — сердце любого автомобиля, определяющее его характеристики производительности, эффективность и удобство в управлении.
Что важно знать? Чтобы вы смогли принять осознанное решение при выборе автомобиля или обновлении трансмиссии своего существующего «железного коня», нужно рассмотреть особенности, преимущества и ограничения типов трансмиссий.
В этой статье:
- Назначение трансмиссии
- Типы трансмиссий автомобиля
- Типы трансмиссий трактора
- Устройство трансмиссий
- Часто задаваемые вопросы о типах трансмиссий
7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей
Назначение трансмиссий
Трансмиссия является одним из основных агрегатов автомобиля и устроена из большого количества узлов и деталей. Задача системы — передавать энергию двигателя на мост ведущих колес. Однако это лишь упрощенное объяснение функционала трансмиссии, и требуется более подробное рассмотрение принципов работы агрегата.
Система передает крутящий момент от мотора на редукторы колес, задает направление и частоту вращения и контролирует распределение энергии между передней и задней осями.
Таким образом, главная функция трансмиссии — обеспечение связи между двигателем и мостом ведущих колес, передача и распределение крутящего момента, а также управление вращением колес.
Именно благодаря работе системы энергия, преобразованная ДВС из топлива, передается на колеса машины, и они крутятся. Автомобиль начинает движение и продолжает ехать с заданной скоростью.
Как и любые механизмы, детали трансмиссии могут выйти из строя. Первые симптомы неполадок в системе:
- Педаль сцепления заедает или западает.
- Появляется шум при нажатии на педаль сцепления.
- Машина стартует рывком.
- Колеса пробуксовывают.
- Замечены протечки трансмиссионной жидкости.
Трансмиссионная система может прослужить долго и выполнять свои функции, если регулярно обслуживать ее элементы, своевременно выявлять неисправности и проводить ремонт.
Типы трансмиссий автомобиля
В настоящее время существует четыре основных типа трансмиссий:
Механическая коробка передач (МКПП)
МКПП является старейшим представителем среди всех типов коробок передач. Эта система трансмиссии передает крутящий момент при помощи шестеренок, которыми водитель управляет вручную.
Основные достоинства МКПП — высокий КПД, экономичность в расходе топлива, простое и надежное устройство конструкции, невысокая стоимость обслуживания.
Недостаток механической коробки передач — это относительная сложность управления. Современным водителям уже не по душе постоянно перемещать ручку, переключая скорости. Если учитывать, насколько в наши дни загружены городские дороги и сколько светофоров на пути, это становится особенно некомфортным.
Хотя МКПП имеет достаточно архаичную конструкцию, механический тип трансмиссии по-прежнему остается наиболее часто устанавливаемой в современные автомобили коробкой передач. Эксперты объясняют это тем, что производство «механики» является самым бюджетным.
МКПП работает совместно со сцеплением. Узел может на определенное время разъединить трансмиссию и силовой агрегат, благодаря чему быстрое переключение передач осуществляется без вреда для мотора и коробки. Водитель регулирует сцепление, нажимая ногой на педаль.
«Механика» состоит из валов и преимущественно косозубых шестерен. Этот вид шестеренок отличается низким уровнем шума, большой прочностью и продолжительным сроком службы. Вращение валов и шестерен регулируется синхронизаторами, позволяющими переключать передачи без двойного выжима.
Роботизированная трансмиссия
Роботизированная КПП отличается от механической тем, что водитель может не контролировать переключение передач вручную — этим занимается электроника. Но «робот» способен работать и в полуавтоматическом режиме, когда ступени переключаются при помощи подрулевых лепестков или селектора.
Очевидным достоинством роботизированной КПП является удобство управления, ведь водителю не нужно каждый раз тянуть ручку рычага.
Но у «робота» есть и минус — при переключении передачи многие автомобилисты замечают небольшую задержку. Кроме того, для этого типа трансмиссии характерна меньшая плавность хода автомобиля. Водитель, переключая ступени, может заметить резкие рывки машины.
Эти недостатки заставили инженеров компаний-автопроизводителей найти эффективное решение проблемы. Сегодня роботизированная КПП комплектуется и синхронизируется с двумя сцеплениями, благодаря чему задержка при переключении передач становится минимальной. Этот вариант трансмиссии известен как селективная коробка передач.
Автоматическая коробка передач
Автоматизированная КПП — вторая по популярности среди всех коробок после «механики». «Автомат» имеет более сложную конструкцию и состоит из множества деталей, в том числе датчиков. На АКПП нет сцепления в том же смысле, что у МКПП. Вместо этого автоматическая коробка работает совместно с гидродинамическим трансформатором.
На роботизированную коробку «автомат» похож тем, что может переключать ступени как с помощью водителя, так и с помощью электроники. Но у АКПП нет характерных для «робота» резких рывков машины.
Минусом «автомата» является высокая цена. Кроме того, этот тип автоматической трансмиссии расходует много машинного масла. Детали коробки стоят дорого, поэтому ремонт обойдется автовладельцу в немалую сумму.
Существует 2 вида АКПП:
- Коробка передач с гидроавтоматом имеет достаточно простую конструкцию, работает совместно с турбиной и насосом, через которые проходит рабочая жидкость.
- Электронная АКПП устроена сложнее — гидродинамический трансформатор имеет дополнительные режимы: спортивный, экономичный (экологичный) и зимний.
Бесступенчатая трансмиссия
Этот тип трансмиссионной системы также известен под названием «вариатор». Главное отличие от других типов — отсутствие ступеней переключения. Крутящий момент передается от двигателя при помощи шкива и приводного ремня.
Основными преимуществами бесступенчатой трансмиссии является плавность хода автомобиля, отсутствие рывков при старте и движении, а также существенное увеличение ресурса двигателя.
Минус вариатора — медленный набор скорости и дорогостоящий ремонт и обслуживание.
Типы трансмиссий трактора
Механическая трансмиссия
Механическая трансмиссионная система состоит из различных механизмов, узлов и передач. Основные элементы конструкции — КПП, муфта сцепления, главная передача, конечные передачи, промежуточные соединения, дифференциал.
Типы трансмиссий, используемые на тракторах, устроены сложнее, так как оба моста являются ведущими. Такая система имеет дополнительные механические элементы — карданную передачу и раздаточную коробку, а также комплектуется отдельными конечными передачами, главной передачей и дифференциалом. Эти элементы установлены на переднем мосту.
Гусеничный трактор может иметь дополнительные поворотные механизмы, а их трансмиссия также включает усилители вращательного движения.
Отличие механического типа трансмиссии состоит в том, что частота вращения регулируется по ступеням, благодаря чему КПД системы становится особенно высоким. При этом цена агрегата и его обслуживания не слишком большая.
Электрическая трансмиссия
Электрическая трансмиссия работает от постоянного тока, выдаваемого генератором. Якорь устройства соединен с карбюратором или дизельным мотором трактора. Двигатель передает энергию генератору, заставляя его вращаться и вырабатывать электричество. Ток по соединительным кабелям распределяется между тяговыми электродвигателями, которые преобразуют электрическую энергию в крутящий момент и передают ведущим колесам или звездочкам.
К достоинствам электрической трансмиссионной системы относится бесступенчатое регулирование скорости движения, которое достигается благодаря простоте преобразования и распределения энергии между основными агрегатами трактора. Однако при этом КПД электротрансмиссии слишком низкий для высокой цены.
Гидравлическая трансмиссия с гидростатической передачей
Этот тип системы использует работу гидравлической передачи. Передаточным устройством трансмиссии, передающим энергию от ДВС ведущим колесам или звездочкам, выступает рабочая жидкость. Существует два вида такой системы: гидростатическая и гидродинамическая.
Гидростатическая передача также известна как объемная трансмиссия. Этот узел состоит из компрессора, распределительного устройства и вмонтированных в ведущие колеса или гусеницы приводных моторов и гидролиний. Компрессор под большим давлением подает в ДВС рабочую жидкость, которая далее распределяется между моторами ведущих колес.
Гидростатическая трансмиссия регулирует частоту вращения бесступенчато, что является ее основным преимуществом. Однако система имеет ряд минусов, среди которых низкий КПД, а также массивные и тяжелые элементы конструкции. Кроме того, гидравлическую трансмиссию для корректной эффективной работы обязательно нужно обеспечить полностью герметичными соединениями.
Гидравлическая трансмиссия с гидромеханической передачей
Второй вид гидравлической трансмиссионной системы. Конструкция агрегата включает дополнительные элементы: гидротрансформатор и гидромуфту. Крутящий момент от ДВС поступает на ведущие колеса при помощи динамического напора жидкости.
Как и гидродинамическая, такая система отличается бесступенчатым регулированием частоты вращения. Также трансмиссия имеет ряд существенных преимуществ, какими являются быстрый разгон и плавный ход трактора при относительно низких динамических нагрузках на элементы конструкции. К минусам гидростатической трансмиссии относят низкий КПД, сложное устройство и тяжеловесные агрегаты и детали.
Электромеханическая трансмиссия
Эта система смешанного типа обладает механической передачей, оборудованной генератором постоянного тока и электродвигателями. Как и предыдущие типы, трансмиссия передает крутящий момент колесам или гусеницам бесступенчато, что обеспечивает плавное изменение скорости трактора. Однако электромеханическая система также имеет низкий КПД. Детали конструкции стоят довольно дорого и из-за большого веса существенно утяжеляют транспортное средство.
Устройство трансмиссий
Каждая трансмиссионная система состоит из определенных узлов и агрегатов. Кроме коробки переключения передач, к ним относятся сцепление, главная передача, карданная передача и дифференциал.
Сцепление
Выжимая сцепление, водитель включает нейтральную скорость, благодаря чему КПП отсоединяется от двигателя, и глушить мотор при остановке автомобиля не нужно. Во время движения сцепление возвращает соединение вращающегося двигателя и КПП.
Это и есть главная задача агрегата — соединять и отсоединять коробку с ДВС, что должно происходить максимально плавно. Диск сцепления расположен между силовым агрегатом и КПП.
Кроме того, сцепление является проводником в трансмиссионной системе, передавая усилие между узлами. Работу механизма контролирует водитель, нажимая на педаль, посредством чего запускается привод, передающий усилие.
Существует три типа приводов, но чаще трансмиссия имеет лишь два из них: гидравлический или механический. Электрогидравлический привод встречается реже всего.
Механизм сцепления состоит из следующих деталей:
- Связанные друг с другом диски.
- Корзина, расположенная на маховике ДВС. Эти элементы являются одними из наиболее прочных в системе.
- Вилки выключения, отводящие диски после нажатия на педаль.
- Первичный вал КПП, на который передается крутящий момент.
Различают два вида сцепления:
- «Сухое» сцепление передает усилие между диском двигателя и коробкой передач напрямую. Этот вид механизма можно встретить на полноприводных внедорожниках.
- Рабочие элементы «мокрого» сцепление погружены в гидротрансформаторное масло, и соединение/отсоединение происходит за счет гидравлики. Такое устройство намного надежнее, но и стоит гораздо дороже.
https://centr-to.ru/blog/avtoservis/tipy-transmissii