Признаки и причины неисправности сцепления
Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Как понять, что сцепление неисправно?
«Самые очевидные признаки неисправности сцепления — это посторонние шумы, свист, лязг, хруст, рывки при переключении передач. К неочевидным признакам может относиться потеря динамики при разгоне. Так бывает, если сцепление пробуксовывает. В любом случае, если сцепление стало вести себя не так, как обычно, я рекомендую не затягивать с обращением в сервис. Проблемы сцепления влияют на работу всей трансмиссии и если упустить момент, можно столкнуться с более серьёзными проблемами»
Владельцы автомобилей с механической коробкой передач рано или поздно могут столкнуться с проблемами со сцеплением. Чтобы знать, какие шаги следует предпринять, желательно знать, какие признаки говорят о неисправности сцепления и какие у них причины.
В этой статье расскажем, что делать, если:
• Сцепление буксует;
• Сцепление ведёт;
• Сцепление шумит или свистит;
• Сцепление тугое;
• Сцепление мягкое.
В конце статьи дадим рекомендации по профилактике неисправностей сцепления.
Устройство сцепления
Сцепление — это элемент трансмиссии, который передаёт крутящий момент от
двигателя на колёса, и может менять его величину и направление.
Основные детали сцепления: маховик, ведомый диск (диск сцепления) и корзина
сцепления (состоит из кожуха, диафрагменной пружины и подвижного нажимного
диска), выжимной подшипник, привод сцепления.
Сцепление буксует
Когда говорят, что сцепление буксует, это означает, что между ведущим и ведомым диском нет достаточной силы трения. То есть прижимной силы недостаточно, чтобы полностью передать крутящий момент от двигателя на коробку передач.
В норме при отжатой педали сцепления ведомый диск плотно зажат между маховиком и нажимным диском в корзине сцепления. Возникающая сила трения обеспечивает работу трансмиссии. Если диски изношены, загрязнены или прижимная сила неотрегулирована, они начинают пробуксовывать друг относительно друга.
Признаки буксующего сцепления:
• потеря динамики на разгоне — если во время движения нажать на газ, машина ощутимо не ускорится (недостаточно крутящего момента);
• машина практически не реагирует на торможение двигателем;
• более позднее срабатывание сцепления — водитель всё больше и больше отпускает педаль сцепления, а машина не трогается;
• запах гари в салоне — от избыточного трения горит фрикционная накладка ведущего диска.
Причины
Диски быстро изнашиваются, если во время вождения не убирать ногу с педали сцепления и всё время немого на неё нажимать. При выжатой педали сцепления ведомый диск отодвигается, сцепление выключается, и крутящий момент не передаётся на колёса. Если всё время немного нажимать на педаль, диски полностью не отодвигаются друг от друга, и фрикционная накладка начинает гореть от избыточного трения. Чаще всего сцепление сжигают на подъёмах в гору или при резких перегазовках на больших оборотах.
Впрочем, так как сцепление — это трущееся между собой элементы, от естественного износа никуда не деться. В этом случае первые признаки пробуксовки начинают появляться приблизительно после 60-100 тысяч километров пробега. Проблему можно решить заменой ведущего диска.
Один из способов определить износ — по скорости срабатывания сцепления. Если при переключении передач обороты двигателя растут и по мере отпускания педали начинают снижаться, скорее всего, сцепление изношено. Необходимо отрегулировать его или заменить диск сцепления.
Сцепление может буксовать не только из-за износа. Может, например, потечь задний сальник коленвала. Тогда масло попадает на рабочие поверхности сцепления, и диски начинают проскальзывать. В этом случае нужно снять сальник, устранить течь и промыть все соприкасающиеся элементы.
Проверка
Проверить, буксует ли сцепление, можно двумя способами. В первом, более щадящем, нужно разогнаться на четвёртой передаче до скорости 60-70 километров в час, отпустить педаль газа, не трогать педаль сцепления и тормозить двигателем. На скорости около 20 километров в час нужно резко нажать на педаль газа. Если стрелки тахометра (оборотов двигателя) и спидометра поползут вверх практически синхронно, значит, пробуксовки сцепления нет. Если стрелка тахометра взлетит вверх, машина заревёт, а скорость будет набираться медленно или не набираться совсем, значит, у сцепления есть проблемы, необходимо обратиться в сервис.
Второй способ используется, когда негде разогнаться. Нужно поставить машину на ручник, включить любую передачу и плавно начать отпускать педаль сцепления. В нормальном случае интервал включения сцепления где-то на половине траектории. Чем ближе к концу хода педали оно включается, тем больше износ диска.
Купить диски сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Диски сцепления.
Сцепление ведёт
Когда говорят, что сцепление ведёт, это означает, что при выжатой педали, сцепление не выключается, тогда как в норме, как мы говорили выше, при выжатой педали сцепления ведомый диск должен отодвигаться, и сцепление должно полностью выключаться из работы, чтобы водитель спокойно переключил передачу.
Признаки того, что сцепление ведёт:
• затруднённое включение передач, особенно первой и задней, так как при их включении передаётся больше всего крутящего момента;
• невозможность включить передачи;
• включение с хрустом или характерным рывком, как если бросить педаль сцепления;
• Отсутствие свободного хода — 1-2 сантиметра педаль должна абсолютно свободно ходить без нажима (можно проверить рукой).
Причины
Чаще всего неисправность возникает из-за плохой работы приводов сцепления. Например, если распушился или вытянулся тросик сцепления, при нажатии на педаль силы нажатия будет недостаточно и детали узла сцепления продолжат работать. Распушившийся тросик можно только поменять. Вытянувшийся — попробовать отрегулировать.
В сцеплении с гидравлическим приводом в систему может попасть воздух. Так как воздух, в отличие от жидкости, сжимается, на сцепление передаётся недостаточное усилие, узел не до конца разъединяется с двигателем и появляются признаки того, что сцепление ведёт. Чтобы решить проблему, нужно осмотреть все элементы управления и убедиться, что нет утечек, после чего прокачать систему.
«Если сцепление не включается, в него, скорее всего, уже попала критическая масса воздуха. Придётся прокачивать систему автомобиля на месте, либо вызывать эвакуатор и ехать в сервис. Важно знать, что для прокачки сцепления необходимо два человека. Один прокачивает систему, нажимая на педаль сцепления, второй открывает прокачные штуцеры для удаления воздуха» — Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N Москвы.
Если видны следы утечки тормозной жидкости (в гидропривод сцепления заливают именно тормозную жидкость, DOT-3 или DOT-4) или в бачке уровень жидкости ниже нормы, необходимо долить её и немедленно ехать на сервис для поиска неисправности.
Если утечки нет, воздуха в системе нет, тросик исправно работает, но сцепление всё равно ведёт, возможно погнулась вилка, которая давит на выжимной подшипник. В этом случае необходимо её заменить.
Купить вилку сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Вилки сцепления.
Сцепление шумит
Сцепление может шуметь из-за неисправности выжимного подшипника или демпфирующей пружины диска сцепления.
При неисправности подшипника при нажатии на педаль сцепления появляется характерный свист ближе к центру торпеды в районе педали газа. Также на педаль сцепления может передаваться вибрация. При появлении этих признаков желательно как можно быстрее обратиться в сервис для замены подшипника, так как со временем он может развалиться.
Второй очень страшный, лязгающий звук может говорить о том, что перегрелась или лопнула нажимная демпфирующая пружина ведущего диска, или разваливается сам демпфер. Звук может сопровождаться стуками или рывками при переключении передач. В этом случае необходимо срочно обратиться в сервис. Для устранения неисправности потребуется замена корзины сцепления.
Купить выжимной подшипник сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Подшипники выжимные сцепления.
Сцепление тугое
Причины тугого хода педали сцепления могут быть разными в зависимости от привода сцепления.
В сцеплении механическом приводе сцепления тугой ход педали чаще всего вызван тем, что тросик распушился и начал задевать рубашку. В этом случае его надо заменить. Также может быть, что внутрь тросика попала грязь, пыль или следы естественного износа. Тогда можно отсоединить тросик и побрызгать его WD-40.
Тугой ход педали сцепления с гидравлическим приводом чаще всего говорит об износе корзины сцепления, когда после пробуксовки она перегревается, и прижимная пружина становится жёсткой. Решить такую проблему можно только заменой корзины. В некоторых случаях тугой ход сцепления может быть вызван тем, что в гидравлический привод попала грязь. Проблема решается прокачиванием системы.
Купить корзину сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Корзины сцепления.
Сцепление мягкое
Аналогично с тугим ходом педали сцепления, причины слишком мягкого хода зависят от типа привода сцепления.
В сцеплении с механическим приводом мягкая педаль, скорее всего, будет означать, что тросик вытянулся или на нём порвались несколько волосков. Можно попробовать его отрегулировать, но лучше заменить.
В сцеплении с гидравлическим приводом, мягкая педаль сигнализирует о том, что в систему попал воздух. В этом случае необходимо прокачать сцепление.
Купить трос сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Тросики сцепления.
Профилактика
Чтобы своевременно заметить признаки износа сцепления, необходимо регулярно осматривать его, особенно после 60 тысяч километров пробега.
В системе с гидравлическим приводом необходимо регулярно проверять уровень тормозной жидкости в бачке. Жидкость необходимо менять раз в 2 года, так как она гигроскопична, то есть со временем впитывает влагу из окружающей среды. Набранная влага окисляет металл внутри узла, из-за чего неправильно работают манжеты или совсем выходят из строя без достаточной смазки.
Также важно проверять уровень трансмиссионного масла в коробке передач. О том, как это сделать, писали в отдельной статье. Читать →
Тросик сцепления необходимо смазывать силиконовой или тефлоновой смазкой хотя бы раз в год. WD-40 лучше не пользоваться, так как жидкость вымывает ранее нанесённую смазку. В хорошем сервисе мастера смажут тросик без дополнительной просьбы, но можно попросить об этом самостоятельно и потом проверить в заказ-наряде, была ли работа выполнена.
Если сцепление стало работать непривычно, с задержкой, появились посторонние шумы, которых раньше не было, с обращением в сервис лучше не затягивать. Неисправности сцепления влияют на работу всей трансмиссии, и если вовремя не устранить проблему, можно попасть на очень дорогой ремонт.
Простой подбор сцепления
Купить запчасти для ремонта сцепления в AUTO3N можно в два клика. Подберите в нашем онлайн-каталоге комплект сцепления, корзины, диски, подшипники и другие детали узла, а мы доставим заказ в любую точку России.
https://auto3n.ru/statii/2398-priznaki-i-prichiny-neispravnosti-sczepleniya