Как переключать передачи на механике — переключение передач, инструкция и схема переключения скоростей на МКПП
Особенность МКПП заключается в том, что переключать передачи на механике приходится водителю. Мягко тронуться — не проблема. Проблемой становится передвижение в общем потоке, когда необходимо то набирать скорость, то сбрасывать. При этом может и мотор заглохнуть, если водитель не опытный. Необходимо отработать до автоматизма такие действия для переключения ступеней: выжимают сцепление — переключаются на одну ступень вверх или вниз — отпускают сцепление — плавно добавляют ускорения, нажатием на акселератор.
Особенности переключения передачи в механике и автоматах
Сегодня большое разнообразие автоматических трансмиссий, переключаются такие коробки передач самостоятельно, когда автомобиль ускоряется или замедляется до определенной скорости. Некоторые имеют переключатель (селектор), позволяющий управлять коробкой вручную (роботы), некоторые переключаются только в режим вперед — назад и парковка (автоматы, вариаторы).
Традиционная механическая коробка, где каждую ступень нужно переключать вручную, остается в строю. Она недорога в ремонте и эксплуатации, позволяет полностью контролировать автомобиль в движении. Чтобы избежать частых ремонтов механики и сцепления, нужно понимать правила и освоить приемы переключения ступеней.
«Ручная» трансмиссия, которую называют механической, может иметь 4 и более ступеней, наиболее часто встречаются агрегаты на 5 ступеней в современных машинах. Передачами считаются только ступени, предназначенные для перемещения транспорта вперед. «Реверсная» — задняя ступень имеется по умолчанию. То есть, в пяти ступенчатой механике имеется 5 ступеней, для перемещения авто вперед и еще задняя.
Связаны МКПП и мотор посредством сцепления. Сцепление имеется в роботизированных трансмиссиях, только переключатель передач управляется электроникой. Вариаторы имеют свои специализированные сцепления, тоже работающие полностью автоматически. У автоматов привычного всем сцепления нет, есть другое устройство, работающее по другим принципам.
В процессе переключения ступеней, необходимо отключать сцепление КПП с мотором, это позволяет быстро и без нагрузки на детали трансмиссии переходить с одной передачи на другую. Опытный водитель умеет чувствовать машину, переключая ступени мягко, без рывков и скрежета. Новички же сталкиваются с проблемой — научиться переключать передачи на механике правильно, чтобы при этом мотор не заглох.
Как понять, когда переключать передачи на МКПП?
Новичкам трудно понять, когда стоит перейти на ту или иную ступень коробки. Существуют несколько понятных профессионалам ориентиров:
- Понять, когда переключаться можно по крутящему моменту, который имеет свой максимум для каждой ступени. Достигается максимум при использовании педали акселератора. Водитель, управляющий машиной с механической КПП, постепенно научится чувствовать скорости, это дает не только драйва при управлении, но и помогает полностью контролировать машину в любой ситуации;
- Чтобы не ошибиться, выбирая оптимальную скорость, для перехода на следующую ступень, можно ориентироваться по гулу двигателя. Если включена высокая ступень, которую переключать было рано, мотор начинает терять обороты, машина перестает разгоняться. Следует немедленно выполнить переключение на пониженную передачу на механике. Когда обороты мотора высокие, это означает, что пора перейти на более высокую ступень.
- Тахометр в машине показывает обороты мотора (установлен далеко не в каждом автомобиле). Переключать ступени возможно, ориентируясь на показатели этого прибора. Как только обороты двигателя на очередной передаче достигают 3000, можно смело двигать рычаг — переключатель вверх на одну ступень. Для большинства моделей машин это правило справедливо, однако стоит знать на каких оборотах переключать передачи на механике в своем автомобиле.
- Так же индивидуально будет ориентирование в переключении ступеней по показаниям спидометра. Современные модели могут иметь более высокий порог скорости для переключения. Изучайте инструкции и руководство к своему транспорту. Скорость на первой ступени 0-25 км/ч, на второй 20-40 км/ч, на третьей 40-60, на четвертой 60-80, на пятой выше 90 км/ч. Чем мощнее мотор современного автомобиля, тем больше будет отличие от приведенных показателей возможной скорости.
При снижении скорости, необходимо включить рычагом КПП пониженную передачу. Порядок переключения такой же, как и при включении повышенной ступени. Убедившись, что скорость снизилась до уровня, позволяющего перейти на пониженную ступень, отключают сцепление, быстро переводят коробку на одну ступень вниз и плавно отпускают сцепление.
На какой скорости какую передачу включать?
Новичку трудно понять, когда следует переключать передачи на механике. Запомните главное правило для механической КПП – переход на любую ступень происходит только после того, как сцепление выжато полностью, до упора в пол педали. Новички часто сбиваются, забывают про сцепление или порядок включении ступеней (только на одну, независимо от того, на повышение вы идете или на понижение). Своевременно переключаться проще всего, ориентируясь по скорости машины. Это позволяет сделать движения транспорта более динамичными и экономить топливо.
Существует скоростной график, по которому легко ориентироваться, управляя отечественным транспортным средством на механике (указан чуть ниже). Современные импортные модели имеют другие параметры, для них следует изучать руководство индивидуально под каждую модель. Переключаться на следующую ступень можно, когда скорость движения вашего автомобиля достигла:
- На первой ступени –15- 20 км/час;
- На второй – 35-40;
- На третьей – 50-60;
- На четвертой 70-80;
- На пятой машина разгоняется свыше 90, и дальше переключаться можно только имея 6-ти или более ступенчатую коробку;
Важно помнить, что параметры эти указываются для транспорта без груза, прицепов и для дорог с асфальтным покрытием. Если движение происходит по бездорожью, машина загружена вещами, полна пассажиров или буксирует прицеп, тогда переключение делается несколько позднее. Нужно дать автомобилю разогнаться на предыдущей ступени. То же правило действует при передвижении в гору с крутым подъемом.
Как плавно переключать передачи на МКПП?
При переключении ступеней на механике, машина каждый раз теряет часть скорости. Нужно быстро переключать коробку передачи, но плавно, чтобы не заглох мотор. Кроме того, плавное переключение бережет ресурс сцепления, мотора и двигателя. Рассмотрим включение каждой ступени в отдельности:
- Чтобы включить плавно первую передачу с места, нужно – убедиться что коробка на нейтралке, выжать тормоза, выключить ручник, выжать сцепление, завести мотор, включить 1 скорость, отпустить тормоз, плавно отпустить сцепление, понемногу давить на акселератор для разгона;
- Переходить на вторую скорость автомобиля для плавного включения следует не ранее 15 км/час, при этом – выжимают сцепление, переключаются на вторую ступень, плавно отпускают выжатую педаль, добавляют газу;
- Чтобы правильно плавно включать 3 передачу, достигните на 2 ступени скорости 30+ км/час, потом те же манипуляции, что и в предыдущем случае, только включаете третью ступень;
- Включать плавно 4 передачу на механической коробке передач, следует когда машина разогналась до скорости 50-60, так же быстро и мягко работайте сцеплением и ручкой переключения;
- Пятая ступень включается после достижения транспортом скорости 75-80 км/час, все по той же схеме;
Переключение на понижение происходит при снижении скорости, как только скорость машины на 5 ступени упала до 80 — выжимают сцепление, переключаются на 4 ступень, плавно отпускают сцепление, газу не добавляют, а наоборот притормаживают. И так до полной остановки машины.
ВАЖНО: Следует соблюдать последовательность переключения передач на механике. Механика (в отличие от прочих трансмиссий) позволяет произвольно переключаться между ступенями, после первой можно включить сразу пятую, с четвертой можно перейти на первую и так далее. Такие переходы сопровождаются рывками, толчками, скрежетом в КПП и перебоями в работе двигателя. Рекомендуется, чтобы не ломать мотор и коробку, переключаться постепенно на одну ступень вверх или вниз.
Как правильно переключать передачи на механике: инструкция
Важно понять, запомнить и выработать до автоматизма алгоритм для переключения ступеней. Действия следующие:
- Резко в пол выжать сцепление;
- Отпустить педаль акселератора;
- Плавно, но быстро переключить нужную ступень рычагом КПП, проходя через нейтральную позицию;
- Ногу со сцепления следует убирать постепенно, плавно (резко бросать запрещается);
- Прибавляют газу, для компенсации потери скорости при переходе на другую передачу;
- Добавляют ускорения далее, пока скорость не позволит перейти на следующую ступень;
- Повторяют предыдущие действия, и переключают следующую ступень;
Для бензиновых двигателей нормальными оборотами для переключения считаются 2-3 тысячи километров, означающими, что возможно переключаться на новую ступень коробки. Дизельные агрегаты более мощные, но менее оборотистые. Для дизелей показатель оборотов для переключения выходит гораздо ниже – 1,5-2,5 тысяч. Схема переключения в дизельной машине на механике аналогична бензиновым моторам. Последовательность точно такая же.
Подведем итоги
Управление машиной с механической коробкой несколько сложнее, чем с прочими трансмиссиями. Зато достигается полный контроль над машиной в движении. В обслуживании и ремонте такой тип трансмиссии проще и намного дешевле. Трансмиссия надежна в эксплуатации, прослужит дольше других аналогов, при правильной эксплуатации. Менять на 1 передаче сразу 3 или выше возможно, но не рекомендуется. Переключают ступени постепенно и последовательно. Хороший опытный инструктор – вот быстрый способ освоить управление этой трансмиссией. Не бойтесь управлять механикой и побольше практикуйтесь, у вас все получится
https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/transmissiya/kak-pereklyuchat-peredachi-na-mehanike.html