Изучаем сцепление от принципа работы до цен
Трансмиссия
Автор CarPetr На чтение 10 мин Просмотров 168 Опубликовано 18.04.2023
Сцепление автомобиля — это наиважнейший механизм, с помощью которого мощность от двигателя переходит к коробке передач. Его качество влияет на управляемость, экономичность и мощность авто. Правильное использование и регулярное обслуживание сцепления позволит продлить срок его функционирования и избежать дорогого ремонта.
Немного теории
Сцепление, и как оно работает: его предназначение состоит в том, чтобы соединять и разъединять мотор с КПП. Подобное явление возникает за счет трения поверхностей сцепления диска с поверхностью маховика двигателя. Когда вы жмете на педаль сцепления, диск отделяется от маховика, благодаря чему представляется возможным переключить скорость. На автоматических и роботизированных коробках передач сцепление также есть.
Что такое сцепление
Сцепление — это механизм, благодаря которому крутящий момент от мотора передается на КПП. Из-за трения крутящий момент при переключении передач передается плавно, что позволяет избежать ударных нагрузок на трансмиссию. Помимо этого, благодаря ему возможно отсоединить двигатель от осей, а затем плавно соединить обратно.
Но где же находится сцепление? Ответ очень прост: между коробкой и маховиком. Существует множество их разновидностей, которые отличаются количеством ведущих дисков, видом рабочей среды и видом привода.
Функции
Главные функции или для чего нужно сцепление:
- Сопряжение и отделение двигателя с коробкой.
- Передача мощности от мотора к трансмиссии без ее потери.
- Сглаживание вибраций и нагрузок при работе двигателя.
- Понижение нагрузок на различные узлы авто.
Конструкция
В основном, на всех машинах с МКПП используется стандартная муфта сцепления. Элементы, из которых она состоит:
- ведущий диск
- ведомый диск
- корзина
- выжимной подшипник
- муфта выключения сцепления
- вилка
- привод сцепления.
По обе стороны диска расположены фрикционные накладки, которые позволяют отдавать мощность, используя силу трения. Еще, в диске находится пружинный демпфер, который позволяет смягчить контакт с маховиком.
Корзина сцепления — это сборный узел, объединяющий компоненты нажимного диска и диафрагменной пружины. Она оказывает воздействие на ведомый диск.
Как работает сцепление
Принцип работы сцепления механической коробки передач основывается на жесткой сцепке ведомого диска и маховика двигателя, которая достигается только при помощи трения. Сцепление может находиться в двух режимах: включенном или выключенным. Когда оно работает, то диск прижат к маховику. Мощность, передаваемая от маховика, сначала поступает на ведомый диск, а затем отдается на вал в коробке.
- Для разрыва соединения между мотором и осями, человек жмет на педаль сцепления. Вилка же, смещает выжимной подшипник, а тот в свою очередь давит на лепестки диафрагменной пружины и перестает жать на нажимной диск.
- В конечном итоге ведомый диск перестает контактировать с маховиком, разъединяя двигатель с коробкой.
- Затем, как педаль опускается, вилка перестает жать на выжимной подшипник.
- Как итог, нажимной диск перестает оказывать давление на пружину.
- А, сила сцепления увеличивается, так как нажимной диск придавливает диск к маховику, и мотор снова присоединяется к коробке.
Разновидности сцепления
В автомобилях используют различные виды сцепления, каждых из них устанавливается исходя из конкретной конструктивной ситуации.
Сухое
Такой вид функционирует благодаря трению сухих поверхностей, таких как ведущий и ведомый диски, благодаря чему обеспечивается крепкий контакт двигателя и коробки. Сухое сцепление – этот самый популярный вид, и применяется он почти на всех машинах с МКПП.
Сухое двухдисковое
Механизм двухдискового сцепления сухого типа построен на двух ведомых дисках и промежуточной проставке посреди них. Благодаря этому, представляется возможным передавать больше мощности не увеличивая при этом механизм. Помимо этого, такое сцепление достаточно просто производить. Применяется он обычно на фурах, но также и на обычных машинах с большой мощностью.
Сцепления двухмассового маховика
Этот тип является механизмом из двух частей: первая соединена с двигателем, а вторая — с ведомым диском. Оба компонента имеют небольшой зазор по отношению друг к другу в плоскости вращения. Явная особенность такого сцепление — это то, что у него нет пружинного демпфера, так как конструкция маховика, итак позволяет гасить колебания.
Мокрое
Этот тип функционирует при помощи масляной ванны для поверхностей, которые трутся. Это позволяет достичь плавного соединения, а еще, эффективного охлаждения при помощи циркуляции масла. Кроме того, такой механизм способен передавать больше мощности на трансмиссию.
Керамическое
Оно может быть использовано в гоночных автомобилях испытывающих большую нагрузку. Фрикционный материал состоит из керамики и кевлара, что делает его износоустойчивым, а также способным выдерживать большие температуры не теряя свойства.
Производители подбирают под каждый автомобиль свою конструкцию. Однодисковое сцепление – это недорогая и достаточно эффективная конструкция, которая активно используется как в легковых авто, так и на внедорожниках и фурах.
Поломки сцепления
Когда сцепление плохо функционирует при высокой нагрузке, то вероятнее всего его компоненты уже достаточно сильно износились. По мере использования, фрикционные диски уменьшаются в размере, а пружины слабеют. Если вдруг, сцепление внезапно начинает проскальзывать, вероятно это указывает на загрязнение поверхностей какими-то веществами, возможно маслом. Также, если слышны шумы или стуки при нажатии на педаль сцепления это тоже может указывать на неполадки.
Признаки неисправности
Неполадки в сцеплении штука серьезная, и ее нужно вовремя решать. Рассмотрим подробнее, какие признаки указывают на то, что ваше сцепление неисправно.
Поломка | Устранения |
---|---|
Неполное выключение «ведет» | |
Уменьшен полный ход педали | Регулировка привода выключения |
Коробление ведомого диска (биение более 0,5 мм) | Замена |
Неровности на накладках ведомого диска | Замена |
Ослабление заклепок или отслоение накладок | Замена |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала МКПП | Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена |
Воздух в гидравлической системе | Прокачка |
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра выключения сцепления | Замена главного или рабочего цилиндра |
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины | Замена кожуха в сборе с нажимным диском |
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска | Замена кожуха с нажимным |
Неполное включение «буксует» | |
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска | Замена ведомого |
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск | Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи |
Повреждение или заедание привода выключения | Устранить неисправности, вызывающие заедание |
Рывки при работе | |
Заедание ступицы диска на шлицах первичного вала | Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена |
Поломка или снижение упругости пружин демпфера нажимного диска | Замена ведомого диска с корзиной |
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск | Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи |
Заедание в приводе выключения | Замена деформированных деталей. Устранение причин заедания |
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска | Замена ведомого |
Ослабление заклепок или отслоение накладок | Замена ведомого |
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска | Замена кожуха с нажимным |
Повышенный шум при вЫключении | |
Износ, повреждение или утечка смазки выжимного подшипника | Замена выжимного |
Повышенный шум при включении | |
Поломка пластин, соединяющих нажимной с корзиной | Замена корзины в сборе |
Буксует
Обычно симптомы проявляются, когда машина резко ускоряется или едет под нагрузкой. В таких случаях обороты при нажатии на педаль будут расти, а скорость не будет увеличиваться или будет, но медленно.
Наряду с этим, можно ощутить запах гари, а когда меняете передачу услышать посторонние шумы. Часто буксующее сцепление приводит к ухудшению динамики автомобиля и увеличению расхода. Наиболее распространенными причинами являются износ фрикционных накладок, маслянистость или деформация дисков, неправильно настроенная передача или ослабление пружин.
Сцепление «ведёт»
Существует две основные проблемы со сцеплением: оно может не отключаться или вообще не включаться.
Первый случай, это когда сцепление абсолютно не выключается, в таком случае можно сказать что оно «ведет». Имеется ввиду, что ведомый и ведущий диски расходятся не полностью, что приводит к трудностям при попытке сменить скорость, и поэтому вы слышите звуки хруста — это скрежет синхронизаторов.
Проблемы в системе гидравлики могут проявляться в виде утечек или износа любого из цилиндров, или в трубопроводе, где наличие воздуха может мешать передаче движения педали на выжимной подшипник, что приводит к недостаточному давлению.
Если рассматривать тросовой привод, то сам трос может быть поврежден или растянут. Если возникнет первая проблема, то приводу не хватает хода для полноценной работы. Если же трос заедает, то может создаться впечатление, что сцепление уже выжато, однако на практике полного разъединения между ведущим диском и маховиком не происходит.
Одной из возможных проблем, которые связанны с приводом, также может быть поломка или деформация перемещающего подшипник рычага, также известного как «вилка». Последствием может быть недостаточный ход подшипника, что помешает правильному движению лепестков диафрагменной пружины.
Независимо от вида привода, неверная регулировка педали вполне может являться причиной. Если хода педали недостаточно для того, чтобы окончательно выключить сцепление, последствием может стать частичное размыкание, вместо полного.
Еще одной возможной причиной неполного размыкания может быть неисправность ведомого диска. Ему свойственна деформация, из-за чего он может терять маневренность на валу КПП. На не свежих автомобилях иногда бывает даже так, что при длительной стоянке автомобиля накладки диска могут прилипать к маховику.
Ресурс сцепления
Продолжительность жизни сцепления очень сильно связана с эксплуатацией авто, т.е. стилем вождения. Обычно, оно может прослужить где-то до 120000-150000 пробега. Как и при естественном износе, происходящем при соприкосновении дисков, так и при искусственном фрикционные покрытия стираются и им нужна замена. Главной поводом для износа является то, что диски проскальзывают.
Двухдисковое сцепление содержит в себе гораздо больший ресурс благодаря тому, что рабочих поверхностей больше. Выжимной подшипник используется в каждом разрыве сцепления. В течение времени смазка находящаяся в нем изнашивается, что приводит к перегреву и поломке.
Что сокращает ресурс
- Проскальзывание. Обычно возникает тогда, когда на авто идет большая нагрузка. Это может привести к нагреву и износу фрикционных покрытий или дисков.
- Стук или рывки. Часто накладки сцепления могут пострадать от попадания жидкостей на них. Деформация маховика или утративший напряжение кожух сцепления тоже могут стать причиной.
- Воздух в гидроприводе. Когда воздух попадет в гидравлическую систему, он занимает место, которое требуется жидкости, что обычно приводит к клину.
- Неправильная регулировка тяги. Если сцепление залипло — это может быть признаком данной проблемы, которую можно решить, отрегулировав соответствующий узел.
- Нарушение привода. Если порвался или растянулся трос, повредилась гидромагистраль – это может привести к серьезной неисправности.
Зачем прокачивают сцепление
Обычно, прокачка сцепления требуется, когда педаль уходит вниз. Одной из основных причин этого является воздух в гидроприводе.
Прокачку можно выполнить самому или же на СТО. Если выбран первый вариант, потребуется помощник. Один человек будет нажимать на педаль, а второй – убирать жидкость и проверять наличие неполадок. Существуют способы сделать это одному, но для этого потребуются некоторые навыки. Поэтому следует доверить эту работу профессионалам.
Важно избегать ошибок во время процесса прокачки, вследствие которых дополнительно в систему может попасть воздух. Также необходимо использовать правильную DOT-жидкость и производить работы только на отлаженном сцеплении. Рекомендуется делать данную процедуру пару раз для достижения наилучшего результата.
Что обязательно менять при обслуживании
Когда обслуживаете сцепление, желательно заменять сразу весь комплект. Он состоит из нескольких элементов, каждый из которых играет важную роль.
Первым ключевой частью является сборная корзина сцепления. Эта конструкция состоит из литого металлического корпуса с чугунным нажимным диском и диафрагменной пружиной.
Следующей важнейшей частью является выжимной подшипник, связанный с педалью сцепления через приводную систему. Когда вы жмете на педаль, все усилие идет на диафрагменную пружину, это и приводит к разъединению всех элементов.
Ведомый диск тоже играет ключевую роль, обеспечивая связь с оставшимися компонентами механизма через фрикционные накладки находящиеся по обе стороны.
Какое сцепление купить
Valeo. Компания уже много лет занимается производством автозапчастей, и пользуется большим доверием людей во многих странах благодаря прочности, качеству и долговечности своих компонентов. Но, сцепление этой марки стоит дороже, чем некоторые другие, что обусловлено его хорошими результатами и надежностью в использовании. В среднем, сцепление Valeo прослужит до 120 тыс. км. пробега, но часто бывает и так, что продолжает отлично функционировать даже после преодоления отметки в 200 тыс. км.
Sachs. Это сцепление спроектировано с целью ускорения разгона автомобиля с нулевой скорости, что снижает износ механизма. Кроме того, комплект поставляется с безасбестовыми накладками, а муфта находится в разряде необслуживаемых и легко выдерживает значительные нагрузки. Оно отлично подходит для водителей с агрессивным стилем вождения автомобиля. Благодаря высокому качеству обработки компонентов, после установки не требуется дополнительной настройки — механизм начинает работать в нормальном режиме сразу же после запуска.
LUK. При производстве данной продукции используются новаторские методы, которые гарантируют мягкое переключение и долговечность всех компонентов. Эти изделия имеют ресурс до 120 тысяч километров и оснащены усиленными пружинами фрикционной муфты. При этом, притирка занимает минимальное время. Данная продукция может быть установлена как на новые, так и на классические модели отечественных автомобилей, а также на автомобили иностранных марок.
Цены на комплект сцепления для Лада Веста коробка Renault JH3
Производитель | Цена в $ за 1 шт | Артикул |
---|---|---|
Luk | 90-120 | 620 3427 09 |
Patron | 105-120 | PCE0029 |
Цена указана на апрель 2023 |
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
https://carservic.ru/transmissiya/stseplenie