01M АКПП: основные элементы, принцип работы, характеристики, ресурс, типичные неисправности и ремонт
Четырехступенчатая АКПП 01M была разработана Audi — Volkswagen в 1995 году, и почти два десятилетия устанавливалась на автомобили с передним приводом и объемом двигателя от 75 до 175 л. с.
Модификации автоматической трансмиссии имеют индекс от 095 до 098. Эта коробка передач отличается надежностью, долговечностью и ремонтопригодностью.
Технические характеристики АКПП 01M
Работа трансмиссии АКПП 01М осуществляется электронным блоком управления, который расположен в подкапотном пространстве. В основе ее функционирования лежит двойной планетарный редуктор. Регулирование движения происходит за счет обгонной муфты, 3 фрикционных пакетов и 5 комплектов сцепления. Тормозных лент в конструкции АКПП 01M нет.
Обрезиненные и пластиковые элементы служат более 10 лет, если не подвергать коробку повышенным нагрузкам.
Отличается автомат 01M отдельной системой смазки дифференциала. Для АКПП и планетарного механизма используются разные виды масел.
Это одна из первых коробок на автомобилях группы VAG, получивших гидротрансформатор с принудительной блокировкой, активируемой на всех передачах.
Устройство и принцип работы
- электронного блока управления;
- сборника масла;
- гидротрансформатора;
- планетарного ряда.
Сердце гидравлической системы — насос «ATF pump». Это шестеренчатый масляный насос, отводящийся прямо от мотора и подводящийся к корпусу гидротрансформатора.
После него расположен регулятор давления системы, главные задачи которого — поддержание рабочего режима, впрыск масла при нагрузках и устранение зависимости выходного давления от оборотов двигателя.
Статор соединен с рычагом-коромыслом через втулку, который давит на золотник и регулятор давления. Основу гидравлической системы составляют переключающие и регулирующие плунжеры.
Помимо основных частей, АКПП 01М состоит из механической и электрической, системы смазки и механизма блокировки гидротрансформатора.
В режиме парковки шток селектора передает рабочее давление на управление задней передачей и привод переключения скоростей. Подача давления «вперед» отключается, все пакеты сцеплений выключены и блокируется выходной вал.
На позиции нейтралки первичный вал вращается вместе с гидротрансформатором и коленчатым валом двигателя. Вторичный вал остановлен, если автомобиль стоит, или вращается вместе с трансмиссией, если он катится. Плунжеры и клапаны находятся в нерабочем состоянии, что включает режим «N».
При переключении передачи на «R» происходит движение задним ходом, осуществляемое подачей рабочего давления на клапаны управления этим режимом. Крутящий момент от первичного вала передается через включенное сцепление 4-й передачи и дополнительную шестерню заднего хода на вторичный вал.
Движение вперед происходит за счет переключения вилки на нужную скорость 1, 2, 3 или 4 при помощи регулирования плунжерами, т. е. управления селектором.
Передаточные числа
Гидроавтомат АКПП 01М регулируется ЭБУ, и в нужный момент от двигателя передается крутящий момент, в соответствии с выбранным режимом и передаточными числами:
- главная — 4.529;
- 1 — 2.714;
- 2 — 1.441;
- 3 — 1.000;
- 4 — 0.743;
- задняя — 2.884.
Указанные передаточные числа соответствуют Volkswagen Golf 1996 года с двигателем 1.8 литра.
На АКПП 01М крутящий момент достигает 200 нМ.
Схема АКПП 01M
Устройство трансмиссии АКПП 01М и ее модификаций более подробно указано схематично.
Модификации
В разные годы автомобили комплектовались коробками с индексами 095/096, 097 и 098, общее обозначение – АКПП 01М, АКПП 01N и АКПП 01P или FDH:
- 095/096 устанавливалась на легковые авто с объемом двигателя от 1,6 до 2 л.
- 097 – на легковые транспортные средства с объемом мотора от 1,6 до 2,6 л;
- 098 – на минивэны и микроавтобусы с мощностью двигателя до 2,8 л.
Модификация подбиралась под расположение мотора: поперечное или продольное.
На какие авто ставилась коробка 01М
Четырехступенчатая АКПП 01М устанавливалась на разные марки и модели машин, основные из них приведены в таблице.
Марка авто | Модель ТС | Год выпуска |
Volkswagen | Cabrio | 1995-2001 |
Cabriolet | 1996-2002 | |
Bora | 1999-2008 | |
Golf 3,4 | 1995-2006 | |
Jetta 3,4 | 1995-2006 | |
New Beetle | 1998-2004 | |
Passat Variant B6 | 1995-2004 | |
Passat B4 | 1995-2004 | |
Passat CC | 1995-2004 | |
Polo N | 1997-2006 | |
Sharan | 1996-2000 | |
Transporter и Eurovan (T2/T4) | 1995-2003 | |
Seat | Alhambra | 2000-2010 |
Leon | 1998-2005 | |
Toledo | 1996-1999 | |
Skoda | Octavia | 1996-2011 |
Seat | 1996-1999 | |
Audi | A3, A4 | 1996-2003 |
Ford | Galaxy и Galaxy MK | 1995-2006 |
VAG 01M также устанавливалась на автомобили Мерседес MB V-Class с 2000 по 2002.
Плюсы и минусы, средний ресурс
Из преимуществ АКПП 01М выделяют надежность агрегата и его долговечность.
При правильной эксплуатации ресурс коробки равен 200-300 тыс. км. Однако даже после ремонта она способна проработать свыше 500 000 км.
Рывки при начале движения устраняются доливом масла или полной сменой ATF. Но стоит учитывать, что при повторной проблеме стоит провести компьютерную диагностику и своевременный ремонт при необходимости.
Еще одной неполадкой, которая часто встречается, особенно у «возрастных» автомобилей с АКПП 01М, является сбой в системе управления электронного блока. При возникновении проблемы становится невозможным переключение на 4-ю скорость.
Порядок техобслуживания
Конструктив коробки АКПП 01М подразумевает функционирование системы самодиагностики. Программа осуществляет постоянный мониторинг работы всех электрических, гидравлических и механических частей, как в целом, так и по составным элементам в частности.
Сигналы, передаваемые датчиками, поступают в ЭБУ и в случае неисправностей выдают на приборную панель коды ошибок.
Подключение диагностического оборудования для разных моделей Фольксваген указано на схеме 1.
Подключение диагностического оборудования для разных моделей Ауди показано на схеме 2.
Обозначения кодов ошибок и их причин содержит мануал по техобслуживанию АКПП 01М.
Проверка уровня и состояния масла
Процедура проводится при работающем двигателе в установленном на ровную поверхность автомобиле на режиме парковки. Проверка уровня АТФ в АКПП 01М осуществляется путем выкручивания сливной пробки.
На моделях с масляным щупом уровень должен находиться между отметками «min» и «max». На авто без контроллера так: если при температуре работающего мотора 35-45°С масло начинать капать, то уровень считается нормальным.
Замена трансмиссионной жидкости в АКПП
Опытные водители самостоятельно проводят процедуру путем частичного обновления объема ATF с его 2-3 кратным повторением до момента, пока вся рабочая жидкость не заменится на новую. Если опыта нет, то следует поменять масло в автосервисе.
Алгоритм замены АТФ в АКПП 01М своими руками:
- Снять защиту двигателя.
- Вывернуть сливную пробку и дать стечь жидкости в подготовленную емкость.
- Выкрутить переливную трубку из пластика и собрать вылившееся масло.
- Открутить поддон коробки и дождаться, пока остатки АТФ перестанут течь.
- Почистить поддон или заменить новым при необходимости.
- Прокладки, фильтр меняются на новые расходные материалы (если уплотнительное кольцо с повреждениями, то его тоже следует заменить).
- Все собрать в обратном порядке, заливать ATF до того момента, когда потечет новое масло.
Загрязненная или старая гидроплита
Гидравлическая клапанная плита требует периодической тщательной чистки. Особенно это актуально для машин, имеющих пробег 150-200 тыс. км и более.
Грязная АТФ приводит к быстрому истиранию каналов и золотников клапанов гидроблока, что впоследствии сказывается на его работе. И, в первую очередь, подвергаются негативному воздействию клапаны регулировки давления и блокировки гидротрансформатора.
Пластиковый подшипник скольжения
Ресурс прорезиненных и пластиковых элементов АКПП 01М при правильной эксплуатации машины равен 8-10 годам. Однако подшипники и другие детали узлов страдают интенсивнее при повышенных нагрузках, масляном голодании и при частом перегреве коробки.
Типичные неисправности гидроблока
Основные неполадки заключаются в заклинивании клапанов регулировки главного давления, сгорании фрикционов и неправильной работе муфты блокировки. В результате ТС двигается рывками или вообще не двигается при отпускании педали тормоза.
Также перегорают датчики, другие электронные компоненты и изнашиваются механические части. Изнашиваются барабан, планетарный ряд и дифференциал.
Ремонт в СТО
Переборка АКПП 01М осуществляется профессиональными мастерами с применением современного диагностического и ремонтного оборудования. Чем выше уровень оснащенности сервиса, тем выше ценник за услуги.
Ремонт в СТО начинается с компьютерного тестирования и тест-драйва транспортного средства, установления причин неисправностей. Далее мастер устраняет все проблемы, происходит обкатка машины и подписывается акт приемки работ с указанием гарантийного срока.
Средняя стоимость ремонта автомата – от 20 000 рублей.
Ремонт своими руками
Манипуляции с коробкой передач смогут произвести правильно только опытные водители. Однако при фотофиксации всех этапов работ можно перебрать АКПП самостоятельно, даже не имея навыков и знаний, но для этого необходимо подробно изучить мануал.
Ремонт проводится на ровной поверхности, на подъемнике или в смотровой яме. Неравномерное или неправильное переключение скоростей обычно устраняется без переборки агрегата – достаточно своевременно менять рабочую жидкость и сопутствующие расходные материалы. Более серьезные проблемы решаются только разборкой АКПП.
Инструменты, расходники
Для ремонта 01М и ее модификаций могут понадобиться следующие запчасти и инструменты:
- шестигранники разных диаметров;
- домкрат;
- емкость для слива масла;
- веревка;
- опоры или профиль для закрепления мотора;
- гаечные ключи разных размеров;
- съемники;
- чистая ветошь;
- ремкомплекты;
- масляный фильтр;
- резиновый поршень;
- пластиковые и металлические элементы при необходимости их замены;
- пресс;
- компрессор.
АКПП 01М, 01N, 01P и AD4 перебираются одинаково ввиду идентичной конструкции агрегатов.
Диагностика
Определить состояние коробки автомат можно без каких-либо устройств только по запаху и цвету трансмиссионной смазки и по загоревшимся индикаторам ошибок на приборной панели.
Однако более детальное тестирование невозможно произвести без специального оборудования. Для диагностики автомобилей VAG-Group нужны адаптер VAG-COM KKL и лицензированное программное обеспечение. Если данных ресурсов нет, то провести полное тестирование лучше в автосервисе.
https://akpp.guru/modeli/akpp-01m