Как правильно закручивать эксцентрик: советы и рекомендации
Эксплуатация любого транспортного средства и его обслуживание должны отличаться простыми и легкими действиями. Это условие нашло применение в большом количестве сфер работы человека, связанных с работой и отдыхом.
Чтобы получить необходимый результат, не прилагая максимальных усилий, пользуются разными приспособлениями и инструментами. Не остается в стороне и крепеж, применяемый в велосипедном транспорте. В последнее время появились эксцентрики, конструкция которых позволяет обходиться без применения специнструмента. Своим названием крепеж обязан слову «эксцентриситет», в нашем случае – это несовмещение осей вращающегося вала и установленного на него диска. Благодаря этому приему вращение гайки преобразуется в поступательное движение. Силу натяжки обеспечивают пружинки.
Что представляет собой велосипедный эксцентрик?
Это вариант крепежа, которым начали пользоваться не так давно, однако место свое он уже уверенно занимает. Чаще всего его используют для установки и фиксации колес, штыря под седлом, в складной рамной конструкции.
Кроме главных своих обязанностей, эксцентрик прекрасно крепит разные аксессуары, которые ранее фиксировались хомутами.
В основе принципа работы этого зажимного приспособления заложен цилиндрический вал, ось которого смещена. Благодаря ему вращение преобразуется в движение поступательного характера. Иными словами, вращая вал, в месте соприкосновения крепления вы создаете необходимое давление.
Плюсы и минусы
Главной причиной использования такого крепежного элемента считаются его удобное устройство и легкость применения. Для снятия либо установки необходимого вам оснащения, обычные ключи не требуются, на выполнение всей работы уходит не более нескольких секунд. Крепеж затягивает настолько сильно и надежно, что его сравнивают с привычным гаечным типом.
К числу основных достоинств относятся:
- во время поездки можно оперативно снять и отремонтировать колесо;
- регулируя сидушку во своему росту и центруя ее по отношению к рамной конструкции, удобней работать именно с таким видом крепежа;
- отпадает необходимость иметь постоянно при транспортном средстве комплект необходимых ключей и других инструментов.
К сожалению, недостатки тоже имеются:
- по сравнению с простой гайкой, эксцентрик отличается более усложненной конструкцией, которая влечет за собой большую подверженность амортизации.
После долгого применения пружинка эксцентрикового крепления становится слабее, крепление уже не обеспечивает надежность. Если говорить с точки зрения практики, колесо на ходу еще ни у кого не отваливалось, но характерные последствия испытали многие велогонщики. Чаще всего это связывают с нарушением регулировки тормозной системы, особенно – дисковой. Определить, что крепление ослабло, можно по изменившемуся колесному ходу – во время езды выявляется люфт.
Вам будет интересно Перевозка велосипедов в метро: правила и особенности
Обращаться с таким крепежом легко, и этот факт существенно облегчает жизнь велосипедистов и других потребителей, склонных к хищениям. Однажды на парковочном месте возможно найти лишь рамную конструкцию с рулевой колонкой, а колесные ободья вместе с покрышками и сиденье будут похищены злоумышленниками.
Следовательно, место после ключей для гаек все равно будет занято – придется возить с собой замки против угонов и блокировочные устройства.
Разновидности крепления
Различают всего два варианта – традиционный либо регулируемый (Clix).
Принципиальных конструктивных различий у обоих видов нет – каждый представлен совокупностью определенного набора элементов:
- осью вала, вставленной в колесную втулку;
- регулировочной гайкой, при помощи которой калибруется нужная длина оси;
- прижимным диском, благодаря которому фиксируется устанавливаемая деталь;
- эксцентриком, выполняющим функции крепежного элемента.
Отличие обычного эксцентрика от разновидности Clix заключается в том, что в нем нет добавочных составляющих – кнопки-блокиратора на гайке для регулировки, чаши и толкателя.
Как закручиваются эксцентрики
Так как в конструкциях обоих вариантов есть много общего, установка их отличается определенными нюансами, речь о которых еще впереди.
Если рассматривать установку в общем, необходимо:
- перевести крепежный рычаг в сторону «open»;
- регулировочной гайкой выполнить калибровку оси, после чего завернуть ее таким образом, чтобы сохранился минимальный зазор;
- переключить в положение для регулировки (среднее между «open» и «close». Оборудование, которое предстоит крепить, выставить в соответствующее положение;
- перемещением в сторону «close» закрываем рычаг;
- проверяется прочность фиксации таким образом – рычаг, переведенный в сторону отметки «close», прокручиваться не должен.
Как закручивать эксцентрики при установке колес
Колесный обод, учитывая вариант крепления, устанавливается по-разному. Методики по применению обычного и регулируемого эксцентриков в большинстве своем похожи, однако каждую из них предлагаем разобрать в отдельности.
Как правильно поставить простой эксцентрик
Предстоит выполнить следующий алгоритм действий:
- крепежный рычаг выставляется по отметке «open»;
- колесный обод размещается по дропаутам с таким расчетом, чтобы его втулка плотно примыкала к перьям вилки велосипеда изнутри;
- рычаг перебрасываем в положение «регулировка», разместив его между основными метками;
- гайку, которой осуществляется регулировка, затягиваем, но не слишком плотно – должен оставаться зазор;
- переключаем рычаг эксцентрика на «close».
В момент манипуляций с рычагом должно ощущаться некоторое сопротивление. Когда преодолеть его невозможно, регулировочную гайку на один оборот ослабляем. Если усилий нет, гайку закручиваем больше.
Вам будет интересно Поворотники на велосипед: советы и рекомендации
Обращаем внимание, что сила, с которой воздействуют на закрытие эксцентрика, должна быть в диапазоне от 5 – 6 до 20 кг. Закрывая эксцентрик, посмотрите, чтобы рычаги, находясь в закрытом виде, ни с чем не соприкасались, не создавали помех для других велосипедных аксессуаров.
Установив и зафиксировав колесо, его рекомендуется продиагностировать:
- эксцентриковый рычаг вокруг собственной оси проворачиваться не должен;
- колесный обод вращается строго в одной плоскости, фиксация его выполнена надежно. Чтобы удостовериться в этом, велосипед приподнимают, ударяют по колесу сверху.
Чтобы демонтировать колесный обод, необходимо перевести рычаг эксцентрика на отметку «close», ослабить регулировочную гайку на три – четыре оборота, извлечь колесо из дропаутов.
Как правильно установить эксцентрик Clix
Если в привычном всем варианте зажим регулируется после каждого очередного демонтажа, то второй вариант с его конструктивными особенностями оставляет возможность постоянно использовать регулировку, выполненную в момент первой установки.
Но есть нюанс – данная особенность эксцентрикового механизма не оставляет возможности один раз отрегулированный крепежный элемент устанавливать на другие велосипедные колеса либо вилки.
Как закрутить эксцентрик Clix:
- переключаем рычаг в отметку «open», прижимаем механическую чашу с эксцентриковым рычагом, плотно устанавливаем колесный обод в велосипедные дропауты;
- перемещаем эксцентрик на отметку «close». Как только механизм крепления закрывается, вращение рычага не разрешается, потому что качество крепления от этого снижается.
Заранее, до установки эксцентрика, рычаг выставляется в такое положение, в котором своим закрытием он не создает помех для других элементов велосипедного транспорта и даже не соприкасается с ними.
Проверяется закрепленное колесо на надежность аналогичным образом, как после фиксации его традиционным эксцентриком.
Заключение
Как правильно закрутить эксцентрики, мы разобрались. Остается добавить, что развитие такого способа крепления не закончено. Как доказывает практика, основным недостатком остается высокая вероятность хищения. Чтобы избежать таких неприятностей, рекомендуется использовать противоугонные эксцентриковые крепления. В некоторых конструкциях с целью обеспечения безопасности рычажный элемент заменен шестигранным ключом, в остальных его дополняют секретами. К примеру, чтобы открыть такой защищенный эксцентрик, велосипед необходимо перевернуть, установив на руль и сидушку.
https://bike-all.ru/kak-zakruchivat-ekscentrik/#:~:text=%D0%92%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82,%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.