Виды обслуживания тормозной системы автомобиля
Зачем это нужно? Регулярное обслуживание тормозной системы автомобиля обеспечивает ее эффективную работу, от которой напрямую зависят здоровье и жизни всех участников дорожного движения.
На что обратить внимание? Действия по обслуживанию данной группы механизмов осуществляются с разной периодичностью. Но чем дольше был перерыв, тем более серьезными будут диагностика и выполняемые в случае необходимости работы.
В этой статье:
- Элементы тормозной системы автомобиля
- Советы по периодичности обслуживания
- Работы по обслуживанию тормозной системы автомобиля
- Рекомендации по установке деталей
- Правила бережной эксплуатации тормозной системы
7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей
Элементы тормозной системы автомобиля
Под тормозной системой автомобиля понимают группу узлов, деталей и механизмов, отвечающих за контроль и снижение скорости вращения колес машины до полной остановки транспортного средства. Также важной ее функцией является фиксация авто на месте при длительной стоянке.
Разные модели машин оснащаются тормозными системами различных конструкций, однако общим для всех типов является условное деление системы на две основные функциональные группы:
- приводная группа деталей (отвечает за передачу тормозного усилия на колеса);
- исполнительные узлы и элементы (контролируют фиксацию автомобиля на месте).
Да, совокупный эффект все тот же (снижение скорости транспортного средства), но разные производители-конструкторы обеспечивают этот результат различными способами.
К системе тормозного привода обычно относят следующие детали и механизмы:
- педаль тормоза;
- рычаг стояночного тормоза (ручник);
- вакуумный усилитель тормозной передачи;
- тормозные цилиндры;
- система шлангов и тормозных патрубков;
- тяги, тросы и наконечники;
- распределитель стояночного тормоза;
- компрессор (преимущественно в грузовых моделях);
- бак-ресивер (часть пневматической тормозной системы);
- дроссельную заслонку и др.
В состав исполнительной системы тормозного механизма входят:
- тормозные диски;
- суппорты и поршни в них;
- накладки на диски;
- тормозные барабаны;
- колодки и пр.
Принцип работы
Классический принцип работы системы с момента ее изобретения не претерпел никаких изменений. С помощью трения тормоза преобразуют кинетическую энергию вращения дисков или барабанов в тепло. Однако нюансы данного процесса от модели к модели могут иметь различия или даже комбинироваться. К примеру, на тяжелые или сверхтяжелые транспортные средства, кроме основных тормозов, устанавливают моторный тормоз и/или ретардер (трансмиссионный тормоз).
У легковых машин диски и тормозные барабаны устанавливаются на ту же ступицу, что и сами колеса. Поэтому усилие от кинетического движения корпуса машины в полной мере передается тем же дискам, которые зажимаются тормозными колодками.
Прижимное усилие генерирует сам водитель, нажимая на педаль тормоза. Принцип рычага позволяет трансформировать расстояние в силу. Физического усилия человека оказывается вполне достаточно для того, чтобы, трансформировавшись в давление жидкости в гидравлической системе, оно мощно повлияло на шток цилиндра. Колодки под этим нажатием сдавливают тормозной диск, и от этого давления автомобиль быстро и уверенно сбрасывает лишнюю скорость.
Однако если автомобиль весит существенно более 1–1,5 т, то физической силы ног здесь уже не хватит. На этот случай в систему встроен усилитель тормозов, который получает энергетическую подпитку непосредственно от двигателя.
Кроме того, один из главных секретов эффективного торможения заключен в конструкции тормозной колодки. Ее несущей частью является металлический каркас. Он принимает на себя усилие от штока поршня и покрыт накладкой – слоем фрикционного материала, отличающегося износостойкостью и повышенным коэффициентом трения.
Помимо основной тормозной системы, у любого автомобиля присутствует стояночный тормоз, который удерживает машину в неподвижном состоянии во время длительной стоянки. Также ручником можно пользоваться (с определенными ограничениями, разумеется), если отказывают основные тормоза.
Стояночный тормоз менее сложный и более эффективный, потому что требования, предъявляемые к нему, намного проще – нужно всего лишь зафиксировать машину на месте (при этом авто изначально находится в статичном состоянии). Традиционно прижатие колодок к дискам или барабанам осуществляется с помощью механического привода (после того, как усилие подводится к тормозным цилиндрам с помощью гидравлики). Усилие ручника также передается на колодки механическим путем (с помощью тросов и рычагов). Однако в более современных моделях прижатие колодок при активации стояночного тормоза осуществляется посредством электрического привода.
Периодичность обслуживания тормозной системы автомобиля
Для автомобилей всех типов осуществляются следующие типы технического обслуживания:
- ЕО – ежедневный осмотр. Сюда относят комплекс мероприятий, который в обязательном порядке необходимо выполнять водителю перед каждым выездом.
- ТО 1 – техническое обслуживание, которое необходимо осуществлять в зависимости от технических указаний автопроизводителя через каждые 10–15–20 тыс. км.
- ТО 2 – техническое обслуживание, которое должно производиться каждые 30 тыс. км пробега. Цели проведения техосмотра такие же, как и в случае с ТО 1, только объем и сложность предусматриваемых работ намного более высокий.
- СО – сезонное техническое обслуживание. Данный тип техосмотра проводится дважды в год. Кроме того, он включает комплекс мероприятий по предварительной подготовке автомобиля к резкому изменению погодных условий.
Впрочем, искушенные автовладельцы редко ориентируются исключительно на нормативы или рекомендации автопроизводителей. Да, обслуживание в рамках действующих норм осуществляется, однако большее внимание уделяется текущему техническому мониторингу. Экономически это выгоднее (проще заблаговременно заменить изнашивающуюся деталь вместо того, чтобы исправлять последствия ее поломки), ведь техосмотр – достаточно дорогая процедура.
Обычно автовладельцы следят за тормозной системой, возникновением посторонних звуков, появлением всевозможных люфтов и пр. Как правило, раз в пару лет осуществляется замена тормозной жидкости (с «продувкой» системы, в результате которой выдавливаются все отложения и выгоняются воздушные пробки). Раз в 5 лет (или примерно через каждые 100 тыс. км пробега) осуществляется комплексное техническое обследование тормозной системы с заменой изношенных деталей и квалифицированной оценкой ее состояния.
Работы по обслуживанию тормозной системы автомобиля
Ежедневное обслуживание (ЕО)
В рамках данного сокращенного ТО проверяются тормозные педали (на предмет их движения без каких-либо заеданий), расстояние педали до пола в каждом ее положении (оно должно соответствовать существующим нормам). Также в обслуживание тормозной системы автомобиля в рамках ЕО входит контроль состояния главного тормозного цилиндра; крепления (если есть) гидровакуумного усилителя; наличия подтеков тормозной жидкости.
Далее проверяют ручной и ножной тормоза, осматривают соединения патрубков на предмет герметичности, а также оценивают надежность соединения деталей гидравлического (пневматического) приводов.
В конце рабочего дня водитель сливает конденсат из ресивера (в случае пневматической тормозной системы). Если температура окружающего воздуха менее +5 °С, то как минимум раз в неделю в предохранитель заливается свежая порция этилового спирта для сохранения системы от замерзания (предварительно оттуда сливается образовавшийся конденсат). После подсоединения прицепа проверяют корректность подключения соединительных головок, а также открывают разобщительные краны.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)
К перечню работ, осуществляемому в рамках ЕО, добавляется очистка от всевозможных загрязнений всех доступных элементов тормозной системы транспортного средства. У легковых машин дополнительно прочищают суппорты дисковых тормозов (передних), а также проверяют крепления штуцерных соединений гидравлической магистрали. Кроме того, необходимо проконтролировать уровень тормозной жидкости в расширительном бачке главного тормозного цилиндра. Если диагностировано попадание воздуха в систему гидропривода, производят обязательную прокачку системы.
Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля, осуществляемое впервые, также включает в себя проверку:
- шплинтовки пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов;
- величины свободного хода педали тормоза и рукоятки «ручника» (с возможной регулировкой при необходимости);
- крепления и состояния манометра;
- тормозного крана пневматического привода тормозов;
- главного тормозного цилиндра гидравлического привода;
- состояния трубопроводов и тормозных камер пневматического привода;
- крепления диска и кронштейнов колодок трансмиссионного тормоза;
- уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра;
- качества смазки подшипников валов разжимных кулачков и их осей, а также других деталей привода «ручника».
https://centr-to.ru/blog/avtoservis/obsluzhivanie-tormoznoj-sistemy-avtomobilya