урок производственного обучения Техническое обслуживание тормозных систем
презентация к уроку
Тема урока: Техническое обслуживание механизмов и приборов тормозных систем автомобилей . Обучающая цель занятия : сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию механизмов и приборов тормозных систем автомобилей . Воспитательная цель занятия: Способствовать формированию интереса к своей профессии и ответственности за результаты своей деятельности по организации проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей . Развивающая цель занятия: способствовать развитию у студентов познавательных интересов, анализа информации о конструкции и техническом состоянии автомобиля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Учебные вопросы: Основные неисправности механизмов и приборов тормозных систем автомобилей. Основные работы, выполняемые при выполнении технического обслуживания механизмов и приборов тормозных систем автомобилей.
К основным неисправностям тормозных систем относятся: неэффективное торможение ; заедание тормозных колодок, не возвращающихся в исходное положение после окончания нажатия на педаль рабочей тормозной системы; неравномерное действие тормозных механизмов колес; утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического тормозного привода; негерметичность системы пневматического тормозного привода.
Причинами неэффективного действия тормозных систем автомобиля ( увеличение тормозного пути) могут быть: негерметичность в соединениях гидравлического или пневматического тормозного привода; попадание воздуха в гидросистему или недостаток тормозной жидкости в ней; нарушение регулировки тормозного привода и тормозных механизмов; износ или замасливание накладок тормозных колодок и барабанов.
Заедание тормозов происходит по следующим причинам: при поломке стяжных пружин тормозных колодок; обрыве заклепок фрикционных накладок и заклинивании их между колодкой и барабаном; примерзании накладок к барабану ; засорении компенсационного (при гидроприводе) или воздушного (при пневмоприводе ) отверстия в главном тормозном цилиндре; заклинивании поршней в колесных тормозных цилиндрах.
Главный тормозной цилиндр Компенсационное отверстие
Поршни тормозного цилиндра
Неодновременность действия тормозных механизмов на колеса вызвана неодинаковыми зазорами между фрикционными накладками и тормозными барабанами , замасливанием накладок, износом колесных тормозных цилиндров или поршней гидравлического тормозного привода, засорением трубопроводов или шлангов, а также утечкой воздуха или жидкости из тормозного привода одного из колес.
Негерметичность в соединениях определяют по подтеканию жидкости в гидравлическом тормозном приводе или утечке воздуха в пневматическом тормозном приводе при неработающем двигателе. Утечку воздуха обнаруживают на слух или смачиванием места возможной неплотности мыльным раствором. Если давление воздуха в пневмосистеме понижается только при работающем двигателе, то неисправен компрессор.
Нарушение герметичности тормозных систем не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 5 Па в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами. Попадание воздуха в систему гидравлического тормозного привода приводит к заметному снижению сопротивления нажатию на педаль рабочей тормозной системы .
ТО тормозных систем При ЕО осматривают тормозные системы автомобиля с целью выявления явных отказов и неисправностей. Проверяют давление воздуха в системе, состояние шлангов и предохранительного клапана, а также герметичность пневматической или гидравлической системы. Сливают конденсат из воздушных баллонов и фильтра влагомаслоотделителя .
При ТО-1 помимо операций ЕО проверяют следующее: состояние и герметичность трубопроводов и приборов системы; работу компрессора на слух, а создаваемое им давление по манометру; крепление пальцев штоков тормозных камер тормозного привода и при необходимости регулируют ход штоков тормозных камер; значения свободного и рабочего хода педали рабочей тормозной системы и при необходимости регулируют; состояние крана тормозного привода; исправность привода и действие стояночной тормозной системы; уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доводят его до нормы; состояние и герметичность главного тормозного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами; эффективность действия тормозных механизмов на стенде.
При ТО-2 кроме операций ТО-1 выполняют следующее: проверяют крепление компрессора, крана стояночной тормозной системы и деталей его привода, главного тормозного цилиндра, гидроусилителя , воздушных баллонов; проверяют состояние тормозных барабанов (дисков), колодок, накладок, пружин и подшипников колес (при снятых ступицах ); проверяют крепление тормозных камер, их кронштейнов и опор разжимных кулаков, опорных тормозных щитов передних и задних колес ; проверяют состояние, крепление и действие привода стояночной тормозной системы;
Уавтомобилей с пневматическим тормозным приводом проверяют шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, регулируют свободный и рабочий ход педали рабочей тормозной системы и зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами колес; промывают колодки, промывают фильтрующие элементы влагоотделителя ; сливают конденсат из баллонов;
У автомобилей с тормозным гидроприводом проверяют действие гидроусилителя , значения свободного и рабочего хода педали рабочей тормозной системы, при необходимости доливают жидкость в главный тормозной цилиндр, регулируют зазор между накладками тормозных колодок и тормозными барабанами колес, удаляют воздух из системы гидравлического тормозного привода.
СО предусматривает все операции ТО-2 . Кроме того, выполняют следующее: разбирают , промывают и проверяют противозамораживатель и после установки его на автомобиль с наступлением холодов заполняют спиртовой смесью ; снимают фильтрующий элемент воздушного фильтра гидроусилителя , промывают в керосине , опускают в чистый моторный смазочный материал и устанавливают на место; снимают барабан тормозного механизма и проверяют состояние деталей; снимают тормозной кран и тормозные камеры для разборки и проверки состояния диафрагм , при необходимости заменяют диафрагмы.
Техническое состояние тормозных систем автомобиля проверяют при дорожных испытаниях или испытаниях на тормозных стендах. Для более объективной оценки работы тормозного механизма каждого колеса и определения одновременности срабатывания всех механизмов, а также для выявления характера и места неисправности в тормозной системе используют стенды. При контроле работоспособности тормозных систем в заданных условиях измеряют тормозной путь автомобиля, его замедление при торможении и тормозное усилие на каждом колесе.
Роликовый тормозной стенд
При проверке эффективности рабочей тормозной системы на испытательном стенде определяют максимальные усилия, развиваемые каждым тормозным механизмом , и время срабатывания при приложении к органу управления тормозной системы определенного усилия.
При дорожных испытаниях тормозных систем автомобиль разгоняют до скорости 43 — 45 км/ч и отсоединяют двигатель от трансмиссии. При движении накатом в момент, когда скорость автомобиля станет равной 40 км/ч, проводят полное торможение с определенным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь и время срабатывания тормозной системы.
Для оценки эффективности вспомогательной тормозной системы автомобиля используют стенды инерционного типа. Торможение осуществляют при вращении колес с определенной частотой, а также при включении передачи, обеспечивающей частоту вращения коленчатого вала двигателя, не превышающей частоты вращения , соответствующей максимальной мощности двигателя. По максимальным тормозным силам, развиваемым на колесах автомобиля, рассчитывают общую удельную тормозную силу.
При дорожных испытаниях после торможения автомобиля с определенными значениями начальной скорости движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя измеряют установившееся замедление . Вспомогательная тормозная система при движении автомобиля со скоростью (30±5) км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 при полной массе и 0,8 м/с 2 в снаряженном состоянии.
Для проверки эффективности стояночной тормозной системы автомобиль устанавливают на подъеме с заданным уклоном, затормозив его рабочей тормозной системой. Затем двигатель отсоединяют от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. Рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния автомобиля на данном уклоне.
Проверка стояночной тормозной системы
Значения уклонов, %, при испытании стояночной тормозной системы автомобиля. Легковой автомобиль полной массы — 16 Легковой автомобиль или автопоезд в снаряженном состоянии — 23 Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, автопоезд — 31 Установленная эффективность стояночной тормозной системы должна быть получена при усилии на ручном органе управления не более 392 Н для легкового автомобиля и автобуса и 582 Н для грузового. Автомобиль считают выдержавшим испытания по проверке тормозных систем, если полученные показатели соответствуют нормам для данной модели.
Внешний контроль тормозных барабанов и колодок выполняют после снятия барабанов с автомобиля . Убеждаются в отсутствии течи из колесных цилиндров тормозов, а также проверяют надежность крепления тормозных цилиндров к щиту и щита к цапфе поворотного кулака или к фланцу кожуха полуосей, состояние защитных колпаков и экранов цилиндров, степень износа фрикционных накладок, а также состояние тормозного барабана. Загрязненные накладки очищают и промывают . Замасленные накладки заменяют.
При отсутствии новых накладок замасленные колодки помещают в неэтилированный бензин на 20 — 30 мин, после чего тщательно очищают рабочие поверхности накладок металлической щеткой. При большом износе накладок, когда заклепки утопают менее чем на 0,5 мм, их заменяют новыми. При установке барабана вначале гайками крепления колес прижимают тормозной барабан к ступице, а затем ввертывают винты крепления барабана. Это делают потому, что винтами нельзя достаточно плотно прижать тормозной барабан к ступице колеса.
Установка тормозного барабана
При износе фрикционных накладок колодок тормозов зазоры между колодками и тормозными барабанами увеличиваются и ход педали рабочей тормозной системы возрастает. Для восстановления нормального зазора и уменьшения хода педали выполняют частичную или полную регулировку тормозов . В тормозной системе с пневматическим приводом регулируют натяжение ремня привода компрессора, свободный ход педали рабочей тормозной системы, зазоры между тормозными колодками и барабанами.
Контрольные вопросы 1. Какие основные неисправности тормозных систем Вы знаете: 2.Какие работы выполняются при ЕО тормозных систем автомобилей? 3.Какие работы выполняются при ТО — 1 тормозных систем автомобилей? 4.Какие работы выполняются при ТО – 2 тормозных систем автомобилей? 5.Какие работы выполняются при СО тормозных систем автомобилей? 6. Как определяют эффективность действия рабочих тормозных систем автомобилей? 7.Как определяют эффективность действия стояночной тормозной системы автомобилей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма с помощью приборов и устранение основных его неисправностей.Задачи занятия:Обучающие:Форми.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование газораспределительного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей газораспределительного механизма, устранения простейших неисправностей, выполнения регулировки теплового зазора в газораспределите.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов проведе.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов .
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания дизельного двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение диагностике с помощью приборов системы питания дизельных двигателей, ее составных частей и сборочных единиц, а также выполнению технического обслуживания. Задачи занятия:О.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Методическая разработка урока производственного обучения по теме Техническое обслуживание тормозных систем
Методическая разработка представляет собой конспект урока производственного обучения по профессии Автомеханик, Мастер по ремонту и обслуживанию автотранспорта.
https://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2019/11/12/urok-proizvodstvennogo-obucheniya-tehnicheskoe