Тормозная система полуприцепа: устройство, схема, плюсы решений с АБС
Работа полуприцепа невозможна без надежной тормозной системы, об особенностях которой и будет рассказано в этой статье. Для современных прицепов-роспусков используют пневматическую тормозную технологию. Она основана на применении сжатого воздуха и комбинации разных элементов — как управляющих, так и исполнительных. Чтобы понимать, как функционирует тормозная система полуприцепа, необходимо разобраться в этом детально.
- 1 Общие особенности строения тормозов
- 2 Разновидности тормозных систем
- 2.1 Подробнее о пневматических тормозах
- 3.1 Плюсы и минусы пневматической системы
Общие особенности строения тормозов
Если мы говорим о пневматике, то вся ее работа основана на энергии сжатого воздуха. Привод системы, который состоит из энергетического блока и привода управления, объединяет все элементы, обеспечивающих работу тормозов, а также отвечающих за запас энергии. А тормоз — это механизм, который непосредственно противодействует движению транспортного средства (за счет сил, которые в нем возникают).
Но давайте вернемся на шаг назад и вкратце рассмотрим, какими бывают тормозные системы.
Разновидности тормозных систем
Прежде чем разбираться, как работают тормоза на полуприцепе, обратимся вообще к вариантам систем, потому что их несколько и они зависят от механизма тормоза. От этого и будем отталкиваться. Выделяют такие типы тормозов:
- Электрический. В нем используются электромагниты, которые не соприкасаются друг с другом, но создают силу, необходимую для торможения.
- Фрикционный. В этом варианте тормозные механизмы трутся друг о друга — и в результате такого трения появляется сила, необходимая для того, чтобы остановить транспортное средство.
- Гидравлический. Между частями механизма находится жидкость, под ее действием и возникают противодействующие силы, обеспечивающие торможение в нужный момент. Гидравлические механизмы довольно популярны — о них мы еще поговорим дальше.
- Моторный. Он представляет собой специальную заслонку, которая глушит двигатель, и сила торможения передается на колеса.
- Пневматический. Поскольку тормозная система полуприцепа обычно пневматическая, как мы и сказали, этот вариант требует отдельного, более подробного рассмотрения.
Подробнее о пневматических тормозах
Пневматическая система торможения имеет похожее строение у большинства транспортных средств. Отличаться могут только некоторые детали, но основной принцип работы сохраняется при любых условиях. Для более точного понимания ниже приведена схема, которая будет расшифрована дальше.
Состоит система из нескольких элементов:
- Компрессор. Он отвечает за нагнетание воздуха и устанавливается в передней части транспортного средства.
- Баллоны, ресиверы. Это емкости для хранения сжатого воздуха — для пневматики используется два элемента.
- Предохранительный клапан, предназначенный для перегрузки системы, сброса лишнего давления.
- Регулятор показателей давления. Если нужно, он выпускает лишний воздух (или впускает его) в устройство, отвечающее за разгрузку компрессора.
- Тормозной кран. Это деталь, отвечающая за распределение предварительно сжатого воздуха по всему объему системы. То есть она перенаправляет энергоноситель. Поскольку тормозные системы могут иметь разное количество контуров, число тормозных кранов тоже отличается в зависимости от конкретного ТС.
- Осушитель воздуха. Он выделяет из системы примеси (например, воду и масла), чтобы они не влияли на работу системы.
- Тормозные узлы с тормозными камерами. Они нужны непосредственно для установки техники и находятся в колесах.
- Разобщительный кран. Он применяется на тягачах с прицепом, чтобы объединить две системы, уменьшить риск заноса прицепа, когда техника будет тормозить.
- Пневмоусилители. Они снижают нагрузку, которая сообщается компрессору, и увеличивают давление в системе до нужного уровня.
- Система труб, а также шлангов, которые объединяют все элементы тормозной системы воедино.
Конечно, непосредственно к самой системе будут относиться и педаль тормоза, и ручной тормоз, и различные датчики, измерительные приборы. Все, что отвечает за процесс торможения, так или иначе входит в эту большую группу элементов.
Как все работает: пояснение к схеме тормозной пневматической системы
Далее разберемся, как работает тормозная система полуприцепа. Во время работы двигателя компрессор системы накачивает воздух, поступающий через воздушный фильтр, в ресиверы (баллоны). Регулятор отвечает за то, чтобы давление не превышало необходимую норму. Как только баллоны заполняются воздухом полностью, компрессор переходит в холостой режим работы. В случае поломки регулятора за стабилизацию давления отвечает предохранительный клапан.
Через первый ресивер системы (а точнее — через спускной кран) из баллонов выводятся масло и конденсат. Через второй убирается лишний воздух — соответственно, давление всегда находится в стабильном состоянии.
Когда водитель жмет педаль тормоза, тормозная система полуприцепа (вместе с тормозной системой самого тягача) запускается. Кран открывает доступ, сжатый воздух из баллонов переходит в тормозные колесные камеры. Давление в цилиндрах резко увеличивается, за счет чего разжимные кулаки придавливают колодки к барабанам колес. Все это и обеспечивает торможение транспортного средства. Проследить весь процесс можно на схеме тормозов полуприцепа, указанной выше.
Плюсы и минусы пневматической системы
Обычно ее сравнивают с гидравлической, поэтому и преимущества, а также недостатки необходимо рассматривать в этом контексте.
Плюсы пневматического решения перед гидравликой выглядят так:
- экономичность, потому что вся схема работы основана на воздухе, поступающем в систему из атмосферы;
- более медленный износ элементов, если сравнивать с тем, как на детали влияет та же жидкость;
- нейтральная среда в основе всей системы — а это означает, что испортить энергоноситель очень сложно, в то время как жидкости для гидравлики нельзя смешивать или загрязнять;
- возможность более качественной работы при перепадах температуры как внутри самой системы, так и снаружи — а жидкость может закипеть или замерзнуть;
- сниженные риски утечек благодаря тому, что компрессор постоянно регулирует ситуацию.
Без минусов тоже не обходится. Тормозная система полуприцепа, если она пневматическая, имеет и некоторые недостатки. Например, по сравнению с гидравлическим аналогом она хоть и срабатывает быстрее, но имеет меньший КПД. Это не такая критичная деталь, которая важна при каждом торможении, но в некоторых ситуациях она может иметь значение. А еще у пневматической системы более сложная конструкция, что имеет значение в процессе обслуживания, ремонта. Также важно учитывать, что компрессор, который так необходим для правильной работы пневматической технологии, зависит от работы двигателя. То есть блок торможения не является самостоятельным, на него влияет работа мотора.
Учитывая, что отличий между гидравлическими и пневматическими системами очень много — в том числе и в плане цены в пользу первого решения — сравнивать их так уж детально нет смысла. Эти варианты используются каждый в своей нише и мало конкурируют друг с другом.
Как работает ABS на тормозной системе полуприцепа, ее плюсы
Мы рассматривали схему тормозной системы полуприцепа без АБС, но эта система используется довольно часто, особенно на новых автомобилях, спецтехнике. ABS — это, по сути, контроль торможения. Система анализирует большое количество данных с датчиков и следит за тем, чтобы в результате сильного торможения колеса полуприцепа не заблокировались и не произошел занос, авария.
То есть она выполняет сразу несколько задач:
- контролирует устойчивость при движении;
- помогает учитывать степень загрузки полуприцепа;
- не допускает опасный угол опрокидывания;
- помогает при плохом сцеплении с поверхностью;
- проверяет давление в шинах;
- обеспечивает устойчивое и качественное маневрирование и т. д.
Устройство тормозов полуприцепа при использовании ABS становится более безопасным, эффективным и удобным в управлении. Соответственно, торможение без участия электронной системы описанных преимуществ не имеет.
Заключение
Обычно для полуприцепов используется пневматическая система торможения, хотя существуют разные технические возможности остановить транспортное средство. Но этот вариант оправдывает себя на все 100%.
Устройство тормозной системы полуприцепа довольно сложное, но довольно эффективное, особенно если оно усовершенствовано современной АБС. Если есть выбор, то лучше останавливаться именно на таких вариантах. При работе ABS транспортное средство легче контролировать, а блокировка колес в результате активного торможения исключена. Также водителю намного удобнее работать. Под его контролем находится больше показателей, что значительно повышает безопасность вождения, исключает разные ошибки и неприятности.
Свежие записи
- Марка спецтехники Lonking: полный обзор
- Грузовики Foton: краткий обзор с особенностями и преимуществами
- Грузовики Sitrak: полный обзор
- Dongfeng – грузовик китайского производства с мощными характеристиками
- Марка грузовиков «Мерседес»: обзор китайских грузовиков и седельных тягачей
https://ttm-centr.ru/tormoznaya-sistema-polupritsepa-ustrojstvo-shema-plyusy-reshenij-s-abs/