Тормозная система автомобиля: устройство, основные узлы, принцип действия
Едете ли вы по городу в час пик или резко тормозите перед внезапно появившимся животным, вы интенсивно используете тормоза своего автомобиля. От них зависит ваша безопасность и то, доберетесь ли вы до места назначения!
Именно тормозная система позволяет безопасно и эффективно замедлять движение автомобиля с течением времени до полной остановки. Средний водитель использует тормоза около 250 раз в день, в зависимости от типа дороги и стиля вождения.
Тормозная система — самая важная система вашего авто!
Гидравлическая тормозная система (TS) вашего автомобиля состоит из сотен отдельных деталей. Основными компонентами тормозной системы являются педаль тормоза, усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр (ГТЦ), шланги и трубопроводы, тормозные суппорты и поршни, тормозные колодки, тормозные диски или барабаны, тормозная жидкость (BF), тормозная система (ABS) и модуль управления, датчики скорости вращения колес и многие другие отдельные компоненты, входящие в состав вышеупомянутых компонентов.
Педаль тормоза имеет форму, позволяющую многократно увеличить усилие, прилагаемое ногой, хотя основное усилие все же исходит от ГТЦ и тормозной жидкости. Педаль тормоза позволяет управлять автомобилем, слегка нажимая или отпуская ее.
При нажатии на педаль тормоза давление ноги умножается на механический рычаг, после чего в действие вступают усилитель тормозов, ГТЦ и тормозная жидкость. Механическое давление на педаль тормоза преобразуется в гидравлическое давление гидравлическим насосом, который создает необходимое давление во всей тормозной системе путем нагнетания тормозной жидкости в тормозные магистрали, состоящие из трубок, шлангов и т.д. Затем это усилие передается на все четыре колеса, воздействуя на поршни в суппортах, давление прижимает тормозные колодки к тормозным дискам. В результате возникающего трения и высокого сопротивления автомобиль замедляется и тормозит.
Усилитель тормозов увеличивает давление, возникающее при нажатии на педаль тормоза, с помощью вакуумного или гидравлического насоса. Без усилителя торможение было бы намного сложнее и требовало бы больших усилий. Усилитель работает только при работающем двигателе. Затем в работу вступает главный тормозной цилиндр (ГТЦ), преобразуя и усиливая давление, прилагаемое к педали тормоза, в гидравлическое давление. При нажатии на педаль тормоза ГТЦ перемещает поршни внутри цилиндра, создавая давление и воздействуя на жидкость. Жидкость начнет двигаться внутри системы под действием давления, действующего на рабочие механизмы.
Читайте также: Меняем пружины задней подвески на Форд Фиеста своими силами
Главный тормозной цилиндр имеет резервуар, в котором хранится тормозная жидкость, сам резервуар расположен в верхней части цилиндра, что позволяет контролировать уровень жидкости в системе и вовремя доливать ее при необходимости.
Тормозные магистрали и шланги представляют собой сеть тонких, но прочных металлических и резиновых трубок, которые соединяют различные компоненты системы. В трубопроводах создается давление, поэтому прочность и герметичность труб чрезвычайно важна.
Тормозные суппорты бывают разных форм и размеров и могут содержать от одного до 4 или даже 6 поршней с гидравлическим приводом. Как упоминалось ранее, поршни заставляют тормозные колодки двигаться к тормозному диску. Трение возникает, когда они соприкасаются с ним, и вы знаете остальное….. Чем больше поршней у суппорта, тем более равномерно распределяется тормозное усилие на колодки, а также увеличивается площадь рабочей поверхности самих колодок. Чем больше площадь колодок, тем больше площадь контакта, тем больше сопротивление и трение колодок о диски. Это приводит к более эффективному торможению и остановке автомобиля.
Тормозные колодки устанавливаются попарно на каждое колесо дискового тормоза. Они изготовлены из износостойкого фрикционного компаунда, который обеспечивает отличную термостойкость, а также высокий уровень трения, что приводит к высокой устойчивости и эффективному торможению. При каждом нажатии на педаль тормоза и контакте колодок с дисками они постепенно изнашиваются. Этот процесс неизбежен и считается абсолютно нормальным. Ненормально то, что естественный износ усугубляется деформацией, неравномерным износом, замасливанием или разрушением фрикционного слоя колодок.
Тормозные диски — это металлические накладки, которые соприкасаются с колодками и непосредственно способствуют торможению колес. Тормозные диски вращаются вместе с колесами и располагаются между колесом и ступицей, обеспечивая необходимую поверхность трения для колодок. Первоначально тормозные диски были монолитными, но в процессе эволюции их конструкция усложнилась. Современные тормозные диски, как правило, имеют вентилируемые диски, которые представляют собой два диска с сетью вентиляционных каналов между ними для улучшения отвода тепла. Вентилируемые тормозные диски чаще всего устанавливаются на передние колеса, поскольку передние тормоза обеспечивают большую часть тормозного усилия, трение больше и температура выше.
Читайте также: Из-за слишком высокого спроса на Ford GT руководство компании увеличило тираж
Износ тормозного диска также неизбежен, но из-за тяжелых условий работы отказ диска часто происходит гораздо раньше. Среди основных проблем — деформация диска, глубокие борозды, неравномерный износ, трещины и даже разрушение диска.
Тормозные барабаны становятся все более редкими на современных автомобилях из-за их низкой эффективности. Барабанные тормоза в настоящее время обычно устанавливаются на заднюю ось коммерческих или грузовых автомобилей. В этой системе тормозные колодки находятся внутри тормозного барабана, и при нажатии на педаль тормоза колодки раскрываются и прижимаются к внутренней поверхности барабана, тормозя колесо.
Ключевым элементом любой гидравлической тормозной системы является давление, создаваемое силой в одной точке, которое затем передается в другую точку несжимаемой жидкостью. Уникальность этой жидкости заключается в том, что, в отличие от других жидкостей, она несжимаема, т.е. не сжимается, когда к ней прикладывается давление. Эта жидкость хорошо работает в условиях высокого давления, а также переносит высокие температуры. Жидкость — это рабочий инструмент, который приводит в действие тормозные поршни в суппортах.
ABS управляется электроникой и блоком управления для обеспечения того, чтобы колесо не блокировалось или не «проскальзывало» во время торможения. Если колесо блокируется при нажатой педали, торможение неэффективно. Система состоит из большого количества электронных датчиков и модуля управления. Сигналы от датчиков передаются в «мозг» ABS, который принимает решения в соответствии со встроенным алгоритмом, основанным на определенных вычислениях. Модуль посылает сигналы на клапаны и насос для активации и деактивации тормозной силы (примерно 15 раз/секунду). Водитель ощущает это частое, прерывистое торможение через педаль тормоза, которая нажимается постоянно с одинаковым усилием. Система имеет функцию самодиагностики, и при каждом запуске двигателя электроника сканирует всю антиблокировочную тормозную систему на наличие неисправностей. При наличии неисправностей загорается соответствующий контрольный индикатор, обычно в виде слова «ABS».
Читайте также: Замена троса ручного тормоза Форд Мондео 3 своими руками
Для обеспечения безопасности и эффективности проверка тормозной системы и ее отдельных компонентов должна быть частью регулярного технического обслуживания каждого автомобиля. Проверка должна включать визуальный осмотр основных узлов, тормозных дисков и колодок, проверку их толщины и целостности. При обнаружении дефектов или неисправностей следует заменить неисправную деталь.
Также проверьте уровень и состояние охлаждающей жидкости в системе, а также шланги и рабочие цилиндры, суппорты и т.д. Шланги должны быть герметичными, а трубы не иметь трещин и других повреждений.
Типичные признаки неисправности тормозной системы
Во время торможения:
- Автомобиль тянет в одну сторону (влево или вправо);
- Педаль мягкая или втягивается слишком сильно;
- Автомобиль не реагирует на нажатия или тормозит очень медленно;
- Чувствуется вибрация или пульсация педали;
- Вибрация в салоне, исходящая от передних колес;
- Загорается сигнальная лампа тормозной системы;
- Необычные звуки (скрип, писк и т.д.);
- На приборной панели загорается контрольная лампа ABS.
Если вы заметили любой из вышеперечисленных симптомов — немедленно примите меры по устранению неисправности, НЕ эксплуатируйте автомобиль с неисправными тормозами!
https://fordoved.ru/tormoznaia-sistema-avtomobilia-ystroistvo-osnovnye-yzly-princip-deistviia.html