ТО-1: перечень работ. Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля
Многие автомобилисты, покупающие автомобиль из салона, сталкиваются с обязательными регламентными работами. Нет, конечно, от них отказаться можно, но в этом случае теряется гарантия на транспортное средство. ТО-1 и ТО-2 – это рекомендации завода изготовителя, а не рекламный ход дилеров той или иной марки. Ведь многие водители расценивают именно таковым ТО-1. Перечень работ обходится гораздо дороже, нежели в другом СТО, но сейчас речь не об этом.
Общая информация и сведения
Плановое техническое обслуживание необходимо для своевременного выявления неисправностей электронных и механических систем транспортного средства с целью их устранения. Также проводятся работы по обслуживанию топливной системы, что позволяет несколько снизить расход горючего во время эксплуатации автомобиля.
Техническое обслуживание нового автомобиля необходимо для устранения так называемых «скрытых» неисправностей. Далеко не каждый сможет заметить заводской брак двигателя или тормозной системы. Если оставить все это без внимания, то можно попасть в ДТП. Поэтому поддерживать автомобиль в исправном техническом состоянии просто необходимо. Техническая исправность автомобиля – это максимальный уровень безопасности, комфорта и экономичности, который может обеспечить данное транспортное средство. Поэтому, если вы хотите, чтобы все системы работали нормально как можно дольше, лучше не пропускать ТО у дилера.
ТО-1: перечень работ и кое-что еще
Автомобиль по своей конструкции достаточно сложное устройство. Большое количество узлов и агрегатов, трущихся поверхностей – все это постепенно изнашивается. В случае какого-либо конструктивного отклонения такой брак можно определить только профессиональной проверкой у дилера с помощью современного оборудования. Можно говорить о том, что любая поездка на автомобиле, даже кратковременная, приводит к ухудшению его состояния. Поэтому машину нужно вовремя обслуживать и менять вышедшие или бракованные детали и узлы из строя.
Перечень работ ТО-1 выглядит следующим образом:
- проведение крепежных работ (подтяжка резьбовых креплений авто);
- выполнения смазочных работ;
- контроль;
- диагностика;
- очистка и регулировка.
Каждый из вышеперечисленных пунктов в данной статье мы рассмотрим более подробно. Хотелось бы отметить, что ТО-1 – это крайне важно. Ведь в этот период проверяются и устраняются случайные неисправности, которые приводят к сокращению ресурса двигателя, понижению комфорта или увеличенному расходу топлива. Также в обязательном порядке проверяется работа каталитического преобразователя или сажевого фильтра, которые отвечают за нейтрализацию вредных химических соединений, попадающих в окружающую среду с выхлопными газами.
Рекомендации по ежедневному обслуживанию
Как показывает практика, большая часть автомобилистов не соблюдает рекомендации по осмотру и обслуживанию транспортного средства перед каждой поездкой. Тем не менее настоятельно рекомендуется проверять следующие системы:
- работоспособность электрических приборов центральной консоли;
- уровень тормозной жидкости;
- уровень масла в двигателе;
- осуществить проверку кузова автомобиля;
- выполнить регулировку зеркал заднего вида;
- осмотреть рулевое управление.
На самом деле выполнить работы из вышеприведенного списка довольно просто. По времени займет буквально несколько минут. Тем не менее выполнять ежедневное обслуживание (ЕО) желательно, ведь это может спасти водителю жизнь. К примеру, при очередном ТО вы обнаружили, что отсутствует тормозная жидкость. Это говорит о том, что система негерметична и где-то есть утечка. Если не придать этому должного внимания, то на очередном светофоре можно и не остановится вовремя. Это касается и зеркал, положение которых может случайным образом сбиться. А во время езды выполнять их регулировку просто-напросто опасно, ведь водитель отвлечется от дороги, что может привести к аварии.
Регулярная мойка автомобиля
На самом деле это личное дело каждого водителя. Тем не менее есть определенные рекомендации по уходу за салоном автомобиля. Ведь дышать пылью, которая попала в салон во время езды, не очень-то и полезно. Поэтому завод изготовитель настоятельно рекомендует регулярно ухаживать за салоном вашей машины. Это нужно не только для эстетической составляющей, но и для поддержания пластика и обивки сидений в чистоте. Ведь если длительное время не очищать салон, то со временем пыль и грязь въедаются в ткань, и потребуется химчистка салона, а это уже процедура не из дешевых.
Также желательно регулярно мыть и кузов автомобиля. Ведь выполнить качественную проверку сильнозагрязненного кузова практически невозможно. Кроме того, налет или грязь, которые длительное время остаются на лакокрасочном покрытии транспортного средства, въедаются в краску и могут её повредить. Сильные загрязнения желательно удалять с помощью «Керхера» на автомойке. Самостоятельная неправильная мойка автомобиля может привести к появлению царапин на ЛКП авто.
О периодичности проведения технического обслуживания
Обычно регулярность проведения тех или иных работ определяется заводом изготовителем. Данные указываются в сервисной книжке, где написано – когда выполнять те или иные работы. Но стоит заметить, что периодичность определяется несколькими факторами. Во-первых, временным интервалом. К примеру, ремень генератора необходимо менять каждые 2 года (24 месяца). Во-вторых, временем и пробегом. Замена масла выполняется каждый год (12 месяцев) или через 15 000 километров пробега в зависимости от того, что наступит раньше. В-третьих, пробегом. Яркий тому пример – замена ремня или цепи ГРМ, которая выполняется каждые 100-150 тысяч километров.
Поэтому, как вы понимаете, даже если практически не ездить на авто, его придется обслуживать. К примеру, поставили вы новый ремень генератора и за два года проехали всего несколько тысяч километров. По сути, ремень совершенно новый, но так как это изделие меняется не от пробега, а от срока годности, то его необходимо заменить. Со временем резина трескается и становится менее эластичной, что чаще всего и приводит к обрыву. А вот ремень ГРМ, несмотря на то, что он тоже из резины, меняется спустя определенный пробег. Поэтому один такой ремень может стоять на автомобиле 5 или 10 лет, и ему ничего не будет.
ТО-1: порядок выполнения работ
Первое техническое обслуживание автомобиля указывается в сервисной книге. Обычно ТО-1 выполняется с наступлением 15-ти тысяч пробега. Хотя в зависимости от марки авто данные могут незначительно отличаться. Обычно дилеры не придерживаются определенного порядка выполнения работ, а просто выполняют проверку, регулировку, смазку и обслуживание следующих узлов автомобиля:
- подтяжка креплений деталей ходовой, корпусов подшипников и т. п.;
- регулировка цепи механизма ГРМ;
- чистка фильтра очистки топлива, замена фильтра тонкой очистки;
- регулировка оборотов х.х.;
- регулировка ГРМ, осмотр натяжителей на гул или люфт;
- проверка давления воздуха в шинах и регулировка колес;
- проверка кондиционера и генератора;
- проверка щеток стеклоочистителей на износ;
- очистка коллектора стартера;
- комплексная проверка тормозной системы;
- замена тормозной жидкости;
- проверка датчиков и электронных систем автомобиля;
- замена антифриза, масла и фильтра (воздушного, масляного).
ТО в подробностях
Ну а сейчас давайте рассмотрим несколько наиболее интересных пунктов более подробно. Возьмем в качестве примера регулировочные работы, так как они выглядят наиболее интересными. Обычно дилеры их практически не выполняют, хотя в прайсе ценник выставляют по максимуму. К примеру, проверка крепления генератора. Обычно необходимость выполнения подобной процедуры возникает только с ремонтом этого узла. Ведь завод изготовитель все тщательно закрепил и отрегулировал. Другое дело, что может понадобиться развал-схождение, ведь вы только обкатываете свой двигатель и ходовую, которая еще не была под нагрузкой.
Но такие работы, как регулировка карбюратора автомобиля или инжекторной системы, зачастую не требуются, но недобросовестные сотрудники дилерских центров её все равно выполняют. Хотя заводом изготовителем данные пункты указаны, поэтому обязательно нужно выполнять их осмотр, желательно в вашем присутствии. Тогда вы самостоятельно сможете осмотреть состояние того или иного узла. Если заводской брак деталей, узлов или агрегатов присутствует, то водитель его заметит практически с первых километров эксплуатации автомобиля. Если кондиционер не работает или работает плохо – это видно сразу. Если в ходовой есть посторонние звуки, то тут тоже все понятно. Но многие работы выполняются для вытягивания денег с водителя, именно поэтому многие автомобилисты отказываются от проведения технических работ и ремонтируют свое транспортное средство самостоятельно или на бюджетных СТО.
Сколько стоит первое ТО?
На этот вопрос дать однозначный ответ крайне сложно. Есть несколько факторов, от которых зависит ценообразование ТО-1. Во-первых, состояние автомобиля спустя те же 15 000 километров пробега. Все водители разные, и одни понимают, что во время обкатки ДВС давать слишком высокие обороты нельзя, а другие нет. Это приводит к тому, что одни на ТО платят 10 000 рублей, а другие – 30 000, и потом возмущаются. Во-вторых, многое зависит от дилера. Есть более добросовестные специалисты, а есть менее. Если вы немного разбираетесь в конструкции и устройстве автомобиля, то на ТО лучше присутствовать и дышать проверяющему в затылок. Ведь неизвестно, во сколько обойдется регулировка привода сцепления, если вас не будет рядом.
Поэтому, как вы понимаете, ценообразование диктуют дилеры и с этим довольно сложно что-либо поделать. Совсем другое дело, что зачастую дилеры заводской брак выдают за неправильную эксплуатацию. Соответственно деталь приходится покупать водителю. Доказать что-либо сложно, но при должном усилии вполне возможно. ТО-1 для «Хендай Гетз» в среднем обходится в 10 000 рублей. А вот обслужить авто премиум-класса будет не дешевле 30-40 тысяч и более.
Несколько важных деталей
Необходимо понимать, что есть различные виды и периодичности технического обслуживания. К примеру, есть еще ТО-2, которое практически ничем не отличается от первого. На втором техническом обслуживании объём работ несколько больше. Регулировочные и смазочные работы выполняются со снятием некоторых узлов и агрегатов. Для проверки правильности работ систем используют специальное оборудование. К примеру, проверка глушителя и каталитического преобразователя, а также лямбд выполняется с помощью осциллографа, который показывает правильность работы датчиков.
Исходя из этого, можно говорить о том, что ТО-2 обойдется порядком дороже, нежели первое. Тем не менее, если его не пройти, то вы опять потеряете гарантию на транспортное средство. Поэтому не стоит забывать о выполнении ТО-1 и ТО-2, которые необходимы не столько для обеспечения безопасности, хотя это тоже важно, сколько для того, чтобы остаться на гарантийном обслуживании. Как показывает практика, пока есть гарантия на машину, она ломается редко. Самое интересное начинается после истечения срока. Возможно, это связано с качеством наших дорог или горючего. Но всегда все заботы о ремонте падают на плечи водителя.
Есть тоже и сезонное обслуживание (СО). Особенно данный вид технических работ актуален для жителей северной части России. Однако и для центральной части СО является обязательной процедурой. Вот тут имеет смысл говорить о целесообразности выполнения этих работ. Ведь по статистике, большое количество ДТП приходится именно на начало зимнего сезона, когда многие автомобилисты еще не переобулись. Обычно СО работы выполняются два раза в год: в конце осени и в середине весны.
Подведем итоги
Вот мы и рассмотрели с вами перечень работ ТО-1 и многие другие интересные моменты. Помимо ТО-1 и ТО-2, не стоит забывать о сезонном и ежедневном обслуживании. Каждый водитель должен перед поездкой проверять уровни жидкостей в системе смазки, охлаждения и тормозной. Понятно, что тормоза играют огромную роль, но также и система охлаждения или смазка двигателя полностью отвечают за исправную работу силового агрегата. Если не выполнять ТО транспортного средства, и по вашей вине случится какая-либо серьезная поломка, то восстанавливать автомобиль придется за свой счет.
В целом техническое обслуживание 1 раз в год или каждые 15 тыс. км. выполнять нужно обязательно. К сожалению, в России сформировалось не самое лучшее мнение о дилерском обслуживании. Зачастую недобросовестные сотрудники накручивают ценники, что и приводит к большим финансовым затратам. В Европе же цены на плановое техническое обслуживание несколько ниже. Это при том, что там выполняются только необходимые регулировочные и смазочные работы. Также там гораздо чаще берутся делать машины по гарантии, хотя и требуется это в европейских странах реже, нежели в России.
https://fb.ru/article/319932/to—perechen-rabot-vidyi-i-periodichnost-tehnicheskogo-obslujivaniya-avtomobilya