Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля. Как устроена тормозная система
Считается, что тормоза придумали трусы. Однако, без них на дорогах делать нечего – это как минимум опасно для других участников движения. Поэтому очень важно держать данную систему в исправном состоянии. Как и любые другие узлы в автомобиле, тормоза следует регулярно обслуживать. Давайте рассмотрим, как можно осуществить несложный самостоятельный ремонт тормозной системы автомобиля в случае поломок.
Что собой представляет данная система?
В целом данная система, вне зависимости от вида, состоит из двух базовых узлов – механизмов, которые тормозят колеса и привода. Посредством механизмов обеспечивается тормозной момент, за счет которого можно снижать скорость или полностью останавливаться. В большинстве авто это механизмы фрикционного типа, установленные на колесе. Элементы могут различаться по типу и материалу фрикционной части – можно выделить дисковые и барабанные.
Особенности устройства и работы дисковых тормозов
Такой механизм представляет собой суппорт с как минимум одним поршнем и цилиндром. Также в составе имеется диск. На автомобилях экономкласса суппорт, как и дисковые тормоза, установлен только на передних колесах.
Суппорт установлен обычно на поворотных кулаках передних ведущих колес. В каждом суппорте установлено по две колодки. Они имеются с каждой стороны от тормозного диска. При вращении колеса вращается и диск. Когда водитель нажимает на педаль, то под действием гидравлической рабочей жидкости или воздуха в случае с пневматическими системами, поршень суппорта прижимает колодки к диску. Как только водитель педаль отпускает, то колодки отжимаются и принимают свое обычное рабочее положение.
Устройство дисковых тормозов очень простое, но сами по себе они очень эффективны. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы также несложное. Обслуживание включает в себя замену колодок, а также смазку специальными смазками подвижных механизмов суппорта.
Барабанные тормоза
Эти тормозные механизмы устроены сложнее дисковых. И несмотря на то что механизм этот достаточно старый, даже современные производители оснащают им автомобили ввиду его низкой себестоимости.
Колодки в процессе работы под воздействием привода и рабочей жидкости прижимаются к обратной стороне вращающегося барабана. Обычно барабанными механизмами оснащают задние оси автомобилей экономкласса.
Процесс торможения осуществляется посредством силы трения, которая возникает между фрикционной накладкой колодки и барабаном. При отпускании педали посредством стяжных пружин колодки встают в свое изначальное положение и торможение прекращается.
Виды тормозных систем по типу привода
Можно выделить два типа привода – это гидравлические и пневматические, где в качестве рабочего тела применяются жидкости и воздух. Есть и механические тормозные системы. Давайте рассмотрим, как устроена тормозная система гидравлического типа легкового авто.
Конструкция привода с рабочим телом в виде жидкости включает в себя непосредственно педаль тормоза, вакуумный усилитель, ГТЦ, а также рабочие цилиндры. Кроме того, в устройстве имеются трубопроводы и шланги.
Тормозная система заполнена жидкостью. При нажатии на педаль оказывается воздействие на вакуумный усилитель, который затем создает определенное усилие в ГТЦ. Поршень ГТЦ продавливает жидкость через систему трубопроводов к колесным поршням. Давление в тормозной системе за счет этого растет, и срабатывают механизмы. При снижении скорости давление в контурах может доходить до 15 МПа. После окончания процесса торможения педаль уходит в обычное положение, давление в контурах снижается, поршень в ГТЦ также перемещается в его исходное положение. Жидкость из трубопроводов в системе возвращается в ГТЦ.
В устройстве пневматической системы имеются: компрессор, ресивер, педаль и клапан, камеры с системами регулировки давления воздуха в тормозной системе, а также барабаны. Ввиду большой массы подобных систем, они встречаются только на грузовых авто. Неисправности зачастую связаны с неудовлетворительной работой компрессора, осушителя воздуха, чрезмерным накоплением масла и воды в ресивере.
Основные неисправности
Давайте рассмотрим основные неисправности тормозной системы. Большинство отказов и неисправностей связаны с потерей герметичности системы, износа механизмов и деталей привода. Среди основных неисправностей можно выделить износ колодок, барабанов, замасливание колодок.
В гидравлическом приводе могут быть неисправности, связанные с утечками жидкости через уплотнители в цилиндрах или через шланги. Также одна из популярных неисправностей – недостаточный уровень жидкости, попадание воздуха в систему.
В случае увеличения тормозного пути, а также провала педали при нажатии, необходим срочный ремонт тормозной системы автомобиля. Машину с неисправной системой лучше не эксплуатировать.
Уход за тормозами
Чтобы избежать опасных ситуаций на дороге, необходимо соблюдать простые правила, которые помогут предотвратить и выявить неисправности.
Специалисты рекомендуют следить за уровнем тормозной жидкости в бачке. В большинстве автомобилей на крышке имеются специальные датчики, но им доверять не стоит. Также нужно внимательно осматривать место, где автомобиль длительное время стоял – если имеются масляные пятна, то это повод проверить систему. Еще требуется визуальный осмотр тормозных магистралей.
В большинстве современных суппортов, которые встречаются на импортных и отечественных автомобилях, нужно вместе с заменой колодок смазывать направляющие скобы. За счет смазки для суппортов и направляющих механизм будет работать равномерно, а процесс торможения будет приятным. Если суппорт не смазывать, то скоба его будет давать дребезг.
Прокачка гидравлических тормозов
Если при нажатии на педаль появились провалы, то это говорит о том, что в систему попал воздух. Его нужно удалить – из-за воздуха система не может работать эффективно. Для удаления рекомендуется прокачивать систему.
Ремонт тормозной системы автомобиля в данном случае очень простой – в бачок доливают жидкость, затем откручивают прокачкой штуцер на заднем правом колесе. Для процедуры понадобится помощь второго человека – он должен периодически нажимать на педаль. На штуцер надевают подходящий прозрачный шланг и второй его конец опускают в бутылку с жидкостью. Помощник должен нажимать на педаль, пока та не станет твердой. Далее нужно аккуратно отвернуть штуцер и выпустить воздух – выход воздуха будет слышен и заметен визуально. Такую операцию проделывают отдельно для каждого колеса на двух тормозных контурах автомобиля. Сперва начинают с заднего правого колеса, затем переходят к переднему левому. После этого прокачивается заднее левое и заднее правое. Отметим также, что последовательность выполнения данных работ может отличаться в зависимости от года выпуска и марки автомобиля. Поэтому схему прокачки всегда нужно уточнять. После выполнения работ автомобиль снова обретет цепкие тормоза, а педаль больше не будет такой вялой. Обычно прокачку делают раз в 2 года или при каждой смене тормозной жидкости.
Смазка для суппортов
Важная часть любого обслуживания тормозов – это правильная смазка для суппортов и направляющих. О ней нужно сказать отдельно. Обычно эта продукция поставляется в виде паст и спреев. Выбор конкретного продукта зависит от стиля езды. При обычном использовании автомобиля суппорт может разогреваться до 200 градусов. Смазка должна сохранять свою консистенцию при контакте с водой, не терять свои технические характеристики при низких температурах, выдерживать высокие температуры.
Специалисты не рекомендуют для ремонта тормозных систем автомобиля применять дешевые продукты вроде литола или графитовых смазок. Лучше воспользоваться продукцией проверенных зарубежных производителей – эти смазки всегда есть на полках автомагазинов.
https://fb.ru/article/426798/tehnicheskoe-obslujivanie-i-remont-tormoznoy-sistemyi-avtomobilya-kak-ustroena-tormoznaya-sistema