Седельный тягач
В этой статье вы узнаете, что представляет из себя тягач, какие вариации данного автомобиля ежедневно колесят по дорогам мира, какие страны производят эту спецтехнику и последние тенденции развития отрасли машиностроения.
Седельный тягач — это разновидность тягача, предназначенного для работы с полуприцепами. На сегодня это один из наиболее распространенных видов грузовой техники на дорогах.
Производство седельных тягачей в большинстве случаев ведется на основе грузовиков с упрощением конструкции за счет сокращения длины рамы и замены надстройки на седельно-сцепное устройство для присоединения полуприцепа.
Преимуществами таких тягачей выступает упрощенная эксплуатация, позволяющая выполнять ремонтные работы и обслуживание в любом грузовом автосервисе. Авто с высокими техническими характеристиками (большой грузоподъемностью) и современным внешним видом, они способны удовлетворить потребности любого покупателя. На сегодня седельные тягачи ведущих мировых производителей являются безраздельными лидерами по объемам продаж на рынке.
Сфера применения
Область применения седельных тягачей максимально обширна, особенно при работе на дальних расстояниях на магистральных трассах. При этом они демонстрируют высокий уровень надежности, топливной экономичности и производительности.
Современные модели отличаются продуманной и комфортной кабиной, обеспечивающей непрерывную работу за рулем в течение длительного времени. Универсальность тягачей позволяет в случае необходимости легко сменять прицепную технику в зависимости от типа представленного к перевозке груза. На сегодня распространение получили следующие типы прицепной техники:
- Самосвальные.
- Рефрижераторы.
- Изотермические фургоны.
- Контейнерные платформы.
- Тентовые.
В результате один тягач может последовательно перевозить различные грузы в зависимости от ситуации. Для большинства моделей современных седельных тягачей производители предлагают широкий выбор двигателей, трансмиссий, подвесок и так далее.
Виды тягачей
Для автомобилей данного типа характерна высокая надежность — справляются даже с интенсивной эксплуатацией и серьезными нагрузками. При этом такие параметры сохраняются в любых погодных условиях.
Устойчивость агрегатов к износу и экономичные двигатели обеспечивают сокращение эксплуатационных расходов и повышение уровня прибыльности бизнеса. Соответственно именно экономические показатели становятся основным критерием выбора моделей для коммерческих организаций.
Седельные тягачи в современном понимании массово появились относительно недавно, и стали новым словом в грузовых автоперевозках. Фактически первые машины с паровыми двигателями были именно тягачами по своей сути, буксируя различные прицепные устройства. При этом тягач способен выполнять транспортировку машин строительного и сельскохозяйственного назначения, не обладающего возможностями для самостоятельного перемещения.
При необходимости тягачи способны выступать в качестве эвакуаторов для транспортировки неисправной автотехники, их допускается оснащать в зимний период санями, транспортировать с их помощью авиационную технику и различные негабаритные грузы.
Основные преимущества
Созданные специально для работы с длинномерными полуприцепами, седельные тягачи позволяют обеспечить своим владельцам широкий спектр преимуществ. Среди плюсов, обусловленных конструктивными особенностями, необходимо выделить:
- Максимальная простота присоединения при помощи тягово-сцепного устройства.
- Транспортировка негабаритных и тяжеловесных грузов.
- Высокая универсальность — применение тягача для выполнения широкого спектра задач.
- Надежность сцепления обеспечивает более равномерное распределение нагрузок.
- Перевозка длинномерных грузов из-за минимальной длины тягача.
- Повышенный КПД из-за оптимального соотношения собственной массы с массой груза.
- Повышенная маневренность, необходимая на узких трассах и в условиях городской застройки.
- Упрощенное управление при движении задним ходом в сравнении с грузовиками с прицепом.
- Быстрая смена прицепной техники в зависимости от характера предстоящей перевозки.
- При необходимости на складских операциях могут перемешаться буксировщиками.
- Дополнительная тележки легко трансформируется в традиционный прицеп.
В целом используемые в седельных тягачах конструктивные решения, отвечающие за сцепление с полуприцепом, позволяют добиваться не только необходимой степени надежности соединения, но и сохранения маневренности на дорогах.
Основные недостатки
Естественно, любая техника не может обойтись без слабых сторон, но и в контексте седельных тягачей их количество минимально:
- Без полуприцепа машина не рассматривается в качестве самостоятельного транспортного средства.
- Показатели проходимости тягача при использовании неактивных прицепов оставляет желать лучшего.
Производители седельных тягачей
На сегодня производством автомобилей данного класса занимается 14 государств, включая Россию (Москва). Естественно, что фактически стран, где ведется сборка тягачей больше, но для них характерна только работа с готовыми машинокомплектами с минимальным уровнем локализации или работа дочерних компаний, принадлежащих ведущим автомобильным брендам.
Страна | Производимые марки |
Германия | Mercedes Benz (Actros), MAN (Tgs, Tgx) |
Швеция | Scania, Volvo |
Франция | Renault Trucks |
США | International, Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack, Western Star, Sterling, Oshkosh, Tesla Motors, Caterpillar |
Италия | IVECO, Astra |
Финляндия | Sisu |
Белоруссия | МАЗ, МЗКТ |
Россия | КамАЗ, Урал, ГАЗ, БАЗ, КЗКТ |
Украина | КрАЗ |
Китай | DongFeng, Shaanxi, FAW |
Япония | Hino, Nissan, Fuso, Mitsubishi, Isuzu |
Ю. Корея | Hyundai, Samsung, Daewoo Motors |
Индия | Tata Motors |
Нидерланды | DAF, GINAF |
Источник данных в таблице Wikipedia
В России можно купить седельный тягач у официального дилера завода MAZ компании «Транссервис», которая осуществляет продажу по выгодным ценам и индивидуальным лизинговым предложениям (кредит), предлагая заказать новый 2019 — 2021 года выпуска авто, стандарта Евро 5 в отличном состоянии. Не только грузовую технику, но и дорожные полуприцепы к ней, предоставляя широкий выбор покупателям и доставку по РФ. А так же сервис и запчасти. Закажите звонок с сайта!
Среди новичков рынка можно отметить компанию Tesla. Это всемирно известный производитель электромобилей ведет разработку полностью электрических грузовиков с капотной и безкапотной архитектурой, но пока подобные авто носят в большей степени экспериментальный характер, и по совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик не способны конкурировать с тягачами, обладающими традиционной дизельной силовой установкой.
Основные типы тягачей
На сегодня все седельные тягачи принято по виду конструкции разделять на «американские» и «европейские». Эти автомобили не имеют принципиальных различий в предназначении или кардинальных конструктивных отличий, но определенная разница между ними есть, и она легко воспринимается визуально.
«Американская» схема предусматривает наличие капота. Она применяется в Северной Америке и Австралии, где не устанавливается жестких ограничений по максимальной длине транспортного средства. Элементами подобных авто выступают:
- Тягач.
- Прицеп.
- Двигательный отсек.
- Кабина.
- Спальное место для отдыха водителя (не обязательный).
- Обтекатель воздуха (является опциональной деталью).
- Топливные баки.
- Седельно-сцепное устройство.
- Кузов.
- Выдвижная опора.
Европейская» модель тягачей предусматривает отсутствие капота.
- Тягач.
- Прицеп.
- Двигательный отсек.
- Кабина.
- Спальное место (существует не у всех моделей).
- Обтекатель.
- Топливные баки.
- Седельно-сцепное устройство.
- Кузов.
- Выдвижная опора.
Для более подробного рассмотрения технических возможностей седельных тягачей, целесообразно рассмотреть особенности каждого из типов.
Для автомобилей «американского» типа характерно наличие габаритной кабины капотной схемы, выполненной из пластиков и иных синтетических материалов. Для моделей тягачей евросоюза характерно применение бескапотной схемы с двигателем под салоном кабины. Кабины выполнены из стали, с увеличенной прочностью и надежностью, а меньшая длина грузовика отличается улучшенной маневренностью в условиях ограниченного пространства.
Различия и в тормозных системах, в США используются барабанные диски, а у моделей из Европы дисковые.
В настоящее время в нашей стране более популярными являются автомобили европейского типа. Компактные размеры — удобство в эксплуатации. Кроме того, для авто из евросоюза характерна бортовая электросеть 24V, что несколько больше напряжения в американских машин.
Учесть необходимо и особенности классификации. Для машин из Америки это разделение на средние и тяжелые, в то время как в Европе предусмотрена четкая дифференциация.
Модели «Европы» | Модели «Америки» |
Бескапотные металлические кабины, обладающие компактными размерами. | Используются капотные кабины, выполненные из пластиков и различных полимеров. |
Дисковые тормоза. | Барабанные тормозные диски |
Большинство моделей имеет двухосную конструкцию, в то время как версии с тремя осями редкость. | В большинстве случаев используется колесная формула 6х4. |
Используется практически абсолютная унификация колесных дисков | Унификация колесных дисков, но с собственными национальными стандартами. |
Для трехосных тягачей в большинстве случаев используется механизм подъема оси при работе без нагрузки. | Оборудование подъема осей практически не используется. |
В конструкции предусматривается наличие противоподкатных брусьев, исключающих риски попадания легкового автотранспорта в зону между тягачом и прицепом. | Конструктивно подобные защитные элементы не предусматриваются. |
Модельный ряд имеет четкую градацию по числу осей и мощности устанавливаемых двигателей. | Возможность модели одновременно присутствовать в среднем или тяжелом сегменте с использованием более мощного двигателя |
Используемое бортовое оборудование рассчитано на напряжение в 24V. Такое напряжение используется также на тягачах российского и китайского производства. | Бортовое напряжение 12V обеспечивает завод от легковых авто |
Электрификация тягачей
На фоне повсеместного увлечения электромобилями, некоторые производители приступили к разработке седельных тягачей с электрической силовой установкой. Среди них дальше всех продвинулись инженеры Tesla со своей моделью Tesla Semi. Компания Cummins готовит тягач AEOS, но с ограниченным запасом хода, не превышающего 160 километров. Подобный автомобиль неудобен в повседневной эксплуатации.
Одновременно ведется работа по созданию электрифицированных шоссе. Такой проект в Калифорнии ведется компанией Siemens. Пока контактная сеть eHighway имеет протяженность всего в 1 милю или 1,6 километра.
Она предусматривает использование электрифицированного грузового транспорта по типу троллейбуса.
Разработчики ведут испытания трех грузовиков, из которых только один классический электромобиль, а два обладают гибридными силовыми установками. В авто вводится активный пантограф, позволяющий принимать электрическую энергию, передаваемую дорогой, направляя ее для работы электромотора.
В компании Siemens отмечают, что на каждые 100 тысяч миль пробега грузовики класса 8 позволяют владельцам экономить около 20 тысяч долларов на топливе.
Вы узнали, что такое седельный тягач, его видами и характеристиками, на какие типы подразделяется эта спецтехника и в каких странах производится, новинки и последние тенденции мира грузовиков.
https://maz-diler.ru/blog/sedelnyy-tyagach